«Ты что такая тихая?»
Друзья, учителя, знакомые и даже люди, которых я видела впервые в жизни, – все задавали этот вопрос. Обычно не желая меня обидеть. Они просто хотели узнать, все ли у меня в порядке, почему я все время молчу – может, есть причина? Некоторым явно казалось странным, что я так мало разговариваю.
Я не всегда могу четко ответить на этот вопрос. Иногда я молчу, потому что задумалась или за чем-то наблюдаю. Иногда сосредоточена на том, что говорит собеседник, и не хочу прерывать его. Но чаще всего я такая тихая просто потому, что я такая. Я – тихая.
В школе мне всегда казалось, что лучшая похвала для человека, когда о нем говорят: «Он умеет общаться». На занятиях учителя вечно просили меня быть поактивнее и чаще подавать голос. На дискотеках я, конечно, выходила на танцпол с подругами, но, будь моя воля, лучше бы пошла к кому-нибудь в гости. В колледже я тоже посещала шумные вечеринки, но меня не покидало чувство, что правильнее было бы остаться дома и поужинать с друзьями или сходить в кино. Но я никогда не жаловалась. Мне казалось, нужно стараться быть как все, чтобы меня считали «нормальной».
Со временем у меня сложился небольшой, но надежный круг близких друзей и коллег. Я никогда не стремилась выделиться, и меня не смущало то, что кто-то из друзей считался крутым, а кто-то – нет. Я предпочитала разговоры по душам, поэтому наша дружба строилась на взаимном доверии и привязанности: нам было хорошо вместе. Мы не дружили против кого-то, не соревновались в популярности. Постепенно окружающие стали ценить меня за серьезные вопросы, которые я задавала, умение независимо мыслить и не терять голову, столкнувшись с трудностями. Меня называли думающим человеком и отмечали, что я умею слушать. А еще люди начали прислушиваться ко мне. Стали замечать меня, когда я говорила, потому что мои слова всегда были обдуманными. Я повзрослела, и те самые смелые и общительные люди, которые когда-то нагоняли на меня страх, стали предлагать мне работу!
Шло время, и я поняла, что мой спокойный темперамент – на самом деле большое преимущество, инструмент, которым просто нужно научиться пользоваться. Я огляделась вокруг и увидела, что многие великие достижения, изобретения и произведения искусства – от компьютеров Apple до детской сказки «Кот в Шляпе» – созданы интровертами благодаря, а не вопреки особенностям их личности. Свои размышления по этому поводу я собрала в книге для взрослых «Интроверты: как использовать особенности своего характера»[1]. Книга попала в список бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс» и много лет оставалась там; ее перевели на сорок языков. После выхода книги тысячи людей говорили, что мои простые советы изменили их жизнь. Они узнали, что интроверсия, если использовать ее правильно, способна стать мощной силой. Я и представить не могла, что книга столь сильно повлияет на людей.
И тогда я стала вести себя совсем по-иному, так, как не могла и помыслить в юности. В школе, например, у меня коленки дрожали при мысли, что придется выступать перед скоплением людей. Если мне предстояло делать доклад перед классом, я не спала всю ночь. И так боялась, что однажды буквально окаменела, стоя перед одноклассниками, и не смогла открыть рот. Но после выхода книги я стала глашатаем всех интровертов, а мое лицо замелькало на экранах по всему миру. Я выступала с лекциями перед многотысячной аудиторией. Моя лекция об интровертах стала самой популярной лекцией TED[2] за все время существования проекта – у нее около двенадцати миллионов просмотров на YouTube.
Вдохновленная таким опытом, я основала организацию «Тихая революция» (Quiet Revolution). Ее цель – воодушевлять интровертов всех возрастов. Я хочу, чтобы мы, тихони, могли оставаться собой в любой ситуации – в школе, на работе, в обществе. «Тихая революция» выступает за социальные изменения и стремится к тому, чтобы голоса интровертов были услышаны. Это инклюзивное движение: кто угодно, тихоня или тусовщик, может стать его участником. Я и вас призываю присоединиться к нашей работе на Quietrev.com!
Меня часто спрашивают, стала ли я экстравертом после того, как начала часто выступать перед людьми и давать интервью. Я не вижу в себе значительных перемен и по-прежнему иногда робею, и мне по душе мои спокойствие и задумчивость. Я рада, что обладаю этой тихой силой, и вы тоже можете открыть ее в себе.
Многие мои читатели сожалеют, что не знали о «Тихой революции» в детстве или когда воспитывали своих детей-интровертов. А молодые люди признавались, что хотели бы прочесть книгу об интровертах, написанную именно для подростков.
Вот так и родилась эта книга.
