Характеристика острова Пасхи и виды статуй

Всем мегалитическим сооружениям присущи общие свойства (см. введение). Можно выделить и общие исторические аспекты:

– изменение частоты Шумана, влияющей на состояние человека и животных, произошедшее в результате планетарной катастрофы,

– влияние местных землетрясений и вулканов,

– наличие периода разрушений,

– наличие сил, которые прячут инструменты и другие необходимые и важные атрибуты функционирования,

– наличие современных сил, скрывающих правдивые факты, легенды, истории, записи, материалы и вводящих заведомо ложную информацию.

Конструктивные особенности статуй, имеющие важное функциональное предназначение

История острова Пасхи столь разнообразна и трагична, что статуи могли несколько раз менять свое место. В разделе по истории острова будут показаны эти периоды. Были даже такие периоды по времени, когда происходило их разрушение. Многие истуканы восстановлены, поставлены в другое место или же установлены на искусственно созданные подставки и пьедесталы без учета ранее имеющихся конструкций. Поэтому при обобщении свойств статуй с острова Пасхи прежде всего учитывались старинные гравюры и старинные рисунки первооткрывателей острова в XVII, XVIII веках. Например, использовались картины Дюше де Ванси 1786 года.

Автором сформулированы общие конструктивные особенности статуй.

1. Большинство статуй имеют три части: корпус самой статуи, подставку (площадку) и шляпу. Именно так изображены статуи на гравюрах и рисунках XVII и XVIII веков.

2. Имеются статуи, содержащие только корпус с заостренной нижней частью.

3. Большинство статуй имеют небольшие наклоны. Статуи, установленные у воды (у моря), имеют наклон в сторону моря, причем наклон может быть со стороны спины. Статуи, установленные у вулканов, имеют наклон в сторону кратеров вулканов.

4. Самые старые статуи имеют основания-пьедесталы с тремя ступенями, другие могут иметь в основании две ступени или же одну подставку, установленную на более массивное основание.

5. Подставки часто размещены на массивных базальтовых пьедесталах.

6. Статуи возле кратера вулкана часто установлены на массивные скальные площадки.

7. Статуи размещены по всему острову, причем самые большие расположены по побережью по периметру острова. Часть статуй, обычно меньшего размера, расположены вдоль кратера вулкана.

8. Некоторые статуи размещены вблизи кратера потухшего вулкана.

9. Имеются комплексы статуй, объединенные одним общим основанием-площадкой. Причем материалы комплексов статуй и габариты статуй зависят от места, у моря они одни, а у кратера другие.

10. Имеются одиночные статуи с подставками, расположенные напротив заостренных статуй.

11. Имелись заостренные статуи, установленные в ряд с промежутками.

12. Размеры статуй могут быть разными, но статуи, установленные в одном месте, имеют одинаковую форму.

13. Встречаются дополнительные конструкции, это или каменные ограждения вокруг статуй, или набор каменных плит, или оборудованное место с ограждением и с камнем для сидения.

14. Встречаются неподалеку от статуй сборные конструкции из ровных базальтовых плит.

15. Размеры статуй могут быть разными, но статуи, установленные в определенных зонах, имеют одинаковый материал, например, установленные возле моря или же возле кратера.

16. Материал статуй корпуса и шляпы – разный.

17. Материал основания и корпуса статуи – разный.

18. На спине самых древних статуй имеются рисунки общего плана и настроечные элементы.

19. Имеются отдельные настроечные элементы или изделия.

Настроечные элементы создавались по следующим признакам: наличие множества зигзагообразных или волнистых линий, наличие круглых резонансных объемов с волнистой, чаще с полукруглой или круглой очерченностью; возможностью изменения объема или же с разными объемами. Все они издавали звуки при настройке на определенную волну.

20. Все корпуса статуй, основания и шляпы имеют кварцсодержащие материалы.

21. Материал большинства корпусов статуй и подставок – вулканический туф или туффит, относящийся к классу базальтов. Материал шляпы – другой, более мягкий туф.

22. Наличие отдельных каменных (базальтовых) плит с круглыми вертикальными отверстиями.

23. Наличие сидячих углублений в скалистых местах рядом со статуями.

24. Точная ориентация по сторонам света улучшает взаимодействие комплекса с естественным электромагнитным полем Земли, что повышает его коэффициент преобразования.

25. Внизу располагается река или подземные воды, которые соединяются с океаном.

Количество статуй на острове Пасхи

Информация о количестве статуй может отличаться. Все дело в том, что в разное время откапывали и продолжают откапывать все новые и новые статуи. Кроме того, известны случаи разрушения статуй.

В середине XIX века все моаи за пределами кратера вулкана Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 моаи восстановлены на церемониальных площадках [113].

Вот информация разных авторов по количеству статуй:

– 900 статуй моаи [111];

– всего на острове Пасхи имеется 997 моаи [113];

– всего насчитывается 887 древних истуканов, сделанных из камня [120];

– 887 гигантских статуй Моаи на острове Пасхи превратили один из самых изолированных уголков планеты во всемирно известное и одно из наиболее загадочных мест [122];

– по всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй, высота их варьируется от 2 до 22 метров, а весят моаи от 20 до 80 тонн [132];

– моаи (статуя, истукан, идол) – каменные монолитные статуи на острове Пасхи в Тихом океане, в настоящее время известно более 900 статуй [123];

– всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку, большая часть из них так и осталась лежать здесь; здесь же лежит и самая большая из них – 19-метровый исполин; одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления статуй [124].

Размеры, вес и описание статуй

Некоторые из статуй наполовину погребены в земле, а другие незавершены. Самым увлекательным зрелищем в кратере Рано Рараку являются моаи в карьере. Некоторые из них являются незавершенными, а до других сегодня невозможно добраться, поскольку они расположены очень высоко на внешней стороне кратера.

Информация о весе самых тяжелых моаи отличается. Причиной этому является неточность определения состава. Например, если считать, что статуи сделаны их гранита или известняка, то вес будет одним. На самом деле они сделаны из вулканического туфа или туффита, принадлежащих к базальтам. Их вес другой.

Привожу отдельные высказывания по размеру и весу.

Здесь можно увидеть один из крупнейших образцов моаи, высота которого составляет 21,6 метра. Он почти в два раза больше других истуканов, которыми прославилось побережье острова Пасхи [113].

Вес незавершенных моаи в кратере Рано Рараку оценивается в 270 тонн и во много раз превышает вес любого моаи, которые можно встретить в других местах на острове [113]. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота – более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Средний размер статуй Моаи составляет 3–5 м, реже он достигает 10–12 м. Средняя ширина их основания – 1,6 м. Вес – около 5 тонн, реже 10 тонн и более. При этом самая крупная из установленных статуй весит не более 15 тонн [129].

