Здесь на склонах Северного Урала тоже не без своих загадок. У этой «пупо-звучной» горы рождается полноводная широкоизвестная река Печора. Уже поэтому вершина издавна заслуживала внимания и местных жителей, и заезжих людей. Колыбель реки – это не просто весело текущий ручей или приметный родничок, а, как говорится, место знаковое. Но гора Мань-Пупу-Нер стала легендарной не только из-за родства с Печорой.
По своей высоте она выглядит можно сказать сверхскромно – 840 м. Да и крутизной не отличается – на нее можно въехать верхом на лошади или, если угодно, на тарантасе, повозке. Так и делают те, кому лень или по недугу трудно подняться сюда, на верхнюю полянку за ягодами.
Дело можно сказать неслыханное: среди карликовых елочек и малорослых молодых деревьев кедра нашли пристанище кусты черники, голубики, брусники. Это на такой-то верхотуре! Обычно ведь брусника и черника растут в сосновом бору, а голубика и того пониже – на болотистых местах. А здесь они сдружились, прижились вместе.
Ну да чего удивляться, природа изобретательна, изыскательна и преподносит нередко и более ошеломительные дива. Вот хотя бы на этой же горе Мань-Пупу-Нер. На ней среди кустарников или голых полян на двух ее вершинах, разделенных седловиной, расположились причудливые каменные идолы. Никто их не ваял, не обтачивал, создавались они бесконечно долгим «морозным выветриванием». Ведь с тех пор как здесь были высокие горы, прошло уже около 200 млн лет. Образовавшиеся за это время останцы – огрызки гор – способны поразить воображение у каждого, пред чьим взором предстанут.
Один из посетителей этой «галереи» даже заметил, что в первые минуты было даже немного жутковато смотреть на эти странные творения природы. Как солдаты на смотр, выстроились причудливые каменные истуканы. Чуть ниже этой группы – другая, не менее эффектная. Одна скала похожа на сфинкса и на нем, как бы для еще большего развлечения, поместился балансирующий камень. Рядом – валун, напоминающий львиную голову, но со следами какой-то борьбы – на затылке огромная трещина. Далее – останец, похожий на лежащего верблюда.
Каменные столбы на горе Мань-Пупу-Нер
А над всей этой компанией нечто вроде сторожевой башни с амбразурами. Кого и от кого нужно охранять? В центре семь отдельных скальных фигур, напоминающих человеческие профили. Одна чуть впереди, как бы во главе, да и «ростом» выше всех – 34 метра.
У местных коми и манси в связи с этими каменными идолами много догадок и преданий. Одна из легенд гласит, что издавна великаны стали на охрану колыбели реки Печоры, а потом стряслось какое-то окаменение. Было на Верхней Печоре такое племя чудь, и оно ушло под землю, а другое племя, печора, осталось, от него и речку так прозвали.
Издавна манси и коми обожествляли каменные изваяния, поклонялись им. К примеру, подниматься на массив Мань-Пупу-Нер считалось величайшим грехом. Когда-то столбы эти были великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожать вогульский народ. Но, поднявшись на Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер – священную гору вогулов (устаревшее название манси). В ужасе бросил он свой барабан, который упал на высокую коническую вершину Койи (1108 м), поднимающуюся южнее Мань-Пупу-Нер, и все его спутники окаменели от страха.
Предания, говорят, возникают не на пустом месте. От этого священного для манси урочища исходит, как сейчас бы сказали, отрицательная энергетика. Шесть огромных, в несколько десятков метров высотой, каменных столбов поднимаются здесь над отрогами Урала. Согласно легенде, шесть могучих великанов преследовали одно из племен манси, уходящих за «каменный пояс» Уральских гор. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти настигли племя. Но им преградил путь маленький шаман с белым, как известь, лицом и превратил великанов в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси обязательно приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу. Все это перепевы, версии какой-то древней пралегенды.
