Все Таинства Церкви установлены Самим Господом Богом и ведут свое начало из истории Ветхого и Нового Заветов. Не является исключением и Таинство Священства.
Само понятие духовенства говорит нам о том, что помимо обыкновенных верующих людей (мирян) в Церкви существует еще одна определенная группа людей, которая играет особую роль во взаимоотношениях человека с Богом. Данная группа людей (церковно– и священнослужителей), с одной стороны, наделена Самим Господом определенными правами, а с другой стороны, должна выполнять и определенные обязанности по отношению к Пресвятой Троице и к Церкви. Таким образом, данные служители Церкви несут особое духовное попечительство над простыми верующими людьми. Как уже отмечалось выше, зарождение института духовенства берет свое начало в священной истории Ветхого Завета и неразрывно связано с историей богоизбранного народа. Начальным этапом установления священнического служения в Ветхом Завете можно считать момент избрания Богом пророка Моисея и его брата Аарона для изведения израильского народа в Землю Обетованную из египетского плена. Уже в этом акте избрания можно заметить все основные характеристики будущего священства, как института служителей Бога. Смысл данного Божиего действа заключается в том, что с момента своего избрания пророк Моисей уже не просто рядовой верующий, но он теперь молитвенник перед Богом за весь народ, его пастырь, заступник и духовный руководитель с благословения Божия. Именно Моисей отныне начинает совершать все основные действия богослужения. С данного момента священной истории и брат Моисея Аарон также начинает исполнять священнические обязанности. Именно внутри колена Ааронова (т. е. по родовому признаку) в дальнейшем передается священническое служение богоизбранного народа и делается это, опять же, по благословению Бога. Таким образом, уже в этот исторический момент начинает формироваться, в своих первоначальных чертах, Таинство Священства. Своим повелением и благословением Господь Бог избирает также и помощников для священников, т. е. группу левитов. Данная группа служителей также имела определенные права и обязанности в деле ветхозаветного богослужения. Результатом данного разделения служителей ветхозаветной Церкви на три группы явилось завершение первого этапа в истории становления института духовенства.
Вторым крупным этапом формирования института духовенства можно считать уже новозаветный период, т. е. время от момента когда Господь Иисус Христос начинает Свою проповедь среди иудеев, вплоть до момента Своего Вознесения. В данном этапе можно выделить несколько отдельных положений, являющихся основными в истории происхождения христианского духовенства.
Во-первых, это момент избрания Себе Господом Иисусом Христом двенадцати апостолов, т. е. ближайших Своих учеников. О моменте призвания Господом апостолов нам согласно говорят три евангелиста (см. Мф. 10: 1–4; Мк. 3: 13–19; Лк. 6: 13–16). В данном акте призвания Себе учеников Господь, тем самым, дает им Свое особое благословение на определенные действия, которые смогут выполнять только они. В тоже время стоит заметить и то, что апостолы имели возможность передать полученное благословение и другим людям, для того, чтобы уже другие люди смогли совершать те же действия: изгонять бесов, исцелять людей, проповедовать приближение Царствия Божия и т. д. Таким образом, в акте призвания учеников Иисусом Христом и даровании им благословения на служение можно выделить зарождение двух основных характеристик христианского священнослужения: рождение института новозаветного (т. е. христианского) духовенства, как такового, и возможность его роста за счет преемственности Господнего (а далее апостольского) благословения.
Во-вторых, еще одним моментом зарождения христианского духовенства необходимо считать избрание Господом более широкого круга апостолов, а именно семидесяти апостолов. Евангелист Лука сообщает нам об этом в следующих словах: После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти… (Лк. 10: 1). Избрание и отправление Господом на проповедь в различные места дополнительного числа апостолов (учеников) говорит нам о том, что институт христианского духовенства начинает постепенно разрастаться. Рассматривая данные примеры необходимо помнить, что в тот конкретный исторический период еще не существовало христианских священников в прямом смысле слова, еще не существовало литургических текстов, облачений, священных сосудов и т. п. атрибутов Христианской Церкви. Все это появилось позже, а пока (на тот момент) мы можем лишь констатировать тот факт, что христианское духовенство, как освященный Божией благодатью институт служителей Церкви, пришел на смену священству ветхозаветному. Данное событие не стоит считать некоей реформой, это лишь один из аспектов рождения новозаветной Церкви, Церкви пришедшей на смену Ветхому Завету, но не отринувшей его значения. Доказательством важности для Христианской Церкви Ветхого Завета является и тот факт, что степени священства христианского духовенства, в своей основе, повторяют степени священства Ветхозаветной Церкви.