Интродукция
В этой части данной книги мы с вами уважаемый читатель, попытаемся разобраться в очень сложном и крайне запутанном в российской истории вопросе о так называемом "РАСКОЛЕ" в Русской православной церкви и в ходе чего, так же попутно коснемся всех тех основных тайн, что были связаны с этим обстоятельством.
А также одновременно попробуем разобраться и с вопросами о том, какими путями в Православии «Московского толка»! за последние несколько столетий пытались бороться с этой не побоюсь такой гиперболы –«духовной смертельной болезнью» и что из всего этого вышло на практике!
Но, при изложении этой темы для неподготовленного читателя (а большинство из вас уважаемые читатели и есть такими!) нам не обойтись без специального вступления, поэтому и я начну, с него, назвав его "Интродукцией" где в кратком виде расскажу, как произошло первое разделение в христианской церкви входе чего появились «католики» и «православные». А затем мы выясним, что означает само понятие «Православие» и чем от него отличается уже «Православие «Московского толка»!
А закончив с этими вопросами, когда вы будете подготовлены к правильному пониманию исторических фактов мы и прейдет к раскрытию темы «первого «Раскола» в РПЦ, что случился 365 лет тому назад в 1653 году.
Ну, а для того чтобы разобраться с ПРАВОСЛАВИЕМ как историко-философским понятием оформившегося в самостоятельном религиозном течении в самом «Христианстве» нам нужно будет с вами уважаемый читатель мысленно перенестись еще далее назад прямо в 1054 год, в славный город Константинополь, где и случилась эта грандиозная драма, названная более поздними христианскими историками «Великим Расколом…» поскольку это событие напрямую связано и с московским расколом 1653 года и является всего на всего продолжение центробежных тенденций существующих в так называемой Восточной ( православной) христианской церкви.
Так, что уважаемый читатель вас впереди ждет не только увлекательный исторический сюжет, но и много важно теоретической информации обязательной для правильного понимания данной книги. Поэтому будьте готовы к трудному чтению и размышлениями над прочитанным.
Но давайте обо всем не спеша и по порядку. Ведь нам с вами уважаемый читатель тут торопится некуда и незачем…
Итак, Христианство (от греч.– «помазанник», «мессия») – авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Христианство – самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве – католицизм, православие и протестантизм.
В 1054 году произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.
Сама же Христианство первоначально возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде ИУДЕЙСКОГО по вероисповеданию арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
Причем основатель новой религии Иисус Христос (он же Иешуа из Ноцрата) был как говорится «правоверным ИУДЕМ», правда по мнениям современных библеистов в своем мировоззрении склонявшимся к иудеям так называемой секты Ессе?в или Осси?нов.
Но это детали, а лавное, в этом вопросе есть то обстоятельство, что и сам Иещуа из Ноцрата и все его 12 первых апостолов никогда не порывали с иудейской Верой и Законами Моисея изложенным в ТОРЕ! Отход первых христианских общин от норм и богослужебной практики ИУДАИЗМА начался уже при появлении в раннем христианстве так называемого "«самозваного «» апостола Павла и примерно за 30 лет от условной даты распятия Иисуса Христа в 33 г. н.э.
Так же нам важно знать и помнить, что само Христианство уже в качестве государственной религии впервые было принято в «Великой Армении» в 301 году!
И за эти почти 270 лет, что прошли между казнью Иисуса Христа в Иерусалиме признанием христианства как государственной религии в тогдашнем Древнем мире (под которым историки понимают в первую очередь территорию Римской империи и сопредельных с нею стран!) произошло очень много важных событий так или иначе оказавших свое влияние на дальнейшее развитие новой мировой религии-Христианства.
Что же касается самой Римской империи, то тут после нескольких столетий гонений и преследований христиан только при императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания («Миланский эдикт»), христианство стало постепенно обретать статус государственной религии и вскоре уже само проигнорировав римские законы о «свободе вероисповедания) стало подавлять и разрушать с опорой на римскую власть! – культы других «языческих» по мнению. христиан божеств!
Но и это первоначальное единство Христианства и период его активной ЭКСПАНСИИ продолжался не более 100 лет!
Далее от него, как от увы, но «искусственно созданной в основном усилиями Апостола Павла и ряда его учеников-последователей новой «религиозной системы» в основе которой лежит все тот же ИУДАИЗМ по естественным причинам присущим всем такого рода религиозным организациям! начала «откалываться» различные группы христиан, создававших свои, уже как правило «национальные» христианские церкви, объявлявшие сразу себе единственными «истинными» христианскими церквями!
И вот если посмотреть на вышеприведённую схему, то мы видим, что как единая религиозная организация Христианство престало существовать уже через 130 лет от «Миланского эдикта» в 431 году, когда из него после «Эфесского собора» выделилась:
Ассирийская церковь Востока или Сиро-персидская церковь, также в литературе встречаются названия: Несторианская церковь, Персидская церковь.
