Раздел 1. Теория. Общая характеристика Придворных карт

Глава 1. Кто такие Придворные Арканы?

Придворные Арканы – это люди, непосредственные участники жизненных сюжетов и бытовых сцен. Одно из самых распространенных толкований этих карт видит их нашими коллегами, родными, друзьями, врагами – словом, теми, с кем мы так или иначе знакомы или взаимодействуем.

Надо признать, что в этом маленьком «так или иначе» кроется один большой нюанс. Разве мы знакомы с тайными недоброжелателями? А с тайными благодетелями (которых, несомненно, в нашей жизни меньше, но они тоже порой встречаются)? А с тем человеком, который спросил дорогу и, задержав нас, тем самым заставил опоздать на автобус, впоследствии попавший в аварию? Можно ли назвать знакомым нашего соседа, которого мы изредка встречаем на лестничной площадке, но даже не знаем его имени? А представителя фирмы-партнера, чье имя нам известно, но с кем мы общаемся только по телефону, а то и по электронной почте, и никогда не видели его живьем?

Мир социальных сетей и виртуальное коммуникативное пространство съедают основное значение слова «знакомство» – «отношение между людьми, связанными тем или иным образом в быту, лично знающими друг друга, встречающимися друг с другом». Возможность тайно посмотреть информацию о ком-либо на странице в социальной сети, байка, пришедшаяся кстати в чьем-то разговоре и начинающаяся со слов «есть у меня один знакомый…» и им подобных, «сарафанное радио» и СМИ, не говоря уже о теории шести рукопожатий – все это включает нас в мировой информационный поток, где мы, не зная о том, влияем на многих незнакомых нам людей и сами оказываемся под их влиянием.

Это означает, что при толковании Придворных Арканов в раскладе, даже если он состоит из единственной карты («карта дня»), не стоит ограничивать рамки своего восприятия лишь теми людьми, которые сразу же приходят на ум: вполне возможно, наше субъективное восприятие ошибается, и мы видим врага в том, кто им вовсе не является, или надеемся на помощь того, кого следовало бы избегать.

Этот совет – не ограничивать рамки своего восприятия – можно понимать и так, что не стоит ревностно придерживаться единожды прочитанных или выученных описаний карт. Для этого утверждения есть сразу несколько причин, и главная состоит в том, что значение карты может варьироваться в зависимости от ситуации, о которой задан вопрос. В голове следует держать лишь общую, назовем ее родовой, характеристику Аркана, видовую же характеристику, применимую к конкретному вопросу, надлежит давать непосредственно в момент расклада.

Кроме того, следует с осторожностью навешивать ярлыки – соответствия Арканов окружающим (скажем, раз и навсегда определяя, что отец – это Король Мечей, и никто иной). Во-первых, практически невозможно встретить в реальной жизни людей, полностью совпадающих с характеристикой одной-единственной карты. Во-вторых, человеку свойственно развитие, причем неважно, по какой причине оно происходит: по мере ли взросления и приобретения нового опыта, или же благодаря постоянному обучению. Важно то, что в определенные моменты жизни каждому из нас свойственны разные характеристики и качества (личности, поведения, поступков). Безусловно, есть какая-то доминантная черта личности, которая не подвержена изменениям даже в периоды полной жизненной турбулентности и которую можно назвать темпераментом, однако она скорее описывается мастью Аркана, чем Арканом как таковым. О мастях и о темпераментах мы поговорим чуть ниже.

Наконец, в-третьих, не стоит забывать о том, что все мы одновременно играем целый набор социальных ролей: например, на работе мы можем быть начальником, коллегой и подчиненным, в зависимости от ролей других людей, с которыми мы сталкиваемся в процессе нашей трудовой деятельности; дома мы выполняем функции отца, мужа и сына; в образовательном учреждении – абитуриента, а затем студента, старосты группы и т. д. Все эти социальные роли вполне укладываются в рамки Придворных Арканов, а именно в рамки одного из четырех достоинств.

Таким образом, Придворным Арканом может быть конкретный человек, который:

1) каким-либо образом связан с интересующей ситуацией. Этим человеком может быть и сам вопрошающий;

2) обладает совокупностью качеств и черт, позволяющей отнести его к определенной масти (мечи, посохи, пентакли, кубки); и

3) играет в контексте интересующей ситуации определенную социальную роль, позволяющую отнести его к карте определенного достоинства (короли, королевы, рыцари, пажи).

Глава 2. Масти

Происхождение мастей и их глубинная символика

Строго привязываться к определенным характеристикам каждой карты (скажем, Королева Мечей – только Водолей и ни один другой знак Зодиака, а Кубки – масть, ассоциирующаяся только с синим цветом, никаких оттенков!) и тем самым неоправданно сужать рамки возможного толкования, конечно, не стоит. Но такой подход, увы, таит в себе и иную крайность: непроизвольно расширить эти рамки так, чтобы стереть любые границы между значениями и отличиями карт друг от друга.

Справедливости ради нужно признать, что оба этих максималистских подхода имеют право на жизнь. Толкование карт, как и другие методики прорицания, состоит из правил и их соблюдения ровно наполовину. Вторую же половину составляют интуиция, эксперимент и практика. Многие начинающие прорицатели, начиная собственную практику без оглядки на преподавателя, который мог бы проконтролировать течение их мысли или дать подсказку, в какой-то момент с удивлением понимают, что не все правила работают безоговорочно. А спустя еще какое-то, обычно непродолжительное, время они замечают собственные правила и закономерности, которые хотя и не совпадают с написанным в книгах и лекциях, но не становятся менее актуальными.

