Любить заповедано нам

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и взаимного уважения, которые тесно взаимосвязаны.

Любовь есть непостижимая тайна, ибо она все преодолевает, двигает горами, любящий бывает так самоотвержен, что спокойно и осознанно жертвует жизнью для другого. О значении любви и ее характерных проявлениях, признаках ясно свидетельствует апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13: 1–8: 13).

Из этого апостольского свидетельства следует, что любящий считает важным не себя, а другого, и свою жизнь менее важной, чем другая жизнь. Любовь не умаляется при всех жизненных обстоятельствах, но лишь возрастает, ибо в браке двое составляют как бы одного человека – двуединство во Христе. Об этом Господь говорит так: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Быт. 2: 24). Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мк. 10: 6–9).

Суть любви – самоотверженная самоотдача ближнему. Человек узнает по-настоящему другого человека только любовью. Любовь есть переживание бытия одной личности, узнающей другую. Совершенное приятие и познание одной личностью другой совершается только во Христе. Ибо Христос – совершенная личность, достойная окончательной и всецелой любви, и Он Сам – полнота любви, дающий и любящим друг друга в Нем дар чистой, благодатной, непрекращающейся, но все возрастающей любви. И любовь Божия тем более раскрывается, реализовывается в человеке и между людьми, чем более они сами живут по Христу и во Христе. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (Господь) (1 Ин. 4: 17). Во Христе и супруги достигают постепенно полноты взаимного единства – единства любви.

Муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, то есть любить прежде всего жертвенно, до готовности страдать и умереть за нее. Такая любовь переносит все невзгоды, разность характеров и любые недостатки.

Жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Но, хотя по учению слова Божия мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Это власть любящего человека, строящего свои отношения со второй половиной по подобию союза, отношений Христа с Церковью.

Итак, Господь заповедал нам жертвенно любить друг друга (см.: Ин. 13: 34). И в браке супруги призваны эту заповедь, эту задачу воплотить в жизнь. Как великолепно сказал святитель Иоанн Златоуст: «Брачная любовь есть сильнейший тип любви… И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости» и еще «Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женой и любить ее. Когда муж и жена между собой согласны, это мудрый полагает в числе блаженств. Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье».

Загрузка...