Нет другого способа почувствовать себя лучше. И бесполезны советы «мирно сосуществовать», «игнорировать», «не обращать внимания». Наше подсознание безошибочно распознает угрозу и подает непрерывный сигнал тревоги. Оно, так сказать, думает, что мы глухие дурачки и не слышим сигнал, вот и не уходим от опасного человека. Значит, надо сигналить громче! Сильнее!
И в кровь выбрасывается все больше опасных «гормонов стресса». Возникает паралич симпатической нервной системы, как это называл антрополог Стивенсон. В конце концов дело может кончиться плохо. Как в знаменитом эксперименте, когда овечку и волка привязывали рядом, но на безопасном расстоянии друг от друга. В конце концов бедная овечка умерла от разрыва сердца, хотя волк не причинил ей вреда. Просто смотрел, наблюдал…
Так и человек устроен. Если он постоянно вынужден находиться в обществе того, кого подсознание распознает как опасный объект, возникает сначала плохое самочувствие, а потом – заболевание. Даже если неприятный, «опасный» человек просто находится рядом и смотрит. Сидит в кабинете рядом, едет в одном купе, приходит в гости на правах родственника… Такая уж у организма «химия», ничего не поделаешь. А веревка, которая нас держит, – это родственные узы, например. Воспитание, вежливость, интеллигентность, другие страхи: как это я попрошу начальника пересадить меня в другой кабинет? Или сам пересяду на другое место? Или не приглашу злую двоюродную тетю на именины?
Но сигнал тревоги будет все громче и громче. И надо вспомнить, что мы – не овечки. И не привязаны в буквальном смысле слова. Единственный способ – соблюдать дистанцию. Другого нет.