Таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия по отношению к его нарушителям.
В соответствии с п. 1 ст. 401 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Структуру таможенных органов составляют: Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ, сочетающие административно-правовой и финансово-правовой статусы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность по принципам законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, единства и целостности системы таможенных органов, единства цели и задач, федерализма, централизации и децентрализации, сочетания единоначалия и коллегиальности, взаимодействия с другими субъектами таможенного права.
В соответствии с п. 1. ст. 402 ТК РФ структуру таможенных органов составляют:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Пункт 4 ст. 402 ТК РФ указывает, что в состав структуры таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не осуществляющие непосредственно таможенные функции, предназначенные для обеспечения деятельности таможенных органов.
Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство РФ.
На федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, возложена ответственность за реализацию таможенного дела, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование системы таможенных органов РФ в целом. Этот орган осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, а также единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории РФ (п. 3 ст. 1 ТК РФ).
Федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела включает такие подразделения, как отделы таможенного оформления и контроля, специализированные таможенные подразделения, специализированные акцизные таможенные посты и специализированные таможни, подразделения капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, отделы нетарифного и экспортного контроля, отделы контроля за доставкой товаров, отделы валютного контроля, отделы таможенных режимов, отделы дознания, оперативные отделы, отделы по борьбе с таможенными правонарушениями, транспортная инспекция, медицинское, кадров, организации силового обеспечения, собственной безопасности и др.
Региональные органы исполнительной власти в области таможенного дела (региональные таможенные управления) являются юридическими лицами, создаются по территориальному принципу, т. е. осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Пределы региона деятельности региональных органов исполнительной власти совпадают с границами округа. Они подчиняются непосредственно вышестоящему по отношению к ним федеральному органу исполнительной власти в области таможенного дела и являются вышестоящими для находящихся в их ведении более мелких подразделений таможенной службы, расположенных на вверенной им территории конкретного региона (краевые, областные), через которые они решают возложенные на них задачи во взаимодействии с территориальными органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами других федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 402 ТК РФ региональные таможенные органы, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела.
Таможня подведомствена региональному органу исполнительной власти того региона, на территории которого она создается. Участник ВЭД оформляет товар и все необходимые таможенные формальности в той таможне, на территории которой зарегистрирован его юридический адрес.
Центры таможенного оформления осуществляют все необходимые операции, связанные с осуществлением таможенного оформления, надлежащим образом.
Специализированные таможни выполняют наиболее сложные виды деятельности, регулируют перевоз через границу специфических грузов. Примером специализированных таможен является энергетическая таможня, осуществляющая оформление и контроль за перемещением каких бы то ни было энергоносителей через таможенную границу; акцизная таможня осуществляет оформление и контроль подакцизных товаров.
Таможенный пост согласно п. 1 общего положения о таможенном посте (утв. приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) от 13 августа 2007 г. № 965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте») является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной ТК РФ и положением о таможенном посте.
Таможенные посты, как правило, не являются юридическими лицами, но в отдельных случаях могут быть таковыми. Таможенные посты подразделяются на:
1) пограничные таможенные посты, находящиеся в местах пересечения транспортными магистралями границ государства, а также в аэропортах, морских и речных портах. К ним относятся пункты пропуска (перехода) всех видов транспорта через границу страны;
2) внутренние таможенные посты – находятся в местах концентрации участников ВЭД (получателей и отправителей) на таможенной территории страны.
На таможенные посты возложено непосредственное осуществление таможенного дела:
1) таможенное оформление и таможенный контроль;
2) борьба с административными правонарушениями в таможенной сфере.
Таможенная инфраструктура (учреждения, не выполняющие непосредственно таможенные, но тесно связанные с ними функции) – объекты, обеспечивающие функционирование таможен, таможенных постов, включают в себя служебно-производственные, жилищно-бытовые комплексы (склады, крытые автостоянки, таможенные лаборатории, медицинские пункты, восстановительные центры, пищеблоки и т. п.).
