Таро как код Бытия

Рыжеватые пески, величественные строения из белого камня… Бескрайние равнины… Синевато-сиреневое, совсем не похожее на земное небо… Да, я видела все это не на земле. И когда видела, знала: это мой дом, моя планета, и эта планета больна. Но я знала и другое: ее еще можно спасти, нужно лишь самую малость усилить светоносность человеческих душ или сделать так, чтобы несущих свет стало чуть больше.

Я принадлежала к расе людей, которые постигли для этого самые сокровенные тайны природы, самые сокровенные тайны души. Ладони и головы этих людей окружало радужное сияние. И они делали все для того, чтобы сияние детей и внуков было ярче, чем их собственное.

Семья, в которой я родилась, с начала времен жила вдали от шумных городов. Но земным, русским словом «глухомань» местечко это я бы все же не назвала. Очень хорошо помню несколько строений рядом с нашим домом – для меня здешней удивительных. Они имели вид пирамид, увенчанных… глыбами минералов. Да, глыбами. Только глыбы эти не давили – наоборот, казались невесомыми. Практически прозрачные, они переливались едва уловимыми оттенками всех мыслимых и немыслимых цветов. И – проза жизни – поддерживались на вершинах пирамид опорами из материала, сильно смахивавшего на наш земной металл.

Слово «увенчанные» в земном сознании прочно ассоциируется с культовыми строениями, храмами. Одна из таких «пирамид» и была храмом. Иногда там проходили служения – для всех. Но вне этих служений «пирамида» работала как духовная школа. Я знаю это точно, потому что там училась моя старшая сестра – вместе с другими девушками и юношами. И программа обучения, судя по всему, была очень плотной. Во всяком случае, не виделись мы с ней месяцами.

Навещать сестру мне удавалось только в праздники. И вот эти-то недолгие свидания (а точней даже, пребывания во «внутренних покоях» храма), как я теперь понимаю, для души моей оказались судьбоносны. Туннель, резко уходящий вниз, и изображение Колесницы над самым в него входом… Пиктограмма, которой я теперешняя легко расшифровала бы изображение Жрицы… Везде: в коридорах, в залах и зальчиках – даже в комнате моей сестры на стенах из какой-то мягкой, песочного цвета породы были выбиты подобные рисунки и пиктограммы.

Вперед – в прошлое

С такой реальностью я соприкасалась во время медитаций[1] и сновидений[2]. Не единожды. Думаю, то была реальность одной из моих прошлых жизней. И фрагменты ее буквально полыхнули в памяти моей души, когда в теперешней, земной жизни глаз мой впервые скользнул по иллюстрациям Старших арканов традиционной колоды Таро[3]. Я вспомнила, я знала точно: там, не на Земле, моя сестра занималась постепенным развитием собственной сущности. Она поэтапно приводила свое сознание в одно из состояний, соответствующих обратному расположению листов Старших арканов.

Вспомнила, начала судорожно листать книжку, в которой арканы эти для меня мелькнули, стала их рассматривать вновь и очень удивилась: ни дать ни взять, обычный набор картинок. Вот те на! Но не придумала же я все это себе, как сказку…

Я металась по книге, пробегая, читая, перечитывая страницы то в начале ее, то в конце… Но автор делился знаниями крайне скупо. Только во мне все равно с каждой минутой нарастало ощущение, что я, пусть лишь краешком сознания, соприкоснулась с бесконечно емкими пластами знаний, дошедших сквозь многие и многие поколения, и что для меня теперь обратной дороги нет: эти знания я должна постичь, постичь самую их суть.

Правда, я не очень хорошо представляла себе, как это сделаю. Шли последние годы второго тысячелетия. Мы, конечно, стояли тогда на пороге информационного бума, но ведь об этом даже не догадывались… Информации о Таро было мало, да и саму колоду нужно было еще поискать.

Пришлось творить: делать карандашные наброски на квадратиках картона. Такой была моя первая колода. И что удивительно, когда у меня собралось достаточно литературы по Таро, когда я уже знала: колоды бывают разные – и по исполнению, и, я бы сказала, по духу, – я увидела: те мои наброски на картоне – почти классический вариант колоды, Марсельское Таро! Даже не имея представления о том, как должны выглядеть карты, я нарисовала почти эталонные иллюстрации арканов. Это ли не знак, не доказательство того, что Таро несет в себе Единое Знание, и Знание это можно донести до каждого, и каждому оно нужно!

* * *

Хотя знание знанием, а юность – время любить. Не могу сказать, что вопросы Бытия, подсознания и поиска всяческих там ключей к нему волновали меня тогда больше, чем возможность простого человеческого счастья. Любовь, сопряженные с ней боли и неурядицы… И Таро. Но не как путь к Истине, а как способ узнать: любит – не любит. Я стала гадать. И это был естественный ход вещей: в моей семье гадали и мама, и бабушка. Правда, на других картах, игральных.