Таких людей, как я, психологи называют особым словом – интроверты. Однако дать нам однозначное определение сложно. Мы не против шумных компаний, но нам нравится быть в одиночестве. Мы умеем общаться, но немногословны и предпочитаем лишний раз не высказываться. Мы наблюдательны. Больше слушаем, чем говорим. Быть интровертом – значит обладать богатым внутренним миром и ценить его.
Интроверт – тот, кто чаще смотрит «вглубь себя». У экстравертов все наоборот: они лучше чувствуют себя среди людей, толпа дает им энергию.
Даже если ты сам не интроверт, наверняка встречал их среди родных и друзей. Считается, что интроверты составляют от трети до половины населения, то есть один из двух-трех твоих знакомых – точно интроверт. Нас легко распознать. Такие, как мы, обычно уютно устраиваются на диване с книжкой или планшетом, а не окружены людьми. На шумных вечеринках мы обычно общаемся с небольшой компанией друзей, а не отплясываем на столе. В классе, когда учитель спрашивает, кто хочет ответить, мы отводим взгляд. Мы внимательны, но предпочитаем спокойно наблюдать за ситуацией и высказывать свое мнение, только когда готовы к этому.
Но иногда мы, интроверты, хорошо скрываем свою истинную сущность. Подчас в классе или в школьной столовой никто и не подозревает о нашей «тихости»: внешне мы ничем не отличаемся от других, но на самом деле ждем не дождемся, когда можно будет сбежать от всего этого и побыть в одиночестве. С тех пор как вышла моя книга, многие, кого я на первый взгляд сочла бы экстравертами, – актеры, политики, предприниматели, спортсмены – признавались мне, что тоже интроверты. Я была поражена!
Быть интровертом – не значит быть стеснительным. Это существенная разница! Интроверты могут смущаться, но встречаются и застенчивые экстраверты. Робость иногда похожа на интроверсию: стеснительные люди тоже кажутся тихими и сдержанными. Но, как и интроверсия, это сложное, многослойное свойство личности. Стеснительность может проявляться, когда вы нервничаете или переживаете из-за того, что окружающие не примут вас. Когда опасаетесь сделать что-то не так. В классе робкий ученик не поднимает руку, потому что боится дать неправильный ответ – ведь тогда ему будет неловко. А девочка-интроверт, сидящая рядом, тоже не поднимает руку, но совсем по другой причине: она считает, что пока в ее участии нет необходимости. Или внимательно слушает учителя и обдумывает его слова, поэтому сейчас ей просто не хочется говорить. У стеснительности, как и у интроверсии, есть свои преимущества. По данным исследований, стеснительные дети вступают в более прочные дружеские отношения. Они добросовестны, умеют сопереживать, у них, как правило, творческая натура. Стеснительные люди и интроверты отлично умеют слушать. А именно эта способность делает нас наблюдательными, позволяет учиться и развиваться.
В этой книге речь пойдет и об интроверсии, и о стеснительности. Я расскажу о преимуществах, которые дают эти качества. Я – интроверт и стеснительна по натуре, хотя со временем мне удалось частично преодолеть свою робость. Ты же, возможно, интроверт, но не стеснителен, или стеснительный экстраверт. Выбирай в этой книге разделы, которые тебе интересны, а об остальном можешь не волноваться.
Психология – наука, изучающая поведение людей, человеческую психику и ее функции. Психика каждого человека индивидуальна, но есть общие закономерности, и ум многих людей работает по определенному сценарию. Знаменитый психолог XX века Карл Юнг ввел термины интроверт и экстраверт, описывающие разные типы личности. Сам Юнг был интровертом и первым объяснил, что интровертов интересует внутренний мир мыслей и эмоций, а их противоположности, экстраверты, тянутся ко внешнему миру, наполненному людьми и событиями.
Юнг говорил и о том, что никто из нас не может быть на все сто процентов интровертом или экстравертом. Существует так называемая шкала интроверсии и экстраверсии. Чтобы понять, что это такое, представь себе длинную линейку. На одном ее конце – самые погруженные в себя интроверты, на противоположном – самые открытые экстраверты. А есть люди, находящиеся посередине, психологи называют их амбивертами. Но даже те, кто ближе к одному из двух концов, представляют собой сочетание качеств. Многие интроверты признаются, что с близкими друзьями или при обсуждении интересной темы ведут себя скорее как экстраверты. И как бы экстравертам ни нравилась компания, им тоже бывает необходимо уединение.
Прежде чем перейти к следующим темам, давай определим твое место на шкале интроверсии и экстраверсии. В опроснике нет правильных и неправильных ответов, просто отвечай «да» или «нет», полагаясь на внутренние ощущения[3].
• Я предпочитаю проводить время с одним-двумя друзьями, а не в большой компании.
• Я предпочитаю излагать свои мысли письменно.
