От славянского слова «лесть» (обман).
Свящ. П. Флоренский. Из богословского наследия. – Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977, с. 137.
Прот. А. Шмеман. Введение в литургическое богословие. Париж. YMCA, 1961, с. 40.
См.: Н. Д. Успенский. Анафора. – Богословские Труды. Сб. 13. М., 1975.
Краткий обзор особенностей западного богослужения можно найти в кн.: J. G. Davies. A Dictionary of Liturgy and Worship. London, 1972.
См.: Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1968, с. 117 сл.
См.: журнал «Bible et Terre Sainte», 1966, 83; 1967, 88.
Следует заметить, что наружная отделка появляется еще в храмах XII века (например, Дмитриевский собор во Владимире).
См.: Л. Буйе. О Библии и Евангелии. Брюссель, «Жизнь с Богом», 1965, с. 224 сл.; прот. А. Шмеман. Введение в литургическое богословие, с. 67; Н. Д. Успенский. Анафора, с. 45 сл.
Обычай вести отсчет суточного времени от вечера пришел из глубины веков, из раннебиблейских времен, когда пастух начинал свой трудовой день с заходом солнца.
Учение XII апостолов, VIII.
Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание, 35.
Немало текстов принадлежит и светским лицам, в частности византийским императорам.
Внебогослужебная одежда русского духовенства состоит из «полукафтанья», или подрясника, и рясы. Полукафтанье в допетровское время было «мирским» платьем, точно так же как и ряса, имеет покрой повседневной одежды, носимой на Востоке. Обычай носить длинные волосы появился у клириков Русской Церкви недавно. Ни в древности, ни в Средние века его не существовало, как об этом свидетельствует иконография.
От лат. ораре – молиться. Орарем диакон подает знак к началу молитвы.
Греч. эпитрахелион – нашейник.
Греч. омофорион – наплечник.
См.: Р. И. Грубер. Всеобщая история музыки. T.I. M., 1960; А. И. Рогов. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков. М., 1973.