Глава 2 Мехмед Завоеватель



Триумфальный въезд Мехмеда II в завоеванный им город состоялся солнечным майским днем. Когда он въезжал в Адрианопольские ворота, войска, выстроившиеся по обе стороны дороги, приветствовали его выкликами: «Фатих!» («Завоеватель!»). Так его вскоре стали называть все турки. Город, в который въехал султан, был известен туркам как Константинийе, однако после завоевания его название было изменено на Истанбул (Стамбул), искаженное греческое словосочетание «стин поли», что означает «в городе» или «в город».

Самый подробный рассказ о завоевании турками Константинополя содержится в «Истории Мехмеда Завоевателя», написанной Критовулом из Имброса, греком, который прибыл в город вскоре после его падения. Критовул описывает сцену, которую застал Мехмед Фатих, въехав в город, отданный по его приказу турецким воинам на три дня на разграбление, о чем он потом весьма сожалел:

«После этого султан въехал в город и, оглядевшись вокруг, увидел, насколько тот огромен, его величие и красоту, его многочисленное население, его привлекательность, пышное убранство его церквей и общественных зданий. Когда он увидел лежащие повсюду трупы и разоренные дома, развалины и запустение, в какое пришел город, его сердце переполнилось состраданием, и он немало раскаивался в том, что это разграбление и разрушение совершалось с его ведома. Слезы увлажнили его глаза, и он с глубокой болью воскликнул: «И такой город мы обрекли на грабежи и уничтожение!».

После триумфального взятия Константинополя Мехмеда II стали называть Фатих (Завоеватель)


После Адрианопольских ворот дальнейший путь Мехмеда II пролегал по центральной улице, которая еще с древних времен носила название Меса, или Средняя. Следуя по ней, султан вскоре оказался перед храмом Святой Софии, поражавшим своими размерами и красотой. (Этот храм построили при императоре Юстиниане в 532–537 гг. н. э.). Там Мехмед II спешился и, пав на колени, осыпал себя горстью пыли, выказывая тем самым свою смиренность, так как мусульмане почитали великий храм не менее, чем христиане. Осмотрев здание, султан приказал переоборудовать его в мечеть. Храм получил название Айя София джамия Кабир, что в переводе с турецкого означает великая мечеть Софии. В ходе реконструкции были сооружены минареты для муэдзинов, которые возвещали оттуда, что настало время для молитвы. Некоторым изменениям подверглась и внутренняя планировка храма. После окончания всех работ султан почтил своим присутствием полуденную молитву, имевшую место в пятницу 1 июня 1453 г.

Загрузка...