Мы можем помочь вопрошающему отличить непосредственное восприятие [ «что есть»] от мысленных интерпретаций этого впечатления.
Этот Шаг – самый важный в книге, и вся дальнейшая работа основана на нем. Вы должны описать карту, буквально и объективно, не выявляя никаких значений или толкований. На практике именно вопрошающий (вы или кто-то другой) дает описание карте. В роли посредника выступает читающий. Вербально фиксируя элементы изображения на карте, вы создаете базу для воображения читающего и вопрошающего. Когда ландшафт карты описан в точности, он открывает путь в мир чувственных ощущений.
Для того чтобы яснее понять разницу между буквальным описанием и толкованием, приведем следующий пример. Взгляните на Короля Кубков из колоды «Легенда: Артурианское Таро» Анны-Марии Фергюссон. Вопрошающий может сказать: «Эта карта посвящена уединению в тихом месте». И хотя это утверждение может довольно точно характеризовать душевное состояние вопрошающего, на данном этапе необходимо не оно, а подробный рассказ о внешнем виде карты и изображенных на ней фигурах.
«На этой карте водопад несется сквозь горную расщелину и впадает в озеро в скалистых берегах, окруженное деревьями и травами. На переднем плане бородатый человек сидит на камне и рыбачит». Здесь я, как читающий, могу перебить и задать вопрос: «Откуда вы знаете, что он рыбачит?» Это вероятно и даже очевидно, но я считаю полезным просить человека повторить, что он видит. «Он держит длинный шест, с которого в воду спускается леска. Синяя птица с желтой грудкой сидит на дереве справа от него, смотрит на него. На человеке надето…»
Задавать вопросы, добиваясь буквальности, не означает, что описание неправильное. Главное в данном случае – свежий взгляд и отсутствие предположений. Когда вы спрашиваете: «Что именно на изображении заставило вас так думать?» – вы тем самым помогаете заново сосредоточиться на деталях. Даже люди, давно работающие с Таро, оказываясь в роли вопрошающих, обнаруживают, что смотрят на карту словно впервые. Подобное случается с нами часто, всегда есть информация, прежде бывшая незамеченной.
Поскольку карта двухмерна и статична, многие действия на рисунке – бег или речь, например – предполагаются зрителем. Постарайтесь оценить, какие элементы изображения приводят к тем или иным заключениям. Открытый рот и поднятая рука, вероятно, указывают на то, что персонаж говорит, но может ли быть иначе? Иногда пол фигуры непонятен; какие же детали заставляют вас считать ее мужчиной или женщиной?
Случается, что люди теряют нить бесстрастного описания и начинают делать свои собственные выводы. «Это мой начальник, который считает себя у руля и никого к себе не подпускает». Другие скрупулезно перечисляют мелочи, словно составляют инвентарную опись: «Броня у него на предплечьях и голенях…» Иногда требуется лишь несколько деталей; в других случаях вам захочется подробно описать карту, вплоть до количества лучей у солнца или складок на платье. Цвета, числа, формы, объекты и расположение фигур относительно друг друга обеспечивают базу.
Упражнение 2:1
1. Возьмите избранную карту и опишите ее как можно подробнее, безо всяких толкований или интерпретаций. Произносите все вслух, записывайте на диктофон или пишите в журнал. На мастер-классах я даю лимит устному выступлению до двух минут, письменному – до пяти. Если ваш рассказ преждевременно исчерпал себя, ищите мелкие детали, которые не заметили в первый раз.
2. Повторите свой рассказ от первого лица в настоящем времени. Вы можете представлять себя в роли одного или нескольких персонажей на карте. Если на ней нет людей, произнесите речь от лица одного или нескольких из изображенных на ней объектов.
Например: «Справа от меня водопад несется сквозь горную расщелину и впадает в озеро в скалистых берегах, окруженное деревьями и травами. Я сижу на камне у пруда. Я держу длинный шест, с которого в воду спускается леска. Синяя птица с желтой грудкой сидит на дереве справа от меня, за моей спиной». (Или: «Я синяя птица, которая сидит на дереве и смотрит на человека…»)
Говоря от первого лица, вы – персонаж. Объекты, изображенные на карте, теперь принадлежат вашей реальности, буквально или символически. Напоследок дам совет: зрение порой подводит, да и некоторые колоды печатаются мелко или некачественно. Хорошее освещение и лупа могут помочь вам.
Вы можете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться к нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.
Расклад для другого человека
Эта книга предполагает самостоятельное выполнение упражнений, по крайней мере, в первый раз. Кроме того, ее основная цель – научить читать карты для других и вместе с другими людьми. На данном этапе вы получаете один из самых важных навыков, необходимых, чтобы научиться проводить интерактивные расклады, – умение слушать не судя, но внимательно.
Для того чтобы развить этот навык, сядьте ровно и прямо на стуле, поставив ноги на пол полностью и не скрещивая рук, держа их ладонями вверх. Сделайте несколько дыхательных упражнений, пусть каждый выдох освободит вас от всех прежних мыслей и забот, а вдох откроет вас для нового. Почувствуйте расположение и благожелательность к другому человеку.