Она под названием «Ассирийскую церковь Востока» существует и в наше время. Ее нынешним главой является Католикос-патриарх Гиваргис III.
Резиденция патриарха расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).
Число верующих по различным данным составляет от 200 до 400 тысяч человек. Последователи Ассирийской церкви Востока живут в Ираке, Сирии, Иране, США, Армении, Швеции и других странах. Российские верующие находятся в подчинении епископа Иракского Курдистана и СНГ. В 1998 году в Москве построен храм: Ассирийская церковь Девы Марии.
Через 20 лет, случился второй раскол христианства, оформленный уже на «Халкидонском соборе», когда из Христианстве выделились Древневосточные церкви:
Армянская апостольская церковь,
Эфиопская православная церковь,
Сиро-яковитская православная церковь
Маланкарская православная церковь
Ну, а далее уже в Х веке в христианстве уже как «мировой религии» случился первый «ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ»! Далее мы с вами уважаемый читатель подробно и на нескольких уровнях информации разберем этот сложный вопрос, а тут я пока лишь скажу, что поводом «Великой схизмы» 1054 года послужили не разногласия по церковным догматам, а банальный спор между Константинопольским Патриархом и Папой Римским из-за права владениями землями в Южной Италии, формально принадлежавших Византии!
То есть еще раз повторяю, что в основе конфликта лежали не философско-религиозные догмы (они потом были искусственно притянуты зауши в оправдание раскольнических действий Константинопольского патриарха), а всего лишь финансы и контроль за их распределением!
Ведь суть же спорного вопроса состояла в том, кто будет собирать налоги со спорных территорий!
Но эти истинные причины спора его участниками в первую очередь представителями Восточной церкви были как говорится для приличия прикрыты «фиговым листком» религиозных разногласий …
Так главный виновник «Великого раскола» 1054 года Константинопольский патриарх Михаил Кируларий якобы узнав, что в Южной Италии греческий обряд вытесняется в качестве «ответных санкций» закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе.
Это что по-христиански и по заветам Иисуса Христа он поступил?
Нет! Это и было публичным объявлением войны Рымскому Папе как на то время формальному главе Христианской церкви!
Ну, а далее войдя уже в «политический азарт» а сам М. Кируларий несмотря на свой сан был «азартным политическим игроком», (не считавшийся в своих! делах» даже с мнением своего «византийского императора»!) пользуясь случаем одновременно потребовал от Рима (Римского Папы) и признать себя равным Римскому Папе по чести – Вселенским патриархом!
Однако и Папа Лев IX был не из робких отцов церкви и отрыто отказал ему в этом, а далее для урегулирование вышеописанного конфликта послал представительскую делегацию для решения возникших проблем. Возглавив ее кардинал Гумберт.
Но тут, как говорится «нашла коса на камень» ибо «обиженный» Константинопольский Патриарх Кируларий не принимал прибывших с Рима послов, а лишь предъявлял им письменные обличения касающиеся неправильных, по его мнению, латинских обрядов!
Посол Гумберт, в свою очередь, опираясь на данные ему римским Папой наставления и полномочия не отмалчивался и в свою очередь перейдя в наступление публично обвинил Константинопольского Патриарха в нескольких ересях, а затем 16 июля 1054 года и публично объявил анафему Константинопольскому Патриарху и его активным сторонникам.
В ответ Михаил Кируларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство Римского папы во главе с кардиналом Гумбертом.
Причем тут в этот спор вмешалось непредвиденное событие.
Как раз в это время в Риме скончался римский Папа Лев IX?
Но противоборствующие стороны пока о этом событии не знали!
Очень долго «шла почта» между Римом и Константинополем!!
Однако этот факт потом дал византийским богословам лишний повод обвинить посла Гумберта в самоуправстве!!!
Мол Папа Римский не одобрил бы этого решения если бы был жив!
Ну и раз у нас речь зашла о облучении Патриарха Кирулария то позвольте мне далее изложить собственного и так называемые «Доводы Рима» по этому вопросу. Любознательного читателя прошу вникнуть в тему запомнив эти пункты «обвинения».
Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом.
В отлучительной грамоте после преамбулы, посвящённой первенству Римской Церкви, и похвалы в адрес «столпов имперской власти и её чтимых и мудрых граждан» и всего Константинополя, названного городом «христианнейшим и православным», выдвигались следующие обвинения в адрес Михаила Кирулария «и сообщников его глупости»:
1.Михаила неправо называют Патриархом.
Ну а далее шли пункты обвинения уже самой Восточной (православной) церкви):
2.Подобно симонианам, они продают дар Божий.
3.Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
4.Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
5.Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
6.Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
7.Подобно севирианам, злословят закон Моисеев.
