Прежде чем начать практиковать, сначала надо изучить, как это работает и почему? Как сложилась эта традиция, в чем была причина интереса к Таро и почему Таро, несмотря на то, что оно окутано многочисленными мифами и тайнами, зарекомендовало себя, как практический и современный инструмент для решения любых проблем и пробуждения творческих возможностей человека. Интерес, проявленный к Таро со стороны ученых, психологов, психотерапевтов и так далее, тому подтверждение. Для того чтобы успешно пользоваться Таро, важно быть знакомым с историей возникновения этой традиции. Книга поможет настроиться на правильное понимание системы и проникнуться к ней должным уважением. Изучая истоки традиции, мы становимся ближе к мастерству работы с Таро.
Многовековая традиция предсказания исходит из естественного человеческого желания придавать упорядоченность миру. Миру, который зачастую предстает перед человеком в самом загадочном, а иногда и жестоком своем проявлении. Люди издревле старались осмыслить, что есть жизнь, откуда она произошла. В чем скрыто таинство бытия и что такое фатум, судьба. И возможно ли человеку повлиять на события? И как это сделать? Людей всегда интересовало, откуда произошла жизнь, что происходит после смерти, почему существует несправедливость. И еще возникали многие и многие вопросы, на которые невозможно было найти ответы рациональным способом.
Движимые любопытством, желанием знать, что же будет впереди, к чему следует быть готовым, а также естественной потребностью объяснить уже полученный опыт (вопросы в духе «За что мне это?»), люди обращались за помощью к прорицателям, а те в свою очередь обращались к предсказательным системам.
Точное происхождение карт Таро не известно. Но связано с многочисленными легендами. «Есть лишь единый Закон, единый Принцип, единый Агент, единая Истина и единое Слово. Ключ затаенных вещей. Ключ Святилища! Это есть квинтэссенция философий и верований. Это есть Альфа и Омега, это есть Свет, Жизнь и Мудрость Вселенские… Древность этой книги теряется в ночи времен. Она написана на отдельных листах, которые раньше были сделаны из чистейшего золота и таинственных священных металлов… Она символична, и ее сочетания обнимают все чудеса духа. Старея с бегом веков, она, тем не менее, сохранилась – благодаря невежеству любопытных – без изменений в том, что касается ее характера и основной символики», – пишет Елена Блаватская в своей книге «Тайная доктрина». Самые преданные поклонники Таро считают, что Таро – это дар внеземной цивилизации и карты Больших Арканов были высечены в золоте в затонувшем храме навсегда утерянной Атлантиды.
Во многих книгах, посвященных изучению Таро, история возникновения этой традиции часто ограничивается лишь подобным восторженным мифом либо привязана к линии другой традиции, с которой связывали Таро, например с каббалой. Мне бы хотелось обратить внимание на светский путь Таро. Проследить за тем, как эта система менялась, и обозначить те либо иные имена, которые внесли определенный вклад в развитие Таро.
Одни из первых упоминаний о Таро свидетельствуют, что это были роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. На элитарность оккультного знания всегда было множество прямых указаний. Например, кундалини-йога называется также «Раджа-йога», что означает «царская йога», и считалось, что она доступна только высшему сословию. Алхимия именовалась «царским искусством».
Новейшая история Таро переносит нас в аристократические дворы Италии в эпоху Возрождения. Именно тогда при дворе миланских аристократов Висконти-Сфорца неизвестный придворный художник нарисовал серию «триумфов» (козырей), которые со временем, практически не изменившись, вошли в классическую, так хорошо известную нам колоду Таро.
Ренессанс – это удивительное время. Время быстрой культурной трансформации от бессознательной, рабской модели, в которой человек существовал лишь в пределах той социальной роли, c которой он рождался, к модели, где высшей ценностью стало являться проявление неповторимой индивидуальности.
В эпоху Возрождения формировался новый мир, новое человечество, новая Вселенная, детьми которой мы все являемся. Ренессанс стал колоссальным эволюционным скачком, сравнимым с возникновением земледелия и возведением первого в истории города. Многие изобретения XIX и первой половины XX века были предвосхищены в чертежах Леонардо да Винчи.