Поэтому, конечно, ответ на вопрос о том, какая техника будет работать у вас, зависит от только от вас.

Как бы то ни было, для того, чтобы начать нарушать правила, следует как минимум о них знать. Поэтому мы рассмотрим те качества и свойства Придворных Арканов, которые поначалу могут стать ориентиром, а затем и основой для того, чтобы открыть для себя что-то новое. Мы начнем с самых общих характеристик – мастей, затем немного детализируем наше описание с помощью достоинств карт, и наконец, обратимся к конкретным картам.

Однако прежде всего заглянем ненадолго в историю возникновения карт в целом, мастей и придворных карт, в частности. Зачем? Ну во-первых, это красивая история. Увы, ей не так часто везет быть рассказанной, а между тем кто из нас не любит поговорить о себе? Во-вторых, понимание сути и богатства истории вещей позволит нам выбрать то толкование, которое близко именно нам, и оперировать не просто заученными однажды значениями, а понимать истинную их природу.

Конечно, история карт, как и любая история, неоднозначна и изобилует множеством домыслов. Мы остановимся на одном из самых нейтральных и расхожих вариантов – это будет наш земельный участок или фундамент, на котором мы выстроим несколько разных теорий-зданий. А выбор, в каком из них поселиться, а в каком остаться лишь желанным гостем, останется за каждым из вас.

По одной из версий знакомые нам карты пришли в Европу в XIV в. из Египта и на тот момент содержали четыре масти – кубки, монеты, мечи и клюшки для игры в поло1. Предполагается, что все эти предметы были отличительным знаком в геральдике мамлюков. Отличительным этот знак был потому, что гербовые щиты дозволялось иметь лишь эмирам, т.е. высокопоставленным военным деятелям. Предоставить отличившимся воинам право на герб мог только султан, зато рисунок, подлежащий изображению на гербе, они были вольны выбирать сами. Версия красивая, понятная, и, пожалуй, можно было бы ею удовлетвориться и вернуться с Востока на Запад… но все-таки, почему мастями в игральных картах стали именно кубки, монеты, клюшки и мечи, а не другие геральдические символы? Почему мастей было всего четыре?

Для ответов на эти вопросы придется еще немного углубиться в историю, философию и культуру.

Считается, что первые, самые простые игральные карты появились в Китае и использовались для игр со взятками, в которых для победы требовалось набрать как можно больше или, наоборот, меньше взяток. Популярность и неизбежное развитие этих игр привели к появлению мастей, что позволило усложнить правила и внести в игру элемент стратегии, т.е. возможность просчитывать ходы и розыгрыши. Так, например, правила пополнились положением о том, что карта одной масти не может побить карту другой масти, даже если превосходит ее по достоинству. В роли мастей выступали денежные достоинства карт: монеты, связки (монет), мириады связок (десятки тысяч монет), десятки мириад (сотни тысяч монет).

Карты, пришедшие в Европу из Египта, появились в самом Египте из Индии, в которой были распространены карты Ганджифа. Сейчас многие исследователи полагают, что в классическом варианте Ганджифа имели 8 мастей, каждая из которых имела свой символ и свое название и была связана с одной из дворцовых служб – ghulam (придворные), taj (сокровищница), shamsher (охрана), ashrafi (золотая казна), chang (гарем), barat (администрация), tanka (серебряная казна), qimash (купцы, лавки). Другие же колоды с иным, как правило, четным, числом мастей – с 10 (например, 10 аватар бога Вишну) и 12 (например, 12 знаков Зодиака) – стали появляться по мере развития и распространения самой игры. Но опять же, откуда взялись эти масти и по какой причине они вообще появились? Ответить на этот вопрос нам, пожалуй, поможет еще одна, более прозаичная версия.

Во-первых, в Ганджифа была колода, содержавшая всего четыре масти, которые соответствовали четырем кастам индийского общества – священнослужителям, военным, крестьянам (ремесленникам) и торговцам – и, так же как и в других колодах, были обозначены каждая своим символом: палкой, мечом, кубком и монетой.

Во-вторых, одним из вариантов происхождения Ганджифа (и он представляется нам вполне достоверным) считается тот, согласно которому эта игра родилась в Персии. А это означает, что вся интересующая нас история могла начаться как раз в Персии. Попробуем еще немного углубиться в прошлое, примерно в V или VI в. до н.э.

Персидское общество того времени было поделено на четыре класса: маги (они же священнослужители), короли (бесстрашные воины), фермеры (крестьяне, ремесленники) и служащие.

Главенствующей религией Персии в то время был зороастризм. Маги выполняли функции служителей единому богу Ахура Мазда, приносили жертвы, предсказывали будущее. Они носили белые одежды и всегда держали в руках связку прутьев, олицетворяющую их служение. Так что вполне вероятно, что постепенно с магами стали ассоциироваться именно прутья (изображение которых, безусловно, похоже на посохи). Возможно также, что воинов, служащих во имя справедливости, стали соотносить с их вечным спутником – мечом или ятаганом, фермеров, ориентированных на созидание и культивацию, – с чашей2, а простых слуг, торговцев и чернь – с монетой.

На этом, пожалуй, можно было бы закончить наш экскурс в историю мастей: масти из Персии перекочевали в Индию, оттуда – в Египет и, соответственно, в Европу, однако позволим себе сделать еще одно отступление и попробуем понять, нельзя ли, помимо соотнесения мастей с классами общества, наделить их другими глубинными, обусловленными историей их появления и развития характеристиками, которые могут помочь в толковании прорицательного значения карт.