ТК РФ строится на основе Конституции РФ, закрепляющей равноправие субъектов хозяйственной деятельности, свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Его нормы тесно переплетены с гражданским законодательством, законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, законодательством, регламентирующим ограничения и запреты на ввоз и вывоз с таможенной территории РФ отдельных видов товаров, валютным и налоговым законодательством. ТК РФ опирается на положения новой редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, предназначенной для достижения определенности и открытости при применении таможенных процедур.
Более подробную регламентацию получил процесс перемещения товаров через таможенную границу и помещения их под определенный таможенный режим. В ТК РФ стали преобладать нормы прямого действия, содержащие подробное описание процедур, механизмов, взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Все это направлено на то, чтобы ТК РФ стал законом прямого действия, позволяющим и таможне, и участникам внешнеэкономической деятельности на основании данных норм четко исполнять свои обязанности и отстаивать свои права. Другими словами, создаются ясные, стабильные правила для хозяйствующих субъектов и сужаются возможности для действий субъективного характера со стороны чиновников.
ТК РФ состоит из шести разделов: «Общие положения»; «Таможенные процедуры»; «Таможенные платежи»; «Таможенный контроль»; «Таможенные органы»; «Заключительные положения».
Раздел I «Общие положения» состоит из семи глав, 57 статей.
Глава 1 «Основные положения» включает в себя 11 статей.
Глава 2 «Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу» состоит из шести статей (12–17).
Глава 3 «Деятельность в области таможенного дела» включает в себя пять статей (18–22).
Глава 4 «Информирование и консультирование» включает ст. 23–25.
Глава 5 «Таможенная статистика» содержит три статьи (26–28).
Глава 6 «Страна происхождения товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» в свою очередь составляет три параграфа (ст. 29–38, ст. 39–40, ст. 41–44):
§ 1 Страна происхождения товаров.
§ 2 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
§ 3 Предварительное решение.
Глава 7 «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц» содержит 13 статей (45–57).
В общих положениях ТК РФ определяется состав таможенного законодательства. Устанавливается, что таможенное законодательство РФ состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента РФ. При этом Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела на основании и во исполнение таможенного законодательства, указов Президента РФ.
Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу (ст. 6 ТК РФ).
Согласно п. 5 ст. 6 ТК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Более того, государство обязано возместить убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК РФ, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 6 ст. 6 ТК РФ).
Упрощен допуск юридических лиц к осуществлению деятельности в области таможенного дела, а именно отказ от лицензирования при допуске хозяйствующих субъектов к деятельности в области таможенного дела, его замена регистрацией.
Таможенные органы обязаны информировать и консультировать участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные службы обязаны консультировать заинтересованных лиц как в устной, так и в письменной форме по входящим в компетенцию этих органов вопросам. За предоставление несвоевременной или искаженной информации установлена ответственность. Увеличены возможности по обжалованию, как решений, так и действий таможенных органов и их должностных лиц. Таможенным кодексом упрощено обжалование действий должностных лиц таможенных органов. Лицо обращается с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу, которая рассматривается безотлагательно, решение по ней принимается незамедлительно.
Раздел II «Таможенные процедуры» состоит из трех подразделов, 19 глав.
Подраздел 1 «Таможенное оформление».
Глава 8 «Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению» содержит 12 статей (58–68).
Глава 9 «Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации» включает 10 статей (69–78).
Глава 10 «Внутренний таможенный транзит» – 14 статей (79–92).
Глава 11 «Таможенный перевозчик» состоит из шести статей (93–98).
Глава 12 «Временное хранение товаров» состоит из 20 статей (99-118).
Глава 13 «Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации» включает четыре статьи (119–122).
Глава 14 «Декларирование товаров» – 16 статей (123–138).
Глава 15 «Таможенный брокер (представитель)» – 10 статей (139–148).
Глава 16 «Выпуск товаров» содержит шесть статей (149–154).
Подраздел 2 «Таможенные режимы».
Глава 17 «Общие положения, относящиеся к таможенным режимам» состоит из восьми статей (155–162).
Глава 18 «Основные таможенные режимы»:
§ 1 «Выпуск для внутреннего потребления» включает ст. 163–164.
§ 2 «Экспорт статьи» (ст. 165–166).
§ 3 «Международный таможенный транзит» (ст. 167–172), всего шесть статей.