Наряду с колодой Висконти-Сфорца, ставшей праматерью всех современных колод, в Италии эпохи Возрождения существовала еще одна колода. Она называлась – Тарокки Мантеньи. В Тарокки Мантеньи нет привычных нам мастей. В Британском музее хранится набор из 47 карт Тарокки Мантеньи, а в Национальной библиотеке Франции – полный набор из всех 50 карт. По своей структуре Тарокки Мантеньи отражают структуру феодального общества. Сходство некоторых карт из Тарокки Мантеньи с картами Таро Висконти-Сфорца значительно, но вопрос о том, кто на кого оказал влияние, остаётся открытым из-за отсутствия точных датировок. Есть предположения, что Тарокки Мантеньи может быть даже более ранней колодой, нежели Таро Висконти-Сфорца.
По сохранившимся описаниям колода Тарокки Мантеньи значительно отличается от известной нам современной колоды. В этой колоде нет мастей, которые уже были в колоде Висконти-Сфорца. Тарокки Мантеньи поделены на пять декад.
Первая декада представляет собой последовательность положений человека от жалкого нищего до Папы. В этой последовательности отражено как социальное положение человека, так и этапы внутреннего развития, от низшей «нищей» души до высшей духовности, представленной на земле фигурой Папы.
Вторая декада состоит из изображений девяти муз и Аполлона. Эта группа представляет источники вдохновения души; музы действуют в сфере воображения. Душа может обращаться к этим десяти внутренним духовным источникам в поисках вдохновения и трансформации.
Третья декада состоит из семи Свободных искусств, а Поэзия, Философия и Теология дополняют этот список до десяти.
Четвертая декада состоит из семи Главных добродетелей, изображенных в виде женских фигур вместе с тремя Духами (или Гениями) Жизни (или Солнца), Временем и Космосом, которые изображаются Ангелами. Каждая фигура держит символ. Рядом с семью Главными добродетелями также изображены фигуры животных.
Космические сферы пятой декады представляют Макрокосм, а первая декада является своего рода отображением его в Микрокосме. Между двумя этими полюсами находятся Музы, Свободные искусства и Главные добродетели – архетипические силы, воспринимаемые душой в сфере чувств, мышления и воли. Эти силы могут развить в человеке дар воображения, мышление и духовность. Все это отображает идеал эпохи Возрождения, давший начало великой творческой работе человека по перестройке ограничивающих убеждений.
Вероятно, что и создатели Таро Висконти-Сфорца, и составители серий Тарокки Мантеньи почерпнули свои идеи из общего источника – мистической символики Ренессанса, которая содержала оккультные учения эллинизма и поздней античности, идеи египетской религии, индуистской философии.
В 1612 году в анонимном трактате «Слава и исповедь розенкрейцеров», манифесте европейского тайного общества розенкрейцеров, появляется первое упоминание об эзотерическом Таро. Оно получает название ROTA и описывается как некое устройство или механизм для получения совета и информации о прошлом, настоящем и будущем.
Французские аристократы используют карты Таро как игру и проводят с ними свой досуг, увеселяясь вместе с прекрасными дамами, вином и вкусной едой. Кстати, до сих пор неизвестно привезены ли были Таро во Францию из Италии либо у французских Таро был свой собственный источник. Непроверенной остается информация, что в разные части Европы Таро в свое время привезли цыгане, которых в Европе якобы называли «египтяне». Также существует непроверенная информация, но, тем не менее, уже обросшая былинами, что для развлечения Карла VI придворный шут нарисовал некие игральные карты еще в 1392 году. Какие именно это были карты – неизвестно. Фактом остается то, что именно во Франции карты Таро обрели популярность как инструмент практической магии.
Французский учёный, масон и оккультист Антуан Кур де Жебелен, писавший о проблемах гуманитарных и естественных наук, в своем многотомном труде «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным» (1773–1784 гг.), одну из глав посвятил Таро. Несмотря на то что это эссе Кура де Жебелена является классикой оккультной тарологии, на русской язык оно до сих пор полностью не переведено, имеются лишь частичные переводы. «Эта Египетская книга, – писал Кур де Жебелен, – единственное, что осталось от их великолепных библиотек, существует в наши дни; даже учитывая, что книга является общественным достоянием, ни один учёный не удосужился ею заняться; никто до нас даже не подозревал о её знаменитом происхождении. Эта книга составлена из картинок, разделённых на 5 классов, которые представляют каждый из объектов столь разнообразно и так поучительно. Одним словом, эта книга – это Игра Таро». Также Кур де Жебелен сетует, что, несмотря на широкое распространение Таро как игральной системы, ни в Германии, ни в Италии никогда не пытались философически осмыслить символику карт или обнаружить историю их происхождения в древних временах. И впервые это было сделано именно во Франции.