Поэтому вопрос: откуда же взялись карты и масти в самой Персии?

Здесь пора вернуться к китайскому происхождению игральных карт. Предположим, что в результате захватнических войн и монгольских завоеваний карты и карточные игры попали из Китая в Персию. Сразу же можно сделать еще одно предположение: после «районирования», точнее «адаптации китайских семян к персидской почве», а еще точнее – сопоставления китайских денежных мастей с социальным делением персидского общества, появились теперь уже известные нам карточные масти – монеты (соответствующие китайской масти монет, считающейся самой слабой мастью), посохи (связка монет), кубки (мириады3) и мечи (десятки мириад).

В контексте соотнесения мастей и классов персидского общества предлагаем обратить внимание на трактат «О магии» Апулея – римского философа, оратора, адвоката, жившего в начале I в. н.э.

История его жизни интересна нам одним эпизодом: Апулей женился на богатой вдове много старше его, что, конечно, не понравилось родственникам женщины, подавшим на философа в суд с обвинением в ворожбе и привороте. На суде Апулей произнес оправдательную речь, которая дошла до нас как раз в виде названного трактата. Мы, конечно, не будем читать всё – к нашей теме имеет отношение лишь небольшой отрывок из речи: часть, где Апулей ссылается на слова Платона о том, каким образом воспитывается и обучается молодой наследник персидского престола:

«Отрока, едва минет ему дважды семь лет, забирают к себе так называемые царские дядьки, избраны же они персами за то, что в поколении своем почитаются наилучшими, а числом их четверо: мудрейший, и справедливейший, и скромнейший, и храбрейший. Из оных один научает и магии по уставу Зороастра, сына Оромаздова, то есть угождению богам; он же научает и царской науке»4.

Можно предположить, что каждый из царских дядек является представителем одного из социальных классов – священнослужителем, воином, крестьянином и слугой. А если так, то можно соотнести классы, качества, отличающие представителей классов, и их символы между собой. Начнем с сопоставления мастей в порядке возрастания (т.е. опираясь на предполагаемое соответствие мастей Ганджифа китайским денежным мастям):

монеты – монеты – торговцы и слуги – справедливость;

посохи – связки монет – священнослужители – мудрость;

кубки – мириады – фермеры – скромность;

мечи – десятки мириад – воины, правители – храбрость.

Нам не очень нравится такое деление, потому что в этом случае получается, что «общественная стоимость» священнослужителей (они же маги) была не столь уж высока, раз они оказываются только на второй из четырех ступеней социальной пирамиды. Как известно, в действительности их функционал и статус были куда выше, и это, пожалуй, достаточно веский повод для того, чтобы с благодарностью этому варианту сопоставления поискать другой.

Если предположить, что цитата Апулея (вернее, ее перевод на русский язык) точна, а Платон называл качества царских дядек в порядке убывания их важности и общественного статуса, то сопоставление мастей, качеств и символом будет несколько иным, зато вполне учитывающим общественную иерархию:

посохи – связки монет – священнослужители – мудрость;

мечи – десятки мириад – воины, правители – справедливость;

кубки – мириады – фермеры – скромность;

монеты – монеты – торговцы и слуги – храбрость.

Впрочем, такая пирамида тоже вызывает сомнения. Прежде всего, как видим, китайские достоинства мастей в этом случае перемешиваются. И если этому критическому замечанию можно противопоставить вполне справедливый аргумент – персы могли взять из китайской системы карт лишь количественный принцип четырех мастей, – то сходу найти ответ на второй вопрос – почему именно торговцы и слуги характеризуются качеством храбрости – довольно проблематично (скажем, было бы логичнее, если бы храбрецами были воины и правители, а хитрым торговцам, имеющим дело со счетами и постоянным товарообменом, не помешала бы капелька справедливости).

Чтобы разрешить сомнения, обратимся к первоисточнику: к Платону, на которого в своей речи ссылается Апулей. Тем более что Платон уже соотнес качества и слои общества до нас.

Для нас важно следующее: Платон говорит о четырех добродетелях идеального государства – мудрости, мужестве, умеренности и справедливости, каждая из которых опирается на свойства души и соответствует одному из государственных классов. Так, мудрость опирается на разум, мужество – на волю, умеренность – на преодоление чувственности, а справедливость же охватывает три предыдущие. Соответствие же добродетелей и классов общества, по версии Платона, выглядит следующим образом:

философы и правители – мудрость;

стражи – мужество;

земледельцы и ремесленники – умеренность.

Справедливость, четвертая добродетель, охватывает всю систему, так что ее можно добавить к каждому классу без исключения.

Таким образом, в видении Платона государство состоит из трех, а не четырех классов, при этом к классу земледельцев и ремесленников относятся и торговцы. Тем не менее этой информации нам кажется вполне достаточно для того, чтобы в очередной (и теперь уже последний) раз попытаться соотнести классы общества с добродетелями, а добродетели – с мастями и символами:

философы и правители – мудрость – посохи;

стражи – мужество – мечи5;

земледельцы и торговцы – умеренность – кубки и монеты.

Почему мы уделяем столько внимания соответствию мастей добродетелям? Почему это представляется нам очень важным в дальнейшей работе с Таро? Дело в том, что если достоинство карты скорее является ее третичной (!) характеристикой, то масть – характеристика первичная и одновременно вторичная, и оттого понимание ее глубинного смысла поможет найти нужное и подходящее к конкретной ситуации толкование.