Высота самой тяжелой статуи составляет около 90 тонн, при росте в 15 метров! Ученые установили, что статуи создало племя каменотесов, живших здесь задолго до прихода европейцев [120].

В литературе [132] приводится рисунок моаи. Он состоит из трех частей: основания высотой 2 м, корпуса статуи высотой 9,8 м и шляпы в 1,7 м (рис. 1).


Рис. 1. Размер статуи моаи с острова Пасхи [132]


Хотя все гигантские моаи похожи, существуют разновидности. Их основание находится там, где должны быть бедра статуи, а руки с длинными тонкими пальцами вытягиваются через выпуклый живот и неподвижно висят. Головы у статуй вытянутые и прямоугольные, с тяжелыми бровями и выступающими носами, маленькими ртами с тонкими надутыми губами, выпуклыми подбородками и удлиненными ушными мочками, некоторые из которых вырезаны в виде вставных ушных украшений.

Физические особенности статуй выглядят не так, как у местных полинезийцев.

Джон Макмиллан Браун пишет [132], что в целом они выражают надменное презрение и властную волю; это выражение победоносных воинов и создателей империи. Хотя высокомерный и решительный взгляд дается на лица всех статуй, они никогда не бывают одинаковыми; каждый выглядит так, как если бы он был задуман как индивидуальный портрет. У ранних европейских исследователей сложилось впечатление, что статуи острова Пасхи были идолами, но ни один моаи, как известно, не носил имя божественной личности, как бог-создатель Макмейк.


Рис. 2. Статуи острова Пасхи [185]


Все они были известны под общим названием aringa ora, «живых лиц» прошлого. Партия капитана Кука слышала, что к некоторым применялся термин «арики» – вождь, в то время как у других были прозвища, такие как «Скрученная шея», «Тат-нога» и даже «Плохой запах» (из-за перевернутых ноздрей). Они обычно рассматриваются как стилизованные представления обожествленных высокопоставленных предков, служащие для поддержания их памяти живыми, и как посредники между миром живых и миром богов.


Рис. 3. Рисунки на спине моаи [131]


Считается, что прибрежные статуи обращены внутрь страны к деревням, чтобы обеспечить защиту, проецируя ману (оккультную силу), акуаку (духов предков), которые они представляли. Их расположение вблизи берега, возможно, также было разработано для предотвращения вторжения со стороны моря, учитывая наивные легенды о том, что первоначальные поселенцы покинули частично затопленный остров.

Фигуры с руками, лежащими на животе, широко распространены в других местах Полинезии, а также в Южной Америке. В традиционной резьбе по дереву у маори, в Новой Зеландии, руки фигур размещены на животе, для защиты ритуальных знаний и устных традиций, которые, в соответствии с верованиями местных жителей, хранятся именно в животе.

Жан-Мишель Шварц говорит, что положение рук указывает на точку на животе, или «каменную дверь», где китайская медицина находит исконный центр воспроизводств энергии и жизненной силы, а также место бессмертия. На спине имеются рисунки (рис. 3).

Считается, что статуи, возможно, были введены в эксплуатацию при жизни старейшин, но у них не вырезали глаза, пока они не были перенесены на платформы – после того, как человек умер. Только статуи на платформах получили глазницы, и в 1978 году было обнаружено, что моаи были когда-то снабжены красивыми инкрустированными глазами из белого и красного коралла. Некоторым статуям на платформе также была дана красная «шляпа» (пу-као), и есть признаки того, что некоторые могли быть окрашены в красный и белый цвет.


Рис. 4. Выкопанная моаи. Рисунок на спине [192]


Прямолинейность или вогнутая кривая носа у статуй заметно контрастирует с часто выпуклыми носами на деревянных фигурах острова. Одной из версий островитян считается, что весь моаи был фаллическим символом. У многих статуй есть резные изображения на спине (рис. 3, 4, 5), которые часто интерпретируются как татуированные знаки ранга. Некоторые статуи также украшены резьбой по птицам (рис. 6 и 7), двухлопастными веслами и надписями, но это более поздние дополнения. Часто говорят, что линии, которые изгибаются через поясницу, представляют собой «пояс», связанный с набедренной повязкой. Некоторые островитяне истолковывали рисунок тройного лука с кругом (или иногда двумя) на спине и М-образный рисунок под ним, как представляющие радугу с солнцем вверху и дождем под ним.

Фрэнсис Мазьер сказал туземцу, что рисунки на спине представляют элементы жизни: солнце, луна и молния с громом, означающим электричество. Шварц утверждает, что они представляют три элемента вселенной: солнечный свет, воду или море и гору или землю. Он говорит, что круг на уровне крестца указывает на то, что туда вошла мана (благодать). Древняя китайская медицина называет эту часть тела человеком или «дверью жизни».


Рис. 5. Это гиганты – жители Лемурии, так считают в [190]


Рис. 6. Моаи с петроглифами птицечеловека [193]


Рис. 7. Статуя с острова Пасхи, которая полвека стояла в Британском музее [194]


Желто-коричневый туф кратера Рано Рараку представляет собой уплотненный вулканический пепел. О твердости камня не следует судить по рассыпчатой наружной поверхности статуй. Фигуры такие же твердые, как кость, ниже наружной поверхности, так же как и внешняя поверхность, на которой она не подверглась воздействию дождя.

Испанские гости 1770 года ударили статуей мотыгой, и полетели искры. В какой-то момент была предпринята попытка обезглавить статую, но она закончилась неудачей, и ущерб распространяется не более чем на ширину руки в гигантскую шею. С помощью молотка и зубила член команды Хейердала потратил полчаса, чтобы отколоть кусок камня размером с кулак в карьере. Другие авторы, кажется, противоречат этому, говоря, что под внешним слоем камень лишь немного тверже мела, и его можно довольно легко разрезать и формовать даже с помощью каменных инструментов. Но следует отметить, что качество породы сильно различается. В самой высокой точке на внутренней стороне кратера, есть ряд цилиндрических отверстий на глубину и ширину более одного метра, с горизонтальными каналами, соединяющими их в нижней части.

Существуют разные версии по поводу этих отверстий. Одна из версий заключается в том, что в отверстиях стояли большие стволы деревьев с веревками вокруг них, хотя некоторые из отверстий вызывают недоумение, и считается, что они могли использоваться для наматывания и хранения веревки. Но даже если бы такая подъемная система когда-то существовала, она была бы полезна только для операций на одной части внутреннего склона.

Замечания автора, к.т.н. Александра Матанцева. На всех старых или первых статуях моаи имеются рисунки, аналогичные рис. 3 и 4. Изображения птиц (рис. 6 и 7) являются новоделом, они исполнены в более поздние века местным населением. Это подтверждается многими рисунками и малыми статуэтками птиц-людей у местного населения. Особо следует отметить рисунки спиралей (рис. 70). Это может быть элементами настройки на определенную частоту и будет рассмотрено в главе по технической версии.