8.Подобно духоборцам отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
9.Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
10.Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
Что касается взгляда на роль Римской церкви и заявленных ею Патриарху Кируларию претензий, то, по мнению католических авторов, свидетельства учения о безусловном первенстве и вселенской юрисдикции Римского епископа как преемника св. Петра существуют с I в. (Климент Римский). Но вот иерархи Восточной церкви ссылаясь на труды (свв. Игнатий Богоносец, Ириней, Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст, Лев Великий, Гормизд, Максим Исповедник, Феодор Студит и др.), считали такое «первенство чести» необоснованным.
Так продолжалось до половины V века и лишь папа Лев Великий выразил их систематически и изложил в своих церковных проповедях, произносимых им в день его хиротонии перед собранием итальянских епископов!
Главные пункты этой системы сводятся, во-первых, к тому, что св. апостол Петр есть princeps всего чина апостолов, превосходящий всех других и по власти, он есть primas всех епископов, ему вверено попечение о всех овцах, на него возложены заботы о всех пастырях Церкви.
Во-вторых, все дары и прерогативы апостольства, священства и пастырства даны вполне и прежде всего апостолу Петру и уже через него и не иначе, как через его посредство, подаются Христом и всем другим апостолам, и пастырям.
В-третьих, primatus ап. Петра есть учреждение не временное, а постоянное.
В-четвертых, общение римских епископов с верховным апостолом весьма близко: каждый новый епископ принимает ап. Петра на кафедре Петровой, а отсюда дарованная ап. Петру благодатная сила переливается и на его преемников.
Из этого практически для папы ЛьваIX как одного из ключевых участников «Великого Раскола» вытекало:
1) так как вся Церковь основана на твердости Петровой, то удаляющиеся от этой твердыни ставят себя вне таинственного тела Христовой Церкви;
2) кто посягает на авторитет римского епископа и отказывает в повиновении апостольскому престолу, тот не хочет подчиняться блаженному апостолу Петру;
3) кто отвергает власть и первенство апостола Петра, тот ничуть не может уменьшить его достоинства, но надменный духом гордости низвергает самого себя в преисподнюю.
Данный вопрос обсуждался и на IV Вселенском Соборе при византийском императором Маркиане на Востоке, в Никее и затем в Халкидоне, но в соборных дискуссиях Отцы Собора относились весьма сдержанно к выступлениям легатов римского папы, детально изложивших и развивавших эту теорию, к оглашённой ими декларации римского папы.
Тем не менее и на Халкидонском соборе теория не была осуждена, так как несмотря на резкую форму в отношении всех восточных епископов выступления легатов по содержанию, например, в отношении патриарха Диоскора Александрийского, отвечали настроению и направлению всего Собора.
Но тем не менее собор отказался осудить Диоскора только за то, что Диоскор совершал преступления против дисциплины, не исполняя поручения первого по чести среди патриархов и особенно за то, что Диоскор сам дерзнул провести отлучение папы Льва I.
И как тут сам видит уважаемый читатель, что вопрос о Первенстве Римского Папы был для «гордых» иерархов Восточной церкви уже издана крайне болезненным.
Но возвращаясь к теме Халкидонского собора надо отметить, что папской декларации нигде не было указано о преступлениях Диоскора против веры. Заканчивается декларация также примечательно, в духе папистской теории:
«Посему светлейший и блаженнейший архиепископ великого и старейшего Рима Лев, через нас и через настоящий святейший собор, вместе с преблаженнейшим и всехвальным апостолом Петром, который есть камень и утверждение кафолической Церкви и основание православной веры, лишает его епископства и отчуждает от всякого священного сана».
Декларация была Отцами Собора тактично принята к сведению, и Диоскор был лишён патриаршества и сана за преследование семьи Кирилла Александрийского, хотя вспоминали ему и поддержку еретика Евтихия, неуважение к епископам, Разбойничий собор и т. д.,
Т.е. мы тут видим, что Диаспора в свое время осудили не за действия против Папы Римского. Но вот далее восточные иерархи на Халкидонском соборе совершили и своего рода диверсию. Ведь принятое на Халкидонском соборе 28 правило о предоставлении чести как второму после Римского папы архиепископу Нового Рима как епископу царствующего града второго после Рима вызвало уже в Риме бурю негодования.
И тут Святитель Лев I папа Римский не признал действительности этого канона, прервал общение с архиепископом Анатолием Константинопольским и угрожал ему отлучением.
Ну а теперь мы вновь возвращаемся в 1054 год чтобы посмотреть на на контрдоводы Константинополя
После того как легат Римского папы кардинал Гумберт зачитав текст положил на алтарь храма святой Софии писание с анафемой константинопольскому патриарху, патриарх Михаил собрал уже свой Константинопольский синод, на котором выдвинута ответная анафема:
С анафемой затем самому нечестивому писанию, а также тем, кто его предъявил, писал и каким-либо одобрением или волей участвовал в его творении
Сами же ответные обвинения против латинян были следующие:
1. Брадобритие у латинян: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: „да не бреете брад ваших“ (Лев. 19, 27), как и совсем не хотят признать, что (лишь) жёнам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду)»;
2. Обязательное безбрачие всего духовенства у латинян и нежелание их причащаться у женатых священников; при этом нарушались 4 правило Гангрского собора и 13 правило 6 Вселенского собора: «И не желают они обратить внимание на … четвёртый канон Гангрского собора о тех, кто гнушается браком и открыто [его] презирает, устанавливает: „Если кто рассуждает о женатом пресвитере, что, когда таковый совершил литургию, нельзя причащаться приношения, анафема да будет“.