Подводя итог, дадим определение каждой добродетели и аналогичное толкование каждой масти.

Умеренность – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели.

Умеренность торговцев (монет) выражается в умении ограничить собственные желания, например, максимально возможной выгоды, для сохранения перспективы: продать и заработать меньше сейчас, но в будущем сорвать куда больший куш.

Умеренность земледельцев (кубков) выражается в умении ограничить собственные желания для достижения общественно полезной цели и усмирить собственные страсти, например нетерпение, во имя наполнения кубка, т.е. получения плодов труда.

Мужество – этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни («Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество»6).

Мужество стражей (мечей) заключается в умении преодолеть страх поражения и отстоять единожды принятое решение, защитить свои убеждения, идеалы и образ жизни.

Мудрость – знание и добродетель, объединяющая теоретическое знание с реализацией практического идеала: мудрец отличается от ученого тем, что воплощает свое учение в жизнь.

Мудрость священнослужителей (посохов) выражается в умении применять знания об устройстве мира, не болтать, а действовать.

Справедливость – наличие равновесия, понятие о должном, требующее соответствия между правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.

Справедливость каждой масти заключается в умении сбалансировать «хочу» и «надо», «мое» и «чужое», «личное» и «общественное».

Масти и прорицание. Соответствие мастей объективным явлениям мира

Рассмотренные выше глубинные философские значения мастей, безусловно, являются фундаментом работы с картами, однако фундамент этот необходим не клиенту (которым может быть и сам прорицатель, если делает расклад для себя), а в первую очередь самому прорицателю. Вряд ли клиент, нуждающийся в совете и объективном взгляде со стороны на сложившуюся в его жизни затруднительную ситуацию, удовлетворится абстрактным пожеланием балансировать личное и общественное и жить по справедливости (особенно если он в нее не очень-то и верит).

Кроме того, реальная жизнь так или иначе отстоит от философских и логических конструкций и не приемлет чистейшей категоризации, не говоря уже о том, что данные нами определения являются идеальными, а оттого утопичными идеями – к ним следует стремиться, но все-таки не до фанатизма.

Вернемся к нашему образу зданий – теорий толкования, которые мы строим в этой книге. Представьте себе, что соотношение мастей с философскими категориями является не более (но и не менее) чем подвалом в этих зданиях: снаружи, стороннему наблюдателю ни сам подвал, ни его содержимое не видны, однако хозяин здания прекрасно знает, что там – системы жизнеобеспечения дома (например, отопительные и водонагревающие системы), а то и самого хозяина (например, неприкосновенный запас тушенки на случай негативного развития мировых сценариев).

Так же и глубинная символика мастей: она не видна и не должна быть видна человеку, нуждающемуся в практическом и простом ответе, но прорицателю, выносящему суждение о том или ином вопросе, стоит о ней помнить, ведь именно она не только поможет найти мотивацию спрашивающего, но и станет ключом к толкованию, тем источником, из которого спрашивающий сможет взять силы для преодоления вставших перед ним препятствий.

Выше мы говорили о том, что масти являются первичной и одновременно вторичной характеристикой карты. Первичная – подвал дома – это философская символика масти, ее взаимосвязь с добродетелями. Вторичную же характеристику, думается, следует назвать несущим каркасом и системой коммуникаций здания, поскольку она так же не видна (или почти не видна) прохожему на улице, но по-прежнему необходима хозяину – как ориентир, куда двигаться и как обустраивать дом, где поставить плиту, где – стиральную машину, а где – кровать.

Эту вторичную символику масти можно назвать переходом от ситуаций и понятий коллективного бессознательного к бытовым, практическим ситуациям, которые происходят во всех сферах человеческой каждодневной жизни. Существует множество вариантов толкования мастей, соотносящих их с различными явлениями мира, от базовых вкусов и ароматов до времен года, и каждый из этих вариантов заслуживает внимания или как минимум уважения. Однако их количество не позволяет уместить их все в одну книгу, поэтому во избежание путаницы мы остановимся на основных общепринятых соответствиях – по счастливому совпадению (а возможно, и по разумной логике), все они являются той почвой, из которой произрастают другие, менее известные теории и сопоставления.

И начнем мы сооружать наш каркас с обращения к нумерологии – науке чисел и… толковым словарям. Конечно, мы не будем рассматривать и описывать символику всех чисел без исключения, ограничимся лишь количеством мастей, а именно числом четыре.

В нумерологии четверку называют формой, границей, каркасом, воплощением идеи в форме, в чем-то материальном и осязаемом. Многие исследователи ассоциируют четверку с квадратом – идеально устойчивой структурой, характеризуемой ригидностью, жесткостью и неизменностью. Это база, простейшая форма, на которой возводятся иные построения.

Примеры таких простейших форм всем известны7: это – четыре стороны света, четыре стихии, четыре времени года, четыре ветра, четыре темперамента, четыре периода человеческой жизни, четыре общественных класса в Древней Персии, четыре касты в Индии… и, конечно, четыре масти.

Таким образом, если определить четверку как конкретное материальное закрепление некой идеальной идеи, можно следом за этим определить масти Таро как конкретное материальное закрепление (вернее сказать, отображение) четырех базовых сфер человеческих жизни и устремлений.

Что же это за базовые сферы? На этот вопрос можно дать не только краткий, но и развернутый ответ. Краткий – это простая схема-таблица, в которой все значения и символы соотнесены друг с другом и которую можно использовать для упрощения работы. К таблице мы вернемся чуть позже, а пока приведем развернутое рассуждение.

