Авторская теория внимания. Тайна гениальности.

Как утверждал основоположник научной педагогики в России – Константин Дмитриевич Ушинский – первая глава психологии должна быть посвящена вниманию. Внимание – важнейший психический процесс, дискуссии о природе которого не утихают до сих пор. И если подойти к этому вопросу по-новому, то мы сможем ответить на фундаментальные вопросы психологии и открыть новую страницу в её истории.

Согласно общепринятой классификации внимание можно разделить на три вида – непроизвольное (вызванное внешними или внутренними раздражителями, без проявления воли), произвольное (целенаправленное, волевое) и послепроизвольное (возникает в процессе увлечения на основе произвольного внимания, когда к объекту внимания возникает интерес и пропадает необходимость применения волевого усилия). Современная наука рассматривает внимание как направленность и сосредоточенность сознания. Но если тщательно проанализировать факты проявления внимания, мы увидим, что непосредственным участником избирательной направленности и процесса сосредоточения является и бессознательное. Например, спящая мать, не реагирующая на шум салюта за окном, но просыпающаяся от плача ребенка. О каких сознательных процессах с участием внимания может идти речь, когда человек спит? Мозг анализирует поступающую информацию в фоновом режиме, фильтрует сигналы и поступает в соответствии со степенью их важности. То есть, мы наблюдаем процесс восприятия – сбор данных и их обработку – без участия сознания. Это бессознательный анализ, вызванный направленностью психики на ребенка. Другой пример – из личного архива, для удобства я передам его от третьего лица. Август 2019 года. Время – 23 часа, мужчина смотрит телевизор. Рядом спит трехлетняя дочь. И вдруг у отца автоматически рождается мысль: «Ребенок не дышит». Простая форма – констатация факта. Но мужчина смотрел телевизор – он не следил за дыханием дочери. Однако бессознательное мужчины отметило факт небольшой задержки дыхания у девочки во сне (он даже не успел среагировать). Дело в том, что ребенок играет в жизни родителей первоочередную роль. Поэтому контроль за нормальным дыханием девочки был выработан уже давно. В данной ситуации он проявился в том, что бессознательное самостоятельно следило за ритмом дыхания ребенка и сообщило о его сбое. То есть мы вновь наблюдаем направленный бессознательный анализ. В обоих случаях для такого анализа требуется определенная сосредоточенность психики на протяжении всего периода фонового контроля. Сосредоточенность – это внимание по определению. Таким образом, встает вопрос об участии «доли» внимания («скрытого внимания») в бессознательных процессах. При том, что даже смерть указывает на явный факт контроля со стороны бессознательного: когда человек умирает, он испражняется – освобождаются кишечник и мочевой пузырь. Небольшое желание сходить в туалет, которое мы даже не осознаем, не тревожит нас, потому что о процессе сдерживания заботится бессознательное. Это контроль. А для контроля нужно внимание. Как и для того, чтобы дойти до дома в состоянии опьянения, когда «ноги сами несут». В этом случае повышенный контроль необходим не за «перемещением по карте», а, например, за биомеханикой ходьбы.

Первый советский психолог, член-корреспондент Академии наук СССР Сергей Леонидович Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» (изд. 2-е, 1946 г. – издательство «Питер» 2002 г., стр. 509) писал: «Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания». Например, с восприятием, анализом, мышлением. Однако сознательное и бессознательное представляют собой единую совокупность человеческой психики. Данная связь является основанием для предположения, что внимание всесторонне связано не только с сознанием, но и с бессознательным – оно участвует в бессознательных процессах. Но если это так, тогда в природе внимания должны проявляться характеристики бессознательного – например, автоматизмы.

На рефлекторный (то есть автоматический) характер восприятия указывают исследования таких великих умов, как Иван Михайлович Сеченов (создатель первой российской физиологической научной школы), Иван Петрович Павлов (создатель науки о высшей нервной деятельности), Алексей Алексеевич Ухтомский (создатель учения о доминанте). Например, если на периферическую часть сетчатки попадает световой раздражитель – глаз автоматически поворачивается в его сторону. При воздействии слухового раздражителя на барабанную перепонку следует рефлекторный поворот в сторону источника звука. Вспомним, что рефлексы относят к природе бессознательного. Более того, само бессознательное согласно академику И. П. Павлову – это «рефлекс рефлексов». Следовательно, непроизвольное внимание, на примерах которого построена рефлекторная теория внимания, можно отнести к проявлению бессознательного.

Непроизвольное внимание – явление достаточно широкое. Например, эмоциональное внимание тоже относят к непроизвольному. Как и в случае с рефлексами, эмоциональная реакция на тот или иной раздражитель является процессом …автоматическим. Эмоциональный отклик рождается автоматически, без проявления воли – анализ происходит на уровне бессознательного. Например, при фоновом прослушивании радио или телевизора программа про холодное оружие или про почтовые марки автоматически отвлечёт от основного дела и вызовет заинтересованность у тематического коллекционера, вследствие чего непроизвольное внимание перейдёт в произвольное. В основе – автоматический эмоциональный отклик, соответствующий индивидуальной карте акцентов. Сам факт автоматического проявления эмоционального внимания указывает на прямую связь между непроизвольным вниманием и бессознательным. Более очевидной эта связь становится при интенсивности своего проявления.

