Это, конечно, плохо, но сколько существует человечество, столько оно и воюет. Кончалась одна война – начиналась другая. Так что опыт воевать у людей был богатый. Безусловно, многим приходила в голову мысль: вот бы устроить такую повозку, такую боевую машину, чтобы можно было мчаться на ней на врага и сокрушать все на своем пути, оставаясь неуязвимым.
Кто первый до этого додумался, как имя этого человека, неизвестно, потому что произошло это очень и очень давно. Уже четыре тысячи лет назад ассирийцы, жившие на территории нынешнего Ирака, применяли в сражениях боевые колесницы, в которые были запряжены стремительные кони. Колесницы врывались в скопления врагов, вызывая ужас и сея смерть. Позже подобные же боевые «машины» появились у египтян, персов, карфагенян, римлян, китайцев. Но можно ли назвать их первыми танками? Нет, конечно. Разве что предшественниками.
Ассирийская боевая колесница
А в Древней Индии использовались боевые слоны. Для защиты от стрел бока и голову животных прикрывали кольчужной попоной. На спинах их крепились тоже защищенные башенки, хоуды, в которых находились воины. Можно себе представить, какой страх наводили эти слоны, когда шли в атаку! И все же и боевых индийских слонов «танками» тоже назвать еще трудно.
Лет пятьсот назад итальянец Вальтурио предложил построить колесницу, которая двигалась бы уже не с помощью лошадей, а силой ветра. «Для этого, – говорил он, – надо установить на боевой повозке мельничные крылья и соединить их с ее колесами. Тогда при достаточном ветре повозка помчится вперед».
Но это хорошо получалось на словах и на бумаге.
А в действительности ветер – стихия капризная, непостоянная. Рассчитывать на нее в бою рискованно.
Индийские боевые слоны
В те же годы и тоже в Италии жил великий художник, ученый и гениальный изобретатель Леонардо да Винчи. Придуманные им машины, механизмы и приборы только сотни лет спустя были применены на практике. Идеи Леонардо обгоняли время. Конечно, не могла не придти ему в голову и мысль о боевой машине.
В письме к одному герцогу Леонардо да Винчи писал: «Я строю безопасную, закрытую колесницу, совершенно неуязвимую. Когда она врежется со своими пушками в глубину неприятельского расположения, какова бы ни была численность противника, последнему придется отступать. Пехота может следовать за ней в безопасности и не встречая сопротивления».
Боевая повозка Леонардо да Винчи
Беда Леонардо заключалась в том, что в те далекие времена не было для его «танка» подходящего двигателя. Приходилось рассчитывать лишь на силу лошадей да человеческих мускулов.
Сохранился рисунок Леонардо, на котором изображена его боевая повозка. Она колесная, круглая, прикрыта конической крышкой и внешне напоминает черепаху. Ее панцирь – это «броневая» защита воинов, находящихся внутри повозки. Одни из них должны были крутить коленчатый вал и приводить повозку в движение. А в это время другие воины стояли бы у пушек, высунувшихся из-под защитной крыши-конуса, и вели огонь.
Леонардо да Винчи писал, что начал строить свою боевую машину. Но построил ли и что у него получилось, это, к сожалению, неизвестно.
Передвижная башня «гуляй-город»
А идея была верная. Ведь нечто подобное действительно применяли при осаде и штурме крепостей и у нас на Руси. Наши древние предки строили деревянные башни на колесах. Их прозвали «гуляй-городами». С таких башен, придвинутых к крепостным стенам, было удобно обстреливать из ружей и пушек пространство внутри крепости. Передвигалась же башня с помощью находившихся в ней людей. Они, напрягаясь изо всех сил, крутили колеса «гуляй-города». Пожалуй, это уже очень было похоже на танк.
Да, многие думали над тем, как сделать неуязвимую боевую машину. И даже люди, к технике не имевшие никакого отношения. Например, знаменитый французский писатель и просветитель Вольтер.
Предполагаемый вид «танка» Вольтера
Русская царица Екатерина II была с ним в дружеской переписке. И вот, на радость и удивление историков, в одном из архивов нашлись письма Вольтера к Екатерине. Он предлагал русской царице, ни много ни мало, применить на полях сражений что-то вроде танка. Россия воевала с Турцией, и такие машины, по мнению Вольтера, могли бы очень пригодиться русской армии.
Во второй половине XVIII века, когда Вольтер писал свои письма, с двигателями дела обстояли по-прежнему плохо. Правда, паровая машина уже была изобретена – но страшно громоздкая, тяжелая и для боевых повозок совершенно непригодная. Оставалось применять лошадей. Вольтер так и сделал.
В конце февраля 1768 года он писал русской царице: «На широких равнинах, где будут проходить Ваши войска, было бы удобно с успехом применить в несколько измененном виде старые военные колесницы с прочной обшивкой, которая защитит лошадей от пуль, то есть будет служить чем-то вроде брони». Из писем Вольтера следует, что Екатерина II повелела по чертежам, им присланным, соорудить для опыта его «танки». Но, к сожалению, чертежи вольтеровских боевых повозок не сохранились. А были ли построены и как выглядели эти «танки», мы не знаем.
Первым, кто додумался использовать на боевых машинах гусеницы, или, как говорят инженеры, гусеничный движитель, был француз Эдуард Буйен. И, надо сказать, это была гениальная мысль.
Над своим изобретением Буйен работал много лет и наконец в 1874 году издал объемистый труд со множеством чертежей и рисунков, труд, как сказано в нем, об экипажах, «катящихся по подвижным повертывающимся рельсам и проходящих по всяким дорогам, по полям и пустыням».
Подвижными рельсами Буйен называл гусеницы. А под экипажами понимал не только мирные повозки вроде тракторов, но и военные, и даже скорее военные – боевые. Словом «танк» такие повозки тогда еще никто не называл.
Танк Эдуарда Буйена
По проекту Буйена у танка было мощное вооружение: 12 орудий и 4 митральезы (многоствольные пушки, заменявшие тогда пулеметы). Корпус машины с боков и сверху покрывался прочными бронированными плитами, в которых имелись окна – бойницы – для пушек. Эти окна при необходимости закрывались бронированными ставнями. Команда танка (очевидно, вместе с десантом) состояла из 200 человек!