Мир вокруг нас велик и многообразен и, несмотря на схожесть многих процессов, реакций и взглядов, они в то же время остаются на разных полюсах и оказываются далеки друг от друга. Исследователи Таро предлагают множество толкований и категоризаций соответствия мастей карт разным сферам, которые как минимум не совпадают, а порой и явно противоречат друг другу. Конечно, самым удобным способом работы с картами может стать выбор одной – первой попавшейся или наиболее близкой собственному мировоззрению – системы (как правило, это классическое толкование, и именно о нем мы поведем речь). Однако, помня о том, что искусство прорицания состоит из соблюдения правил ровно наполовину, а вторую половину составляет интуиция, эксперимент и практика, мы предлагаем еще один алгоритм действий, который позволит выработать собственную ассоциативную систему.

Соответствие мастей и категорий добродетелей позволит нам в общих чертах определить ситуации, которые могут быть описаны с помощью той или иной масти.

Умеренность – торговцы – монеты. Здесь речь идет о ситуациях, в которых необходимо хладнокровие, здравомыслие, расчет, стратегическое мышление (направленность на будущее), умение ограничить или скорректировать собственные экономические желания – при наличии веских на то оснований.

Умеренность – фермеры – кубки. Эта триада применима к любым ситуациям, в которых требуется самообладание, умение усмирять, познавать или принимать свои страсти (чувства, желания, влечения), не ждать ответной любви, а самоотверженно вкладывать свои ресурсы, в том числе эмоциональные, в созидание чего-либо8.

Мужество – воины (стражи) – мечи. Это острые ситуации, заставляющие нас преодолевать любые страхи, включая страх поражения, вызывающие готовность рисковать собственной жизнью9, отстаивать свои убеждения и решения – мечом или словом, неважно.

Мудрость – священнослужители – посохи. Это ситуации, в которых требуется знание (как профессиональное, так и любительское, как теоретическое, так и практическое) и умение его применять. Здесь нужно не теоретизировать, а действовать, не болтать, а работать. При этом если цель, например, торговцев ясна, конкретна, достижима и ориентирована на ближайшее будущее, то цель священнослужителей зачастую ориентирована на будущее столь отдаленное, что сам священнослужитель может и не достичь ее, зато приблизит ее достижение для своих потомков.

Справедливость, напомним, всеохватывающа и заключается в умении находить и сохранять баланс в чем бы то ни было: скажем, излишняя бережливость, которую, как можно подумать, требуют от нас монеты, порой может обернуться нам же во вред по формуле «скупой платит дважды» или превратить нас в эдакую собаку на сене.

Эти базовые ориентиры как раз и служат ключом, открывающим прорицателю доминирующую мотивацию вопрошающего и позволяющим вынести верное суждение. Как показывает практика, на одну и ту же ситуацию всегда можно взглянуть под разным углом: например, вопрос об отношениях между мужчиной и женщиной, может быть рассмотрен как с точки зрения кубков (эмоциональная сфера), так и с позиции, например, монет (брак по расчету). Все зависит от того, что на самом деле интересует задающего вопрос человека.

Помимо общего описания ситуаций, можно дать мастям и более детальные характеристики. Как показывает практика, проще всего сделать это через дальнейшее сопоставление мастей с явлениями мира – тетрадами, например четырьмя стихиями. Обширный объем материала и немалое количество явлений мира – форм четверки является бескрайним полем для исследований, в результате чего многие авторы порой соревнуются в количестве сопоставлений, и предлагаемые ими списки становятся все длиннее, а число методик – все больше. Среди такого многообразия неизбежно возникает вопрос: как выбрать (разработать) свой метод, как отделить зерна от плевел10?

По случайному совпадению это как раз тот случай, когда приходится отвечать вопросом на вопрос. Как мне найти свой метод? – Таки зачем вам нужен ваш метод?

Сделаем небольшое историческое отступление. Первоначально разделения на карты для игры и карты для прорицания не было. Сложно сказать, в какой момент возникла идея использовать карты для прорицания и создавались ли вообще особые колоды, предназначенные исключительно для работы с будущим. Поначалу некоторые колоды создавались вовсе не для игры, а для удовольствия, т.е. для того, чтобы любоваться ими и изображенными на них картинками. Богачи, например, зачастую тешили свое самолюбие, покупая или заказывая пышные цветные карты, украшенные золотом.

Поскольку разум человека склонен к познанию, категоризации, накоплению и анализу опыта, построению умозаключений, карты стали удобным мнемоническим методом, способом дробить окружающий мир на понятные элементы, отмечать лунные циклы или даже наглядно выстраивать иерархические отношения. В итоге карты постепенно превращались в незаменимого помощника для запоминания каких-либо фактов, тренировку для памяти или источник знаний, причем тематика колоды могла быть абсолютно любой, от ботаники и религии до географии и космологии. Например, в 1507 г. монах-францисканец Т. Мернер создал учебную колоду Logica memorativa («запоминательная логика»), или Логическую карточную игру. В целом колода представляла собой набор мнемонических карт – иллюстраций пособия по логике Петра Испанского. На каждой из 51 карт, представлявшей собой одну главу из пособия, были изображены человеческие фигуры, взаимодействующие с предметами, символизирующими тему соответствующей главы. В колоде было целых 16 мастей, каждая из которых соответствовала одному логическому понятию (наименование, ограничение, распространение и т.д.), и задача играющего заключалась в том, чтобы вытянуть карту и, пользуясь изображенным на ней сюжетом, пересказать главу из пособия.

