Каббалистическое божественное Имя, образованное нотариконом из еврейского предложения Атех Гибор Ле-олам, Адонай («Могущественный Ты во веки веков, Господь»). Оно широко использовалось в средневековой церемониальной магии как слово, наделявшее властью над демонами.
(лат. adeptus – «полученный»)
В большинстве систем западной оккультной мысли это титул или степень, которая присуждается продвинутым ученикам, изучающим магию, алхимию и другие оккультные предметы. В алхимической науке адептами считались только те, кто мог создать Философский камень. В современной церемониальной магии титул обычно присуждается тем, кто проник за Завесу Святилища и вступил в контакт со своим Высшим Гением или Святым Ангелом-Хранителем.
Со временем возникло некоторое замешательство при использовании этого слова. Дело в том, что слово «адепт» применялось в оккультных ложах в качестве степени посвящения. Но те, кто прошел через ритуал этой степени, могли не получить нужный духовный опыт, который она представляет. В результате термин вышел из употребления во многих магических сообществах, и его стали применять только для обозначения этих степеней.
В древнегреческой и римской религии – это святилище, встроенное в цокольный этаж храма, для церемоний, закрытых от широкой публики. Этот термин применялся в нескольких оккультных организациях как синоним слова «храм» либо в переносном смысле.
(иврит ADNI – «Господь»)
Одно из традиционных еврейских имен Бога, обычно относящееся к десятой сефире Древа Жизни, Малкут. При чтениях Библии на иудейских религиозных службах это имя используется всякий раз, когда в тексте упоминается YHVH, Тетраграмматон, который считается чрезмерно священным, чтобы произносить его вслух.
Адонай было одним из первых еврейских божественных имен, которое использовали нееврейские маги. Оно часто встречается в таких классических текстах, как греко-египетские магические папирусы. Об отношении этого имени к Богу Ветхого Завета иногда вспоминали, а иногда полностью забывали. В одних источниках Адонай или Адонайос – ангел, в других – независимое божество, а в третьих – архонт (сила невежества или зла).
Метод каббалистического анализа чисел, также известный как Каббала девяти палат и теософская редукция. Он основан на числовых значениях букв иврита. В Айк Бекар, Aleph (значение 1), Yod (10) и Qoph (100) равны 1, Beth (2), Kaph (20) и Resh (200) – все равны 2, Gimel (3), Lamed (30) и Shin (300) равны 3, и так далее по алфавиту до Teth (9), Tzaddi (90) и Tzaddi (900), равных 9. Каждая из этих групп чисел представляет собой «палату», а «Айк Бекар» – это просто то, что получается, когда говорящий на иврите произносит буквы первых двух палат – AIQ BKR. Айк Бекар не только использовался в гематрии, но и был основой для шифров и других методов секретной связи.
Ритуальная мебель с плоским верхом, используемая во многих оккультных традициях как опора для ритуальных инструментов и других символических предметов. Алтари были почти универсальным элементом западной (и восточной) религиозной практики на протяжении тысячелетий. В древности алтарь использовался в основном как место для жертвоприношения богам.
В большинстве современных языческих и магических культур жертвенник помещается в центр ритуального круга. Часто у алтаря есть квадратная вершина, а его высота вдвое выше ширины. Это выглядит как двойной куб. Алтарь покрывается тканью. Ее цвет зависит от силы, к которой прибегают в ритуале, или же она несет другую символическую нагрузку. Например, черный цвет символизирует первичный материал или несформированную первичную материю алхимиков, белая ткань на алтаре означает чистоту. Иногда используют ткань с символическим цветом элементальной, планетарной или сефиротической магии.
В традициях средневековой гоэтической магии квадратная восковая табличка, на которую наносили магические имена и цифры. Ее устанавливали у основания четырех свечей и использовали для вызова духов. К началу XIII века гримуар «Искусство Альмаделя», с подробными инструкциями, находился в свободном обращении, пока Вильгельм Овернский, епископ Парижа, не осудил его. Альмадель иногда называют «Альмандель» или «Амандель». Сейчас можно наблюдать возрождающийся интерес к этой книге (см. Гримуар, Лемегетон).
Эзотерическая наука о числах, которую иногда путают с арифмомантией или нумерологией. Арифмология – это применение оккультных принципов к числам (или наоборот) так, что числовые отношения становятся символами магических и духовных сил. Арифмология имеет отношение к числу, так же как сакральная геометрия относится к геометрической форме. Обе они являются частью квадривиума – четырех наук оккультной математики (см. Квадриум, Сакральная Геомерия).