И об отвергающих и презирающих это также Шестого собора [13-е правило]».
3. Филиокве: «совершенно не желая размыслить, они заявляют, что Дух исходит не от Отца [только], но и от Сына – как будто бы у них нет свидетельств евангелистов об этом, и будто бы они не имеют догмата вселенского собора относительно этого злословия».
К этому также присовокупили и следующие обвинения католикам:
Служение литургии на опресноках.
Пост в субботу.
Допущение женитьбы мужчины на сестре его умершей жены.
Ношение католическими епископами перстней на пальцах рук.
Хождение католических епископов и священников на войну и осквернение своих рук кровью убитых.
Наличие у католических епископов жён и наличие наложниц у католических священников.
Ядение в субботы и в воскресения Великим постом яиц, сыра и молока и несоблюдение Великого поста.
Ядение удавленины, мертвячины, мяса с кровью.
Ядение католическими монахами свиного сала.
Совершения Крещения в одно, а не в три погружения.
Изображение Креста Господня и изображение святых на мраморных плитах в церквах и хождение католиками по ним ногами.
И тут как сам видит заранее не упреждённый читатель что поводов для раздора, выразившегося в «Великом расколе» 1054 г. накопилось в Христианской церкви предостаточно!
Тем не менее современный историки из числа православных понимая, что Константинопольский Патриарх был неправ по сути конфликта1054 г. ложно пишут мол, что мол «Реакция патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой.
Что мол с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты.
Что мол, далее на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви только все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась!
Т.е. по мнению этих «православных» историков со стороны М. Кирулария было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей.
Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы!
Но на Западную церковь или на Римского епископа эти анафемы никак мол не распространялись. И тут же приводят тот довод, что мол, когда один из отлучённых легатов стал затем папой (Стефан IX), этот раскол не считался окончательным!
Но увы, вопреки всему вышеизложенному все эти события 1054 г. в КОНСТАНТИНОПОЛЕ (как показал ход истории) были «минной замедленного действия взорвавшейся тогда, когда к власти пришёл в Риме пришел Папа Григорий VII, который в своё время был учеником и протеже уже к этому времени умершего кардинала Гумберта!
И именно его усилиями эта история и получила свое активное продолжение и стала считаться датой разделения Восточной и Западной Церквей…
Ну и раз так-то разрешите мне представить вам нашего нового действующего героя– римского папу Григория VII.
Святой Григорий VII (лат. Gregorius PP. VII; в миру Гильдебранд итал. Ildebrando (или Aldobrandeschi, или Dhiltprandus); 1020/1025 – 25 мая 1085) – Папа Римский с 22 апреля 1073 года по 25 мая 1085 года. Святой Католической Церкви, день празднования 25 мая.
Окончательно утвердил в католической церкви целибат – безбрачие духовенства.
Боролся за политическое преобладание в Западной Европе с германскими императорами.
Одного из них – Генриха IV, принудил явиться к себе с покаянием в тосканскую крепость Каносса.
Но в конце жизни был изгнан из Рима и умер в изгнании, впоследствии канонизирован как Святой.
Григорий (при рождении получивший имя Хильдебранд) родился в небогатой семье тосканских землевладельцев в Соване.
По мнению Иоганна Георга Эстора, от рождения его звали Хильдебранд Бонизи, и он был сыном кузнеца.
В молодости он был направлен на учебу в Рим, где, по некоторым неподтвержденным данным, его дядя был настоятелем монастыря на холме Авентин.
Среди его наставников были Лаврентий, архиепископ Амальфи и будущий папа Григорий VI.
Когда последний был свергнут императором Священной Римской империи Генрихом III и сослан в Германию, Хильдебранд последовал за ним в Кёльн.
По мнению некоторых летописцев, Хильдебранд переехал в Клюни после смерти Григория. Однако его заявление, что он стал монахом в Клюни, не следует понимать буквально. Затем он в сопровождении игумена Бруно из Туля отправился в Рим. Там Бруно был избран папой под именем Льва IX и посвятил Хильдебранда в диаконы и сделал папским администратором.
В 1054 году Лев послал Хильдебранда как своего легата в Тур во Францию, чтобы разобраться в полемике вокруг Беренгара Турского. После смерти Льва новый папа, Виктор II, подтвердил его легатские полномочия, в то время как преемник Виктора Стефан IX послал его и епископа Лукки Ансельма (будущего папу Александра II) в Германию для переговоров с императрицей Агнесой де Пуатье.
