Какое место занимает в нашей жизни учебная деятельность? Попробуем выяснить.
Психологи и социологи делят жизнь человека на несколько этапов в зависимости от того, какой вид деятельности является для человека главным.
Первое, чему учится малыш в раннем детстве, – игра. Она и есть главный вид его деятельности. Про маленького ребенка, когда он чем-нибудь занимается, так и говорят: он играет. Человек играющий — самый приятный, но, увы, и самый короткий период в нашей жизни, он продолжается всего пять-шесть лет.
Затем начинается второй этап – учебный. Ребенок из человека играющего превращается в человека учащегося. В наши дни этот этап начинается чаще всего первого сентября, когда ребенка одевают в школьную форму, вручают ему рюкзак, набитый учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, и большой букет цветов для первой учительницы. Покидает школу он уже почти взрослым человеком и отправляется в жизнь. Начинается следующий ее этап – трудовой. Человек учащийся становится человеком трудящимся.
Стоп!
Это в индустриальном обществе можно было сразу после школьной скамьи пойти работать на производство и получать хорошую зарплату. Большинство людей так и делали и другой жизни себе не представляли. Соответственно на учебный этап в жизни человека приходилось тогда семь-восемь, от силы десять лет. Так было раньше, полвека – тридцать лет назад. Сегодня с таким образованием на хорошую работу можно даже не рассчитывать.
В давние времена, когда общество было традиционным или аграрным, учебный этап жизни был совсем коротким. Крестьянскому мальчику или девочке, чтобы овладеть началами грамоты, навыками сельского и домашнего труда, требовалось два-три года. Двенадцати-тринадцатилетним крестьянским ребятишкам приходилось работать уже наравне со взрослыми. Потом обязательным для всех стало четырехлетнее образование, затем семилетнее, восьмилетнее, девятилетнее… В наши дни от человека, начинающего трудовую деятельность, требуется образование не ниже полного среднего – согласно российскому законодательству. Это минимум!
Как правило, за полным средним образованием настает черед профессионального образования. Среднее профессиональное образование получают в техникумах и колледжах, высшее – в университетах, академиях, институтах. Некоторые продолжают учиться дальше и получают еще и послевузовское профессиональное образование в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре, интернатуре или оканчивают еще одно высшее учебное заведение. Посчитаем? Мы учимся одиннадцать лет в школе, пять-шесть лет в институте, затем еще три года требуются на послевузовское или второе высшее образование. Получается, что в современной России многие люди учатся пятнадцать-двадцать лет! И это не предел. В некоторых странах, в Германии например, вполне нормальным считается, что человек учится все тридцать лет, до тридцатипятилетнего возраста, и только после этого начинает работать.
Мало того, в наши дни начало трудовой деятельности вовсе не означает, что учебный этап в жизни человека закончился. Сегодня специалисту нужно постоянно повышать свою квалификацию, для чего приходится осваивать различные прикладные науки, посещать и изучать дополнительные курсы. По сути дела, мы теперь учимся всю жизнь.
Почему же так удлинился учебный этап в жизни современного человека? За ответами мы заглянем в школьный базовый учебник по обществознанию за десятый класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, в раздел «Социальное развитие и молодежь». Авторы отмечают рост конкуренции в современном обществе и перечисляют те качества, которые определяют сегодня жизненный успех. Вот эти качества:
высокий уровень образования;
готовность менять характер деятельности в ответ на требования рынка, осваивать другую специальность;
овладение знаниями, навыками и умениями, которые ценятся на рынке труда (компьютерная грамотность, иностранные языки, умение водить автомобиль).
Так что слова Пушкина о том, что «мы все учились понемногу», давно потеряли актуальность. Сейчас нам всем приходится учиться много, многому и подолгу.
Могу проиллюстрировать это на собственном примере. Я окончил исторический факультет в 1993 году. Поступил работать в школу. Это был как раз тот момент, когда преподавание истории и обществознания претерпело кардинальные изменения. От марксистско-ленинской концепции развития общества отказались. Стали больше внимания уделять изучению законов демократии, общечеловеческих ценностей. В 1997 году в школах был введен предмет «Основы правовых знаний», так что всем историкам и обществоведам пришлось изучать и его.
