Таинство Причащения, или по-гречески Евхаристия (в переводе – благодарение), занимает главное, центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви.
Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено Святое Крещение. Тем более в наше время это не является особым подвигом. Сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру. Но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство Причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.
Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед предательством Иуды. Спаситель и Его ученики собрались в большую, приготовленную для этого горницу – комнату, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин совершался в каждой еврейской семье как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.
Но Господь, собравшись со Своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название Тайной Вечери. Господь установил на этом прощальном вечере таинство Святого Причащения. Христос шел на страдания и Крест, отдавал Свое Пречистое Тело и Честную Кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Им жертве должно служить причащение Тела и Крови Спасителя в таинстве Евхаристии.
Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: Примите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28).
Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них – их приемникам, епископам и пресвитерам, совершать это таинство.
В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную»[1].Евхаристия не есть просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение Тайной Вечери. И на каждой Евхаристии и во времена апостолов, и в нашем XXI веке Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои Пречистые Тело и Кровь.
Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53–56).
Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству Причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». В Причастии, которое оживотворяет, одухотворяет нашу душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом.
Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокадневного Младенца Христа: «Не ревнуем тебе старче праведный! Мы сами имеем твое счастье – подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его, – и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих Таин Тела и Крови Христовой? – Да, мы имеем бóльшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа в последствии времени, во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем»[2].
Вот почему таинство Причащения должно постоянно присутствовать в жизни православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в нашу душу и сердце.
Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что будет с Ним и в вечности.
Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает Жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас Жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.
Господь устанавливает таинство Евхаристии, потому что «теперь, на земле, в другом виде должна быть Его Жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на Кресте»[3]. С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились и теперь христиане совершают жертву в воспоминание Жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.
Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной Жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти дьявола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, Жертва Христа, Искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры.
Таинство Причащения – есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в Святые Дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).
Святые Дары – это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к Причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (желая вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть»[4], – говорится в молитвах ко Святому Причащению.
Нередко людям духовным – подвижникам во время совершения Евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на Святые Дары. Как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. – П.Г.