Одно из первых упоминаний об использовании карт для гадания относится к 1540 г., когда некто (по одной из версий – печатник) Франческо Марколино из города Форли опубликовал книгу гаданий под названием «Сад размышлений» (Le sorti intitolate giardino d’i pensieri), которая ныне считается одним из первых источников карточного гадания. В книге были заложены простейшие правила прорицания: с помощью карт одной масти можно было получить ответ на 50 заранее определенных автором вопросов, охватывающих разные темы. При этом предлагались вопросы отдельно для женщин, отдельно для мужчин и, наконец, общие вопросы, подходящие для представителей обоих полов.

Таким образом, карты постепенно приобретали большую применимость, чем просто игра-развлечение. Люди учились читать изображенные на них символы и надписи, проводить аналогии между рисунком или знаком с реальным миром и, наконец, находить какие-либо скрытые смыслы.

Соответственно, появлялись колоды и символика, связанные с конкретными сферами жизни и использовавшиеся каждая для своего случая, и никому не приходило в голову задавать вопрос, например, о браке колоде, отвечающей исключительно на денежные вопросы.

Такой принцип специализации характерен и для многих прорицателей: одни больше сконцентрированы на вопросах личных взаимоотношений, другие строят свою практику на финансовых и карьерных вопросах, третьи могут давать холистические медицинские консультации и т. д.

Этот же принцип можно применить и при выстраивании каркаса значений мастей. Масти, как и любое понятие, полисемантичны, поэтому, зная охватываемые ими общие ситуации, а также, например, конкретную ситуацию, о которой задан вопрос, можно оперировать тем значением, которое идеально подходит в данном случае. Так, например, подбирая холистическую диету, можно соотносить масти с европейской традицией четырех базовых вкусов (соленый, кислый, сладкий, горький), качеством продуктов питания (соль, белок, жир, углевод) или частью растения (плод, корень, семя, лист). Выбирая, скажем, время и место для поездки в отпуск, можно обратиться к параллелям «масти – времена года» или «масти – стороны света» и т. д. Конечно, чем больше сем (значений) будет хотя бы в пассивном информационном запасе, тем больше ситуаций и деталей будут доступны для работы, однако это, пожалуй, поле для отдельных поисков. В этой же книге мы рассмотрим лишь несколько взаимосвязанных параллелей, которые пригодятся нам для второй, основной части книги: масти – стихии, они же алхимические элементы (огонь, воздух, земля, вода) – виды человеческого темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) – четыре способа познания вещей (ощущения, память, воображение и мышление).

Масти и стихии

Единого и уж тем более единственно верного мнения относительно соотношения мастей и стихий пока нет, что еще раз подтверждает тезис о том, что практика, ассоциативный ряд и толкование во многих аспектах уникальны и во многом зависят от самого толкователя. Начиная изучать любую область науки, многие берут уже готовые и наиболее распространенные теории и наработки, а затем (при желании) отправляются на поиски чего-то нового, своего. Так и мы: зная принятый многими практиками (но, пожалуй, не общепринятый) вариант соотношения мастей и стихий, попробуем разобраться, подходит ли он именно нам. Для этого нам придется пойти обратным путем: не от качеств мастей к качествам стихий, а, наоборот: от качеств стихий к качествам мастей.

О стихиях, конечно, не говорил только ленивый эзотерик (алхимик, философ и т.д.). Поэтому мы не будем останавливаться на них очень подробно и приведем их главные характеристики.

Стихии – это четыре первоэлемента, лежащие в основе всех явлений природы. Согласно древнегреческой традиции (которой, собственно, мы и придерживаемся) стихий четыре – это Огонь, Воздух, Земля, Вода.

Каждой из стихий присуще по два принципа мотивации:

– активность («я») или пассивность («внешние силы»);

– разум («материя») или эмоции («дух»).

Активность означает реализацию вовне, экспансию, на психологическом уровне – самостоятельное принятие решений. Иначе говоря, на глубинном уровне принцип активности подразумевает, что источником и мотиватором действий становится сам носитель этого принципа («я решаю», «я действую»).

Пассивность, наоборот, дает внутреннюю реализацию, концентрированность на внутреннем мире и «возделывании своего сада», на психологическом уровне – исполнительность, приспособляемость. Соответственно, источником и мотиватором действий носителя этого принципа становится нечто извне («я подчиняюсь», «я следую»).

Разум как мотиватор означает, что фокус внимания сделан на чем-либо материальном, рациональном, можно вести речь о готовности продумывать свои поступки и нести ответственность за них. Эмоции как мотиватор делают акцент на чувствах и ощущениях, вдохновении, влиянии момента и атмосферы на поступки и решения.

Огонь – это энергия в чистом виде. Это принципы активности и эмоциональности (я действую на основе того, что я чувствую себя и понимаю, чего хочу в данный момент), тепло, экспансия, импульс, который порождает движение и саму жизнь. Чем больше Огня – тем больше движения. Это Действие, именно с большой буквы. Однако Огонь не может существовать без других элементов: ему нужно топливо, которое будет гореть. Как только топливо иссякает, гаснет и Огонь.

Воздух – это подвижность, легкость и экспансия, однако, в отличие от Огня, Воздух стремится не подчинить или подавить все, что встает у него на пути, а скорее расширить кругозор, донести или получить информацию, просочиться в любую щель. Воздух пластичен и легок. Это принципы активности и рациональности (я действую на основе того, что могут предложить другие).