Среди подруг спрос на мои гадательные способности оказался чрезвычайно велик. И это обстоятельство (теперь я вижу очень ясно) спровоцировало во мне проявление не лучших сторон личности: тщеславия, гордыни, излишней самоуверенности… Ну как же! Бабушка гадала, мама гадала – значит, у меня дар, я его конечно же заслужила и имею право распоряжаться им как мне покажется правильным.

Я не требовала от себя понимания процессов, запускаемых в ходе гадания. Я радовалась своим успехам, хотя, бывало, недостаток жизненного опыта вставал на пути исчерпывающего толкования получаемых предсказаний. К примеру, одно из них звучало так: «Беременность, которая не будет прервана, но и не приведет к рождению ребенка». Что бы это значило? Я недоумевала. Зато мама с бабушкой (совершенно автономно) предсказали, как отрезали: будет внематочная беременность. И ведь правда была. Не у меня, к счастью: предсказание делалось для одной нашей общей знакомой.

Этот этап принес мне огромную практику и много наработок по толкованию значений и сочетаний арканов. Одно только беспокоило: раз за разом карты указывали мне на июнь 2002 года…

* * *

Июнь этот настал – и я поверила в чудеса. В моей жизни появился человек, с которым (теперь я в этом не сомневаюсь) нас сводила судьба уже не в одном воплощении. Мы полюбили друг друга – но пришлось расстаться. Пережила я это очень тяжело. Во мне все стонало от боли, и заглушить ее было невозможно. Попытки переиграть судьбу результата не принесли. Это был перелом моей жизни, хотя тогда казалось, что сломаюсь я. Ни карты, ни магия не помогали. Я была бессильна и впервые просила Небеса дать мне сил. И – о чудо! – меня услышали. Надежда вновь поселилась в моем сердце. Теперь я знала, что Вселенная и впредь будет мне помогать.

Но, как ни странно, именно на фоне этих событий я почувствовала, что очень грешна, – в том числе и из-за карт. И неудивительно: идея греховности гаданий достаточно распространена. Вот и мне тогда стало казаться кощунственным даже просто взять колоду в руки. Карты стали у меня ассоциироваться исключительно с худшими проявлениями моей личности. И я отреклась от всей моей прошлой жизни. Колоды были выброшены, подарены, потеряны… Тогда мне и голову не могло прийти, что все эти жертвы никому не нужны, как и любые другие. Мы дети Вселенной. Чего могут ждать родители от своих детей? Только послушания. Счастливые дети – вот самая большая радость.

* * *

Время шло. Уверенность в правильности выбора слабела. Ощущение Бога на расстоянии вытянутой руки таяло. Я опять оказалась в водовороте жизни без веры, с весьма смутным представлением о том, что есть я. И настал момент – очень захотела обратиться к Таро. Но не смогла. Теперь меня мучило чувство вины из-за прошлого моего отрицания карт – как из-за предательства близкого человека. Мысли мои постоянно возвращались к тому, что, возможно, я оказалась недостойна мудрости Таро, слишком беспечно отнеслась к дару… Да и навык обращения был утерян – тогда казалось, что утерян безвозвратно. Неопределенность. Растерянность. Тупик.

* * *

Только поиск себя на этом все же не остановился. И однажды пришло очень ясное понимание: нужно начать работу с Таро с самого начала. Но для этого необходимо отказаться от бездумного их использования, от толкования через зубрежку и от мыслей о греховности гаданий. Иначе по-настоящему понять Таро не получится.

И Таро стало другим. Пережитое мною ощущение Истины больше не позволило идти проторенным путем, воспринимая расклады как сиюминутное развлечение. (Кстати, развлечение не такое уж безобидное: оно создает один из видов духовной и эмоциональной зависимости.)

Теперь система Таро виделась мне как зеркало прошлого, настоящего и будущего, как способ предсказания наступающих предопределенных событий и прогнозирования предполагаемого поведения человека. А мотивы его могут быть ох как сложны! Нередко они (как, впрочем, и жизненные задачи) бывают сформированы еще в прошлых воплощениях. У Вселенной же достаточно способов расставить необходимые вехи на нашем жизненном пути, но только в нашей воле принять то окончательное решение, которое и станет нашим настоящим.

* * *

Дни мелькали, и я вдруг заметила, что постоянно возвращаюсь мыслями к пиктограммам из тех давних моих видений. Я вспомнила, как когда-то мне очень хотелось постичь их суть, как и суть всей системы Таро.