Глава 19 «Экономические таможенные режимы»:
§ 1 «Переработка на таможенной территории» включает 14 статей (173–186).
§ 2 «Переработка для внутреннего потребления» состоит из 10 статей (187–196).
§ 3 «Переработка вне таможенной территории» включает 12 статей (197–208).
§ 4 «Временный ввоз» содержит шесть статей (209–214).
§ 5 «Таможенный склад» – 19 статей (215–233).
Глава 20 «Завершающие таможенные режимы»:
§ 1 «Реимпорт» включает пять статей (234–238).
§ 2 «Реэкспорт» – четыре статьи (239–242).
§ 3 «Уничтожение» – пять статей (243–247).
§ 4 «Отказ в пользу государства» – четыре статьи (248–251).
Глава 21 «Специальные таможенные режимы»:
§ 1 «Временный вывоз» содержит шесть статей (252–257).
§ 2 «Беспошлинная торговля» – ст. 258–263, всего шесть статей.
§ 3 «Перемещение припасов» – четыре статьи (264–267).
§ 4 «Иные специальные режимы» (ст. 268 и 269).
Подраздел 3 «Специальные таможенные процедуры».
Глава 22 «Перемещение транспортных средств» включает 11 статей (270–280).
Глава 23 «Перемещение товаров физическими лицами» – 10 статей (281–290).
Глава 24 «Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях» – семь статей (291–297).
Глава 25 «Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц» – 11 статей (298–308).
Глава 26 «Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи» – девять статей (309–317).
Таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 59 ТК РФ). Согласно п. 2 ст. 59 ТК РФ требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с ТК для соблюдения таможенного законодательства РФ.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать количество документов и сведений, установленных ТК РФ, необходимых для таможенного оформления.
Сокращены сроки принятия решения должностными лицами таможенных служб. Согласно п. 2 ст. 62 ТК РФ по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов, при этом установлены упрощенные процедуры таможенного оформления в отношении лиц, зарекомендовавших себя в качестве добросовестных, стабильных, устойчивых, открытых для таможенного контроля участников внешнеэкономической деятельности.
Транзитная декларация для таможенного органа подобна коммерческим, транспортным (перевозочным) документам и (или) таможенным документам, содержащим необходимые сведения.
Согласно ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень включает только те сведения, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ. Данный перечень документов определяется непосредственно в ТК РФ. Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом.
Согласно ст. 136 ТК РФ при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.
Допускается периодическое временное декларирование товаров путем подачи временной таможенной декларации.
Значительно сокращен срок таможенного оформления товаров и транспортных средств: не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам.
Уточнены содержание таможенного режима, условия помещения под таможенный режим. Выделены:
1) основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, экспорт и международный таможенный транзит;
2) экономические таможенные режимы (переработка):
а) на таможенной территории, для внутреннего потребления;
б) вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов.
Детализируется перемещение товаров физическими лицами, для которых установлен максимальный предел количества товаров, подпадающих под беспошлинный ввоз. Теперь без уплаты таможенных платежей может быть ввезен товар стоимостью, за исключением транспортных средств, не более 65 000 руб. (ст. 282 ТК РФ).
Расширились возможности устного декларирования товаров физическими лицами путем совершения действий, подтверждающих отсутствие в ручной клади и багаже физического лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, т. е. система «зеленого» и «красного» каналов для физических лиц.
Из-за индивидуальной специфики перемещения энергетических и топливных ресурсов выделена глава, посвященная регулированию перемещения товаров по трубопроводам и по линиям электропередачи, с целью упрощения и облегчения процедур таможенного оформления. Допускается их периодическое временное декларирование (ст. 138 ТК РФ).
Раздел III «Таможенные платежи».
Глава 27 «Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей» включает четыре статьи (318–321).
Глава 28 «Исчисление таможенных пошлин, налогов» – шесть статей (322–327).
Глава 29 «Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов» – пять статей (328–332).
Глава 30 «Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов» – четыре статьи (333–336).
Глава 31 «Обеспечение уплаты таможенных платежей» – 11 статей (337–347).
Глава 32 «Взыскание таможенных платежей» – семь статей (348–354).
Глава 33 «Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств» – ст. 355, 356, 357.