Земля – это инертность и жесткость. Это принципы пассивности и рациональности (я подчиняюсь внешним силам с тем, чтобы сохранить и/или преумножить то, что я сейчас имею). Земля ригидна, непластична и стремится сохранить свою форму, а потому способна удерживать эту форму и долгое время противостоять давлению.

Вода, в отличие от Земли, обладает пластичностью и изменчивостью. Она может принимать любую форму. Это принципы пассивности и эмоциональности (я подчиняюсь миру ради сохранения своего эмоционального равновесия и эмоционального равновесия моего окружения). Однако при этом стоит помнить о том, что при кипении (которое можно описать как избыток направленной на нее энергии или давление, которое она не может выдерживать долее) Вода превращается в пар, тем самым слегка видоизменяя свои свойства и обретая качества Огня и Воздуха (я перестаю подчиняться, я ищу баланс между моими эмоциями и желаниями и чужими).

Каким образом можно соотнести эти качества с мастями Таро?

Монеты касаются ситуаций, в которых необходимо проявить здравомыслие, расчет, умение соизмерять личные экономические желания с объективной ситуацией в мире. Такая ориентация на внешний мир с целью сохранения и/или преумножения того, что имеешь, характерна для Земли.

Кубки описывают ситуации, в которых требуются самоотверженность, умение усмирять, познавать или принимать свои чувства, желания, влечения. Очевидно, это – пластичность и одновременно кипящая глубоко внутри эмоциональность стихии Воды.

Посохи отвечают за ситуации, в которых требуется умение мечтать и желать, начинать дела, действовать, проявлять инициативу и уверенно вести за собой. На такое способен Огонь – главный носитель импульса и энергии жизни.

Наконец, Мечам соответствуют острые внешние ситуации, заставляющие действовать, бороться со страхом, принимать решения и доносить их до других. Это ситуации, в которых нужно уметь адаптироваться к условиям меняющегося мира, находить компромиссы и совмещать несовместимое. Такое взаимодействие с внешним миром под силу стихии Воздуха.

Понимание того, как соотносятся между собой масти и стихии, позволит при толковании Таро увидеть, какой именно образ действий и мышления оптимален на момент задания вопроса, понять, чего именно не хватает или избыток чего мешает спрашивающему для успешного разрешения его дела, а также предвидеть, как будет складываться взаимодействие задающего вопрос с носителями тех или иных качеств стихий (например, оценить возможное развитие отношений с людьми или дальнейшее развертывание текущих жизненных ситуаций).

Если речь идет о характеристиках человека, стихии могут дать более подробное его описание – посредством их традиционного сопоставления с четырьмя типами темперамента.

Масти и типы темперамента

Типы темперамента хорошо известны всем нам: это холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

Как и в случае со стихиями, мы не будем подробно останавливаться на описании каждого из темпераментов, просто из уважения к истории отметим четыре важных для нас вещи:

1) само слово «темперамент» происходит от латинского temperamentum («надлежащее соотношение частей, соразмерность»);

2) история человеческих темпераментов уходит своими корнями как минимум в исследования Гиппократа, полагавшего, что в теле каждого человека есть четыре основные жидкости (желтая желчь, кровь, черная желчь и вода). В зависимости от преобладания каких-либо жидкостей в организме различаются доминирующие поведенческие паттерны человека;

3) жидкости и, соответственно, темпераменты соотносились с четырьмя стихиями: Огонь – холерический темперамент, Воздух – Сангвинический, Земля – Меланхолический и, наконец, Вода – Флегматический;

4) в современной психологии темперамент определяется как «характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний», а также как «особенности человека относительно возбудимости к впечатлениям внешнего мира». Для максимального упрощения (и структурирования) информации мы будем ориентироваться не на все, а только на следующие свойства темперамента:

а) темп и ритм психических процессов, под которыми мы будем понимать скорость адаптации к происходящему в окружающем мире, характер действий и речи;

б) эмоциональную устойчивость, а именно глубину и постоянство испытываемых чувств и эмоций;

в) волевые качества, точнее, одно качество – способность достигать поставленной цели, в том числе завершать начатое даже в условиях, когда все препятствует достижению этой цели;

г) локус контроля – распределение человеком ответственности за происходящее с ним и в его жизни: то, кого человек винит в неудачах или успехах, – себя (внутренний локус контроля) или некие внешние силы (соответственно, внешний локус контроля)11.

Холерик

Темп и ритм психических процессов: высокий уровень психической активности, энергичность, резкость, стремительность действий, порывистость.

Эмоциональная устойчивость: склонность к резким сменам настроения и агрессии, вспыльчивость, нетерпеливость, подверженность эмоциональным срывам. Чувства возникают быстро и ярко проявляются в движениях/речи, однако столь же быстро могут и угасать.

Волевые качества: способность отдаться делу со всей страстностью и умение с наскоку преодолевать значительные трудности, однако в течение непродолжительного времени.

Локус контроля: внутренний.

Сангвиник

Темп и ритм психических процессов: высокий уровень психической активности, живость, подвижность, быстрая речь и мимика.

Эмоциональная устойчивость: преобладание позитивных эмоций, неглубокие и быстро меняющиеся эмоции – столь неглубокие и столь быстро меняющиеся, что можно говорить о неком «высоком эмоциональном пороге», или эмоциональной нечувствительности, – быстрая адаптация к происходящим изменениям, стремление к частой смене впечатлений.