Во многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3–3,2 г/см3), а не реальные лёгкие базальтовые породы (меньше 1,4 г/см3, редко 1,7 г/см3). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиритовая статуи действительно изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала [123]. Обычный размер моаи – 3–5 м. Средняя ширина основания – 1,6 м. Средний вес таких статуй – менее 5 т (хотя указывается масса 12,5–13,8 т). Реже высота статуй – 10–12 м. Не более 30–40 статуй имеют вес более 10 т. Самая высокая из заново установленных – это моаи Паро (Paro) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura) высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории – моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая – Пиропиро, 11,4 м [123]. А вообще крупнейшая статуя – El Gigante размером около 21 м (по разным сведениям – 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес – и 145–165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания. Вес каменных цилиндров не более 500–800 кг, реже 1,5–2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.


Рис. 8. Незавершенная статуя моаи [125]


Вес этого моаи оценивается в 270 тонн и во много раз превышает вес любого истукана в других местах на острове. Ученые считают, что некоторые из незавершенных моаи были заброшены после того, как их создатели в конце концов наткнулись на очень твердую породу при разработке карьера. А другие скульптуры якобы даже не собирались отделять от породы, в которой они были вырезаны. Кроме того, некоторые моаи за пределами карьера частично вкопаны по плечи в землю. Что интересно, именно у этих моаи нет выдолбленных глаз. Франсис Мазьер говорит еще более решительно. «Можно предположить все что угодно, но перед лицом 22-метровой законченной статуи (высотой с семиэтажный дом), возвышающейся на горе Рано Рараку, не устоит никакая логика. Подумайте только, голова и шея – 7 метров высоты и 3 метра в диаметре, длина носа – 3,4 метра; высота туловища – 13 метров, вес 50 тонн! В настоящее время в мире найдется не очень много кранов, чтобы справиться с подобной махиной». На самом деле действительность иная. Потому что такая статуя только одна, и она не возвышается на горе Рано Рараку, а лежит в нише под горой, в самой ее нижней точке. Она не отделена от скального основания. Есть и другие изваяния долгоухих, которые и по замыслу высекались в положении лежа. Где доказательства того, что статую собирались ставить? У. Томсо описал в 1886 году статую, лежащую над устьем Родовой пещеры, в которой хранились черепа предков.

Известный исследователь Эрих Дэникен в нашумевшей книге, а затем в фильме «Воспоминание о будущем» писал: «Сотни огромных фигур и сегодня вызывающе смотрят на путешественников с 10- или 20-метровой высоты. Вес их достигает 50 тонн. Они похожи на роботов, которые как бы того и ждут, чтобы начать действовать. Когда-то эти колоссы имели шапки, но и они не помогли разгадать загадку этих статуй. Одна из таких шапок – каменная глыба весом в 10 тонн – валялась не в том месте, где была статуя». И тут же следует категорический вывод: «Местные жители не могли бы создать эти огромные статуи». Ответ неожиданный: это пришельцы из космоса облюбовали сей уединенный островок как стартовую площадку и оставили изваяния своих помощников-роботов [127].

Базальт – прочная, очень вязкая и труднообрабатываемая порода с удельным весом около 3–3,2 г/см3. Знаменитый исполин имеет высоту 22 метра (фактически 21,8 метра), плечи у него шириной 2,5 метра, значит, в сечении около 5 квадратных метров. Вот и получается, за вычетом усеченных частей, примерно 30–40 кубометров, отсюда и вес 50–80 и даже 100 тонн. Но материал статуй только по химическому составу соответствует базальту, а по структуре это туфы, туф-фиты и даже пемзы. Их объемный вес только в отдельных штуфах достигает 1,7 г/см3, а фактически обычно меньше 1,4 г/см3. В хорошо высушенном состоянии они плавают, так как легче воды. Самая тяжелая шапка никак не может быть тяжелее 5 тонн. Обычный размер статуй 3–5 метров, встречаются статуи высотой 10–12 метров (рис. 10).

Следовательно, «стандартный» вес истукана менее 5 тонн, и не более 30–40 статуй имеют вес более 10 тонн. Знаменитую «стандартную» статую Хоа-Хака-Нана-Иа (см. рис. 7) матросы свободно погрузили в шлюпку и переправили на корабль. Сейчас на острове Пасхи ведутся реставрационные работы, и бригада рабочих легко обходится 15-тонным краном для установки самых крупных статуй. Несомненно, по мере того как из поколения в поколение, из века в век росло мастерство и совершенствовалась организация, стало вопросом престижа обладать возможно более высоким и внушительным монументом.


Рис. 10. Статуи разного размера [130]


Вот одна из версий. Если истуканы, созданные в Ранний период, редко превосходили в высоту два-три метра (правда, высота коленопреклоненной статуи – 3,67 м), то в Среднем периоде скульптуры становились все выше, достигая чудовищных размеров. Самая большая из установленных на аху статуй проделала путь в семь километров до Те-пито-те-кура. Этот монолит весил около 82 т, высота его 9,8 м. К тому же голову его венчал цилиндр весом 11,5 т и высотой 2,4 м. Самое большое раскопанное изваяние из числа временно установленных у подножия Рано Рараку – статуя № 295 достигало в высоту 11,4 м; среди незаконченных истуканов, лежащих на спине в мастерской, самый длинный – 20,9 м.

Время установки статуй

Статуя с бородой и на коленях Тукутури сделана из красного вулканического шлака, который можно найти, как уже упоминалось ранее, только в Пуна Пау (рис. 11). Тем не менее исполин «сидит» на Рано Рараку, представляющий собой туфовый карьер. Это заставляет предположить, что Тукутури – последний моаи, которого сделали уже после того, как прекратили делать классические статуи моаи [113].


Рис. 11. Статуя Тукутури [122]


В середине XIX века все моаи за пределами кратера Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали. Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах [123].

В литературе [124] считают, что моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания статуй могла зародиться именно здесь [124]. По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители острова Пасхи), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н. э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении 1200–1500 гг.).