Например, когда Вы в последний раз были голодны? Позволяет ли сильный голод полноценно сосредоточиться на другом объекте и не думать о еде? Вы курящий человек? Когда Вы хотите курить, а сигарет в портсигаре нет, как долго Вы сможете не думать о них? Заполняя рабочий документ, Вы все-равно частично сосредоточены на желании пообедать или закурить. Эти мысли приобретают устойчивый характер и потребность в их удовлетворении заполняет психологическое пространство независимо от того, на что направлено сознательное внимание. А на каком уровне психических процессов происходит постоянный контроль за степенью удовлетворения витальных потребностей человека (в пище, в воде, в кислороде, в определенном температурном режиме и прочее)? Правильно, на бессознательном уровне. Таким образом, мы наблюдаем интенсивное проявление бессознательного сигнала в форме непроизвольного эмоционального внимания (в данном случае такой вид внимания еще именуют невольным, то есть связанным с потребностями субъекта). Другой пример. Вас обидел близкий человек. Вы концентрируетесь на работе, но Ваша деятельность сопровождается чувством несправедливости, которое продолжает терзать изнутри. Используя волю, Вы можете переключиться, но изменить настроение в такой ситуации будет достаточно сложно, потому что продолжает иметь место частичное сосредоточение на объекте или причине эмоционального раздражения. Иногда можно встретить девушку, которая тихо плачет из-за того, что начальство проявило грубость. Да, психологи выделяют такое свойство как объем внимания (количество объектов, которые могут быть одновременно охвачены вниманием) – человек может делать несколько дел одновременно. Но говоря об объеме внимания, имеют ввиду произвольное внимание. И да – ученые давно выделили такое свойство как устойчивость внимания (способность длительное время удерживать внимание на конкретном объекте, процессе). Но оно приписывается только произвольному вниманию, то есть такому, которое происходит целенаправленно. В данном же примере мы наблюдаем устойчивое непроизвольное внимание. Потому что вряд ли секретарша, которая столкнулась с хамством и грубостью руководства, целенаправленно, с проявлением воли тихо проливает слезы, утирая их на виду у заходящих клиентов. Это нужно не сознанию, а бессознательному – слезы являются естественным бессознательным механизмом облегчения боли. Следовательно, за устойчивость эмоционального внимания отвечает бессознательное. Это говорит о том, что предположение об участии внимания в процессах бессознательного является верным. И наконец, устойчивость эмоционального внимания (а иногда даже навязчивость) и сложность переключения говорят о том, что можно вести речь не только об участии скрытого «объема внимания» в процессах бессознательного, но и про управление этим вниманием именно бессознательной структурой психики. Так появилась авторская теория внимания, которая заключается в том, что у бессознательного есть «собственный» – неосознаваемый – ресурс внимания («внимание бессознательного»). И раз речь идёт о бессознательном, логично назвать этот вид внимания автоматическим.

Автоматическое внимание (АВ) – это направленность и сосредоточенность бессознательного.


Ввиду бессознательной природы АВ акты его проявления зачастую не осознаются нами. В рамках рабочей гипотезы внимание бессознательного на физиологическом уровне проявляется в том, что процесс активации нейронов АВ напрямую стимулирует определенные участки мозга. У каждого человека эти взаимосвязи носят индивидуальный характер, однако имеет место и общий – инстинктивный характер. Пример из начала главы – медиальная преоптическая область гипоталамуса, отвечающая за заботу матери о своём ребенке, в определенной степени остаётся активной даже во сне благодаря нейронам АВ (или «подвнимания», так как речь идет о внимании бессознательного). То есть внимания, которое существует в фоновом режиме. Когда мать засыпает, именно продолжающаяся активность нейронов «подвнимания», пусть даже работающих в пассивной форме, при наличии угрозы увеличивается и стимулирует соответствующие участки мозга – мать просыпается. Более того, факт передачи возбуждающего сигнала от одних нейронов другим для стимуляции последних не является для науки чем-то новым: в нервной системе есть нейроны, которые посылают другим нейронам возбуждающий сигнал, то есть нейроны-получатели начинают работать активнее, именно когда к ним приходят импульсы от возбуждающих нейронов. ….И так. Нейроны «подвнимания», работающие в фоновом режиме, активируются в процессе восприятия при наличии определенного стимула и активируют соответствующую зону мозга. Аналогичную картину мы наблюдаем и при индивидуальных взаимосвязях. Такой вывод следует из ряда экспериментов. Например, в 2016 году группа исследователей INSERM–CEA отдела когнитивной нейровизуализации во Франции обнаружила, что лишь у математиков в процессе прослушивания математических заявлений активируются не только участки мозга, отвечающие за язык и семантику, но и сеть нейронов, отвечающая за восприятие чисел и пространственное мышление. То есть, для состоявшихся и будущих математиков мир воспринимается через числа и формулы благодаря включению специализированной системы нейронов. И включается она автоматически. Что стимулирует её у математиков и почему она не стимулируется в той же силе у других людей? Как и в случае с матерью и ребенком – для активации специализированной системы требуется находящееся в фоновом режиме «подвнимание» (которое, исходя из дальнейшего «расследования», является неотъемлемым составляющим процесса восприятия). Поэтому можно предположить, что для природного развития любой способности (технического или гуманитарного направления) необходима прямая связь между активацией нейронов АВ и соответствующих участков мозга. Например, у будущих художников автоматическое сосредоточение связано с восприятием картин и процессом рисования, у математиков – с восприятием чисел и пространственным мышлением, у будущих скульпторов – с процессом лепки. Согласно гипотезе, зоны мозга, отвечающие за эти процессы, стимулируются нейронами, отвечающими за автоматическое сосредоточение, то есть имеет место «двойная концентрация» – и сознательного «Я» и бессознательного (синхронизация). Такие связи индивидуальны, однако они подразумевают, что потенциальный центр АВ физиологически должен быть связан со всеми участками мозга. Данный аспект мы подробно рассмотрим в процессе главы и, более того, узнаем, что является связующим звеном между участком мозга, отвечающим за талант и сетью нейронов внимания бессознательного.