Различия между арифмологией и арифмомантией легко проследить абстрактно, но довольно сложно на практике. В арифмомантии числа используются для перевода букв. Например, еврейское или греческое слово может быть преобразовано в его числовой эквивалент и сравнено с другими словами, имеющими то же числовое значение. А в арифмологии нумерологические свойства самого числа – ключ к его значению. Например, число два связано с идеями разделения и полярности, а число три преодолевает полярность с помощью третьего связующего фактора. Различия едва заметны, но с древних времен часто использовали арифмологические идеи для расшифровки арифметических зависимостей, построения арифметических словесных головоломок, сокрытия арифмологических секретов или создавали иные комбинации другими гениальными способами.
Истоки западной традиции арифмологии достоверно неизвестны. Хотя и Египет, и Месопотамия с давних пор обладали передовыми математическими знаниями, тесно переплетенными с духовными учениями. Первым последователем этого направления оккультной науки был греческий философ и мистик Пифагор Самосский (ок. 570–495 до н. э.). Он путешествовал и учился в обеих этих странах. Его последователи, разбросанные по всему Средиземноморью после антипифагорейских восстаний в начале V века до н. э., частично распространили его учения (см. Пифагор).
Неоплатоники первых веков нашей эры сыграли важную роль в возрождении арифмологических знаний. От них эта наука перешла в средние века и вошла в обычную арифметику точно так же, как объединились астрология и астрономия. В эпоху Возрождения возвращение оккультизма во многом стало возможным благодаря древним арифмологическим трудам и средневековым разработкам. Тексты по арифмологии этого периода (большинство из которых никогда не переводились и даже не переиздавались со времен научной революции) во многих отношениях представляют собой высшую ступень развития этого искусства. Научная революция здесь, как и в других оккультных изысканиях, положила конец расцвету арифмологических исследований. Но интерес к этой теме не умирает, и небольшой, но стабильный поток книг по арифмологии пополняет оккультную литературу.
На ранних этапах масонство уже использовало определенные элементы арифмологии. И символизм тайного значения чисел до сих пор играет важную роль во многих братствах и ложах. Количество членов в ложе, степеней или градусов системы посвящения, число стуков в дверь, ступенек на символической лестнице или полосок на одежде – все это в традиционной ложе обычно имеет определенное арифмологическое значение (см. Ложа, Магия, Квадриум, Сакральная геометрия).
Гадание с помощью чисел. Это подходящий термин для того, что сейчас принято называть нумерологией – гаданием с использованием числового значения имени человека. Но когда-то арифмомантия имела гораздо более широкое применение в оккультной теории и практике.
В греческом, иврите и некоторых других древних языках каждая буква имеет числовое значение (любителям профессиональных терминов будет любопытно узнать, что языки с такой особенностью называются изопсефическими). Обычай складывать значения букв слова, а после искать скрытое его значение, основанное на числовых связях с другими словами, получил широкое распространение в этих языках. Особенно часто это использовалось еврейскими каббалистами, греческими и эллинистическими мистиками и ранними христианами. Знаменитое «число зверя» 666 из Книги Откровений происходит именно от такой практики. Каббала по-прежнему широко использует арифмантические методы.
Самая старая известная ссылка на арифмомантию была обнаружена в документах времен Саргона II, царя Ассирии с 722 по 705 год до н. э. Согласно этой записи, длина городской стены новой ассирийской столицы, Дур Шаррукина, составляла 16 283 локтя, поскольку это число было значением имени Саргона. Поэтому истоки системы стоит искать в оккультной традиции Месопотамии.
С древних времен предпринимались попытки применить методы арифмомантии для неизопсефических языков. В латыни, где числовые значения есть только у определенных букв (I, V, X, L, C и т. д.), писатели Средневековья и эпохи Возрождения взяли на вооружение привычку подсчитывать числовые значения этих букв, когда они встречались в слове или фразе. Например, буквы IVDICIVM, «суждение, приговор» на латыни, складываются в число 1613. Это сразу дало почву для слухов о приближающемся конце света и Страшном Суде. Возможно, этот сенсационный расчет сразу вызвал огромный интерес к розенкрейцерам (см. Розенкрейцеры).
В современных языках, таких как английский, создано множество разных систем арифмомантии, но ни одну нельзя назвать полностью удовлетворительной. Самая простая система, которая часто используется в популярной нумерологии и встречается в оккультных текстах эпохи Возрождения, просто дает каждой букве номер ее места в алфавите. Так первая буква A равна 1, а Z, двадцать шестая, равна 26. В одной из разновидностей систем складываются цифры любого двузначного числа. Таким образом, Z в этой системе будет равняться 8 (26 становится 2 + 6 = 8). Используются и другие системы, основанные на аналогиях между английскими звуками и звуками иврита, греческого и других языков.