И в ходе одной из медитаций с минералами (а я практиковала их регулярно) со мной заговорила сущность, скрытая в сердолике из старых бабушкиных индийских бус. Это был разговор без слов. Я вновь видела картины из прошлого и будущего. Но сейчас меня больше интересовало мое предназначение, задача, которую я должна реализовать в этой жизни: не хотелось повторять ошибки предыдущей. И я совсем не удивилась, когда узнала, что моя жизнь будет тесно связана с картами Таро.

Я спросила, что такое карты Таро. И в ответ прямо перед собой увидела колоду карт. Она была небольшого размера – как раз для моей руки. Но в то же время на ее фоне существовал весь мир. Созданная в доисторические времена, она была восстановлена всего лишь несколько столетий назад. И в тот момент я знала: в этой колоде заключены все существующие методы познания истины – но истина безмолвствует, пока с помощью этой колоды развлекают толпу…

Меня до сих пор удивляет, как просто и естественно, будто добытое десятилетиями изысканий, входило в меня тогда и мгновенно усваивалось это знание о Таро. Удивляет еще и потому, что подобные медитации для меня скорей отдых, чем работа. Они не требуют усилий.

* * *

Практически все люди, которые посвятили себя изучению Таро, сходятся в одном: в этих картах зашифровано Знание и широкий доступ к нему по каким-то причинам нежелателен. Но когда эта информация стала закрытой? Кто ее закрыл? Предположения вызывают многочисленные споры. Что, в общем-то, объяснимо: документов, подтверждающих какую-либо из существующих версий, не найдено.

От Этейллы к Ошо

История Таро неразделима с историей игральных карт. Ведь в Европе, к примеру, карты Таро достаточно долго использовали лишь для игры. На них не было ни астрологических[4], ни алхимических[5] символов, ни каких-либо числовых или буквенных знаков. Колода состояла из 56 числовых карт и 14 иллюстрированных, выполнявших роль козырей. Четыре масти числовых карт со временем составили группу Младших арканов[6], на основе 14 иллюстрированных возникла группа Старших арканов.

Бытует мнение, что иллюстрированных карт изначально было 22, но некоторые из них со временем оказались утрачены. Однако это не более чем допущение, удобное для тех, кто считает, что колода Таро является звеном, преемственно связующим древнеегипетскую, древнееврейскую и прочие цивилизации. Но скорее всего карт и было 14, как и в остальных мастях колоды, просто иллюстрированные карты были мастью козырей, а сама колода берет свое начало всего лишь из средневековой Европы.

Первая колода, иллюстрированная в духе астрологических аллегорий, была создана лишь в XV веке и носила преднаучный характер. Со временем появились колоды-шпаргалки, снабженные географическими, историческими и другими сведениями. Карты Таро использовались преимущественно для игры. Церковь такую игру не одобряла, и карты Таро оказались под запретом.

В XVIII веке, после отмены запрета, интерес к карточной игре возродился. Этот момент и стал ключевым для Таро: колода стала претерпевать изменения по двум направлениям – как колода для игры и как предсказательная система.

То, что мы привыкли считать колодой Таро, создавали европейские оккультисты[7]. Улавливая мотивы символизма колоды, они пытались связать ее с какой-либо из эпох или цивилизаций, шаг за шагом вкладывая в игральные карты эти знания древних. А каждый новый исследователь преображенной колоды аргументировал это преображение, также вкладывая частичку знания, которым владел. Именно благодаря тарологам тех времен от колоды Таро исходят эманации мудрости, которую сегодня многие чувствуют в ней интуитивно. Изменяясь, колода постепенно обрастала легендами. И, наверное, нам теперешним было бы неправильно искать творцов этих мифов. Но все же, думаю, было бы целесообразно отделить хронологию реальных событий от хронологии событий вымышленных.

* * *

Идея древнеегипетского происхождения Таро впервые возникла в XVIII веке с подачи богослова и масона Кур де Жеблена, начавшего разработку версии о связи арканов Таро со священной рукописью Древнего Египта – «Книгой Тота». Его ученик оккультист Этейлла[8] эту разработку продолжил и предположил, что в изображениях Старших арканов Таро зашифрованы знания египетских жрецов.

Однако веских доказательств этому не найдено до сих пор. Но миф живуч своей красотой и, несмотря на то что это лишь миф, он не лишен логических предпосылок. Археологические раскопки в Египте подарили миру фрески, по сюжету очень напоминающие некоторые листы Старших арканов. Однако назвать этот факт достаточным для подтверждения версии Этейллы можно лишь с большой натяжкой, потому что использованные в Таро архетипические образы – неотъемлемая часть любой культуры, в которой хоть сколько-нибудь исследуются отношения человека с окружающим миром.