И так, согласно дэусологической концепции можно выделить два основных вида внимания – сознательное и бессознательное (автоматическое). Из общепринятой классификации к сознательному вниманию можно отнести произвольное, к автоматическому – непроизвольное внимание. При этом в общем диапазоне наблюдений непроизвольное внимание является всего лишь частным случаем АВ. К более глубокому «уровню» внимания бессознательного можно отнести, например, невольное и эмоциональное внимание, характеризуемые настойчивостью и навязчивостью.





Схема 1. «Двойная концентрация» в единицу времени


В послепроизвольном внимании участвуют и сознательное и автоматическое (волевое сосредоточение на выбранном процессе, например, на подготовке к экзамену, вовлекает в процесс и бессознательные ресурсы). Поэтому послепроизвольное внимание является вниманием синхронизированным, то есть таким вниманием, в котором одновременно задействованы и сознательное и автоматическое.

И так. Чем является внимание бессознательного на практике?

АВ – это направленность и сосредоточение бессознательного. Направленность АВ – это Ваш внутренний настрой. Например, стремление будущего художника к рисованию, интерес будущего скульптура к ваянию, Ваши интересы. Реализация направленности, то есть работа в этом направлении уже вызывает сосредоточение психики, вследствие чего стремление переходит в эмоционально выраженное желание, его многократное удовлетворение порождает эмоциональное состояние, которое, при условии дальнейшей концентрации трансформируется в наваждение. Таким образом, одно из проявлений АВ на практике – это образы, отражающие Ваш настрой, а в дальнейшем – предмет бессознательной концентрации. Потенциал и интенсивность этих образов соответствуют уровню сосредоточения – мечтательность (интерес, стремление), устойчивость (желания, эмоции – эйфория, возмущение, обида, боль…), настойчивость (эмоциональные состояния – умиротворение в хобби, любовь, приятные состояния измененного сознания и т. д.), наваждение (страсть, одержимость). Данная модель развития представляет собой вертикаль роста АВ на практике.





Схема 2. АВ на практике


И так, АВ на практике – это непроизвольные образы, то есть рождаемые без волевых усилий (без участия сознания) и характеризуемые вертикалью от мечтательности до наваждения (другими словами, это внутреннее – «ментальное внимание»). Например, состояние влюбленности – образы конкретного человека «преследуют» нас (от настойчивости романтических образов до сексуального наваждения). Как говорится «сердцу не прикажешь» – мы думаем об этом независимо от того, взаимны наши переживания или нет. Наше внимание на объекте состояния, а само состояние является результатом развития соответствующего настроя… Почему «любовная боль» с годами проходит? Потому что происходит природный перенастрой – фокус АВ естественным путем переводится в иные русла – других людей, новую деятельность и прочее, то есть в иные «вертикали роста». По существу, речь идёт об изменении настроя на глубинном уровне психики – настроя, «забетонированного» установками о человеке («это мой человек», «он уникален», «таких заботливых больше нет», «мне нужен именно он») и длительностью своего развития. Если изменить «затвердевший» настрой искусственным путем – вывести АВ из данной модели развития и направить в другое русло – то мы добьемся того же результата, но в кратчайшие сроки. И это не теория, данные слова опираются на практику – за спиной успешная «деактивация» любовного притяжения; глубоких обид и боли, вызванных предательством близкого человека; сексуального наваждения. Люди созданы не для страданий, а для счастья. Если речь идёт не об утрате и не о болезни близкого человека – то только наши собственные установки невольно заставляют нас страдать… Другими словами, управление АВ – это революция в психологии – это управление глубинными процессами в кратчайшие сроки… взамен долгих лет естественной перестройки.