(лат. Ars Notoria)
Почти забытая ветвь магии Средневековья и эпохи Возрождения. Использовалась для изучения разных областей знаний без значительных затрат времени и усилий. В обращении было несколько руководств по этому искусству. Согласно им практикующий должен был пристально смотреть на сложную диаграмму, произнося магическое заклинание. Хотя кажется маловероятным, что такая процедура помогает в одночасье заполнить голову информацией о ранее неизвестном предмете, подобные приемы вполне могли искусственно разжечь врожденный талант или интуитивное понимание, помогающее запоминать и усваивать большие объемы данных. Авторство многих учебников по искусству Арс Ноториа приписывалось царю Соломону, верховному магу средневековых легенд, который получил все искусство от Бога (см. Соломон). Несмотря на это, или, возможно, из-за этого, церковные власти считали искусство Арс Ноториа одной из самых предосудительных форм магии и неоднократно подвергали ее осуждению. По этой теме сохранилось очень мало книг.
В оккультной философии это сфера конкретного сознания, уровень реальности, где находятся человеческие переживания снов, видений, внетелесный опыт и обычное сознание. Астральный план расположен между эфирным миром, уровнем тонкой жизненной энергии и ментальным уровнем абстрактного сознания и мысли. Как и все сферы оккультной теории, астрал находится «выше» или «ниже» других миров только в переносном смысле. На деле все они проникают в царство физической материи, испытываемой нашими чувствами.
Астральный план – самый важный среди всех других планов с точки зрения практикующего мага. Именно на астральном уровне проявляется большинство магических энергий. Он располагается на границе между вневременным и внепространственным ментальным и духовным планами с одной стороны, и эфирным и физическим планами в пространстве и времени с другой. Поэтому именно на астральном уровне паттерны из высших планов обретают форму прежде, чем полностью опуститься в реальный мир пространства и времени. Маг, имеющий свободный и эффективный доступ к астральному миру, в силах повлиять на то, как эти установки будут работать в обычном мире.
Искусство и наука гадания по положению Солнца, Луны, планет и звезд относительно поверхности Земли. Астрология считается одной из самых древних практикуемых ныне ветвей оккультизма. Ее главная идея в том, что положение звезд и планет в любой произвольный момент времени можно интерпретировать как карту таинственных сил и факторов, действующих именно сейчас. Когда рождается человек, происходит какое-то событие или возникает вопрос, требующий ответа, все особенности и характеристики происходящих явлений в этот момент отражаются на небесах, и сведущие в астрологии люди могут трактовать их значения и находить ответы.
Центральное место в традиционной западной астрологии занимает видение Вселенной как матрицы сил, где все на все влияет. Те же энергии, которые текут через звезды и планеты, пульсируют и через умы и тела отдельных людей. Таким образом, движения небес неуловимо отражаются на земных событиях. Классические версии астрологии опираются на идеи философии неоплатонизма, лежащей в основе большей части западного оккультизма. Но многие современные астрологи предпочитают говорить в терминах концепции «синхронности», предложенной психологом Карлом Юнгом. В любом случае основная идея не меняется.
Истоки астрологии можно найти в древних городах-государствах Месопотамии, где языческие верования считали планеты богами и богинями, и жрецы очень рано начали отслеживать их движения на небесах. Самая старая из сохранившихся записей о движении планет – табличка Венеры в Аммишадуке, датируемая примерно 1650 годом до н. э. Но вполне вероятно, что такие записи были и раньше. Наблюдения за движением планет фиксировались и, как многие другие знамения, сравнивались с земными событиями, а результаты записывались. К VII веку до н. э. набралось 7000 предзнаменований. Они были объединены в серию клинописных табличек «Энума Ану Энлиль». На этой стадии уже можно было делать систематические выводы, и именно тогда астрология сделала первые ощутимые шаги.
Вавилонские гороскопы считаются самыми древними из всех известных и датируются концом V века до н. э. Чуть позже искусство астрологии стало известно и в набирающей силу и могущество Греции. А когда Александр Великий завоевал Месопотамию в 331 году до н. э., политические и культурные потрясения поспособствовали распространению астрологии по всему Средиземноморью.
