На карте Северного Урала в 12 км от господствующей горы Отортен (1234 м) в верховьях реки Лозьва находится место, обозначенное красными буквами: «Перевал Дятлова» или «Урочище перевал Дятлова».
Название этого отдаленного места исторически возникло после трагедии у подножия мансийской «Горы мертвецов» – Холатчахль (Холат-Сяхыл: 1096,7 м и 1079 м на старых картах), когда здесь в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года при загадочных обстоятельствах погибла группа из 9 туристов Уральского политехнического института (УПИ) под руководством Игоря Дятлова.
Причины и ход событий катастрофы долгое время были не поняты, несмотря на то что раскрыть их пытались многие исследователи, а место аварии и памятный обелиск на скале-останце стали целью многих походов, экспедиций и поисков.
Имелись в этой истории и факты, леденящие души впечатлительных людей, – загадки на уровне триллеров. Какая тайная сила заставила группу ночью резать и рвать палатку? Почему туристы бросили палатку с вещами, спустились в легкой одежде в лес, где погибли от холода в лютую стужу? Откуда на их одежде появились пятна радиоактивности? Что это за таинственные «огненные шары» летали по ночам в уральском небе со светом «полной Луны» и было ли это явление как-то связано с трагедией? Почему и как погибшие получили такие странные и тяжелые травмы, причем без видимых внешних повреждений? Почему у одной погибшей отсутствовал язык? Почему официальное расследование не дало ответ на причины аварии? Что скрывали, что знали и что не знали официальные власти?.. Официальное «дело» прокуратуры об аварии, закрытое и для дальнейшего расследования, и для свободного доступа, не дало ответа на эти вопросы. В его выводе о «непреодолимой стихийной силе», погубившей туристов, осталась какая-то «недосказанность», «неопределенность», «недоработка».
Попытки же исследователей, даже изучивших это «дело», дать ответ на загадки трагедии Дятлова вызывали все новые и новые вопросы, которые не разъясняли ситуацию, а все более её запутывали. Каждый «ответ» на вопрос с постановкой нового вопроса не был ответом и не давал верный результат. Публикации не давали ответов на загадки, а лишь высказывали предположения. «Перекладывание» фактов, улик, показаний свидетелей и «версий» наподобие «пасьянса» не складывало их в цельную картину событий.
Родилось множество слухов, предположений и легенд об этой истории. Ей посвящены десятки статей, несколько кинофильмов и книг: художественная повесть Ю. Ярового «Высшей категории трудности», женский роман Анны Матвеевой «Перевал Дятлова» (документальная основа; 2005), мистический триллер Анны Кирьяновой «Охота Сорни-Най» (2005), книги А. Гущина «Цена гостайны – девять жизней» (1999) и «Убийство у горы мертвецов» (2002), книга О.Н. Архипова «Смерть под грифом „Секретно”» (2012), книга Андрея Самарина «Перевал Дятлова»», недостоверные сочинения Ракитина, Кизилова, Ярославцева и Алана Бейкера. Телевизионное агентство Урала создало многосерийный телефильм «Тайна перевала Дятлова». Об этой трагедии регулярно упоминают в телепередачах и статьях об уфологических, аномальных, паранормальных и загадочных явлениях. В книге «100 великих тайн» об этой трагедии рассказывает глава «Гибель отряда Уральского политеха».
Чем же была эта «авария Дятлова»? Обычной «природной катастрофой» туристкой группы? Или в ней присутствовали какие-то «техногенные» факторы: падение ракет, испытания оружия? Или трагедия явилась результатом преступления – умышленного или неумышленного? Или имели место какие-то аномальные явления и воздействия природы? И имелись ли в ней какие-то «закрытые» властями с целью предотвращения «утечки информации» страницы о каких-то «секретах» или о действиях самих властей?
Настоящее повествование документально, оно об инициативном расследовании Евгения Буянова, помощь которому оказали многие другие люди: опытные специалисты-профессионалы и участники поиска группы Дятлова. Без этой помощи, без работы «коллективного разума» исследователей добиться успеха в обозримые сроки расследование бы не смогло. В этой книге дано наше объяснение хода и причин аварии Дятлова и анализ ложных фактов и версий с объяснением, почему их доказательная база – собранные факты и выводы, объяснения событий – не выдержала проверки на достоверность.
Понять результаты расследования можно быстрее, легче и интереснее, если изложен путь, по которому шли исследователи. Поэтому здесь приведены не только результаты, но и процесс их поиска, процесс преодоления многочисленных заблуждений, ложных фактов и спекуляций. Ход расследования был неотделим от этой борьбы с заблуждениями. Оказалось, что опровергнуть их даже сложнее, чем объяснить события аварии, поскольку без опровержения они превращались в значимые возражения главной версии событий. Спекуляции и заблуждения стали «злой аурой» катастрофы, которая ложно уводила расследование и в темноту непонимания, и на ложные пути поиска «криминала».
Мы постепенно подошли к пониманию хода катастрофы через видение причин и следствий событий, которые ей предшествовали, сопутствовали, а также следовали за ней, оставляя за собой и загадки, и ложные представления. Постепенно по ходу расследования определились его «главные линии», – те направления поиска, которые приводили к детальному пониманию отдельных важнейших фактов. Таковы, например, линии расследования «травм», «огненных шаров», «радиации» и другие. Процесс развитого расследования естественно «разветвился» для получения ответов на разные вопросы. И ответы возникали в виде «плодов» на своей ветке. Повествование ведется по этим «линиям» расследования, которые приводят к ответам на вопросы. Но сначала кратко изложена сама история исчезновения группы и её ранее невиданных по масштабам поисков на огромной территории порядка 300 кв. км. Начнем с этого, прежде чем дать ответ на загадки и объяснить, почему и как произошла катастрофа.
Итак:
Позёмкою мороз, а по утрам туман,
и край тайги, как счастье за горами!
Уже не разберёшь, где правда, где обман,
где карта врёт, а где ошиблись сами,
Потерянные дни уже не отыграть –
на склоне твёрдый наст не держат лыжи,
Осталось только лишь на бога уповать, –
а до жилья сто вёрст, никак не ближе!
Контрольный срок уже истёк,
и по тревоге поднимают спас отряды,
Их молча поджидают из засады
лавины, топи и не пройденный порог.
Но по горам и по тайге
выходим снова, словно перед боем,
Чтоб чьё-то сердце не пронзила болью
улыбка в чёрной рамке на стене!..
Слова и муз. Виктора Дихтярёва.
«Контрольный срок»