Характер проявления АВ идентичен во всех случаях: любовь, эйфория, боль, сильная обида или вина – концентрация на источнике значительных переживаний проявляется в настойчивости соответствующих образов. Они генерируются автоматически, то есть, эмоции «рождают» мысли и образы, которые возвращают нас к пережитой ситуации, когда мы хотим, например, расслабиться и выпить чашечку кофе. Это, в свою очередь, указывает на существование конкретного механизма, обеспечивающего данный психический функционал. И именно внутри этого механизма и происходит развитие «вертикали роста» АВ. Давайте рассмотрим его «под лупой»!

Структура бессознательного

Автоматическое внимание можно разделить на 2 типа – циклическое и алгоритмическое. В качестве отдельных подвидов циклического внимания можно выделить фоновое, ритмическое и индивидуальное АВ. Чтобы разобраться в том, что такое циклическое АВ – необходимо понять структуру бессознательного. Тогда мы сможем определить «местоположение» циклического АВ. Анализ, проводимый мною на протяжении многих лет, показывает, что психика человека состоит из систем бессознательных циклов.

Бессознательный цикл (или «эмоциональная петля») – это кратковременная или длительная система циркуляции внимания (бессознательного) между эмоциональным состоянием, его причиной (стимулом) и их производными. Формируется цикл в результате эмоционального резонанса, то есть в связи с резким или с постепенным изменением внутреннего состояния под влиянием стимула. Другими словами, цикл – это неконтролируемая (бессознательная) задержка внимания между стимулом и состоянием.





Схема 3. Бессознательный (психологический) цикл


Например, некоторые люди достаточно уязвимы к оскорблениям и негативным высказываниям в свой адрес. Небольшое эмоциональное столкновение с незнакомым человеком в маршрутке или на улице может создать ярко выраженную отрицательную реакцию, которая задержит внимание человека на произошедшей ситуации. Уже по факту окончания инцидента представители обоих полов могут негодовать и не успокаиваться достаточно долго – они зацикливаются между стимулом (сторонний человек) и состоянием (эмоциональное раздражение), которое он индуцировал. Производными цикла являются желания, направленные в адрес обидчика. Физиологической основой бессознательного цикла являются процессы возбуждения и торможения психики. В данном случае речь идёт о процессе возбуждения психики и наблюдении стремления к эмоциональному уравновешиванию, то есть на минимизацию отрицательных переживаний через их переадресацию, отдачу (ударить, выговориться). Эти желания и являются производными цикла. Их реализация направлена на возвращение внутреннего баланса. В ситуации с секретаршей, столкнувшейся с грубостью руководства, часть отрицательных эмоций выходит со слезами. О неосознаваемых психических процессах, направленных на минимизацию отрицательных переживаний («защитные механизмы»), впервые заговорил еще Зигмунд Фрейд (1894,1926 гг.). Например, вымещение (когда человек срывается на близких людях, переориентируя на них импульс из проблемного цикла) или разрядка (по Фрейду – переигрывание ситуации со сменой собственной роли с жертвы на инициатора). Защитные механизмы так же естественны, как и бессознательное стремление к аккумуляции положительных переживаний. Например, вспомните случай из Вашей жизни, когда в голове играла одна и та же мелодия. Вы услышали музыкальное произведение, которое синхронизировалось с Вашим настроением и тем самым усилило его, или подняло Вам настроение, когда Вы пребывали в состоянии задумчивости, рутинной работы (барьеры бессознательного при этом ослаблены и оно более восприимчиво к сигналам из вне). Сформировался микроцикл «мелодия → состояние». Мелодия окончилась, а состояние осталось. Бессознательное стремление к аккумуляции состояния возвращает Вас к автоматическому воспроизведению мелодии, то есть Вы временно зацикливаетесь на ней.

Навязчивость этой мелодии, как и сам факт ее автоматического воспроизведения как раз и указывают на циркуляцию АВ. Аналогичная картина и в первом примере – наблюдается устойчивость эмоциональной реакции. И не только состояния, но и его производных. Так, в качестве механизма минимизации отрицательного переживания у мужчин, но чаще у дам может быть запущен длительный внутренний анализ – «Он не прав, потому что», «Я не такая, потому что»… (по Фрейду – интеллектуализация, компенсация, гиперкомпенсация). Таким образом, психологический цикл – это петля циркуляции внимания бессознательного

Оба неосознаваемых процесса – минимизация и аккумуляция – прослеживаются и в интенсивных бессознательных циклах. Возьмем цикл влюбленности. Индуктором состояния (стимулом) выступает конкретный человек (объект увлечения), приятное отклонение от нормы на эмоциональном уровне вызывает задержку АВ на объекте – формируется цикл. Механизм аккумуляции положительных переживаний проявляется в форме желаний, направленных на объект («сила притяжения», желания общаться, обнимать, целовать…). Систематический контакт (регулярно повторяемая реакция) способствует развитию эмоционального состояния, что вызывает увеличение сосредоточенности бессознательного на объекте влюбленности (то есть, росту АВ внутри цикла). Рост АВ приводит к росту значения стимула (объекта влюбленности). Запускается естественный процесс перестройки внутренних акцентов – снижается значимость прежних приоритетов, в цикл не входящих. Например, влюбленные часто жертвуют прежними интересами и внутренними потребностями ради того, чтобы побыть друг с другом. Так формируется доминанта цикла. Аналогичная картина наблюдается при любом чрезмерном развитии цикла, в том числе при алкогольной и наркотической зависимостях – происходит смещение карты акцентов вовнутрь цикла. Таким образом акценты доминирующего цикла становятся основными акцентами восприятия.