До правления Августа, первого императора Рима (с 63 г. до н. э. по 14 г. н. э.) астрология была одной из систем гадания. Август счел ее полезным инструментом пропаганды в своем стремлении узаконить власть над бывшей республикой. Он опубликовал свой гороскоп, чтобы подтвердить право на завоевание, ссылаясь на звезды, которые уготовили ему правление Римом. Покровительство Августа и его преемника Тиберия сделали астрологию самой престижной из систем предсказания и положили начало золотому веку астрологической практики и дальнейшего изучения небес.
Многие значимые сочинения по астрологии были написаны в последующие два столетия. В том числе книги Манилия, Дорофея Сидонского, Веттия Валента и, прежде всего, Клавдия Птолемея, чей трактат Тетрабиблос (Четыре книги) стал основным учебником по астрологии на следующую тысячу лет. После заката Римской империи астрологией заинтересовались арабы. Они сумели значительно ее усовершенствовать благодаря своим астрономам и математикам, которые из поколения в поколение разрабатывали новые инструменты для вычисления точного положения планет, знамений и подробного толкования астрологических карт.
В Европе астрология претерпела частичный упадок в период раннего Средневековья, в частности из-за христианского нетерпения к гаданию и предсказаниям. Но основные элементы искусства удалось сохранить. В документах того времени остались записи, свидетельствующие о том, что французская знать еще в IX веке н. э. обращалась за советом к частным астрологам. Значительная часть астрологии зависела от ночных наблюдений за звездами и планетами. Но большинство математических знаний для точного построения гороскопа было утеряно с падением Рима, поэтому их пришлось заимствовать из арабского мира. Ранние средневековые астрологи уделяли большое внимание фазам и положениям Луны, которые легко наблюдались невооруженным глазом. В результате появилось целое направление в астрологической литературе – лунные астрологические альманахи.
К концу XI века н. э. арабские астрологические и математические книги переводились на латынь и вскоре стали доступны ученым по всей Европе. В то время как многие церковные чиновники с подозрением относились к астрологическому возрождению, другие, наоборот, с энтузиазмом поддерживали новое искусство. Так астрология стала чрезвычайно популярной.
К началу XII века подробные астрологические таблицы постепенно дошли до Западной Европы. Это устранило последний серьезный барьер на пути астрологической практики. Новые таблицы получили название Альфонсовы таблицы (они были составлены под патронажем короля Арагона Альфонсо I). Теперь любой, кто имел базовые знания латыни и математики, мог составить гороскоп с точностью до градуса. С этого момента вплоть до прихода научной революции астрология стала использоваться для решения всех практических задач повседневной жизни. Лишь немногие ученые осуждали это направление или оспаривали его признание. Тем не менее большинство людей рассматривали это искусство как вполне естественную часть их жизни и реальности. В середине XVI века, когда идеи Реформации начали набирать обороты, протестантские и католические астрологи разработали и распространили совершенно разные гороскопы Мартина Лютера, восхваляя или осуждая его с помощью звезд. Это была довольно типичная картина того времени.
В XVI веке начался постепенный переход астрологических знаний от ученых и магов к широкой публике. В популяризации астрологии важную роль сыграл Джером Кардан (1501–1576), итальянский астролог и ученый, написавший книгу Libelli Duos («Два буклета», 1538 г.). В ней впервые было опубликовано распространенное собрание гороскопов и их толкований. В 1547 году книга была переиздана и дополнена набором афоризмов, призванных служить подробным руководством для толкования астрологических карт.
Более поздние деятели развили это направление, переводя астрологические тексты с латыни на языки простых людей. В англоязычном мире одним из таких стал Уильям Лилли (1602–1681). Он опубликовал первый английский учебник астрологии «Христианская астрология» в 1647 году (этим названием он попытался опровергнуть утверждения о сатанинском происхождении астрологии). Но именно в это время начала постепенно зарождаться научная революция, а вместе с ней и полный отказ от астрологии и западной оккультной науки в целом.
Научный отказ от астрологии затронул в первую очередь образованные высшие классы, а люди, стоящие ниже по социальной лестнице, не прекращали обращаться к астрологам. На протяжении так называемого Века разума ряд популярных альманахов в большинстве западных стран продолжал писать об астрологии. Произведения, вроде тех, что писал Лилли, пользовались большим спросом как у уличных магов, так и в тайных оккультных обществах и магических ложах.
В конце XIX века возродился интерес к оккультизму, и астрология стала одной из первых оккультных наук, вновь привлекшей широкое внимание общественности. Работа английского астролога Алана Лео сыграла центральную роль в начале этого астрологического возрождения.