• Мне нравится быть в одиночестве.
• Лучше разговоры на серьезные темы, чем болтовня ни о чем.
• Друзья говорят, что я умею слушать.
• Мне больше по душе небольшие коллективы.
• Обычно я избегаю конфликтов.
• Не люблю показывать свою работу окружающим, пока не доведу ее до ума.
• Лучше всего мне работается в одиночку.
• Не люблю, когда меня вызывают к доске.
• После встреч с друзьями чувствую себя обессиленным, даже если было весело.
• На день рождения я лучше приглашу нескольких близких друзей или отпраздную его с родителями, чем устрою шумную вечеринку.
• Я не против, когда в школе мне поручают серьезные самостоятельные проекты.
• Я провожу в своей комнате много времени.
• Я не люблю рисковать.
• Я могу часами работать над проектом, заниматься спортом, играть на музыкальном инструменте или погружаться в творчество, и мне никогда не бывает скучно.
• Я всегда сначала думаю, а потом говорю.
• Малознакомому человеку я скорее отправлю сообщение или письмо, чем позвоню и поговорю лично.
• Мне не очень нравится находиться в центре внимания.
• Я предпочитаю задавать вопросы, а не отвечать на них.
• Обо мне часто говорят «тихоня, стеснительный (стеснительная)».
• Гораздо лучше провести дома спокойные выходные, а не с многочисленными встречами, делами, экскурсиями и поездками.
* Подсчитай все «да» и «нет». Чем больше ответов «да», тем сильнее в тебе склонность к интроверсии. Если ты чаще отвечал «нет», значит, ты больше экстраверт. Если ответов «да» и «нет» поровну, ты, вероятно, амбиверт.
Каков бы ни был результат, волноваться не о чем. Если ты узнаешь о своих склонностях, тебе станет проще жить. Некоторые люди рождаются интровертами или экстравертами, а бывает, что особенности темперамента – интроверсия и экстраверсия – передаются по наследству. Но гены определяют не все. Даже если ты считаешь себя интровертом или экстравертом, твоя личность и мировосприятие не высечены в камне – ты можешь формировать и развивать свои личностные качества. Рожденные тихими и робкими вряд ли будут выступать перед стадионами, как кантри-поп-исполнительница Тейлор Свифт, но человеческая психика податлива и может приспосабливаться к обстоятельствам подобно эластичной ленте, которая легко растягивается (но не до бесконечности).
Зная, в каких ситуациях ты ощущаешь себя хозяином положения и чувствуешь себя в своей тарелке, ты обретешь контроль над собой. И тогда сделаешь правильный выбор, основываясь на том, что подходит именно тебе. Выберешь занятия, которые приносят радость, и сможешь без проблем выходить из зоны комфорта, если посчитаешь это необходимым, например ради реализации проекта или дорогого тебе человека. Я никогда не устану повторять, что огромными преимуществами обладает тот, кто знает себя, и мы еще не раз к этому вернемся. Одобрение окружающих в интернете или личном общении всегда приятно, но человек, к мнению которого важнее всего прислушиваться, – ты сам.
Нас, интровертов, в обществе часто недооценивают. Мы превозносим красноречивых ораторов и тех, кто любит находиться в центре внимания. Создается впечатление, что других моделей для подражания нет. Убеждение, что все должны молниеносно соображать, быть харизматичными, рисковыми ребятами, предпочитающими действовать, а не размышлять, – миф об «идеальном экстраверте». Но он может заставить тебя думать, что с тобой что-то не так, потому что в больших компаниях ты чувствуешь себя не лучшим образом. В школе этот миф особенно силен, ведь популярными обычно становятся именно самые шумные и разговорчивые ребята, а учителя хвалят тех, кто чаще тянет руку на уроках.
Я ставлю под сомнение справедливость мифа об «идеальном экстраверте», но отнюдь не считаю экстравертов плохими. Моя лучшая подруга Джудит, суперобщительная болтушка, с первого класса школы была звездой самых популярных компаний. А мой любимый муж Кен – обаятельный заводила, ему всегда есть что рассказать. И отчасти я люблю Джудит и Кена как раз потому, что мы разные и дополняем друг друга. Они видят во мне достоинства, которыми не обладают сами (или обладают, но в меньшей степени), и я могу сказать про них то же самое.
Я не устаю повторять, что интроверты и экстраверты – как инь и ян. Вместе мы гораздо лучше, чем по отдельности. Мы с мужем любим повторять мексиканское выражение, как нельзя лучше характеризующее этот союз: juntos somos más – вместе мы больше.