Более полное описание дал американский ученый Л. И. Чабб, сравнивший геологию острова Пасхи с архипелагом Галапагос и островом Кокос, лежащими к северу от экватора [150]. Главный его вывод сводился к тому, что катастрофические геологические события происходили на острове десятки миллионов лет назад, где-то на рубеже «эры ящеров», мезозойской, и современной кайнозойской эры. За последние же тысячелетия остров, как говорит ученый, «не понизился ни на ярд». Публикация Л. И. Чабба появилась в 1933 году. В том же году на острове Пасхи в течении 8 дней работал американский геолог М. Бэнди, сделавший довольно подробное петрографическое описание пород и выполнивший 24 анализа. Однако первая схема геологического строения острова Пасхи появилась только в 1967 году. В краткой заметке П. Бейкер давал самое общее представление об острове. В том же 1967 году была сделана попытка определить возраст вулканических пород острова. Экспедиционное судно «Карусел» Океанографического института Скриппса, расположенного в США, в Калифорнии, с этой целью на три дня подходило к острову Пасхи. Взятые пробы позволили определить возраст пород с помощью так называемого калий-аргонового метода. Все они, вопреки мнению Л. И. Чабба и тех исследователей, которые относили возникновение острова Пасхи ко временам динозавров, дали поразительно молодую дату – менее одного миллиона лет! В среднем шесть проб дали цифры 0,72 ± 0,43 миллиона лет. Но, к сожалению, такие данные представляют небольшой интерес для науки. Все измерения шли на пределе возможностей датировки с помощью калий-аргонового метода [150].

Дополнение автора, Александра Матанцева, по возрасту моаи. Если обобщить все высказывания и литературу, то выявляются три гипотезы:

1. Возраст истуканов моаи не более двух-трех тысяч лет, и они созданы местным населением.

2. Возраст истуканов моаи значительно больше, и они созданы неизвестными племенами, существовавшими на острове еще до прихода местного населения.

3. Возраст истуканов аналогичен возрасту пирамид в Гизе, они созданы сразу же после великого потопа 12 тысяч лет назад. Более вероятностный вариант будет выбран после рассмотрения вопроса об изменении климата.

Особенности острова

Остров Пасхи расположен в одном из самых изолированных мест в мире. Это один из самых удалённых от суши населённых островов в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет около 3500 км, а до ближайшего населённого места (остров Питкэрн) – более 2000 км! Этот клочок земли площадью 164 квадратных километра обособлен от всего мира [132].


Рис. 12. Остров Пасхи (или Easter Island) в Тихом океане [132]


Остров Пасхи, или Рапа-Нуи (англ. Easter Island), представляет остров вулканического происхождения в юго-восточной части Тихого океана. Он принадлежит Чили. Его площадь составляет 165,5 км2. Население – около 2 тыс. человек. Около 40 % из них – коренные жители – полинезийцы (рапануйцы), остальные преимущественно, чилийцы. Рапануйцы говорят на рапануйском языке (см. полинезийские языки). Верующие на острове – католики. Административный центр – поселок Ханга-Роа.

Остров имеет форму треугольника, по углам которого возвышаются вулканы: Рано-Арои (539 м, высшая точка острова), Катики (377 м), Рано-Као (324 м), между ними – холмистая равнина, сложенная вулканическими туфами и базальтами. Берега скалистые, труднодоступные. Климат субтропический. Среднемесячная температуры от 18 до 23 °C; осадков около 1300 мм в год. Растительность состоит, преимущественно, из трав. Кроме того, имеются немногочисленные эвкалипты, бананы. Остров связан авиалинией с г. Сантьяго (Чили) и островом Таити [131]. Ко времени открытия острова голландским мореплавателем Я. Роггевеном (5 апреля 1722 г., в день Пасхи, отсюда название острова) население, находившееся на стадии разложения первобытно-общинного строя, достигало 3–4 тыс. чел. В 1862 перуанские работорговцы истребили большую часть коренных жителей; была разрушена их самобытная культура. В 1888 г. остров Пасхи был присоединён к Чили. Коренные жители занимаются земледелием (бататы, сахарный тростник, бананы) и рыболовством, работают на скотоводческих фермах, изготовляют сувениры для туристов.

Это место находится на нижних склонах Теревака – самого большого и самого молодого из трех потухших вулканов, которые, собственно, и образуют Рапа-Нуи (более известного как остров Пасхи) [111].

Среди огромного количества достопримечательностей есть на этом острове место особое – вулканический кратер Рано Рараку из спрессованного вулканического пепла или туфа [113]. Рано Рараку – потухший вулкан высотой около 150 метров, находящийся в восточной части острова посреди поросшей травой равнины, в 20 километрах от города Ханга-Роа и в одном километре от побережья [111].

Почти все статуи на острове Пасхи (95 %) были вырезаны в каменоломнях этого кратера, а затем каким-то образом перемещены на многие километры в различные места по всему острову. На склоне видны моаи, которые по какой-то причине либо не были завершены, либо их не переместили куда нужно [125].

Вулкан образовался в период голоцена. Он является вторичным вулканом Маунга Теревака, самой крупной возвышенности острова. Рано Рараку по форме представляет собой пирокластический конус. Высота его вершины составляет 511 метров.


Рис. 13. Кратер на острове [113, 125]


Рис. 14. Края кратера [130]


Рис. 15. Вода и статуи в кратере [130]


Рис. 16. Склоны Теревака [125]


Склоны вулкана покрыты мягким травяным ковром, напоминающим альпийские луга, юго-восточный склон частично обрушен. Местные жители считают, что в течение почти пяти столетий, Рано Рараку использовался для разработки карьеров. Именно здесь добывали камень для большинства известных монолитных скульптур острова Пасхи, известных как моаи. Сегодня можно увидеть, как остатки целых 387 моаи разной степени завершенности буквально опоясывают кратер. Рано Рараку сегодня является частью Всемирного наследия национального парка Рапа Нуи.

Этот вулкан был действующим в древние времена.

Остров Пасхи находится в тектонически активном районе. Но не только колебания земных недр сотрясают его основу. На острове непрерывно ощущается колебание почвы под ударами могучих волн океана. На берегу бухты Тонгарики, чуть южнее Рано Рараку, был проведен простой эксперимент: на скальный выступ поставили кружку, до краев наполненную водой. Во время наката волн часть воды из кружки расплескивалась. Дрожание почвы на острове могло перемещать статуи вниз по склону под действием так называемого свайного эффекта. После раскопок археологов жители острова тотчас засыпали раскоп, так как боялись, что статуя уйдет в землю. На склонах Рано Рараку действительно есть истуканы, которые «ушли» под пепел. Статуя с кораблем, которую раскапывали участники экспедиции Хейердала, погрузилась в почву почти на 80 сантиметров за те несколько лет, что разделяют время работы норвежских археологов и посещение Рано Рараку советскими геологами. Нет сомнения, что статуи на склонах Рано Рараку как внутреннего, так и внешнего, были перемещены вниз по склону и там опущены в заранее приготовленные ниши. Вполне вероятно, что статуи смещались по склону сами собой, под действием микросейсмических смещений почвы, за счет ее дрожания, пока не соскальзывали на уготованное им места [127].