Стефан умер прежде, чем Хильдебранд вернулся в Рим, но его миссия оказалась успешной. Он сыграл важную роль в преодолении кризиса, вызванного выбором римской аристократией антипапы Бенедикта X, который благодаря поддержке Агнесы был заменен на епископа Флоренции, будущего папу Николая II.
С помощью 300 нормандских воинов, посланных Ричардом из Аверсы, Хильдебранд лично возглавил штурм замка Галерия, где укрылся Бенедикт!
Данный эпизод ранней биографии Григория VII говорит нам что перед нами не только высокообразованный римский священник, а и храбрый воин –Христа!
Ведь одно дело проповедовать в храме или плести политические интриги у себя в кулуарах, а другое с мечом в руке идти на штурм рыцарского замка!!!
В 1059 году получил сан архидиакона и начал фактически управлять делами Ватикана!
Новый папа Александр II выдвинул программу реформ, разработанную Хильдебрандом и его последователями.
Отныне право избрания пап закреплялось за коллегией кардиналов.
Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом (лат con clave – с ключом).
В статусе папского советника Хильдебранд сыграл важную роль в примирении папства с норманнами, закрепившимися на юге Италии, и в укреплении независимости папства от германских императоров.
После смерти Александра II 21 апреля 1073 года состоялись его похороны в Латеранской базилике, где из толпы духовенства и народа прозвучали призывы: «Пусть Хильдебранд будет папой», «Блаженный Пётр избрал Хильдебранда архидиаконом!»
И в тот день Хильдебранд был избран Папой в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи собравшимися кардиналами с согласия римского духовенства и под приветствия народа.
Но не все радовались этому, ибо порядок его избрания подвергся резкой критике его оппонентами.
При этом можно говорить, что избрание папы действительно было проведено с некоторыми нарушениями.
Прежде всего, требование папы Николая II о том, что император Священной Римской империи должен был изложить своё мнение о кандидате, было проигнорировано!
Однако в конечном итоге эти нарушения не повлияли на результат выборов, более того, в процедуре выборов было учтено мнение народа Рима – эта традиция не применялась к тому времени в течение нескольких веков.
Первые архиерейские письма Григория VII демонстрируют, что духовенство сразу признало его главой церкви, что развеивает сомнения в его нелегитимности.
22 мая 1073 года он получил рукоположение священника и стал папой 30 июня, когда был рукоположен в сан епископа.
В акте о результатах выборов те, кто выбрал его в качестве епископа Рима, охарактеризовали Григория VII так: «набожный человек, человек, сильный в человеческом и божественном знании, выдающийся приверженец равенства и справедливости, человек мудрый в несчастии и умеренный в благости, человек хорошего поведения, безупречный, скромный, целомудренный, гостеприимный; человек, с детства воспитанный в лоне Матери-Церкви, за заслуги свои возвышенный до архидиаконского достоинства».
««Мы выбираем», – сказали кардиналы народу, – нашего архидиакона Хильдебранда папой и преемником апостола, и нести ему в дальнейшем и навсегда имя Григория» (22 апреля 1073).
Первые инициативы Григория VII во внешней политике были направлены на примирение с норманнами Роберта Гвискара, однако в этот период эти инициативы провалились. После неудачного призыва к крестовому походу к правителям Северной Европы и получения поддержки со стороны других норманнских князей, таких как Ландульф VI из Беневенто и Ричард I Капуанский, Григорий VII отлучил Роберта в 1074 году.
В том же году Григорий VII созвал собор в Латеранском дворце, который осудил симонию и подтвердил целибат для священнослужителей. Эти указы были подтверждены под угрозой отлучения от церкви в следующем году (24-28 февраля).
В частности, Григорий решил на этом втором совете, что только папа может назначать или смещать епископов – позже эти идеи папы вылились в борьбу за инвеституру.
Конфликт с Генрихом IV
Начало конфликта
Идеалом Григория VII была независимая от светской власти церковь.
Борьба за инвеституру
Главным врагом для него был император Генрих IV. После смерти императора Священной Римской империи Генриха III мощь немецкой монархии оказалась серьезно ослаблена, его сын Генрих IV был вынужден бороться с внутренними проблемами. К 1073 году Генриху IV было только двадцать три года.
В течение двух лет после избрания Григория VII Генрих был занят подавлением саксонского восстания и был готов на компромиссы с папой.
В мае 1074 года он сделал покаяние в Нюрнберге в присутствии папских легатов, чтобы искупить свою дружбу с членами его совета, которые были отлучены Григорием, он также принял присягу послушания и обещал поддержку в реформирования церкви.
Это покаяние на первых порах принесло ему доверие папы, Генрих собрался с силами и разбил саксонцев в первой битве при Лагензальце 9 июня 1075 года.