Рассмотрим вопрос смещения акцентов на фоне сложной жизненной ситуации, которая сохраняется в течение длительного времени, не смотря на все усилия человека. Например, «соседский вопрос». Человек купил комнату в квартире. В других комнатах проживают шумные соседи, частенько налегающие на спиртное. Постоянные скандалы приводят к тому, что собственный дом становится ключом к состоянию растущего психологического напряжения. Одной из производных этого цикла (дом → состояние напряжения) является анализ сложившейся обстановки – поиск разрешения возникшей ситуации, то есть стремление к минимизации негативных переживаний. Если поиск длительное время остается безуспешным – растущее напряжение трансформируется в психологическое давление. Цикл постепенно переходит в доминанту – мир начинает восприниматься через призму проблемы. Акценты, ранее доставляющие радость, становятся второстепенными. Доминирующий цикл психологического давления опустошает внутренние ресурсы человека. Сопутствующая естественная деактуализация стимулов, вызывающих положительные переживания, может стать причиной очень серьезных последствий. Например, депрессии.

И так. Две «стандартные» ситуации – два типичных примера работы упомянутых механизмов и формирования доминанты.

Объект (стимул) → состояние влюбленности → производные (желания, направленные на контакт с объектом → анализ, поиск подходов) = механизм аккумуляции положительных переживаний.

Дом (стимул) → состояние психологического давления → производные (желание изменить ситуацию → анализ, поиск решения) = механизм минимизации отрицательных переживаний.


Мы наблюдаем, что функционал цикла всегда направлен на положительный момент и проявляется либо в направлении к индуктору состояния, либо от него. Таким образом, бессознательные стремления к аккумуляции положительных и к минимизации отрицательных переживаний лежат в природе производных любого психологического цикла. При этом сами психологические циклы, как база производных, являются фундаментальной основой наших желаний и целей. Например, состояние стремления к конкретному человеку (к стимулу цикла); стремление к определенному месту, которое вызывает спокойствие (цикл «место → спокойствие»); стремление заниматься хобби, любимым делом (стимулы состояния заинтересованности, удовольствия), стремление к признанию и славе (бессознательный цикл «Я = величие → удовольствие») и так далее. Желания – это язык циклов. Если мы по-настоящему чего-то хотим – мы на этом зациклены. На чем с рождения зациклены Вы?

Аналогичная картина и с целями. Например, Вы впервые прокатились на автомобиле, испытали восторг, сформировался цикл «управление автомобилем → восторг, эйфория, свобода». Механизм аккумуляции положительных переживаний формирует твердую цель купить собственную машину. Цели – это более выраженная циркуляция АВ в цикле – это более «толстое», заряженное желание. И даже навязанные желания, например, поступление в ВУЗ – это цикл состояния уверенности в завтрашнем дне. Достаточно каждый день слышать от взрослых, что «Только высшее образование поможет тебе устроить свою жизнь»…, чтобы идея поступления в ВУЗ сформировала твердый цикл. Даже рутинная работа представляет собой циклы: выполнение рабочей задачи (потребность) → состояние удовлетворенности, спокойствия и прочее. Циклы – это наше всё, это МЫ.

Стоит отметить, что если природа психологических циклов и первичные производные (эмоциональные – желания, например) представляют собой область бессознательного, то вторичные производные (интеллектуальные – анализ достижения желаний, генерирование планов) представляют собой уже синхронизацию бессознательных и сознательных процессов. Возможно, сознание как продукт эволюции, появилось для оказания помощи бессознательному. Отсюда и «двойная концентрация» – внимание сознания обусловлено эмоциональным (бессознательным) сосредоточением (что работает и в обратном порядке).

Описанные выше примеры относятся к «внешним циклам» – это циклы, для формирования которых необходим внешний выраженный стимул. Существуют еще и обратные циклы, о них мы поговорим позже, разбирая индивидуальное внимание. Но и те, и другие циклы опираются на базовые человеческие потребности:

естественные потребности – потребность в любви, в положительных переживаниях, в чувстве уверенности, в самовыражении, самоутверждении и самореализации и так далее.

искусственные потребности, возникшие в результате проблем и сложных жизненных ситуаций.

И так, подведём итоги. Эмоциональные состояния, акценты восприятия, желания и цели функционируют и развиваются внутри бессознательных циклов. Поэтому первым типом АВ является внимание циклическое. Циклическое АВ фокусирует нас на стимуле. Оно связано с эмоциональными состояниями, поэтому было бы справедливо именовать его эмоциональным вниманием. Но в этом случае из виду упускается структурная ячейка бессознательного – цикл. Наше бессознательное состоит из множества циклов.