Кэтрин Рутледж обнаружила три основные дороги шириной около 3 м каждая, отходящие от Рано Рараку (рис. 17). Они были обнаружены, когда горизонтальные лучи заходящего солнца, показали углубления в земле. Упавшие статуи лежат вдоль определенных участков дорог, но с очень нерегулярными интервалами. Южную дорогу можно проследить от Рано Рараку, с одним или двумя пробелами, почти до подножия Рано Као. 29 разбросанных статуй лежат вдоль него, большинство более 20 футов в высоту, а некоторые более 30 футов.


Рис. 17. Дороги на острове Пасхи [132]


Другая дорога пролегала через щель в стене кратера в направлении западной части острова. Здесь ни так, как на южной дороге, и имеется 14 статуй, которые установлены все дальше друг от друга с увеличением расстояния от горы. Третья дорога проходит в северном направлении и намного короче двух других. Здесь есть только 4 статуи, покрывающих расстояние приблизительно в милю.

Кроме того, имеются признаки того, что некоторые из статуй на юго-восточной стороне Рано Рараку могли находиться на четвертой дороге под обрывом, и к платформе на южном побережье подходит дорога с 5 или 6 статуями. Многие исследователи не согласны с Рутледж и считают, что все статуи, найденные между карьером и платформами, были в процессе перемещения. Геолог Кристиан О'Брайен, однако, посчитал, что по крайней мере 56 из 61 статуй, найденных в настоящее время разбросанными по старым дорогам внутри острова, находятся в месте, предназначенном для их возведения. Некоторые из них стояли на каменных платформах, как и некоторые из правых статуй у подножия Рано Рараку.

Чарльз Лав осмотрел около 20 км из 40 км дорог, построенных из Рано Рараку, сосредоточив внимание на трех основных дорогах и нескольких ответвлениях. Фленли и Бан описывают свои предварительные выводы как «поразительные»: «Дороги пересекают старые базальтовые потоки и неглубокие долины между ними, и имеют основную конструкцию. Раскопки 10-метровых и 20-метровых участков показали, как они были очищены, разрезаны, классифицированы и во многих местах заполнены почвой. Различные уклоны вверх и вниз были обрезаны и заполнены, чтобы помочь движущимся статуям, и ясно, что для этих дорог требовался большой совместный труд – в долинах сделаны плоские поверхности около 5 м в ширину. По крайней мере, в одной области был сделан тротуар, очевидно, чтобы облегчить движение через участок грубой коренной породы. Некоторые участки дороги были высечены на поверхности более высоких базальтовых потоков, очевидно, чтобы избежать плоской поверхности, с дорожками, вырезанными в неглубокий V или широкую U-образную форму, шириной около 5,5 м и глубиной 30 см (хотя в других местах дороги кажутся наполовину потертыми на поверхности земли, а не прорезанными в скале).

Вырезанные участки дороги не помогают каткам или наклону статуи. Кроме того, хрупкие статуи были перевезены на многие далекие аху (подставки), вверх и вниз по крутым холмам и по неровной и каменистой земле, где вообще не было никаких следов дороги.

Кэтрин Рутледж рассказывает следующий анекдот. Когда-то мы осматривали аху, построенный на возвышении, одна сторона была отвесной скалой, другая была склоном 29 футов, таким же крутым, как крыша дома, около вершины лежала статуя. Самые умные из наших гидов обратились ко мне значительно: «Вы хотите сказать мне, что это не было сделано могущественными силами». Рутледж отмечает, что, кроме церемониальных дорог и их продолжений, есть следы другого пути, который, как говорят, проходит по всему морскому побережью острова. Она известна как Ара Махива, ара означает «дорога», а Махива – это имя духа или божества, которое, как считается, сделало это. Дорога выглядела как сплошная борозда: на северном и западном побережьях она проходит большую часть пути вдоль вершин скал и проходит вдоль восточного и западного краев Рано Као.

Когда остров был впервые создан и стал известен нашим предкам, земля была пересечена дорогами, красиво вымощенными плоскими камнями. Хеке был строителем этих дорог, и именно он сидел на почетном месте посередине, где дороги разветвлялись во всех направлениях. Дороги были хитроумно придуманы, чтобы представить план паутины серого и черного остроконечного паука, и ни один человек не мог обнаружить его начало или конец.

Массивные пандусы не использовались, чтобы поднять статуи на платформы; это потребовало бы колоссального количества дополнительного труда. Pukao – головной убор или topknot – это мягкий цилиндр из красного туфа, добытый из небольшого кратера в Puna Pau. Некоторые принимают форму усеченного конуса, в то время как другие имеют более узкую ручку в верхней части. Поскольку их имеют только около 60 статуй, считается, что они являются поздним дополнением, связанным только со статуями на крупнейших и наиболее важных платформах.

Некоторые исследователи рассматривают их как признак продолжающегося соперничества между сельскими жителями или родственными группами. Наблюдательные и поэтичные маори с помощью мифа объяснили происхождение Северного острова, действительно напоминающего очертаниями ската с заливом-выемкой на восточном берегу. Но рассказы о чудесном рыболове Мауи заставляют подумать и о другом. Мауи известен не только в Полинезии, но в Микронезии и даже в Меланезии, например, на новых Гебридах. Сказания о нем – это один из древнейших пластов полинезийского фольклора, они уходят в глубь тысячелетий. Мифы об островах, где удил Мауи, в общем-то, верно, хотя и в образной форме, трактуют о происхождении архипелагов Полинезии: большинство их образовано деятельностью вулканов, они и в самом деле поднялись со дна океанов. На коралловых атоллах бытуют иные легенды, которые связывают происхождение мира с магической коралловой ветвью [150].

Однако есть и третья точка зрения, которую отстаивает ряд советских и зарубежных ученых, включая и такого видного ученого, как В. В. Белоусов. По мнению этих ученых, Пацифида в Тихом океане существовала. Речь уже шла о Восточно-Тихоокеанском поднятии – грандиозной горной стране, тянущейся через океан, но погруженной под его воды. Параллельно ей, но уже на суше, расположена гигантская горная цепь Анд – Кордильер, занимающая тихоокеанское побережье Америки. По мысли В. В. Белоусова, это две половины одной колоссальной складчатой зоны, у которой одна половина, западная, погружена под воду, а вторая является цепью гор, образующих Кордильеры и Анды. Когда-то обе половины находились на поверхности и были сушей, материком, то есть Пацифидой. Но повсюду, где сторонники Пацифиды предполагают существование древнего затонувшего материка, геофизики находят не материковую, а океаническую кору. Материковая кора может превратиться в океаническую, лишившись гранитного слоя, присущего только ей, но такое преобразование идет не один десяток миллионов лет. Эти масштабы геологии несовместимы с масштабами человеческой цивилизации, а тем более заселения Полинезии, которая насчитывает несколько тысяч лет [150].