Но как бы мне ни нравились экстраверты, я все же хочу уделить внимание именно тихоням, и показать, каким огромным преимуществом порой является эта тихая сила. Не случайно многие великие художники, изобретатели, спортсмены и предприниматели относятся к людям интровертного склада. Махатма Ганди в детстве был очень робким и всего боялся, особенно людей; после школы сразу бежал домой, чтобы не общаться с одноклассниками. Но когда вырос, он возглавил освободительную борьбу в родной стране, не изменив своей сущности. Его оружием стал мирный ненасильственный протест.
А рекордсмен Национальной баскетбольной ассоциации Карим Абдул-Джаббар каждый вечер забрасывал в кольцо мяч на глазах у десяти тысяч болельщиков, хотя ему не нравились ни толпа, ни внимание. На самом деле он любил читать книги по истории и называл себя ботаником, который волею судьбы оказался хорошим баскетболистом. Оставаясь наедине с собой, он писал мемуары и даже романы.
Или, например, Бейонсе. Для тебя она – икона поп-музыки, собирающая стадионы по всему миру. Звезда видеоклипов, которые набрали более миллиарда просмотров на YouTube. И хотя Бейонсе с детства выступала с концертами, она вспоминает, что была ребенком-интровертом. Сейчас ее уверенность в себе воодушевляет фанатов из самых разных стран, но она по-прежнему склонна к тишине и созерцанию. «Я хорошо умею слушать и люблю наблюдать за людьми, а это иногда принимают за стеснительность», – говорит певица.
Еще один пример – талантливая актриса Эмма Уотсон. «На самом деле я стеснительный интроверт и в обществе чувствую себя неловко, – признается она, – На шумных вечеринках меня все отвлекает, и я обычно иду и запираюсь в ванной! Мне нужно время передохнуть, я совершенно не умею говорить “ни о чем”, и когда встречаюсь с незнакомыми людьми, очень напрягаюсь, потому что знаю: они от меня чего-то ждут. Однако обожаю танцевать в небольшой компании близких друзей – там я экстраверт! А на публике очень стесняюсь».
Мисти Коупленд называли нетипичной балериной. Как большинство спортсменов, она начала заниматься балетом в детстве, но позже, чем это принято: детей часто приводят в балетную школу уже в четыре года. Тринадцатилетняя тихоня Мисти не сомневалась, что провалила пробы в школьную хореографическую труппу. Девочка держалась тише воды ниже травы, однако ее заметили. Способности и талант Мисти были неоспоримы, а умение наблюдать и сосредотачиваться на сложной хореографии казались уникальными для ее возраста. В тот день ее поставили во главе труппы из шестидесяти девочек. Так начался ее путь в балет. В 2015 году Мисти стала первой афроамериканской прима-балериной в истории Американского театра балета.
А вот еще один знаменитый интроверт – Альберт Эйнштейн. В детстве он предпочитал изучать интересующие его предметы самостоятельно, из-за чего у него иногда возникали проблемы. В 16 лет он провалил вступительные экзамены в колледж, потому что недостаточно подготовился – учил только то, что ему было интересно. Правда, позднее он научился сочетать интенсивные периоды уединенной работы с выходами «в люди». В 23 года Эйнштейн создал «Академию Олимпия» – клуб, где встречался с близкими друзьями и обсуждал идеи, которые много часов разрабатывал в одиночестве. В 26 лет Эйнштейн произвел революцию в физике, а в 42 года получил Нобелевскую премию.
На страницах этой книги ты познакомишься с подростками-интровертами, которые достигли больших успехов в традиционных «тихих» занятиях – искусстве и литературе. Ты также встретишь интровертов, которые стали президентами класса, чемпионами в ораторских состязаниях, спортсменами, актерами и певцами. Такие роли могут показаться неподходящими для тихонь, и многие, о ком пойдет речь, сначала не хотели примерять их на себя, но ими двигало увлечение. Страсть к какому-либо делу характеризует многих интровертов, надеюсь, со временем и ты найдешь такое занятие для себя (это может произойти не сразу).
Рассказывая истории подростков – таких же, как ты, – я попытаюсь ответить на вопросы, часто возникающие у интровертов. Как заявить о себе, если ты интроверт? Как сделать, чтобы тебя не игнорировали? Как приобрести друзей, если трудно набраться смелости и начать разговор первым?
Мы поговорим о том, как интроверты общаются с окружающими – друзьями, семьей и учителями. О том, как мы выбираем увлечения и хобби. И о наших отношениях с самими собой. Надеюсь, эта книга поможет тебе научиться принимать себя таким, какой ты есть, и ценить присущие тебе качества. Ты нужен миру, и ты можешь сделать так, чтобы тебя услышали и твой тихий голос усилился стократ.
Пусть эта книга станет твоим путеводителем. Она не поможет тебе стать кем-то другим, но научит применять те замечательные качества и навыки, которыми ты уже обладаешь. И тогда о тебе узнает весь мир.