С древнееврейским учением Каббала[9] Таро было впервые связано в XIX веке. Сделал это французский оккультист Элифас Леви[10]. Он провел параллель между колодой Таро и Древом жизни[11], ассоциировав Старшие арканы с буквами иврита. Тарологи и исследователи более поздних времен дополнили колоду астрологическими, нумерологическими[12] и другими символическими соответствиями.

* * *

Итак, карты Таро пришли к нам из средневековой Европы, а не из Древнего Египта и не из Древней Иудеи, что ничуть не умаляет их значения как глубокой и точной системы прорицания.

Сегодня карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы.

Группа Старших, или Больших, арканов («Великая тайна») состоит из 21 порядковой карты; одной особой карты – Шут, имеющей номера 0, 22, иногда 21 или (у Этейллы) 78; одной дополнительной, то есть пустой, или Белой карты.

Группа Младших арканов («Меньшая тайна») насчитывает 56 листов. Представляет собой отражение мира повседневности: черт характера и бытовых событий.

Но по большому счету Таро – это не Старшие и Младшие арканы, Таро – это зеркало вопрошающего, Таро – это здесь и сейчас.

Оно несет нам мудрость и дает возможность стать сильнее обстоятельств – то есть дает нам все, чтобы «переманить» судьбу на свою сторону. Таро взывает к интуиции и открывает подсознание для работы. Таро – это непрерывное творчество. Изучая его, мы следуем воле Бога. Если вы захотите сделать выводы, то можете потеряться в противоречиях. Место и время появления первой колоды уже не имеют особенного значения – главное, что Таро работает и сегодня.

* * *

К началу XXI века насчитывалось четыре основные школы изучения Таро.

Школа на базе древнеегипетской версии происхождения Таро. (За основу взяты исследования Элифаса Леви и более поздние – Папюса[13].)

Колода воспринимается как законченный перечень символов, предсказательные возможности которых обусловлены наличием прямого канала с Высшим разумом или Вселенной. Это привносит в практику отсутствие условностей (ритуальности) и ограничений, наблюдающихся в других школах.

Младшие арканы традиционно иллюстрируются только символами масти. Карта Маг является первой в колоде, карта Правосудие – восьмой, Сила – одиннадцатой, Шут – двадцать второй.

Из колод, которые можно увидеть на прилавках, для работы по этой системе подходят следующие: иллюстрированные Младшие арканы (Таро эры Водолея, Средневековое Таро Скапини, Таро Стеллы), не иллюстрированные Младшие арканы (Русское Таро, Богемское Таро Папюса, Ступени ЗолотогоТаро, Каббалистическое Таро, Таро Ибиса, Египетское Таро, Таро Лабиринта).

Школа, в основе которой лежат магические практики и исследование астрологических соответствий Таро. (Возникла практически одновременно с первой благодаря работе оккультистов Мазерса[14] и Уайта[15].)

Процесс предсказания не ритуализирован. Младшие арканы иллюстрированы. В Старших арканах используется следующая последовательность: Шут – нулевой аркан, Сила – восьмой, Правосудие – одиннадцатый.

У современных последователей Уайта наиболее популярны следующие колоды: Таро Райдера – Уайта, Ло Скарабео Таро, Таро Нью Вижн, Универсальное Таро.

Школа, разделяющая взгляды Алистера Кроули[16], создателя колоды Таро Тота. Алистер Кроули полагал, что колода Таро является ключом к подсознанию человека, в котором сосредоточена вся информация о прошлом, настоящем и будущем. Младшие арканы иллюстрированы. Шут носит нулевой порядковый номер, Правосудие – восьмой, Сила – одиннадцатый.

Школа Валентина Томберга[17]. В основу ее исследований легло Марсельское Таро. Эта колода наиболее тесно связана с герметической традицией[18].

Младшие арканы не иллюстрированы и рассматриваются только в прямом значении, подобно игральным картам. Старшие арканы не связаны с Каббалой. Первым арканом выступает Маг, Правосудие – восьмым, Сила – одиннадцатым.

В своих колодах я предпочитаю видеть Шута под номером ноль, а Правосудие под номером восемь. Однако эти предпочтения не мешают работе с любыми другими колодами.

Помимо колод, выполненных последователями какой-либо из школ, существует множество колод, больше напоминающих эзотерические оракулы, чем традиционную колоду Таро. Многие из них очень популярны и любимы. Для примера можно привести Ошо Дзэн Таро. Внешне очень мало напоминает традиционно выполненную колоду Таро, однако по глубинному смыслу во многом схожа с ней, а предсказательные качества высоки.

Загрузка...