Интерес к этому направлению усилился в XX веке. Появились профессиональные организации, например, Американская федерация астрологов. Возникло целое астрологическое направление в книгоиздании, и на волне шестидесятых астрология вошла в обычную жизнь почти всех кругов общества. А когда газеты сделали сенсационное заявление о том, что американский президент Рональд Рейган спланировал многие события своего правления, прислушиваясь к советам калифорнийского астролога, на его популярности это почти никак не отразилось. Даже среди консервативных христиан, от которых можно было бы ожидать негодование. Поэтому можно заключить, что астрология в западном мире пока занимает вполне безопасную и надежную нишу.
Самое главное, что должен знать и уметь астролог, – это составлять астрологическую карту, то есть некую абстрактную карту неба, которая привязана к моменту времени и месту на поверхности Земли. Карта включает в себя следующие характеристики:
а) двенадцать домов – это абстрактные части неба, видимые с Земли. Каждый из них отображает какой-либо аспект человеческой жизни. Современная система из двенадцати домов частично произошла от более старой системы восьми домов (octatopos), которую применяли древние греки и римляне. Есть разные способы математически разделить небеса на двенадцать частей, но во всех, кроме нескольких экзотических систем, первый дом начинается с Асцендента – точки, поднимающейся над восточным горизонтом в момент составления гороскопа. Далее дома следуют по карте против часовой стрелки;
б) 4 кардины, или кардинальные точки, – Асцендент, зенит или середина неба, десцендент и надир. Они представляют восточный горизонт, середину неба над головой, западный горизонт и нижнюю точку под горизонтом;
в) двенадцать знаков зодиака. Каждый из них представляет собой часть неба, соответствующую одному из двенадцати созвездий. Благодаря вращению Земли весь зодиак проходит над каждой точкой поверхности нашей планеты менее чем за сутки. Отношения между знаками зодиака и домами – это основа гороскопа;
г) семь или более планет, которые движутся относительно знаков зодиака по курсу, определяемому их орбитами, а также орбитой и вращением Земли. В астрологии Солнце и Луна – планеты. Они, а также Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн (пять планет, видимых с Земли без телескопа), играют важную роль во всех формах западной астрологии. Многие астрологи включают в карту недавно открытые планеты: Уран, Нептун и Плутон. Некоторые добавляют более крупные астероиды, а для отдельных астрологов важно отслеживать другие, гипотетические тела, такие как Лилит, невидимая луна, вращающаяся вокруг Земли, и Трансплуто, планета за орбитой Плутона;
д) несколько других точек, включая Северные и Южные узлы Луны, представляющие собой места пересечения пути Луны и Солнца на зодиаке. Арабские части, то есть математически рассчитанные точки, имеющие большое значение в арабской астрологии и другие;
е) аспекты – геометрические углы между любыми двумя планетами, лунными узлами, определяющие взаимосвязь между разными активными энергиями в астрологической карте.
Хотя большинство считает, что астрология – это в первую очередь способ определения характера и судьбы человека по карте его рождения, есть много других применений этого искусства. Основные виды астрологической практики следующие.
Избирательная астрология – это астрология наоборот. Вместо того чтобы строить карту для определенного момента времени и трактовать ее значение, избирательный астролог пытается найти конкретное время, когда астрологические влияния будут наиболее сильно благоприятствовать определенному действию. Эта система – одна из самых важных в оккультной практике, так как многие системы магии требуют совершения ритуальных действий, а с помощью астрологии выбирается нужное время (см. Избирательная астрология).
Генетлиатическая астрология – более старый термин, обозначающий натальную астрологию (см. ниже).
Хорарная астрология используется только для предсказаний и прогнозов. На момент, когда задается конкретный вопрос, астролог создает карту по различным правилам и исходя из этого дает ответ (см. Хорарная астрология).
Мунданная астрология – это астрология народов и мира в целом. Она использует, например, затмения и соединения Юпитера и Сатурна, чтобы проследить великие циклы времени.
Натальная астрология – самый известный вид искусства, где составляется астрологическая карта в зависимости от времени и места рождения, чтобы определить черты характера и судьбу человека. Самые старые из сохранившихся гороскопов – это натальные гороскопы, что свидетельствует о большом интересе к этой области астрологии.
В астрологии – точка эклиптики в восточной части горизонта на любой конкретный момент времени. При составлении натальных карт Асцендент играет решающую роль, так как отмечает положение субъекта на всей схеме неподвижных звезд и зодиакальных созвездий. В античной и раннесредневековой астрологии Асцендент назывался гороскопом. Но это было настолько важное понятие, что ко времени позднего Средневековья Асцендентом стали называть всю карту целиком (см. Астрология).