Глава 33.1 «Таможенные сборы» состоит из 10 статей (375.1-375.10).
В ТК РФ четко определены моменты возникновения и прекращения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов, регламентированы вопросы определения и заявления таможенной стоимости товара.
В соответствии с п. 5 ст. 323 ТК РФ несогласие таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью не может служить основанием для приостановления выпуска товара.
Важной является установленная законом обязанность таможни в письменной форме запрашивать у декларанта дополнительные документы и сведения, уведомлять о принятом решении в части определения таможенной стоимости.
Целая глава отведена порядку и срокам уплаты таможенных пошлин и налогов, в том числе: авансовым платежам, основаниям предоставления отсрочки или рассрочки процедуре и порядку возврата излишне взысканных сумм.
Раздел IV «Таможенный контроль».
Глава 34 «Общие положения, относящиеся к таможенному контролю» содержит восемь статей (358–365).
Глава 35 «Формы и порядок проведения таможенного контроля» – 12 статей (366–377).
Глава 36 «Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля» – восемь статей (378–385).
Глава 37 «Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю» – семь статей (386–392).
Глава 38 «Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров» – восемь статей (393–400).
Деятельность таможенных органов будет осуществляться по принципу выборочности, в формах, достаточных для обеспечения исполнения таможенного законодательства. В этих целях при выборе форм таможенного контроля предполагается использовать систему управления рисками, которая основывается на предотвращении наиболее часто повторяющихся нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер и связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В то же время согласно п. 1, 2 ст. 361 ТК РФ таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
ТК РФ содержит нормы о защите прав лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств. Не допускается причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 365 ТК РФ).
ТК РФ закрепляет исчерпывающий перечень форм, в которых может осуществляться таможенный контроль: проверка документальных и устных сведений, таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств и помещений и территорий, личный досмотр, проверка маркировки товаров специальными марками и наличия на них идентификационных знаков, таможенной ревизии и наблюдения.
В качестве важного момента нужно отметить, что в ТК РФ решаются вопросы, связанные с защитой обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.
Специальная глава ТК РФ посвящена проблемам информационных систем и информационных технологий в таможенном деле, предусматривающая предоставление электронных форм документов, необходимых для таможенного оформления.
Раздел V «Таможенные органы».
Глава 39 «Таможенные органы и обеспечение их деятельности»:
§ 1 «Таможенные органы» состоит из семь статей (401407).
§ 2 «Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов» – шесть статей (408–413).
§ 3 «Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия» – четыре статьи (414–417).
§ 4 «Обеспечение деятельности таможенных органов» – пять статей (418–422).
Глава 40 «Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле» – пять статей (423–427).
Глава 41 «Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами» – семь статей (428–434).
Глава 42 «Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу» – ст. 435–436.
Существенно ограничена регулирующая роль таможенных органов, теперь на них возлагается исполнительная функция. Согласно ст. 14 ТК РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать какие-либо требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.
Раздел VI «Заключительные положения» включает следующие статьи:
1) ст. 437 «Сроки введения в действие ТК РФ»;
2) ст. 438 «Приведение актов законодательства Российской Федерации в соответствие с ТК РФ»;
3) ст. 439 «Переходные положения».
Таможенный кодекс является нормативным актом, учитывающим интересы всех участников внешнеэкономической деятельности, значительно снижающим административные барьеры в сфере таможенных правоотношений.
Таможенное оформление складывается из таможенных операций по отношению к товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную границу.
Порядок таможенного оформления определяется в зависимости от:
1) вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (быстро портящиеся товары, живые животные, драгоценные металлы и драгоценные камни, др.);
2) вида транспорта, посредством которого товары перемещаются через таможенную границу (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);
3) категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (как то: физические лица, перемещающие товары, не предназначенные для коммерческих целей, – гл. 23 ТК РФ, отдельные категории иностранных лиц – гл. 25 ТК РФ);
4) способа перемещения товаров через таможенную границу РФ (перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ)).
Таможенная процедура – это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21 ст. 11 ТК РФ).
Виды таможенных процедур.