Окончательный удар гипотетическим материкам – Пацифиде, Атлантиде и многим другим – нанесли результаты бурения скважин на дне всех океанов и поднятые колонки грунтов. Дело в том, что в последние годы осуществляется широкая программа разбуривания дна океанов. Тихий океан разбурен регулярной сеткой скважин и освещен линиями грунтовых колонок. Густота сети и маршрутов такова, что укрыться материку негде. Точнейшими методами радиогеохимии океанологи научились определять скорость отложения осадков на дне океана. В частности, один из авторов во время рейса на «Дмитрии Менделееве» как раз и занимался этим вопросом. Оказалось, что скорость отложения осадков в окрестностях острова Пасхи и по всей Перуанской котловине составляет 1,5 мм за тысячу лет. На основании этого можно сделать вывод: если бы имелся на дне материк, опустившийся на памяти людей, то на нем не было бы осадков, они не успели бы накопиться. Фактически все трубки из скважин поднимали до 15 метров осадочных пород, что соответствует 30 миллионам лет. Данные результаты отчетливо вырисовывают громадную мощность осадков, более 150 метров. А это значит, что и сотни миллионов лет тому назад предполагаемых материков в Тихом океане не было. Однако нельзя быть уверенным в том, что в Тихом океане не могли существовать когда-то острова, ныне затонувшие. Есть неопровержимые доказательства того, что число островов было гораздо большим, чем ныне. Да и сами архипелаги и острова Полинезии являются лишь вершинами хребтов, в то время как их основная часть покрыта океаном.

Цепочка Гавайских островов – это только надводная вершина огромного Гавайского хребта, порожденного более чем 50 вулканами, сомкнувшими свои основания и образовавшими непрерывную, гряду шириной в 200–300 километров, протянувшуюся более чем на 2000 километров. Хребет этот постепенно погружается в океан, особенно его северо-западная часть. Вот почему самый южный остров архипелага, Гавайи, самый крупный, и чем дальше на север, тем меньше по размерам становятся острова и вулканы [150].

Во время визита советской экспедиции на остров Пасхи в 1958 г. с борта дизель-электрохода «Обь» был проведен эхолотный промер шельфа – мелководного пространства, окружающего остров. Оказалось, что оно невелико, всего лишь 6 миль в ширину. Средняя глубина этого мелководного «пятачка», окружающего остров Пасхи, равна 120 метрам. Склоны круто обрываются в пучину океана. Значит, даже во времена последнего великого оледенения, когда уровень океана был ниже нынешнего на сотню или более метров, остров Пасхи не был «большой землей». Прибавление к нему области нынешнего мелководья – шельфа – совсем ненамного увеличило бы площадь острова.


Рис. 18. Каменоломня Рано Рараку, где изготавливали каменные статуи [121]


Геолог и океанолог Л. И. Чабб, исследовавший остров Пасхи в начале 30-х годов, считал, что Рапа-Нуи не понизился ни на ярд за последний миллион лет. Исследования советских геологов и океанографов, показали, что Чабб не совсем прав. Остров Пасхи, действительно, не понижался, но береговая линия его была не всегда стабильна: остров воздымался [150]. Большинство пещер острова Пасхи расположено на уровне океана или немного выше него. Это указывает на поднятие острова, а не на его погружение. О том же говорят ниши, результат работы океанских волн, выбитые в скальных уступах и на внешнем обрыве вулкана Рано Рараку, ныне возвышающиеся над уровнем моря на много метров.

Места расположения статуй на острове Пасхи

На сегодняшний день остров Пасхи является территорией государства Чили. Население составляет приблизительно 6000 человек, основным доходом которых является туризм и сельское хозяйство [120]. Статуи острова Пасхи разбросаны по всей его территории. Всего насчитывается 887 древних истуканов, сделанных из камня. Основная их часть находится в национальном парке Рапа-Нуи, который занимает половину острова.


Рис. 19. Статуи до сих пор лежат на вершине Рано Рараку, где они были вырезаны [132]


Одна из загадок острова – почему большая часть работ по вырезанию статуй была сделана до перемещения статуй на платформе, и даже до того, как они спустились вниз по склону карьера вместо того, чтобы просто вырезать грубые блоки, а затем перевезти их в более удобное рабочее место [132].

Около 200 статуй по-прежнему стоят по обе стороны от кратера, все спиной к холму. Несмотря на то, что только головы обычно выступают над поверхностью, они представляют собой полные статуи, подобные тем, что на платформе, самые высокие из которых имеют высоту более 11 м. На равнине, прилегающей к внешнему склону, еще около 30 статуй лежат на поверхности, в основном на их фронтах. Другие разбросаны по доисторическим «дорогам» или следам, выходящим из карьера. Если было намерение перенести все статуи на платформы, неясно, почему некоторые были зарыты в кратер, учитывая дополнительные усилия, необходимые для их вывода. Многие исследователи считают, что статуи внутри кратера не предназначались для удаления, а были установлены там навсегда, лицом к озеру. Это объяснило бы, почему в карьере осталось больше законченных или незаконченных статуй, чем когда-либо могло быть установлено на существующих платформах.

Исследователи, такие как Кэтрин Рутледж, возглавлявшая первую археологическую экспедицию на остров Пасхи в 1914/15 гг., и Фрэнсис Мазьер, полагали, что некоторые, если не все, статуи, стоящие на внешнем склоне, возможно, также должны были остаться там, охраняя вулкан. Некоторые из вертикальных статуй фактически стоят на каменных тротуарах. Большинство стоящих статуй на обоих склонах были подняты примерно вдоль оси, проходящей к северо-западной части к юго-востоку, и каждая статуя имела немного различную ориентацию.


Рис. 20. Статуи стоят на склонах [132]


Южный склон Рано Рараку на острове Пасхи буквально усеян большим количеством моаи [113]. Средний размер статуй здесь немного меньше, чем на внешней стороне кратера и сделаны они намного грубее. До сих пор неизвестно, зачем было делать статуи внутри кратера, ведь вытащить оттуда многотонную монолитную скульптуру без повреждений даже в наше время с применением техники – весьма сложная задача. Есть гипотеза – это ни что иное как учебная площадка острова [113]. Все моаи, вопреки распространённому мнению, «смотрят» вглубь острова, а не в сторону океана.


Рис. 21. Расположение статуй на острове Пасхи [113]


Рис. 22. Статуи на берегу [132]


Рис. 23. Статуя на берегу [144]


Тукутури сделан из красного вулканического шлака, который можно найти, как уже упоминалось ранее, только в Пуна Пау. Тем не менее он «сидит» на Рано Рараку, представляющем собой туфовый карьер.

Статуи острова Пасхи разбросаны по всей его территории. Основная их часть находится в национальном парке Рапа-Нуи, который занимает половину острова [120].