Продолжим. Напомню, что в качестве отдельных подвидов циклического внимания можно выделить фоновое внимание, ритмическое и индивидуальное.

Фоновое внимание. С раннего детства ребенок непроизвольно обращает внимание на всё новое – первый в его жизни снег, первое пение соловья, первая метель… Интерес, изумление, восторг – эмоциональные реакции формируют бессознательные циклы, которые постепенно уходят в фоновый режим. Но они сохраняют свое воздействие и продолжают влиять на эмоциональное состояние человека. Для «иллюстрации» проведём мысленный эксперимент. Представьте, что сейчас начало июня. Ваш офис, открытая на балкон дверь, залитый солнечными лучами кабинет… Пение соловьев… Представили? На рабочем столе лежат Ваши бумаги. Каковы Ваши внутренние ощущения? А теперь перенеситесь в февраль. За окном метель. Голые деревья, серое небо. И те же самые бумаги на столе. Существует ли разница между этими фонами, если рассматривать их через призму настроения? Настроение – это направленность психики.

В рабочей обстановке это влияние зачастую не осознаваемо. Но когда мы наедине с природой – фоновое внимание синхронизируется с произвольным, что усиливает воздействие эмоциональных стимулов. Поэтому многие любят отдыхать на природе.

Индивидуальное внимание – это природная карта циклов удовольствия человека, определяющая спектр интересов развивающейся личности, развитие которых и формирует индивидуальность. Подробнее о них мы поговорим позже.

Почему меняется внутреннее время

Второй подвид циклического вниманияритмическое внимание.

С одной стороны, ритмы являются фоновым проявлением, с другой – это «профильный диапазон» среди всего фонового разнообразия. И характер их влияния на нашу психику отличается от влияния остальных фоновых стимулов. Так, если природные индукторы способствуют определенному эмоциональному настрою (например, шелест листьев → настрой на внутреннее успокоение), то определенные ритмы делают нас проводником собственной частоты, то есть их действие является более выраженным. Например, Вы играете в шахматы. Ваш ум занят просчетом ходов, анализом ситуации, наблюдением за соперником. Партия доставляет Вам удовольствие. В определенный момент Вы замечаете, что постукиваете пальцем по шахматной доске (или слегка «танцуете головой») в ритм приятной музыке, играющей в комнате (стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев Вы не фиксируете данное действие и не придаёте ему значения). На ритм реагирует тело и, частично синхронизируясь с ним, механически подыгрывает ему, то есть настраивается на частоту ритма. Таким образом, если остальные фоновые стимулы генерируют «волну», то есть частичный или общий настрой психики на себя, ритмическое АВ проявляется в механической проводимости ритма телом. Но почему происходит синхронизация? В основе данной реакции лежит соответствие музыкального произведения текущему эмоциональному состоянию («эмоциональный резонанс»), то есть таким образом Вы бессознательно аккумулируете состояние удовольствия от игры – работает механизм аккумуляции положительных переживаний.

Другой пример – студент на экзамене. В ожидании билета он механически постукивает пальцами по столу в определенном ритме, выводя тем самым часть внутреннего напряжения. Последний пример – без присутствия внешнего ритма в фоне – говорит о том, что в широком ряде случаев ритм можно рассматривать, как производную психологического цикла (нацеленную на минимизацию или аккумуляцию). Особенно это явно в тех случаях, когда задачи цикла имеют временное ограничение – появляется ритм достижения цели за определенный промежуток времени. Например – успеть на работу к 8 утра, время – 7-45.... Ваш внутренний ритм ускоряется, проявляется в скорости ходьбы, в иных действиях и решениях, он отражает задачу «успеть на работу (цель) → состояние спокойствия». То есть является производной данного цикла. Буквально через несколько часов после написания этих строк, уже читая дочке сказку перед сном («Колобок»), я вдруг заметил, что во время чтения песенки колобка ритмично двигаю правой ногой. Олеся любит эту сказку и я читаю ее по несколько раз подряд каждый вечер. Однако ранее такой реакции я не наблюдал. При чтении других отрывков рассказа бессознательные ритмичные движения тоже отсутствуют. Я вспомнил, что чтение песни колобка вызывало во мне постоянное желание пропустить этот отрывок, потому что он регулярно и монотонно повторяется. Это сделало песнь колобка индуктором состояния напряжения. В ходе развития данного «микроцикла» напряжение возросло, и производной эмоциональной петли стал ритм, снимающий напряжение. Мы сталкиваемся с ритмами каждый день, однако чаще не замечаем этого.