1. Предшествующие подаче таможенной декларации – все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим:
1) прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ;
2) внутренний таможенный транзит;
3) помещение товаров на временное хранение.
2. Предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ).
3. Таможенное декларирование товаров.
4. Осуществляемые после завершения таможенного декларирования:
1) при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит);
2) при условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей).
5. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза, таможенного склада).
Начало таможенного оформления (п. 1 ст. 60 ТК РФ):
1) при ввозе товаров – в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, – устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;
2) при вывозе товаров – в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, – устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Согласно ст. 62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица (ст. 406, 407 ТК РФ) для совершения таможенных операций в иных местах (местонахождении товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия – экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо уполномоченного им лица.
Для получения разрешения на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления необходимо письменное заявление о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления, в котором указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности, которые заключаются в:
1) сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей (оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в сроки, не превышающие трех дней, – п. 2 ст. 293 ТК РФ);
2) сокращении требований, предъявляемых к документам, которые необходимы для таможенных целей.
Таможенное декларирование – это заявление в определенной форме достоверных данных товара в соответствии с предъявляемыми требованиями таможенного режима или специальной таможенной процедуры.
Таможенному декларированию подлежат товары в соответствии со ст. 183, 184, 247, 391 ТК РФ:
1) при перемещении через таможенную границу;
2) при изменении таможенного режима (таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада) и др. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 124 ТК РФ). Перечень указываемых сведений ограничивается сведениями, необходимыми для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ (п. 2 ст. 124 ТК РФ). Согласно п. 3 ст. 124 ТК РФ в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения:
1) заявляемый таможенный режим;
2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в ст. 16 ТК РФ, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;
4) сведения о товарах:
а) наименование;
б) описание;
в) классификационный код товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
г) наименование страны происхождения;
д) наименование страны отправления (назначения);
е) описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
ж) количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;
з) таможенная стоимость;
5) сведения об исчислении таможенных платежей:
а) ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
б) применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
в) применение тарифных преференций;
г) суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
д) установленный Центральным банком РФ на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей;
6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
8) сведения о производителе товаров;
9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;
10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (ст. 131 ТК РФ);
11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;
12) место и дата составления таможенной декларации.
Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица, путем проставления печати, если в соответствии с законодательством РФ лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать (п. 5 ст. 124 ТК РФ).
Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу: физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами; иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита и др. (п. 2 ст. 126 ТК РФ).
Декларант вправе:
1) осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
2) с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;
3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (ст. 371, 372 ТК РФ), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (ст. 383ТК РФ);
4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
5) предоставлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ;
6) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК РФ (п. 1 ст. 127ТК РФ).
Декларант обязан:
1) подать таможенную декларацию и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения (ст. 131 ТК РФ);
2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;
3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату (п. 2 ст. 127 ТК РФ).
Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 ТК РФ (п. 1 ст. 129 ТК РФ).
Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, который может находиться и вне места пересечения таможенной и Государственной границ РФ.
Виды декларирования:
1) предварительное таможенное декларирование товаров (подача таможенной декларации на иностранные товары за 15 дней до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита) (ст. 130 ТК РФ);
2) подача неполной таможенной декларации в случае, когда декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача такой декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик (п. 1 ст. 135 ТК РФ);
3) подача одной таможенной декларации. При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени (ст. 136 ТК РФ).
Подача таможенной декларации должна сопровождаться предоставлением документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов приведен в п. 2 ст. 131 ТК РФ:
1) договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки;
2) коммерческие документы;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) разрешения, лицензии, сертификаты, документы, подтверждающие происхождение товаров;
5) платежные и расчетные документы;
6) документы, подтверждающие сведения о декларанте.
Факт подачи таможенной декларации и предоставления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и предоставлении необходимых документов (п. 1 ст. 132 ТК РФ).
Согласно ст. 60 ТК РФ таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Нередко к ответственности привлекаются получатели товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой доставки под таможенным контролем, за отсутствие товаров на складах временного хранения после уведомления таможенного органа об их доставке в течение суток.
На самом деле Таможенный кодекс не обязывает ни лиц, перемещающих товары, ни иных лиц, имеющих достаточные полномочия для осуществления с товарами действий от своего имени, помещать товары на склады временного хранения.