После этого Генрих попытался восстановить свои права как суверена на севере Италии. Он послал графа Эберхарда в Ломбардию, чтобы бороться с патариями, назначил клирика Тедальдо архиепископства Милана и, наконец, попытался наладить отношения с норманнским герцогом Робертом Гвискаром.
Григорий VII ответил в грубой форме в письме от 8 декабря 1075 года, в котором, среди прочих обвинений, содержались обвинения в адрес немецкого короля в нарушении его слова и поддержке отлученных советников.
В то же время, он послал словесное предупреждение о том, что его действия могут привести не только к отлучению от церкви, но и лишению короны.
Григорий сделал это в то время, когда он сам столкнулся с противником в лице Сенсио I Франджипане, который похитил папу церкви в ночь на Рождество, однако на следующий день Григорий был выпущен на свободу.
Взаимные низложения
Если Григорий присвоил Римскому Папе право низводить императоров с трона, то Генрих использовал право императора низлагать пап.
Письмо папы привело императора и его окружение в ярость, и Генрих созвал Вормсский рейхстаг 1076 года, на котором присутствовали высшие чины немецкого духовенства, многие из которых были врагами Григория.
В частности, по этому случаю в Вормс прибыл кардинал Гуго Простодушный, отлученный папой от церкви.
Гуго сформулировал основные обвинения против папы, в результате епископы отказались от своей верности Григорию и заявили, что римляне обязаны выбрать нового папу.
Император якобы лично написал папе послание, заканчивающееся словами: «Ступай вон!».
Совет послал двух епископов в Италию, чтобы они зачитали указ о низложении Григория на совете ломбардских епископов в Пьяченце.
Роланд Пармский сообщил папе об этом указе, прибыв аккурат к началу Латеранского собора 1076 года.
Сначала епископы были напуганы, но вскоре вспыхнула такая буря негодования, что посланник чуть не был убит.
На следующий день папа Григорий VII вынес решение об отлучении от Генриха IV с должной торжественностью, лишив его королевского достоинства и освободив его подданных от клятвы верности.
Акт отлучения короля был невероятно смелым и не имел прецедентов.
Это отлучение оказалось не пустой угрозой: и без того шаткий контроль Генриха над князьями рухнул.
Император не смог заручиться поддержкой населения, и общественное мнение в Германии приняло сторону папы, а князья воспользовались возможностью осуществлять свою анти-императорскую политику под прикрытием уважения к папскому решению.
Когда на Троицу Генрих предложил обсудить меры, которые будут приняты в отношении Григория VII на совете вельмож, лишь немногие из князей явились.
Наконец, саксы вновь начали восстание. Папа победил, и эта победа ещё больше разрушила и без того плохо управляемую Священную Римскую империю. Авторитет папы достиг большой высоты.
Хождение в Каноссу
Ситуация стала крайне тяжелой для Генриха. В результате агитации, проводимой папским легатом епископом Альтманом из Пассау, немецкие князья встретились в октябре в Требуре, чтобы избрать нового правителя.
Генриха, который в это время находился в Оппенгейме на левом берегу Рейна, от потери трона спасла только неспособность собравшихся князей договориться по вопросу о его преемнике.
Их разногласия привели к отсрочке решения. Генрих, заявили князья, должен возместить ущерб Григорию VII и примириться с ним в течение года, иначе трон объявлялся вакантным.
В то же время они решили пригласить Григория VII в Аугсбург, чтобы разрешить конфликт.
Генрих осознал, что примирение с папой ему жизненно необходимо, чтобы сохранить власть.
Сначала он попытался достичь своих целей с помощью посольства, но когда Григорий отклонил его послов, он принял решение лично отправиться в Италию.
Григорий VII уже покинул Рим и намекнул немецким князьям, что будет ожидать их сопровождения в путешествии 8 января в Мантуе.
Но эскорт не появился, и в это время он получил известие о прибытии Генриха.
Генрих, путешествовавший по Бургундии, был встречен с энтузиазмом лангобардами, но не поддался искушению применить силу против Григория.
Он принял неожиданное решение просить у Григория отпущения грехов и отправился в Каноссу, где он находился. Хождение в Каноссу вскоре стало легендарным.
Примирение было осуществлено после длительных переговоров и определенных обязательств со стороны Генриха.
Папа отпустил грехи Генриху, и это устроило немецких князей.
Однако снятие отлучения не означало подлинного примирения, поскольку истинная причина конфликта Генриха и Григория – спор об инвеституре – не была устранена.
Новый конфликт был неизбежен еще и из самого факта: Генрих посчитал, что отлучение отменяет и низложение.
Григорий же сохранил себе пространство для маневра и не дал и намека на отмену низложения в Каноссе
Повторное отлучение Генриха
Папская область при Григории VII
Генрих IV постепенно собрался с силами. Однако оппозиция не отступала.
На совете в Форхайме в марте 1077 года князья в присутствии папских легатов вновь объявили Генриха низложенным и избрали правителем Рудольфа Швабского.