Но вернёмся к внешним ритмам. Многих людей успокаивает шум прибоя, почему? Представьте, Вы стоите на берегу реки. Не спеша …идёт волна… Скажите, сколько секунд может пройти между идущей волной и последующей? Одна, две, три? Иногда значительно больше. Дело в том, что идущие волны формируют ритм. И этот ритм в спокойную погоду медленнее реального времени, и тем более, внутреннего времени человека, пребывающего в состоянии тревоги. Бессознательное настраивается на приятный ритм и синхронизируется с ним, вследствие чего собственное время замедляется (в соответствии с частотой волн). Поэтому взволнованный человек, оказавшийся на берегу реки со спокойным прибоем, может успокоиться. Но бывают и обратные случаи, когда слишком быстрый темп прибоя вселяет тревогу – внутреннее время ускоряется.

Таким образом, мы являемся «проводниками» фоновых ритмов. Если у человека высок естественный уровень ритмического АВ (то есть природный сектор индивидуального АВ выражается в повышенной чувствительности к ритмам, если сказать проще – его природные интересы направлены именно на музыку), он может стать блестящим танцором, композитором или барабанщиком. Последние, например, способны входить в состояние, близкое к «экстазу», потому что в процессе работы аккумулируют свою проводимость и достигают эмоциональной разрядки. Аналогичная картина и с выбором музыки – мы бессознательно выбираем композицию, способную аккумулировать наши переживания, то есть выбор предопределен сосредоточенностью психики. Любая композиция состоит из мелодии, которая раз за разом повторяется и развивается, что представляет собой «эмоциональный ритм», аккумулирующий внутри нас соответствующее состояние. Аккумулирование переживаний позволяет вывести их (разрядиться) через различные механизмы, например, через слезы или через танцы. С другой стороны – эмоционально «зарядиться», если у нас уже хорошее настроение и музыка его «подогревает».

Физиологический центр «подвнимания»

Алгоритмическое АВ выражается в сосредоточенности бессознательного для осуществления контроля над неосознаваемыми процессами. Термин «неосознаваемые процессы» вовсе не означает, что они не контролируемы. Их контролирует бессознательное, контроль требует сосредоточенности, то есть активности так называемых «нейронов внимания». Например, алгоритм реализации фонового контроля над дыханием ребенка, описанный в начале главы. Неосознаваемый процесс, в ходе которого проявляются и направленность и сосредоточенность психики. Направленность выражается в ориентации на сигналы дыхания (вдох/выдох), сосредоточенность – в обработке этих сигналов.

К неосознаваемым процессам относится целая «плеяда» автоматических алгоритмов – дыхание, ходьба, речь, правописание, управление велосипедом, автомобилем, рабочие навыки и так далее. Мы не следим за своим дыханием, не контролируем передвижение языка во время речи, не задумываемся о том, как вывести букву «а» перед тем, как её написать… Все наши навыки после освоения становятся автоматизированными процессами – они выключаются из поля сознания и управляются бессознательным.

Позиция об участии АВ в неосознаваемых процессах подтверждается физиологическими данными. Ствол мозга, осуществляющий контроль над базовыми функциями организма (процесс дыхания, сердечно-сосудистая деятельность и прочие) покрыт сетью нейронов, называемой ретикулярной формацией. Именно она отвечает за внимание. Более того, не только мозжечок участвует в координации движений, но и …ретикулярная формация. Она участвует в регуляции мышечного тонуса, в обеспечении ориентации в пространстве; равновесии и координации движений. Ретикулярная формация обеспечивает двигательные, пищевые и ориентационные рефлексы и, самое главное – осуществляет сложные двигательные акты, контролирует их: «Ретикулярная формация (РФ) принимает участие в реализации многих функций организма. Так, РФ контролирует двигательную активность…» (Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов, «Нормальная физиология», 2012 г.). Для осуществления такого контроля недостаточно двигательной памяти – необходим мониторинг окружающей среды, направленный анализ. Например, управление автомобилем требует бессознательного учета многих факторов ежесекундно, то есть речь идёт о бессознательном сосредоточении и контроле.

Физиологический компонент теории АВ подразумевает связь потенциального центра АВ со всеми участками мозга. Клетки ретикулярной формации присутствуют в гипоталамусе, которому отводится центральная роль в возникновении эмоций (и именно медиальная преоптическая область гипоталамуса отвечает за заботу матери или отца о своём ребёнке). И, что вызывает еще больший интерес, «Ретикулярная формация связана со всеми отделами центральной нервной системы. В настоящее время считается, что ретикулярная формация регулирует процессы, совершающиеся во всех отделах ЦНС, включая и кору большого мозга» (Батуев А. С., «Анатомия, физиология, психология человека», 2011 г.).

Таким образом, РФ отвечает всем характеристикам потенциального центра АВ.




Рис. 1. Ретикулярная формация

Секрет гениальности или cверхконцентрация «подвнимания»


Сверхконцентрация является самым интересным свойством АВ – она объясняет психологические феномены, которые на протяжении десятилетий волнуют исследователей. Однако прежде мы должны рассмотреть ряд других его свойств, чтобы легко и свободно оперировать в дальнейшем.

