На создание данной карты автора вдохновила легенда о пане Твардовском, о котором написано немало художественных произведений. Для данной главы я использовала легенду из книги И.Д. Сытина "Пан Твардовский, или Колдун XVI века: Легенда из нар. пол. преданий и рассказов", изданной в 1891 году. Все цитаты, указанные в главе "Маг" взяты из неё.
Согласно легенде,
В свое время существовал Твардовский, одаренный от природы большими способностями, умом и сильным характером, был ученым человеком своего века и далеко своими познаниями опередил современников, а последние, не понимая его, проникнутые суеверием и ложным страхом, соединенным с невежеством, сложили о нем легенду, внеся в нее тогдашние суеверные верования, и, таким образом, рассказывали о нем невероятные вещи, легко принимаемые на веру темным людом.
Человек этот, вероятно, не мало выстрадал от своих неудавшихся надежд.
О чем же легенда?
В легенде рассказано о мужчине, который по ошибке продал душу своего сына, пана Твардовского, Cатане.
В метаниях главного героя между верой в Бога и увлечениями черной магией отчетливо можно увидеть прямые и перевернутые характеристики карты. Предлагаю их рассмотреть.
Значения карты в прямом положении.
1. Неординарность ситуации или человека.
Для того, чтобы понять, кем является герой карты, обратимся к легенде, где сказано, что
Ян, так звали молодого сына, был умным, но вместе с тем и странным ребенком. Уже с самой юной поры он ко всему вызывал необыкновенную понятливость и пытливость. Его рано развитому уму были доступны такие тайны, которые для многих взрослых казались неразъяснимой загадкой.
После прочтения легенды я задалась вопросом о том, почему душой Твардовского был заинтересован Cатана. Вряд ли властелин ада приобрел бы незаурядное или стал бы без цели разговаривать с простым человеком. Значит что-то зацепило его в молодом пане. Но вот что?
Существует поверие, согласно которому в зависимости от того, сколько раз перерождалась душа человека, можно говорить о её возрасте и опыте. Чем древнее душа, тем ценнее она для духов высшего порядка.
В легенде ярко иллюстрируется борьба добрых и злых сил за душу главного героя:
Нужно было крестить младенца, но дух тьмы долго не допускал до этого… Сын был спасен, душа была вырвана из власти сатаны! И в немой злобе дух тьмы обрушил на голову отца одно горе за другим, чтобы отнять к него возможность и всякую надежду добрым делом и милосердием омыть свой грех и уничтожить роковой договор на сына.
Таким образом, в раскладе карта может говорить о талантливом человеке или об из ряда вон выходящем случае, из которого можно выйти сухим из воды, применив творческий подход.
2. Обладание силой духа, верой в себя и волей для преодоления препятствий.
В начале своего пути главный герой карты имел доброе сердце и на исповедь отца о том, что тот натворил, продав душу сына, отвечал:
Дух тьмы не может одолеть человеческой души, вложенной в меня Творцом вселенной… Я не хочу уступать Cатане то, что принадлежит мне; для борьбы с ним у меня есть вера и надежда.
То есть карта может говорить об оптимизме и снисходительности той или иной стороны в раскладе при выпадении данной карты, а также о том, что имеется всё необходимое для того, чтобы получить нужный результат.
3. Высокомерие, холодность и одиночество, как теневые стороны карты.
Учитель Твардовского говорил о нем следующее:
Мальчик стал круглым сиротой, но сделался еще своенравнее и мрачнее. Хотя из-за упорного труда, успехов он должен был быть любим и уважаем, на его гордость и заносчивость совсем делали его невыносимым… А что всего удивляет, так это то, что он дал клятву никогда не жениться и остаться навеки безбрачным.
Также эту теневую сторону карты иллюстрирует реакция Твардовского на благодарность людей, спасенных им от разъяренных коней. Об этом написано так:
… когда народ бросился к своему избавителю и стал осыпать его благословениями, то на его лице показалась тень презрения и неудовольствия; он грубо и сурово начал расталкивать толпу и поспешно скрылся от нее.