Первое серьезное исследование статуй на острове Пасхи было проведено в 1914–1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, всего около 400 статуй [124].

Состоящие из вулканических пород, истуканы Пасхи вышли из недр вулкана Рано Рараку. Именно в этом месте больше всего каменных идолов. У подножия вулкана они и застыли, попав в непривычную для них среду [120]. В недавнем времени археологи обнаружили интересную находку при раскопках на острове Пасхи. Оказывается, так глубоко статуи были закопаны ненамеренно. Ученые утверждают, что их занесло слоем земли и щебня, скорее всего, из-за сильного цунами на острове или же других климатических изменений.


Рис. 24. Статуи у бывшего вулкана [121]


Рис. 25. Загадочные истуканы будто оберегают остров Пасхи [121]


Рис. 26. У многих статуй засыпан торс [121]


Рис. 27. Статуи на склоне Рано Рараку [124]


Рис. 28. Величественные и загадочные истуканы [121]


Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая – Пиропиро, 11,4 м [123]. Более ранние моаи были установлены на платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Аху (платформы) сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова.


Рис. 29. Статуи на одной аху (платформе) [124]


Почти половина, или 45 % всех моаи (394 или 397), так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием со склона вулкана [123]. За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао (шляпами), имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году [124]. В настоящий момент большинство памятников вновь установлены на платформы возле океана.

В этом месте есть много интересных вещей. К примеру, такие уникальные растения, как камыш «тотора», которым заросли берега озера в кратере, некоторые люди считают первыми свидетельствами контакта с южноамериканским материком. Тотора росли в этом месте по крайней мере в течение 30 000 лет, задолго до того, как на Рапа-Нуи поселились люди.


Рис. 30. Южный склон Рано Рараку усеян большим количеством моаи [125]


Самым увлекательным зрелищем на Рано Рараку являются моаи в карьере. Некоторые из них являются незавершенными, а до других сегодня невозможно добраться, поскольку они расположены очень высоко на внешней стороне кратера. Здесь можно увидеть один из крупнейших образцов моаи, высота которого составляет 21,6 метра. Он почти в два раза больше своих «собратьев», которыми прославилось побережье острова Пасхи [125].

Некоторые моаи за пределами карьера вкопаны по плечи в землю. Что интересно, именно у этих моаи нет выдолбленных глаз. Кроме того, у них нет «пукао» на верхушке – шляпообразной структуры, вырезанной из светло-красного вулканического камня, который добывали в другом месте, Пуна Пау. Тем не менее именно эти моаи стали настоящей «визитной карточкой» острова. Из всех археологических чудес на Рано Рараку есть одно, о котором знает довольно мало туристов, и которое, пожалуй, самое необычное из всех – бородатый моаи.

Чтобы попытаться решить загадку изготовления статуй, нужно прежде всего обратиться к «горе ваятелей», Рано Рараку, и слагающим ее породам. Стоя на склоне горы, они смотрят с непостижимым спокойствием на море и землю, и тут сразу чувствуешь, как их контуры начинают вас завлекать, несмотря на свою упрощенность. И чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение, неизменное ощущение спокойного благородства, очарования и тайны. Вся картина действует особенно сильно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами, постепенно вытягиваются на великолепном, переливчатом фоне западного горизонта» [127]. Рано Рараку, – это самый крупный из паразитных вулканов. Кратер вулкана не сплошной. Почти широтной по направлению трещиной кратерное кольцо разбито на две неравные половины. Анализ ориентировки упавших с аху статуй показывает, что их положение к странам света строго закономерно. Подавляющее большинство истуканов ориентировано параллельно северо-восточному берегу, а вернее сказать северному, потому что берег почти точно совпадает с географической параллелью. Эта ориентировка в точности совпадает и с направлением трансформного разлома. Следовательно, направление сейсмического удара, вернее сейсмических ударов, не случайное, а связано с движением плит вдоль трансформного разлома.


Рис. 31. Моаи, 1880 год [125]


Рис. 32. Гравюра на холсте маслом Уильяма Ходжеса, когда он сопровождал капитана Кука во время его второго путешествия в южную часть Тихого океана (1772–1775). Оригинальная картина находится в Национальном морском музее в Лондоне [129, 130]


И еще одна любопытная деталь. Статуи на аху (пьедестале) устанавливались спиной к морю, а лицом в глубь острова. Так вот, статуи юго-восточного берега упали, уткнувшись лицом вниз, на внутреннюю сторону аху, а статуи западного берега упали навзничь, через внешнюю стенку, и смотрят в небо. Это лишний раз доказывает, что сейсмический удар шел с запада, а сам остров отодвигается от оси Восточно-Тихоокеанского поднятия в сторону Южной Америки. Заметим также, что все упавшие с макушек исполинов «шапочки» оказались западнее постаментов, и все на одинаковом расстоянии [150].

Наблюдения над ориентировкой упавших с аху статуй тоже нуждаются в более строгой, инструментальной проверке. Измерения выполнены нами обыкновенным геологическим компасом, а его показания дают невысокую (в пределах 1–2°) точность и зависят от вариаций магнитного поля [150].

Статуи есть не только на острове Пасхи. В створе или продолжении этого подводного хребта Сала-и-Гомес, в нескольких тысячах километров к западу, находятся острова Питкерн и Раивавае (до острова Питкерна от Рапа-Нуи около 2 тысяч километров, до Раивавае – более 4 тысяч). На этих островах тоже высекались каменные изваяния, некоторые исследователи сближают их с моаи острова Пасхи. Есть гипотеза о том, что все эти каменные статуи высекались каким-то народом-пришельцем с востока или с запада. Но, быть может, сходство статуй объясняется простым сходством вулканических туфов, образовавших острова Пасхи, Питкерн, Раивавае [150].

Единая концепция установки статуй на острове Пасхи

Версия автора, Александра Матанцева. Статуи совершенно не случайно установлены по периметру острова и возле кратера, и стоят они спиной к морю и спиной к кратеру также преднамеренно. Кроме того, статуи имеют небольшой наклон к морю и к кратеру. Статуи у моря больше по размерам. Все эти конструктивные особенности вписываются в одну общую концепцию. Они выполняют две основные защитные функции – передают свои сформированные низкочастотные и ультразвуковые волны в сторону моря для предотвращения землетрясений на большом расстоянии при передаче сигнала по морю. Статуи возле кратеров поменьше, потому что они предназначены для предотвращения действия бывших вулканов на самом острове. Установка всех статуй под наклоном к воде необходима для уменьшения коэффициента отражения волн от воды. Установка спиной к месту воздействия объясняется, во-первых, более прямой плоскостью спины, что важно для излучения и, во-вторых, наличием на спине выпуклых рисунков, например, в виде спирали, для настройки частоты.

