Григорий сидел на мягком стуле и смотрел отрешённо в угол кабинета.
– Ты же наш лучший специалист, – еле доходили до него слова начальника. – Скольким успешным людям помог, не сосчитать. Ну хочешь, мы тебе зарплату поднимем?
Вынырнув из своих мыслей, Григорий перевёл взгляд в окно:
– Уехать я хочу, Вадим Игоревич… – его взгляд сделался мечтательным, – из города… а может и из страны.
– Ну так съезди в отпуск.
Григорий не отвечал.
– Значит, у меня твоё заявление полежит, а ты до завтра подумай, – подытожил Вадим Игоревич. – А сейчас иди работай.
Григорий, немного взбодрившись, встал и вышел из кабинета. Сегодня ему предстояло провести первое занятие из курса «Сложные щи», который был частью «школы успешного ведения бизнеса».
Пройдя по длинному коридору, Григорий вошёл в просторное помещение, обустроенное по примеру хорошего коворкинга. Он поздоровался и представился, а затем, окинув взглядом аудиторию, как обычно прочитал в глазах присутствующих лёгкое недоумение и любопытство.
– Сегодня я проведу у вас вводное занятие, а затем меня заменит другой преподаватель, и я скажу вам почему, но чуть позже, – начал он. – Что же, для вас всех рекомендовали данный курс, потому что вы слишком приветливы и радостны. И это хорошо, но… – он поднял вверх большой палец, – нужно уметь прятать. Никто не будет вас воспринимать в России всерьёз, если вы не научитесь общаться с собеседником в хорошо поставленной манере серьёзного разговора. А иначе говоря, если вы не научитесь стирать с лица улыбку и делать серьёзные щи.
«Что я здесь делаю? – думал в это время Иннокентий. – Зачем мне сложные щи в моих чайных церемониях?» Мысли Иннокентия полились, как пуэр мимо пиалы, он начал вспоминать аромат вчерашнего чая. Того, что друзья недавно привезли ему со Шри-Ланки. Очнувшись, Иннокентий помотал головой. «Как это зачем тебе сложные щи? – начал он напористо отвечать самому себе. – Ты же видишь, что твои чайные церемонии никто всерьёз не воспринимает. Помещение вечно не найти, все опаздывают, отмахиваются. Может быть, вот сейчас успешный молодой человек расскажет важные и нужные секреты». Иннокентий открыл тетрадь и решил конспектировать. А в это время Григорий уже продолжал:
– Вот, допустим, посмотрите на наших политиков. Из них кого вы видели улыбающимся? – Григорий мастерски отмерил паузу, взглянув поверх голов слушателей, создавая ощущение, что на самом деле спрашивает у каждого лично. – Президент. Он даже смеётся иногда. Ну ещё премьер-министр. Ну так и, пожалуй, всё. Да и они не часто это делают. А всё потому, что улыбку может позволить себе человек, который уже забронировал себе место под солнцем. Получил уже нужный ему статус. Ему уже ничего не нужно доказывать. Обратимся к слайдам.
Григорий открыл презентацию. На экране появился президент смотрящий исподлобья. Его маленькие волчьи глаза заставили Иннокентия съежиться.
– Вот один из хороших, классических примеров. Но он достаточно агрессивный и потому используется редко.
Включился следующий слайд. Здесь президент смотрел прямо в камеру, которая находилось чуть ниже его глаз.
– Вот, вот это уже достаточно тонко, – как будто бы торжествующе сказал Григорий. – В этой фотографии ведь вроде бы нет ничего такого, но мы же видим, что он сейчас нас с потрохами съест. Вот он вроде бы весь открыт, спокоен, мужественен, благороден, и в то же время у него в глазах читается: «Я сейчас заставлю тебя харкать кровью, а потом пойду и запишу про это новый ганста альбом». И вот вам ещё один пример серьёзных щей – это рэперы.
Дальше Григорий показал на слайдах лица рэперов, а затем перешёл к теоретической части и долго описывал какие мышцы и как должны работать для придания должного эффекта, после чего продемонстрировал всё это на себе. У него так хорошо получалось, что Иннокентий даже немного помрачнел, хотя обычно его улыбка светилась, даже когда ему приходилось общаться с почтой по поводу очередной задержки в доставке чая.
