От славянского слова «лесть» (обман).
Свящ. П. Флоренский. Из богословского наследия. – Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с. 137.
Прот. А. Шмеман. Введение в литургическое богословие. Париж, YMCA, 1961, с. 40.
См.: Н. Д. Успенский. Анафора. – Богословские труды. Сб. 13. М., 1975.
Краткий обзор особенностей западного богослужения можно найти в кн.: J. G. Davies. A Dictionary of Liturgy and Worship. London, 1972.
См.: H. А. Дмитриева. Краткая история искусств. Вып. I. М., 1968, с. 117 сл.
См.: журнал «Bible et Terre Sainte», 1966, № 83; 1967, № 88.
Следует заметить, что наружная отделка появляется еще в храмах XII века (например, Дмитриевский собор во Владимире).
См.: Л. Буйе. О Библии и Евангелии. Брюссель, «Жизнь с Богом», 1965, с. 224 сл.; прот. А. Шмеман. Введение в литургическое богословие, с. 67; Н. Д. Успенский. Анафора, с. 45 сл.
Обычай вести отсчет суточного времени от вечера пришел из глубины веков, из раннебиблейских времен, когда пастух начинал свой трудовой день с заходом солнца.
Учение XII апостолов, VIII.
Св. Ипполит Римский. Апостольское предание, 35.
Немало текстов принадлежит и светским лицам, в частности византийским императорам.
Внебогослужебная одежда русского духовенства состоит из полукафтанья, или подрясника, и рясы. Полукафтанье в допетровское время было «мирским» платьем, оно, точно так же как и ряса, имеет покрой повседневной одежды, носимой на Востоке. Обычай носить длинные волосы появился у клириков Русской церкви недавно. Ни в древности, ни в Средние века его не существовало, как об этом свидетельствует иконография.
От лат. orare – молиться. Орарем диакон подает знак к началу молитвы.
Греч. эпитрахелион – нашейник.
Греч. омофорион – наплечник.
См.: Р. И. Грубер. Всеобщая история музыки. T. I. М., 1960; А. И. Рогов. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков. М., 1973.
См. указания на это писателей III в. в кн.: Н. Д. Успенский. Православная вечерня. – Богословские труды. Сб. I. М., 1960, с. 8 сл.
См.: Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. II. СПб., 1857.
Архиеп. Вениамин (1738–1811), известный знаток церковных древностей, изложил свое толкование службы в книге «Новая Скрижаль». Впервые она была опубликована в 1803 г. и пользовалась широкой популярностью (вышло 18 ее изданий). Комментариям архиеп. Вениамина следовали все другие литургисты до тех пор, пока не наступила новая фаза в развитии исторической литургики.
Греч. слово «эктения» означает «прошение».