Вообще же название «Манья» по-мансийски означает «маленькая речка». И оно входит и в имя горы Мань-Пупу-Нер, что означает «малая гора идолов», и в названия соседней с ней вершины Манья-Тумп. Но на этой истуканов нет, такое скопище каменных идолов только здесь, на Мань-Пупу-Нер. И нигде на земле нет подобного собрания таких творений, потому как место особенное.
Как бы то ни было, какие бы легенды ни освящали подобные места, но человек здесь испытывает изменение психического состояния. «Ужас северных широт» охватывает людей в так называемых геопатогенных зонах – и на Кольском полуострове, и в отрогах Северного и Полярного Урала. Чувство безотчетного ужаса сопровождается слабостью, головокружением… На Кольском полуострове, известной Гиперборее, этой «чертовщиной» в 20-е годы ХХ столетия занялась по приказу ОГПУ даже целая экспедиция. «Эмерек» или «мереченье» – необычайное заболевание, приводящее в недоумение и современных психологов. Они склонны сравнивать это состояние с зомбированием. А местные жители на Урале часто объясняли эту болезнь кознями когда-то жившего здесь таинственного племени колдунов-карликов, гневавшихся на людей, которые тревожили покой их могил.
Послушав местных печорских патриотов, невольно вспоминаешь о «пупе земли» – подобные предания избранности края есть у многих племен и народов.
Еще одно название Мань-Пупу-Нер – Болваноиз. Местные жители переводят его как «Болванский камень». В старорусском языке «болванами» именовались идолы, кумиры, изображения, изваяния языческих богов. На возвышениях в Сибири, как и в южнорусских степях, на курганах, нередко встречались так называемые «каменные бабы», древние изваяния, которые также именовались «болванами». Не исключено, что подобное языческое изваяние когда-то находилось и на уральской горе.
Намек на еще одного истукана – языческого идола – остался в названии мыса на острове Вайгач. Бальваньке – вершина в Буковых горах Венгрии с переводом «кумир-камень», «каменный идол». По поводу «болванистых» названий есть свои предположения у геологов. Это могут быть так называемые «столбы выветривания» – каменные образования, под воздействием дождя и ветра принимающих вид колонн, башен, загадочных фигур. И всем этим местам присущи аномальные геопатогенные явления.
Места на Северном Урале заповедные. И неудивительно, что Печоро-Илычский заповедник называют землей нетронутых лесов и каменных идолов – каменных богатырей и великанов, которые на вершине Мань-Пупу-Нер (Болваноиз) несут свою тысячелетнюю вахту. Эти каменные «болваны» стали визитной карточкой заповедника, природа которого и сегодня живет так, как жила тысячи лет назад. В 1985 году заповеднику был присвоен статус биосферного. На этой территории сохранился один из важнейших во всей Северной Европе естественных лесных массивов. Девственные леса Коми – не поэтический образ, а точное название края, входящего в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И можно утверждать, что такие уникальные формы выветривания сохранились во многом благодаря организации заповедника.
Расставаясь с этими действительно примечательными изваяниями, созданными ветром, дождем и снегом, приведем впечатление одного из начитанных и хорошо усвоивших уроки русской литературы туриста.
«Прыгая по каменной осыпи под фигурами, мимолетно взглянул на них и ахнул от удивления. Моим глазам предстало необыкновенное зрелище: три фигуры, стоящие в ряд, мы только что снимали с одного направления и видели в них нечто похожее на идолов или чудовищ. А теперь же я увидел четкие силуэты сидящего кролика, голову барана и настоящий человеческий бюст! Человеческий силуэт производит особенное впечатление. Представьте себе бюст человека на пьедестале с характерной прической времен Грибоедова и Гоголя с четкими линиями лба и надбровных дуг, носа и открытого рта, с ясно выраженным подбородком, шеей и выпяченной грудью с пышным жабо – вылитый Хлестаков! Если смотреть с другого направления, этот камень совершенно теряет сходство с человеком и становится похожим на фигуру с острова Пасхи».
У каждого свои ассоциации и свое воображение, но фигуры остаются фигурами, идолы – идолами.