– Но самое главное – это ваш настрой. Чувства, так сказать, – нарочито чётко произнёс Григорий. – Вы должны сами поверить в то, что серьёзней и важнее вас на свете нет другого человека. Вы должны чувствовать своё превосходство и лёгкое презрение к окружающим. Вы должны смотреть на собеседника внимательно, но устало. Чтобы он знал, как он ничтожен по сравнению с вами. Что ж, теперь разбейтесь на пары и постарайтесь о чём-нибудь побеседовать, при этом применяя приём «сложные щи». Вы скажете, что это легко, если вы по-настоящему важная шишка, но в этом и весь фокус – посмотрите на фотки всех уважаемых людей нашей страны до того, как они чего-то добились, у них там щи ещё серьёзнее, чем теперь
Дальше всё пошло как обычно: Григорий прогуливался вдоль столов и раздавал ценные советы. «У всех вроде получается хорошо для первого раза, – отмечал про себя он. – Остальное – тонкости, в дальнейшем освоят».
– Закончили упражнение, – всё внимание вновь обратилось на тренера. – Занятие подходит к концу. И напоследок я дам вам несколько советов. Первое – если у вас плохо получается, то вы всегда можете представить, что вы едите говно, – раздались лёгкие смешки, Григорий улыбнулся, но сразу же продолжил, так как вспомнил выражение своего лица, которое видел с утра в зеркале, и его передёрнуло. – Второе – серьёзные щи, это ещё не всё в этой жизни, и потому не переборщите с ними. И, наконец, третье – ищите вдохновение на улицах, ведь на лицах самых обыкновенных прохожих вы найдёте самые серьёзные щи на свете. Вот, к примеру, идёт парень вам навстречу, и видно по костюму, что он никто и звать его никак. Но на лице у него написано, что он с утра выпил стаканчик Хенесси, а потом катал пять топ-моделей на своём кадиллаке, чтобы собраться с мыслями перед подписанием контракта на миллион долларов на поставку оружия, а сейчас просто вышел развеяться. Потому что ему иногда хочется ощутить себя простым парнем, хотя на самом деле его владение боевыми искусствами даёт ему возможность в любой момент спасти этот мир и красотку в придачу. Так что идите и дерзайте. Ну и, кстати, последний совет является также причиной, по которой я дальше занятия вести не буду, но вы не беспокойтесь, у меня есть замена.
Тренинг был окончен. Иннокентий вышел на улицу и, взглянув на холодное звёздное небо, зашагал по хрустящему снегу в сторону метро. Он утомился за день и уже представлял, как, придя домой, он включит любимую пластинку Визборна и, не спеша, в строгом соответствии с древними традициями и своими чувствами заварит себе чашку зелёного чая. Но вдруг его взгляд остановился на идущем навстречу парне. Иннокентия прошибла молния. «Вот оно! А ведь и правда, до чего же серьёзный и крутой вид, хотя сверху одет, как хипстер, а снизу – спортивные штаны». Он так и стоял, вперив свой взгляд в лицо прохожего, пока тот не подошёл к нему вплотную и не проговорил:
– Проблемы?
Иннокентий на секунду растерялся, а потом изобразил то, чему его учили последний час, после чего тут же получил в лицо и упал в сугроб.
Когда он встал, рядом уже никого не было. «И как это понимать? – подумал Иннокентий. – Получились у меня сложные щи или нет?»
Отряхиваясь от снега, он увидел, что у него из кармана выпало руководство, которое ему выдали. Оно лежало, раскрытое на предпоследней странице. С этой страницы на Иннокентия смотрел Станиславский. «Главное – это искренность», – подумал Иннокентий и зашагал к метро.
В заключение лишь можно добавить, что на следующий день Григорий улетел в Индию и поселился в бунгало, из которого он немедленно выкинул зеркало. Ходят слухи, что он на Гоа впоследствии открыл курсы «Улыбка идиота».