Папа некоторое время колебался, выбирая, кого из противников поддержать, и в итоге решил поддержать Рудольфа после его победы в битве при Флархгайме 27 января 1080 года.
Под давлением саксов Григорий отказался от своей политики ожидания и снова произнес отлучение и низложение короля Генриха 7 марта 1080 года.
Но папское порицание в этот раз даже помогло Генриху.
По мнению многих, оно было несправедливым, и люди стали сомневаться в обоснованности действий Григория.
Кроме того, Рудольф Швабский умер от ран 16 октября того же года. Новый антикороль, Герман Зальмский, был выдвинут в августе 1081 года, но его личность не годилась для роли лидера григорианского партии в Германии, и Генрих IV перехватил инициативу. Он отказался признать отлучение.
На совете в Бриксене 16 июня 1080 году Генрих при поддержке недовольных папой германских епископов снова низложил папу и назначил антипапу Климента III (Гвиберта Равеннского). В 1081 Генрих начал открытые боевые действия против Григория в Италии. Папа стал терять позиции, и тринадцать кардиналов покинули его.
Главный военный сторонник папы, Матильда Тосканская, была вытеснена армией Генриха через Апеннины, так что Григорию пришлось отправиться из Равенны в Рим.
Рим сдался немецкому королю в 1084 году, Григорий удалился в замок Святого Ангела и отказался принять послов Генриха, который обещал ему сохранение престола в обмен на коронацию императорской короной в Риме.
Григорий, однако, настаивал, что предварительно Генрих должен предстать перед советом и покаяться.
Император, делая вид, что согласен, разрешил епископам собраться, но в соответствии с их пожеланиями Григорий снова отлучил Генриха.
Генрих после получения этой новости, снова вошел в Рим 21 марта, чтобы увидеть, что Гвиберт Равеннский был возведен на престол как папа Климент III.
Вскоре он короновался, но Роберт Гвискар, с которым Григорий сформировал альянс, уже маршировал к городу, и Генрих бежал в Руан.
Изгнание Григория VII из Рима и смерть
Гробница Григория VII в кафедральном соборе Салерно.
Под гробницей последние слова папы: «Я любил правду и ненавидел несправедливость, и оттого умираю в изгнании» и тут мы видим пример нетленных мощей, не уступающих по своим «данным» мощам из Киево-Печерской Лавры!
Папа был освобожден, но Роберт Гвискар во главе объединенного войска норманнов и арабов подверг город страшному разгрому.
Римское население поднялось против папы, и он был вынужден бежать в аббатство Монте-Кассино, а позднее к норманнам в Салерно, где в 1085 году умер.
За три дня до его смерти он снял все отлучения, что произнес, за исключением двух – в отношении Генриха и Гвиберта.
Историческое значение
Конфликт папы с Генрихом IV стал самым опасным и долгим из конфликтов Европы XI в., угрожавшим самому существованию католической церкви.
Политика папства по отношению к странам Европы
Норманны
Отношения Григория VII с другими европейскими государствами находились под сильным влиянием его немецкой политики. Отношения с норманнами принесли папе горькое разочарование. Большие уступки, сделанные им папой Николаем II, были не только бессильны остановить их продвижение в центральной Италии, но и не смогли обеспечить даже ожидаемой защиты папства. Когда Григорий VII был в затруднении, Роберт Гвискар оставил его на произвол судьбы и вмешался, когда сам был встревожен угрозой немецкого вторжения. Захватив Рим, он покинул город, и народное возмущение привело к изгнанию Григория.
Претензии на установление папского суверенитета
В отношении некоторых стран Григорий VII пытался установить суверенитет со стороны папства и обеспечить признание его прав владения.
Он объявил, что Корсика и Сардиния «с незапамятных времен» принадлежат к Римско-католической церкви. Венгерскому королю Гезе I папа объяснил, что его королевство принадлежит святому престолу.
Вотчиной святого Петра представлялась ему и Испания, где папа, едва вступив на престол, благословил рыцарей на отобрание земель у мавров, – но только при условии, что будет признана его верховная власть над отвоеванными территориями.
Франция
Филипп I Французский из-за его практики симонии и насилия в отношении Церкви представлялся потенциальной мишенью для критики со стороны папы. Отлучение от церкви казалось, неминуемым, однако Григорий воздержался от приведения своих угроз в действия, хотя поведение короля не показало изменений к лучшему.
Папа Григорий попытался организовать крестовый поход в Испанию во главе с графом Эблем де Руси.
Англия
Григорий VII требовал изъявления покорности от короля Англии.
Однако Вильгельм I Завоеватель чувствовал себя в безопасности. Он активно вмешивался в руководство церковью, запретил епископам посещать Рим, делал назначения в епархии и монастыри и не беспокоился по поводу отповедей папы.
