Эзотерические и оккультные школы Европы и Центральной Азии, и в частности каббалистическое эзотерическое учение, имеют более развернутый и внятный взгляд на природу Ангела-Хранителя. Они не отрицают его наличие, как и не отрицают признанное в христианстве понятие о Небесной Иерархии, но делают его более целостным и понятным, основываясь на всех исторических и статистических данных, не отвергая и не отрицая никакие крупицы свидетельств об Ангелах.
По мнению эзотериков, Ангел – «житель» Вселенной, ее неотъемлемая часть, и существует со времен сотворения мира. В своем изначальном виде Ангелы являются проводниками между более низкими проявлениям Вселенной и более высокими.
По своей природе Ангелы обладают возможностью связывать и адаптировать энергии и информацию, исходящую из более высоких источников.
Ангелы природных циклов (года, месяца, недели, дня и часа). И хотя указанные методы измерения относятся к человеческому взгляду на мир, эти природные циклы существуют независимо от того, есть человек или нет.
В иных религиях называются Архангелами. Они призваны контролировать глобальные процессы, происходящие в человеческом мире и человеческом обществе.
Ангелы-Хранители – это конкретные силы, участвующие во взаимодействии человека с миром Божественным, миром, где нет привычных для человека материальных категорий и материалистических мер оценки происходящего.
Даже само название «Ангел» в переводе с древнееврейского определяет Ангела как посредника между Богом и человеком, субстанцию, прикрепленную к человеку.
«И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества». (Быт. 16.10)
Рассказ об Агарь, матери Измаила, родоначальника арабских племен, наполнен человеческой трагедией, страхом, переживаниями, которые пришлось вынести этой женщине. Она, став наложницей Авраама, чуть-чуть не стала официальным продолжателем великого и знатного рода. Но чудо, позволившее жене Авраама, Сарре, родить наследника, делает ее изгоем в семье патриарха. По велению Ангела она ушла в Аравийскую пустыню и благодаря его советам смогла не только выжить, но и воспитать сына, не менее значимого, чем его отец. Был ли у Агарь иной выход? Могла ли она поступить иначе? В древности наложницу не спрашивали, готова ли она стать ею. Но Ангел, наставляющий и помогающий ей в ее судьбе, смог не только сохранить ее душу, но и позволил прожить долгую и счастливую жизнь, увидеть величие сына и познать радость матери, которая жила только для его блага.