Немного позже другой известный исследователь Таро и создатель самой известной колоды Артур Эдварт Уэйт иронически комментирует достижения французов в сфере истории: «В действительности ответа на вопрос, откуда пришло Таро, не знает никто, кроме уроженцев Франции, всегда твёрдо знающих ответы на все вопросы из области оккультизма и его истории. Их стараниями Таро стали называть «Книгой Тота» или «Книгой Гермеса Триждывеличайшего», а поскольку сами карты не дают тому никакого подтверждения, их принялись «совершенствовать» и украшать египетскими символами».
К слову сказать, в Европе в это время начинался период так называемой «египтомании», связанной с находками на территории Италии поздних египетских или псевдоегипетских римских памятников. В XIV веке на фоне этой охватившей Европу «египтомании» еще один французский оккультист Эттейлла[1], известный как первый таролог, который зарабатывал на жизнь гаданием, написал в своих трудах, что через 171 год после Всемирного потопа семнадцать магов под руководством бога Тота Гермеса Трисмегиста Величайшего создали колоду Таро, выгравировав рисунки на золотых пластинах.
Возможно, что именно Эттейла и ввел в новейшую историю о Таро имя Гермеса Трисмегиста – божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости Тота и древнегреческого бога Гермеса. В XV–XVI веках Тот Гермес Трисмегист пользовался непререкаемым авторитетом как древнейший философ и маг. Вплоть до первой половины XVIII века Трисмегиста рассматривали как реальное историческое лицо. Ему приписывают 42 трактата, содержащих всю мудрость Вселенной, но считается, что все они сгорели в Александрийской библиотеке, кроме двух: «Асклепий» и «Изумрудная скрижаль». В легендах говорится, что «Изумрудная скрижаль» была написана, когда Тот был жрецом в Атлантиде.
Тот и его книга спаслись во время гибели Атлантиды, и он основал в Египте колонию на основе мудрости атлантов.
На многие западные философские течения повлияли семь знаменитых герметических принципов:
1. Принцип Ментализма: Всё есть Мысль (Разум). Вселенная представляет собой мысленный образ.
2. Принцип Соответствия (аналогии). Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху.
3. Принцип Вибрации. Ничто не покоится – всё движется, всё вибрирует.
4. Принцип Полярности. Всё двойственно, всё имеет полюса. Всё имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины не что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примерить.
5. Принцип Ритма. Всё течёт, всё втекает и вытекает, всё имеет свои приливы, всё поднимается и падает, маятникообразное колебание проявляется во всём. Мера колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.
6. Принцип Причины и Следствия. Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Всё совершается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользнёт от Закона.
7. Принцип Пола. Пол во всём – всё имеет свой Мужской и Женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях.
Самое первое, дошедшее до нас упоминание бога Тота содержится в трактате Цицерона «О природе богов», где сообщается, что было пять Меркуриев, и тот, «которому поклоняются фенеты (жители города Фенея в Аркадии), как говорят, убил Аргуса, по этой причине бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне его называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году по лунному календарю, соответствующий началу разлива Нила.
В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма, а также учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра. Именно Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.
Благодаря работам известных французских эзотериков Элиафаса Леви и доктора Папюса идеи французской школы, сопровождаемые мифом о картах Таро, как наследии бога Тота, распространились на Восток. С Папюсом тесно работали другие оккультисты и тарологи, взаимно влияя друг на друга. Например, в Санкт-Петербурге Папюс основал Мартинистскую ложу, в которой председателем был таролог Г. О. Мёбес, и там же мартинистами издавался журнал «Исида», публиковавший всех оккультистов той эпохи. На Папюса большое влияние оказал символизм II Большого Аркана, который сам Папюс называл «Папесса». Он считал, что этот аркан символизирует египетскую богиню Исиду. Папюс называет Исиду богиней Истины, последователи его школы считают Исиду хранительницей Таро, открывающей канал к информации.