Волевые качества: энергичность, работоспособность, легкое отношение к неудачам.

Локус контроля: внутренний.

Меланхолик

Темп и ритм психических процессов: низкий уровень психической активности, замедленность движений и вялая внешняя реакция на окружающий мир, быстрая утомляемость.

Эмоциональная устойчивость: преобладание негативных эмоций, склонность глубоко и долго переживать единожды испытанную эмоцию, внутренняя реакция на любые неудачи или сложности, устойчивые эмоциональные переживания.

Волевые качества: ранимость, замкнутость, глубокая негативная реакция на неудачи.

Локус контроля: внешний. Повышенная чувствительность и зависимость от отношения окружающих, проявляющиеся особенно сильно в случае эмоционального неприятия теми, от кого ожидается позитивная оценка или реакция. Потребность в сопереживании.

Флегматик

Темп и ритм психических процессов: низкий уровень психической активности, постоянство поведения, медлительность в реакциях на изменения окружающего мира, невыразительность мимики и движений.

Эмоциональная устойчивость: постоянность чувств и эмоций, ровное настроение, уравновешенность, спокойствие.

Волевые качества: ориентация на принятие взвешенных, продуманных решений, неторопливость в решениях («тише едешь – дальше будешь»), выдержка.

Локус контроля: внешний. Здесь, однако, следует оговориться, что для флегматика характерно слабое взаимодействие с внешним миром и избежание конфликтов, что, с одной стороны, можно расценивать и как внутренний локус контроля («мне все равно, что там происходит»). С другой стороны, флегматик отличается пассивностью и инертностью, что означает, если идти от противного, недостаток личной инициативы, уверенности в собственных силах и умения доминировать. На этом основании мы и делаем вывод о том, что флегматический темперамент скорее описывается через внешний локус контроля.

Итак, каким образом можно соотнести эти четыре темперамента с мастями Таро? Как ни странно, но легче всего оказывается определить соответствие активных мастей с активными же темпераментами.

Так, Посохи, как нам уже известно, отвечают за ситуации, в которых требуется умение начинать дела, действовать, проявлять инициативу и доминировать. Это стихия Огня и холерический темперамент, полный активности, быстроты и энергии для того, чтобы брать барьеры, не колеблясь ни минуты. Порой для начала дела не хватает именно такого храброго импульса, «волшебного пинка», который холерический огненный человек, не стесняясь, выдает одному нуждающемуся и сразу же, забыв о нем, переключается на следующего в очереди.

Мечам соответствуют острые внешние ситуации, заставляющие быстро реагировать на новые вводные, не зацикливаться на неудачах, подстраиваться под меняющиеся правила игры и всегда иметь в запасе план «Б», «В» и т. д. Это стихия Воздуха, а вместе с ней и сангвинический темперамент, наделяющий его обладателя психической подвижностью, активностью и умением видеть кружащийся каруселью мир как четкую картинку со всеми ее деталями.

У нас остались две пассивные масти и два пассивных темперамента. Соотнести их между собой – довольно непростая задача для тех, кто хочет не подогнать одно под другое, а действительно найти параллели и схожие черты. Сложность состоит в том, что на первый взгляд флегматики соответствуют Монетам, а значит, стихии Земли, а меланхолики – Кубкам и, следовательно, Воде. Флегматики рациональны, конкретны, безэмоциональны и практичны – абсолютно земные качества. Меланхолики, наоборот, чересчур ранимы, эмоциональны, обидчивы и склонны «купаться в своих переживаниях» – характеристики, которые смело можно приписать стихии Воды. Флегматики долго раскачиваются и тяжело реагируют на внешние изменения – казалось бы, стремление к сохранению формы, достойное стихии Земли; а меланхолики погружаются в бесконечные мысли о прошлом – вполне себе Водный поступок.

Но такой поход противоречит теории, если, конечно, уместно использовать это слово, темпераментов: в традиции меланхолики соответствуют Земле, а флегматики – Воде.

Для того, чтобы разобраться, в чем дело, придется немного углубиться в теорию первичных и вторичных элементов и качественных состояний.

Итак, согласно Гиппократу существуют два первичных качественных состояния – тепло и холод. Это – два полюса, некие абсолюты, за пределами которых ничего нет. Тепло – это чистая энергия, которая порождает движение и жизнь. Однако движение постепенно приводит к потере энергии, т.е. тепла и, следовательно, к остыванию. Появляется холод, который, очевидно, будучи антагонистом тепла, означает отсутствие энергии, а значит, движения. Проще говоря, тепло – это движение, а холод – это неподвижность.

Из первичных качеств развиваются вторичные, промежуточные качества, которые являются переходными состояниями между двумя полюсами. Это – влага и сухость. По мере остывания тепла и потери энергии образуется влага: если зимой подойти к окну и «подышать» на стекло, оно запотеет: теплое и влажное дыхание, соприкоснувшись с холодным стеклом, охладится. Качество тепла уступит место влаге, которая ненадолго останется осадком на стекле.

Сухость, в свою очередь, образуется при нагревании: самым ярким примером этого, пожалуй, являются чипсы: по мере нагревания тонко порезанные ломтики картошки становятся все более сухими и хрупкими.

Влага и сухость, так же как тепло и холод, обладают своими свойствами. В частности, влага вызывает потерю формы, нарушает границы, стремится слиться, смешаться с окружающей средой и все связать. Пример – растаявшее мороженое, которое по мере таяния становится все более бесформенным и равномерно растекается по блюдечку.

Загрузка...