Разные виды и свойства статуй

Общеизвестный стиль статуй острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов Раннего периода, которые подразделяют на четыре типа [123].

• Тип 1 – четырёхгранные, иногда сплюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал – желтовато-серый туф Рано Рараку.

• Тип 2 – длинные столбы прямоугольного сечения с изображением мало реалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа, первоначально двуглавый. Два других незаконченных – в карьерах Туу-Тапу. Материал – красная пемза.

• Тип 3 – единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку. Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.

• Тип 4 – представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. Заостренные статуи не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей. Три прекрасных образца из твёрдого базальта и муджиерита были вывезены и находятся в Британском музее в Лондоне, в Музее Отаго в Данидине и в брюссельском Музее пятидесятилетия.

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским».

Начиная с Хоа-Хака-Нана-Иа (см. рис. 7), также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro – изображение на спине, напоминающее набедренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа-Хака-Нана-Иа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. Однако многие статуи могли не сохранить свои изображения из-за сильной эрозии мягкого камня. Изображения имелись и на некоторых цилиндрах пукао. Хоа-Хака-Нана-Иа, кроме того, имела раскраску тёмно-бордовой и белой краской, которая была смыта при перемещении статуи в музей.

Статуи на подставках – самые древние. Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний (аху) и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау). Около 95 % вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось стоять 394 моаи [113]. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.

Из всех археологических чудес на Рано Рараку есть одно, о котором знает довольно мало туристов, и которое, пожалуй, самое необычное из всех. Это бородатый Тукутури (рис. 33), который является единственным в своем роде моаи – он стоит на коленях. Поза Тукутури впоследствии была использована женщинами и мужчинами, которые участвовали в хоре во время фестивалей, известных как «Риу». В частности, певцы становятся на колени, немного наклоняют туловище назад и приподнимают голову. Также при этом исполнители, как правило, носят бороды (Тукутури бородатый).


Рис. 33. Тукутури [113]


Все истуканы изначально стояли под небольшим наклоном к земле. Именно этот наклон и давал возможность надевать шляпу на монумент, а затем выпрямлять его, просто удаляя некоторые камни сзади постамента [121].

Тукутури сделан из красного вулканического шлака. Тукутури – статуя моаи, изображающая человека в сидячем положении. Это изваяние намного меньше, чем все остальные на острове, а черты его лица более детализированы и схожи с человеческими. Кроме того, эта статуя уникальна тем, что не была сделана из обычного для моаи камня. Взор истукана направлен в сторону кратера Рано Као, что рождает догадки о его связи с культом Человека-птицы [122]. Другая теория предполагает, что Тукутури мог быть результатом экспериментов с новыми методами резьбы по камню. Статуя была найдена в 50-х годах и остается одним из самых интригующих объектов на острове.

Некоторые сохранившиеся записи позволяют предположить, что эта фигура, возможно, связана с культом «тангата ману» – особым ритуалом-состязанием, в котором ежегодно соревновались поселенцы [125].

Сами статуи оказались изготовлены таким образом, что имели свойство самостоятельно выпрямляться, если появлялся не слишком большой наклон. Это давало возможность передвигать статуи, слегка сдвигая их попеременно в разные стороны. Таким способом сегодня люди двигают большие громоздкие предметы, маленькими шагами из стороны в сторону. Истуканы медленно, но верно перемещались на значительные расстояния [121].

В ходе раскопок в 2011 году обнаружилось, что многие статуи, изображающие массивные головы, располагают не менее массивными каменными туловищами, зарытыми в землю. В свое время Хейердал уже обнаруживал каменный торс, однако лишь в настоящее время археологам стали попадаться подобные находки в большом количестве. Скрытые в земле торсы покрывают нерасшифрованные пока петроглифы [122].

Существовало мнение и о том, что еще были статуи, которые служили межевыми столбами, отмечающими границы владений разных родов, кланов, племен. Такие статуи имели клиновидный низ, подобно затесу кола [127].

По словам одного из поздних хранителей традиций острова Пасхи, «расположение статуй – не копия карты звездного неба, ибо все моаи Рано Рараку священны и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность» [127].

Вот характерный пример. Кэтрин Раутледж провела элементарнейшие археологические раскопки у подножия кратера Рано Рараку: основания некоторых статуй были очищены от слоя гравия и песка.

Одна из статуй имела заостренное основание. К. Раутледж предположила, что изваяние не было предназначено для установки на аху.


Рис. 34. Группа моаи на одном постаменте [124]


Рис. 35. Самые известные моаи. На переднем плане – шляпы [125]


Альфред Метро раскопок на острове не проводил. Однако решил, что все 60 статуй, стоящих у подножия с внешней стороны Рано Рараку, имеют такие заостренные основания. В своей монографии он объявил, что гигантские статуи были двух типов: статуи для аху, имевшие плоские основания, и статуи с заостренным книзу концом для установки у подножия Рано Рараку в качестве межевых столбов. Те Ранги Хироа, опиравшийся на монографию А. Метро, посчитал, что речь в ней идет обо всех статуях, стоящих и лежащих, законченных и незаконченных, которые находятся в районе Рано Рараку, и решил, что все они имеют заостренное основание.

Считалось, что все статуи однотипны и представляют собой точную копию знаменитой статуи Хоа-Хака-Нана-Иа, стоявшей в культовом городке Оронго и увезенной в Британский музей. Тур Хейердал так и пишет: «Все «серийные» изваяния следующего, среднего периода Пасхи повторяют статую из Оронго. Их отличают только значительно большие размеры, материал (туф вместо твердого базальта) и плоское основание, позволяющее установить идола на аху». И далее подчеркивает еще более решительно, что этот тип «был принят в качестве обязательного образца для сотен каменных исполинов». Но как же можно говорить о каком-либо каноне после обнаружения коленопреклоненной узкобородой статуи, как две капли воды похожей на ту, которая стоит около музея Папаэте на острове Таити? Эта статуя привезена сюда с острова Раиваевае. Тур Хейердал утверждает, что этот стиль присущ только культуре Тиуанако. Если даже и не принимать во внимание этих удивительных экземпляров, все остальные статуи только с первого взгляда представляются однотипными. Среди них есть и страшилища, по определению Пьера Лоти, и просто симпатичные, есть действительно длинноухие, но есть и короткоухие, широколобые и узколицые, курносые и плосконосые, коротышки и верзилы и т. д. Фактически форму, размеры и пропорции изваяний определяет отдельность туфовых пластов, размер и форма блоков, подготовленных природой. Древние скульпторы сочетали эстетическую, если можно так говорить, задачу с технической. Они строго соотносили свой замысел с фактурой камня

Загрузка...