Что касается отношений, то люди по карте «Маг» редко сами делают первый шаг. В легенде об этом указано следующее:
Не легко было в нем возбудить чувство привязанности; в свете все называли его бессердечным и бесчувственным, и еще ни одной женщине не удалось заставить его потерять голову; равнодушие его было не напускное и он предпочитал власть и честолюбие обаянию в женских глазах.
Таким образом, в раскладе на отношения карта может говорить об отстраненности, холодности и безразличии. Эта карта больше про социальные роли начальника и подчиненного.
4. Тяга к знаниям и власти. Ученый человек, не останавливающийся в поисках истины. Вечный студент.
Пан Твардовский был неординарным человеком. Из легенды о нем известно, что
Этот человек побывал везде: в обетованной земле, и у браминских мудрецов, от которых ничто не скрыто, и у каббалистов в Испанской земле; знает еретика Коперника, безумно утверждавшего, что будто не солнце ходит вокруг земли…Твардовский побывал даже и в стране за дальним морем – Америке, где живут безбожные язычники, а, следовательно, сыны духа тьмы, и знает языки всех народов, все науки, может сделать верующим много добра и зла, знает каббалу и тайны великой Изиды Сагор, занимается астрологией и черной магией, может вызывать духов, составляет эликсиры и знает, кто под какой планетой родился…
Кроме того, пан Твардовский безвозмездно лечил людей и помогал им.
Эта карта может говорить, что перед нами находится высоквалифицированный человек, который разберется в вопросе любой сложности и который готов помочь безвозмездно, если перед ним находится нуждающийся.
5. Занятия магией. Ритуальная работа.
Как указано в легенде,
… Твардовский отыскал эликсир вечной жизни, философский камень, с помощью которого человек будто бы становился всемогущим существом, и ему открывались все тайны природы.
Смею предположить, что эта магия, в отличие от значения перевернутой карты, по прямой имеет созидательный характер.
6. Помощь светлых сил.
На карте мы видим изображение петуха, который является оберегом пана. Согласно легенде, песнь петуха способна прогнать нечистую силу. В книге это описано так:
В этот миг запел петух. Как гром прозвучал голос его в ушах сатаны, и он вмиг исчез.
7. Умение за себя постоять, самодостаточность.
На карте изображен кинжал, который принадлежит главному герою. Благодаря ему, он смог спасти путника от разбойников ночью. Символизм этого предмета заключается в способности главного героя защитить как себя, так и других.
8. Синдром самозванца.
Изначально мне хотелось указать это в значении перевернутой карты, однако всё-таки такое отношение главного героя к себе присуще обоим положениям карты.
Добившись успеха в науках, пан не считал себя достойным почета человеком. Об этом в книге написано так:
Вернувшись в Краков, Твардовский вскоре стал во главе тогдашних ученых алхимиков и астрологов своей родины и приобрел себе не мало учеников. Но несмотря на известность, он был недоволен собой.
Таким образом, в раскладе карта может показывать синдром самозванца.
Значение перевернутой карты.
1. Манипуляция, обман и самонадеянность.
Перед сделкой с Сатаной пан попросил указать в договоре Рим в качестве места своей смерти и главного условия получения его души сатаной. Он надеялся, что тем самым перехитрит властелина ада. Однако он не указал, что имеет в виду город, поэтому злой дух смог забрать его душу из одноименной корчмы.
В перевернутом положении карта может обозначать мошенничество и манипуляции.
2. Отсутствие поддержки.
В перевернутом положении петух имеет обратное значение. Он не способен уберечь пана, так как уже поздно, ведь утро для главного героя сменилось ночью, и душа Твардовского продана Сатане.
Таким образом, карта может говорить о фатальном невезении.