Потребовалось срочно осваивать и новые компьютерные технологии. Появились школьные сайты, сайты учителей, и вдобавок к учительской специальности пришлось освоить и ремесло веб-мастера и веб-дизайнера, блоггинг и онлайн-мастеринг. В общем, сегодня постоянно нужно изучать что-то новое, чтобы не отстать от времени и быть современным, конкурентоспособным специалистом.
Вывод из всего вышесказанного можно сделать следующий. Учебный этап в жизни человека за последние десятилетия увеличился как минимум вдвое.
Учеба – это марафон нашей жизни.
Марафон, как вы помните, это селение, рядом с которым состоялась великая битва. В Марафонском сражении в 490 году до нашей эры греки отстояли свою независимость от персидского царя Дария. А еще марафон – это одна из самых сложных легкоатлетических дисциплин, в которой спортсмену надо бегом преодолеть дистанцию в сорок два километра и сто девяносто пять метров. Так вот, современному человеку, чтобы самореализоваться, надо во что бы то ни стало пройти свой марафон, получить отличное образование. Иначе вся жизнь его будет проиграна.
Надо сказать, что и ведут себя люди во время учебного этапа жизни точно так же, как спортсмены во время забега на длинную дистанцию.
Все мы не раз видели – воочию или по телевизору – подобные соревнования. Готовится забег. Все участники на старте имеют одинаковые условия и занимают одинаковые позиции. Раздается выстрел, забег начинается. Первые несколько мгновений все бегут дружной толпой. Но затем толпа начинает распадаться на группы: вырываются вперед лидеры и появляются первые аутсайдеры.
Лидировать может один спортсмен или несколько. Но лидеры всегда в меньшинстве. С каждой секундой они отрываются от основной группы, бегут все быстрее и быстрее. И вот уже становится ясно: их никому не догнать до самого финиша.
Одновременно растет и другой разрыв – между группой бегущих спортсменов и отстающими, аутсайдерами. И чем ближе к финишу, тем больше аутсайдеры отстают от основной группы.
Очень редко, но бывает, что спортсмен из основной группы на последней трети дистанции вдруг совершает рывок, вырывается в лидеры. Для такого рывка ему нужно собрать все свои силы, показать героизм древних эллинов, разгромивших полчища персов.
И уж совсем редко подобный рывок удается сделать кому-то из аутсайдеров. Ведь им, чтобы преодолеть накопленное отставание, нужно приложить и вовсе запредельные, нечеловеческие усилия.
Так и с учебой. В первый класс все дети приходят нарядные, с цветами, все тянут руки, торопятся дать ответ, хотят получить хорошую оценку. Но очень быстро класс делится на лидеров, хорошистов и отстающих. Лидеры – отличники или те, у кого всего лишь одна-две четверки. Их всегда меньшинство. Хорошисты – это те, у кого все четверки, есть даже одна или две пятерки, а может быть и пара троек. Отстающие – это отпетые троечники, у которых половина троек – это натянутые двойки.
И почти все они такими и останутся до самого финиша, до выпускного бала: лидеры, середняки и отстающие. Учебу можно сравнить с забегом на длинную дистанцию. Только длится он не минуты и секунды, а десять-пятнадцать лет.
Я думаю, что теперь вы и сами можете сделать два первых и очень важных вывода.
Вывод первый:
Чтобы стать отличником, надо сделать рывок к пятеркам сразу же, на старте. Чем раньше – тем лучше.
Вывод второй:
Чтобы стать отличником, только лишь хороших способностей к учебе недостаточно. Нужны упорство, и прилежание, и умение видеть свою цель. И еще – умение подчинить свою жизнь определенным правилам.
Сегодня быть отличником намного труднее, нежели двадцать лет назад. Не только объем знаний вырос, но и общество усложнилось. Отличнику надо быть настоящим психологом. Как разведчик на вражеской территории, он должен уметь правильно выбирать друзей и пользоваться их помощью. Ему необходимо знать своих врагов и уметь нейтрализовать их недоброжелательные действия.
На тернистом учебном пути отличника таится множество подводных камней. Как их увидеть? Как обойти? Всему этому я и научу вас на страницах этой книги.
Но для начала попробуем найти ответ на самый важный вопрос:
Кто такой отличник?
Об этом мы поговорим уже в следующей главе.
Вы уже наверняка поняли, что первая часть книги – это теория. Вторая и третья части будут посвящены практике. Но не спешите переходить к практике, не освоив теорию. Ведь одно из главных качеств отличника – это способность думать и размышлять, прежде чем действовать.