Иногда бывает нелишним (особенно если вы постоянно отвлекаетесь или теряете ощущение момента) беззвучно повторять про себя все, что говорит человек. Можно стимулировать его речь, задавая вопросы, например: «Есть ли на карте персонаж? Какого цвета у него одежда? Что находится на переднем плане? Что это такое?» (указать на объект). Если отвечающий говорит, что на карте изображен король, уточните: «Почему вы думаете, что это король?» («У него на голове корона, а в руке скипетр».)
Ощущайте присутствие вопрошающего через его дыхание. Следите за изменением его интонаций, жестами и мимикой. Прислушивайтесь к значимым словам и выражениям, к изменениям тона и темпа речи; отмечайте, когда слова или мысли сменяются быстрее, когда прерывается или меняется дыхание. Все это даст вам чувство повышенного осознания ситуации и усилит вашу сосредоточенность.
Отметьте для себя, если рассказчик не придает значения какому-либо важному элементу рисунка, например, описывает придворную карту, ни разу не упомянув об изображенном на ней персонаже! Это может нести в себе тайный смысл.
Упражнение 2:2
Вернитесь к описанию Короля Кубков от первого лица, которое приводится в упражнении 2:1. Какие детали на рисунке наиболее символичны и важны? Некоторые возможности перечисляются в конце этого этапа.
Осознание благодаря объективности и субъективности
«То, что принято называть объективностью, – не более чем результат бессознательного формирования непреложных истин и неких моделей», – пишет Питер Кингсли в своей книге «Реальность». Возможно, никакой объективности и нет, но она все равно бывает полезна. Некоторым людям простое чувственное описание карты дается с трудом. Они не могут отделить сами вещи и объекты внешнего мира от своих личных представлений о той или иной вещи. Люди всегда и все интерпретируют, а потому так важна разница между объективным и субъективным. Всегда стоит проверять, основаны ли ваши собственные концепции на реальности.
Парадоксально, но когда вы включаете себя в описание карты в качестве персонажа, приходит осознание того, что в действительности нет ничего, что существовало бы отдельно от вас. Другими словами, становясь Императором, вы можете назвать себя «пожилым мужчиной с длинной белой бородой и в доспехах». Это приводит к пониманию: «Да, несмотря на то что я девушка восемнадцати лет, иногда я веду себя и чувствую себя старым бородатым мужчиной в защитных доспехах. Порой я веду себя в точности как мой отец». Читающий Таро, внимательный к словам вопрошающего, узнает, каким словарем пользуется человек и каких концепций придерживается. Научившись слушать, вы входите в мир и в склад ума другого человека, что делает взаимодействие с ним эффективным. На данном этапе от вас требуется лишь замечать, когда что-то из услышанного оказывается созвучным вам.
Упражнение 2:3
Это упражнение поможет вам прояснить разницу между объективными и субъективными утверждениями.
1. Отметьте нижеприведенные предложения как объективные факты (О) или как субъективные предположения (С). Ответы приведены ниже.
А. В правой руке человека чаша, а в чаше рыба.
Б. Рыба в чаше исполнила три желания человека.
В. Она ждет, пока ее кто-нибудь спасет.
Г. Десять мечей торчит из спины человека, который лежит на земле ничком.
Д. Он держит светильник так, чтобы за ним могли идти другие.
Е. Скрестив руки на груди, она держит два меча, остриями вверх.
Ж. Человек, пронзенный мечами, сдается.
З. Человек в черном плаще собирается взять две полные чаши.
И. Человек не смотрит на чашу, которую держит рука, спустившаяся с небес.
2. Если вы не выполняли основное упражнение – описание избранной карты, выполните его сейчас. Проверьте, насколько вы объективны.
Прежде чем переходить к следующему этапу, важно понять, что на практике переходы от одного Шага к другому должны происходить плавно. Сколько времени понадобится вам для этапа описания карты, зависит от вас. Это упражнение поможет вам обнаружить то, что вы никогда не замечали в картах прежде, позволит развить способность представлять карты во всех подробностях.
Возможные ответы на упражнения Шага 2
Упражнение 2:2
На карте Король Кубков можно рассмотреть внимательно, в числе прочих, следующие образы:
• вода на фоне (эмоциональное прошлое);
• расщелина в скалах (проход в нерушимой стене);
• окружение (что окружает вопрошающего);
• шест (что-то удерживается на расстоянии);
• рыбалка (что хотят поймать?);
• птица (это духовный посланник, «синяя птица счастья» или, может быть, зимородок?)
Упражнение 2:3
А. Объективно – физическое описание.
Б. Субъективно – вы можете это утверждать только на основе изображенного?
В. Субъективно – почему вы так думаете?
Г. Объективно – физическое описание.
Д. Субъективно – откуда вам известны его намерения?
Е. Объективно – физическое описание.
Ж. Субъективно – человек может быть мертвым, или притворяться, или…
З. Субъективно – допущение о его будущих действиях.
И. Объективно – физическое описание.
Вопрос «Что заставило вас так думать?» возвращает к объективным деталям или демонстрирует, что вы сделали допущение, выбрав только одну из многих возможностей, хотя ни об одной из них не известно наверняка, даже при всей кажущейся ее логичности.