Григорий не имел возможности заставить английского короля изменить его церковную политику, поэтому он предпочитал игнорировать то, что он не мог одобрить, и даже считал целесообразным заверить его в своей особой любви.
Дальние христианские страны
Григорий, по сути, наладил контакты со всеми странами христианского мира. Однако эти отношения не всегда имели политическую окраску, часто это была просто переписка.
Так, его письма доходили до Польши, Киевской Руси и Чехии. А правителю Хорватии Звонимиру папа даже прислал регалии: скипетр и корону. Он безуспешно пытался привести Армению в более тесный контакт с Римом.
Киевский князь Изяслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, изгнанный из Киева, послал своего сына Ярополка в Рим с просьбой о помощи для своего восстановления на киевском престоле.
Византийская империя
Григорий VII стремился подчинить власти Рима и империю византийских василевсов, только что потерпевшую тяжкое поражение от сельджуков при Манцикерте (1071).
Григорий VII стремится навязать Византии церковную унию.
Дипломатические переговоры с византийским императором Михаилом VII в 1073 году провалились; тогда Григорий VII решает прибегнуть к силе оружия: в 1074 году он замышляет направить в Византию рыцарскую армию с Запада, лицемерно поставив ей задачу «выручить» из беды греческую церковь, которой угрожают неверные, то есть он первым начал призывать к крестовому походу против сельджуков, впрочем, безрезультатно, а название «крестовые походы» появилось через сотни лет.
Тратил огромные деньги на содержание наёмного войска.
Внутренние реформы
Григорий искренне верил, что церковь была основана Богом, и на папу возложена задача сплотить человечество в единое общество, в котором божественная воля является единственным законом, и, соответственно, божественное учреждение является высшим над всеми человеческими структурами, особенно, светским государством.
По его мнению, папа как глава Церкви является посланником Бога на земле, и непослушание ему означает непослушание Богу.
Централизация церковной власти в Риме, естественно, означала свертывание полномочий епископов.
Так как они отказались подчиниться добровольно и пытались отстаивать свою традиционную независимость, понтификат Григория оказался полон борьбы против высших чинов духовенства.
Это противостояние выразилось в борьбе папы за целибат духовенства и против симонии. Григорий VII не сумел ввести целибат, но вел борьбу за него с большей энергией, чем его предшественники.
В 1074 году он опубликовал энциклику, освобождавшую население от послушания епископам, которые не наказывали женатых священников.
В следующем году папа повелел им принять меры против женатых священников и лишить этих священнослужителей доходов
И вот только теперь, когда вы уважаемые читатели подробно ознакомились с жизнью и делами Римского Папы Григория VII мы можем продолжить тему «Великого раскола» и сказать, что, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом. (Схизма (др.-греч. – «расщепление, раскол, распря, разделение»
В действительности же окончательное разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций!
Вот такой «Великий раскол и его истинные причины!
Ну, а теперь вернемся снова в 1054 год, чтобы посмотреть на то чего добивался М. Кируларий и что у него в результате вышло! применительно к его дальнейшей жизни и делам!
Это как бы будет некоторое повторение старой истории, но уже изложение на более высоком уровне понятном для читателя!
Когда из Рима в целях примирения в Константинополь прибыли папские легаты во главе с кардиналом Гумбертом то встречены они были крайне враждебно!
В свою очередь и Гумберт прибыв в Константинополь, крайне высокомерно обошёлся как с восточными иерархами, в частности с патриархом Михаилом Кируларием, так и с самим императором!
Далее острота конфликта усилилась и его «Венцом» явилось возложение на алтарный престол храма св. Софии отлучительной грамоты уже именно « на Восточную церковную иерархию».
Такого поворота событий никто в Константинополе не ожидал и тогда уже будучи отлученными от Церкви «восточные иерархи» порешили, наплевав на христианские заповеди -убить кардинала Гумберта и его спутников!
И только благодаря вмешательству императора Константина Мономаха папские легаты были спасены от расправы константинопольского населения активно подстрекаемых византийскими священниками (как послы иностранного государства).
Ну а дальше со стороны М. Кирулария вместо того чтобы продолжить переговоры для чего отправить в Рим свою делегацию последовала и почти военная контратака на Рим и Римского Папу!
Так 20 июля 1054 г. под руководством патриарха Михаила Кирулария, 12 митрополитов и нескольких архиепископов было подписано соборное определение синода о проклятии папских легатов и незаконности их действий (вернее, отсутствии полномочий, ввиду смерти Льва IX на момент вручения грамоты.
Но это притянутый зауши и задним числом довод, ибо по состоянии на 20 июля 1054 г. в Константинополе никому не было известно о смерти папы Льва IX !!!).
Далее М. Кируларий заставил и Византийского императора согласиться с этим расколом.
Причем сделал он это коварно! Император Константин Мономах был свергнут, а на трон при прямой поддержке Патриарха Кирулария взошел новый император Михаила VI ну, а далее Кируларий и помог ему укрепиться у власти.