Тем временем за пределами Франции зарождались новые оккультные движения. Магией заинтересовались уставшие от натурализма писатели и эстеты, художники и критики, которым надоело изображать лишь бытовую действительность. По сути своей в середине XIX века было сформировано новое течение европейской мистической мысли, которое мы знаем как оккультизм (от латинского «occultus» – «скрытый»). Тайные учения гностиков и каббалистов, алхимиков и средневековых ведьм, по большей части утерянные, либо зашифрованные, составляли основу этого учения, а недостаток информации легко компенсировался избытком фантазии.
В Великобритании франкомасонами и членами Английского общества розенкрейцеров был организован знаменитый орден «Золотой зари». Эта оккультная организация действовала в течение второй половины XIX – начала XX века. Беспокойная группа искателей и «практических» магов прочно вписалась в историю английской культуры. Фактически она была приютом романтиков, мечтателей и символистов, черпавших свое вдохновение в фантастическом мире оккультных доктрин. Оккультные учения чрезвычайно сложны и запутаны, потому что каждый новый автор непременно добавлял в них что-то свое. Поэтому говорить о едином учении оккультизма не представляется возможным. Можно лишь перечислить основные темы, мимо которых не прошел ни один сколько-нибудь известный оккультист. Это соответственно – карты Таро, каббала, путь магического посвящения и ритуальная магия.
Структура «Золотой зари» состояла из трех орденов и была построена на иерархии и инициациях. Внешний орден этой организации обучал эзотерической философии, основам астрологии, каббале и предсказаниям на картах Таро. Именно благодаря адептам «Золотой зари» утверждение, что Таро является важнейшим и неотъемлемым компонентом оккультных наук, стало аксиомой. В лучшие времена членами «Золотой зари» были такие знаменитости, как ирландский писатель Уильям Йетс, уэльский писатель Артур Мэйчен и Алистер Кроули.
Система соответствий арканов Таро и каббалы также вызывает множество дискуссий и обсуждений. Первыми буквы иврита и арканы Таро соотнесли в XVIII веке уже упоминавшийся Кур де Жебелен и его соавтор граф де Меле. Эти идеи были подробно разработаны Элифасом Леви и уже позднее вошли в учение Герметического ордена Золотой зари. С арканами были соотнесены не только еврейские буквы, но и пути Древа Жизни, соответствующие этим буквам.
Многочисленные споры существуют и вокруг самого названия «Таро». Вот что об этом пишет в своей книге культовый режиссер 1960-х, известный исследователь «Марсельского Таро» Алехандро Ходоровски: «Слово Таро может быть и египетским (tar – путь; rog – королевский); и индо-татарским (tan-tara – зодиак); и на иврите (torah – закон); и латинским (rota – колесо; orat – говорят); и на санскрите (tat – вся; tar-o – неподвижная звезда); и китайским (Tao – неопределимый Принцип). Различные этнические группы, религии и тайные общества утверждают, что являются их прародителем цыгане, евреи, масоны, розенкрейцеры, алхимики, художники (Dali), гуру (Ошо), и так далее».
Есть ли вообще смысл обсуждать историческую правдивость мифов о происхождении системы Таро? Дарованы ли они внепланетным разумом? Наследие ли они Великих цивилизаций? Либо просто шаг за шагом их создавали, неравнодушные к поиску истины, обычные люди? Ведь при существующих данных истинное происхождение Таро установить невозможно. Хотя именно эта загадка лишний раз подчеркивает их мистическо-высокое происхождение.
Яркая активность мифов, сопровождающих Таро, может говорить о том, что человек интуитивно чувствует в Таро мудрость, многократно превосходящую обычное человеческое понимание, и, не желая связывать происхождение Таро с ближайшей эпохой, по закону психологической проекции переносит рождение этой системы в глубокое прошлое.
В настоящее время Таро переживает свое возрождение. Мы можем наблюдать множество разнообразных книг о Таро, новые колоды совершенно различной тематики, новые методы, расклады, ритуалы и медитации с Таро. Карты Таро продолжают привлекать людей, очарованных познанием мира, и это говорит о том, что эта система имеет драгоценные ресурсы и тайны, которые всем нам еще только предстоит открыть.