Примечания

1

От славянского слова «лесть» (обман).

2

Свящ. П. Флоренский. Из богословского наследия. – Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с. 137.

3

Прот. А. Шмеман. Введение в литургическое богословие. Париж, YMCA, 1961, с. 40.

4

См.: Н. Д. Успенский. Анафора. – Богословские труды. Сб. 13. М., 1975.

5

Краткий обзор особенностей западного богослужения можно найти в кн.: J. G. Davies. A Dictionary of Liturgy and Worship. London, 1972.

6

См.: H. А. Дмитриева. Краткая история искусств. Вып. I. М., 1968, с. 117 сл.

7

См.: журнал «Bible et Terre Sainte», 1966, № 83; 1967, № 88.

8

Следует заметить, что наружная отделка появляется еще в храмах XII века (например, Дмитриевский собор во Владимире).

9

См.: Л. Буйе. О Библии и Евангелии. Брюссель, «Жизнь с Богом», 1965, с. 224 сл.; прот. А. Шмеман. Введение в литургическое богословие, с. 67; Н. Д. Успенский. Анафора, с. 45 сл.

10

Обычай вести отсчет суточного времени от вечера пришел из глубины веков, из раннебиблейских времен, когда пастух начинал свой трудовой день с заходом солнца.

11

Учение XII апостолов, VIII.

12

Св. Ипполит Римский. Апостольское предание, 35.

13

Немало текстов принадлежит и светским лицам, в частности византийским императорам.

14

Внебогослужебная одежда русского духовенства состоит из полукафтанья, или подрясника, и рясы. Полукафтанье в допетровское время было «мирским» платьем, оно, точно так же как и ряса, имеет покрой повседневной одежды, носимой на Востоке. Обычай носить длинные волосы появился у клириков Русской церкви недавно. Ни в древности, ни в Средние века его не существовало, как об этом свидетельствует иконография.

15

От лат. orare – молиться. Орарем диакон подает знак к началу молитвы.

16

Греч. эпитрахелион – нашейник.

17

Греч. омофорион – наплечник.

18

См.: Р. И. Грубер. Всеобщая история музыки. T. I. М., 1960; А. И. Рогов. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков. М., 1973.

19

См. указания на это писателей III в. в кн.: Н. Д. Успенский. Православная вечерня. – Богословские труды. Сб. I. М., 1960, с. 8 сл.

20

См.: Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. II. СПб., 1857.

21

Архиеп. Вениамин (1738–1811), известный знаток церковных древностей, изложил свое толкование службы в книге «Новая Скрижаль». Впервые она была опубликована в 1803 г. и пользовалась широкой популярностью (вышло 18 ее изданий). Комментариям архиеп. Вениамина следовали все другие литургисты до тех пор, пока не наступила новая фаза в развитии исторической литургики.

22

Греч. слово «эктения» означает «прошение».

Загрузка...