Упрощенный порядок таможенного оформления. При вывозе российских товаров с таможенной территории РФ по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со ст. 135, 136 и 138 ТК РФ.
Единого нормативного акта, регламентирующего применение упрощенного порядка таможенного оформления, по сей день не существует, что объясняется крайне отличными друг от друга случаями применения такого порядка, обобщить которые в настоящее время невозможно: различны статус таких товаров, цели их перемещения через таможенную границу РФ, сведения о данных товарах, требуемые для осуществления последующего таможенного контроля таможенными органами.
Таможенный режим – это группа норм, регламентирующих определение статуса перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Таможенный режим определяет порядок перемещения товаров в зависимости от назначения товара, условия нахождения его на внетаможенной территории через таковую, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар, права и обязанности лица, перемещающего товары, требования к товару, помещаемому под данный конкретный режим.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ таможенный режим – это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.
Статья 155 ТК РФ дает перечень и виды таможенных режимов.
В зависимости от их роли и предназначения выделено несколько групп таможенных режимов: основные, экономические, завершающие и специальные.
В первую группу включены режимы для совершения основного объема внешнеторгового оборота по вывозу товаров в зарубежные страны, по их ввозу для реализации на внутреннем российском рынке. К ним отнесены «выпуск для внутреннего потребления» и «экспорт». Для данных таможенных режимов установлены максимальные требования: уплата таможенных пошлин, налогов, а также всяческие запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ. После соблюдения этих правил можно свободно использовать товары на внутреннем (выпуск для потребления внутри страны) и на внешнем (экспорт) рынке страны.
Международный таможенный транзит – это режим, при котором товары необязательно приобретаются на внутреннем рынке, но всегда пересекают таможенную границу РФ (доставка из одного иностранного государства в другое). При этом отсутствуют установленные законодательством РФ запреты и ограничения экономического и неэкономического характера на ввоз таких товаров на таможенную территорию РФ.
Во второй группе выделены таможенные режимы с экономическим значением.
К группе таких режимов отнесены: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад. Новым для российского таможенного законодательства является таможенный режим переработки для внутреннего потребления, который позволяет использовать общепринятый в международной практике механизм стимулирования замещения импорта. Товары, помещенные под таможенный режим «переработка для внутреннего потребления», освобождаются от уплаты только ввозных таможенных пошлин, а не НДС и акцизов (по подакцизным товарам). Полученная продукция подлежит выпуску для свободного обращения на территории страны.
При временном ввозе товары лишь условно освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», свободная таможенная зона – это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено ст. 37 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой особой экономической зоне.
Третья группа режимов – завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.
Отличительной особенностью данных таможенных режимов является то, что товары приобретают для таможенных целей с постоянным, а не временным статусом. Таможенный контроль при помещении товаров под указанные таможенные режимы завершается.
Реимпорт устанавливает условия возврата товаров на таможенную территорию РФ, которые были ранее вывезены с нее, основания компенсации уплаченных таможенных пошлин при вывозе товаров.
Реэкспорт – фактически такие товары не участвовали в товарообороте на территории РФ и не влияли на его динамику (рост цен и иные экономические показатели), справедливо невзимание при обратном вывозе товара вывозных таможенных пошлин, налогов и возмещение уплаченных при ввозе таможенных пошлин, налогов.
Уничтожение. Разрешается помещать под этот таможенный режим иностранные товары, не подлежащие восстановлению в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Главным критерием, признающим уничтожение товара, является отсутствие экономической целесообразности его восстановления.
Согласно ст. 248 ТК РФ отказ в пользу государства – это таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Четвертую группу таможенных режимов составляют специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов.
Согласно ст. 209 ТК РФ временный ввоз – таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Срок обратного ввоза товаров, вывезенных в соответствии с режимом временного вывоза, не установлен, за исключением определенных законодательством товаров.
Согласно ст. 258 ТК РФ беспошлинная торговля – таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские поставщики имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость в отношении российских товаров, которые подлежат продаже в магазине беспошлинной торговли.
Согласно ст. 264 ТК РФ перемещение припасов – таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.