Фундаментальным свойством автоматического внимания является тождественность его величины уровню значения акцента («предопределенность величины»). Например, вы решаете важную проблему, пишите научную статью или готовитесь к рабочим переговорам. Пока эти задачи актуальны – автоматическое внимание синхронизируется с сознательным для их выполнения. Более того, высокий уровень концентрации АВ в цикле задачи может вызвать эффект «сквозной циркуляции» – обсуждая с близким человеком или с гостем совершенно другую тему, Вы внезапно, неосознанно «уходите в себя», в область решения проблемы. То есть, уже бессознательное вовлекает сознание. При дальнейшем развитии мы наблюдаем формирование цикла доминанта – высокая доля автоматического сосредоточения действует как «воронка» (тематические мысли могут отвлекать от концентрации на произвольном объекте и даже мешать заснуть – попробуйте остановить этот внутренний двигатель…). Однако стоит найти решение или выполнить задачу (написать статью, успешно провести переговоры) и уровень её актуальности снижается до 0. Автоматическое внимание «уходит» из цикла задачи и перераспределяется по основной карте акцентов в зависимости от уровня их значения. …Вернее, возвращается на исходные позиции, однако сначала оно переходит в восприятие «настоящего», увеличивая уровень эмоционального погружения в него, потому что удовлетворённость является одним из «ключей» к настоящему моменту (читайте мою книгу «Тренинг состояния блаженства»).

И так. Величина АВ соответствует уровню значения акцента (объекта/задачи/процесса…)

Автоматическое внимание фокусируется на акцентах, которые мы выделяем сознательно, оно соответствует значениям, которыми мы наделяем тот или иной процесс, цель, задачу. При этом данный процесс носит и обратный характер – исходя из эмоциональной компоненты, бессознательное само определяет значение акцентов для сознания. Например, Вы амбициозны и появляется шанс получить известность. Данный шанс, опираясь на бессознательное стремление к признанию и самореализации, автоматически становится приоритетной задачей для сознания. Процесс управления сознанием мы особенно явно наблюдаем при «сквозной циркуляции» и доминанте. Такая «обоюдность» между сознанием и бессознательным в Дэусологии названа принципом обратной связи. Более того, «сквозная циркуляция» и влияние доминирующего цикла прямо указывают на свойство устойчивости АВ.

Другое базовое свойство АВ уже неоднократно было упомянуто выше – это процесс его синхронизации с сознательным вниманием. Синхронизация – это включение АВ в психические процессы с участием сознательного внимания. Синхронизация увеличивает восприимчивость информации. Рассмотрим на конкретном примере. Ребенок с гуманитарным складом ума может входить в определенный «ступор» на уроках технического направления. Он не успевает перерабатывать информацию и по этой причине часто не понимает, о чем идет речь уже через 15-20 минут после начала урока. Таким образом «ступор» – это результат информационной перегрузки, вызванный сниженной восприимчивостью к предмету, то есть отсутствием синхронизации.

Особое место среди свойств АВ занимает сверхконцентрация. В чем она проявляется и к чему приводит?

Известный в России врач-психотерапевт Владимир Леонидович Райков (1934-2007 гг.) проводил эксперименты по развитию творческих способностей человека с использованием методов гипноза. Когда одному испытуемому внушили, что он Поль Морфи (гениальный американский шахматист), и предложили сыграть в шахматы, первой его реакцией было требование огромного гонорара – миллиона долларов. Ему вручили пачку чистой бумаги и объявили, что это миллион (в этот момент на энцефалографе был зарегистрирован мощный всплеск электрической активности, свидетельствующий о выраженной эмоциональной реакции!). Далее состоялась шахматная партия. Играл с этим испытуемым Михаил Таль, и он же сыграл с ним партию в его обычном состоянии вне гипноза (М. Таль – советский и латвийский шахматист, гроссмейстер, восьмой чемпион мира по шахматам). Было видно, как уверенно держался во время игры испытуемый, пока считал себя Полем Морфи, для которого имя Таля ничего не значит, и как робко вжался в стул вне гипноза, хорошо представляя себе, с кем он играет. В итоге Таль признал, что «в образе» испытуемый играл, конечно же, не на уровне Морфи, но примерно на два разряда выше, чем без гипноза.

Владимир Леонидович Райков успешно провёл множество аналогичных экспериментов, делая внушения, направленные на усиление уже имеющихся способностей человека («Вы – Пикассо!», «Вы – Паганини»…). Состояние транса открывает прямой доступ к бессознательному. Поэтому внешние установки не сталкиваются с внутренними барьерами, имеющими место в нормальном состоянии сознания («этого не может быть!», «это не так!»). И способности гипнотизируемых людей действительно улучшались! Но почему? Ответом на этот вопрос как раз может стать процесс сверхконцентрации АВ. На основании экспериментов с участием М. Таля можно сделать вывод, что установка «Я – Поль Морфи» сформировала у испытуемого завышенное по отношению к норме тематическое состояние уверенности в себе. Для реализации установки бессознательное сконцентрировало в цикле состояния уверенности больший объем АВ, соответствующий заданному внушению. В результате выросли показатели производных цикла – бессознательный анализ стал глубже, качество игры поднялось. Другими словами, сверхконцентрация АВ

Загрузка...