Безначальне, Вечне, Святе святых, Единороднаго Твоего Сына низпославый, исцеляющаго всякий недуг, и всяку язю душ и телес наших, низпосли Святаго Твоего Духа и освяти елей сей, и сотвори и помазющемуся Твоему рабу, в совершенное избавление грехов его, в наследие Царствия Небеснаго.
Взгляд на то, что наши беды и болезни порождены грехами, всегда был свойственен человеку. Согласно Евангелию, и апостолы, когда увидели в Иерусалиме слепого от рождения человека, спросили Учителя: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Но Господь ответил, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 2–3), и даровал человеку зрение. Ведь дело Христа Бога – это исцеление и спасение человека. Воспоминание об исцелении слепорожденного входит в одну из молитв последования Соборования: «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, в покаянии зову Тебе: милостив нам буди, Едине Благопременителю».
Апостолы были воспитаны на Ветхом Завете, провозглашавшем справедливое воздаяние как за грех, так и за праведность. Но и в среде язычников, у которых, согласно словам апостола Павла, «дело закона написано в сердцах» (Рим. 2: 15), бытовало представление, что бедствия и недуги ниспосылаются в мир за неправедные дела. В подтверждение можно вспомнить ветхозаветного пророка Иону, который, не желая исполнить волю Божию, от Бога бежит. И когда корабль вот-вот поглотит шторм, то команда из язычников не сомневается, что виной происходящему чей-то грех: «Бросим жребий, чтоб узнать, за кого постигает нас эта беда» (Ион. 1: 7). А в Новом Завете, в книге Деяний, мы читаем, как однажды апостол Павел после кораблекрушения оказался на Мальте вместе с другими спасшимися, и местные жители разожгли для обогрева костер. Когда Павел подкладывал в огонь хворост, то на его руке повисла змея, и островитяне стали говорить друг другу: «Верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить» (Деян. 28: 4). Между тем Павел апостол спокойно стряхнул змею в огонь, не претерпев никакого вреда.
Еще в Ветхом Завете, в одном из его самых драматических текстов – в книге Иова, мы встречаемся с благочестивым праведником, претерпевающим незаслуженное страдание. В одно мгновение Иов, бывший «знаменитее всех сынов Востока» (Иов. 1: 3), лишился всего, что имел. Иноплеменники, перебив слуг, увели стада животных, семь сыновей и три дочери погибли под рухнувшей кровлей, а самого Иова поразила проказа. Теперь его место вне городских стен, на куче пепла, им гнушаются, его презирают. Утешить Иова приходят друзья: «И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов. 2: 13). Иов унывал так, что желал себе смерти, и мудрые друзья увещевали его, на первый взгляд, очень правильными словами о том, что всякое несчастье и болезнь есть наказание за грех. А раз так, то Иов должен признать свою вину и справедливость постигших его несчастий. Но это лишь усугубляет страдания праведника. Он ведет с друзьями, а затем и Самим Богом, отчаянный и мучительный спор: «Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда» (Иов. 19: 7). Иов даже упрекает Бога, что Он отдал землю в руки нечестивых и на ней воцарилась неправда. Но, несмотря на протест, Иов не отрекается от Бога и продолжает всецело Ему доверять: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (Иов. 2: 10).
Иов стучал и стучал в «двери небесные», и наконец Бог ответил ему. Но совсем не так, как ожидал Иов: Бог Сам задает вопросы, и Иов умолкает: «Что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов. 39: 34). Ведь человек не может постигнуть мудрость Божию и ее пути в мире. Иов не получил ответы на свои вопросы, но теперь, после Божьего откровения, у него не остается вопросов. И вера не постыжает Иова. Бог восстанавливает его: удваивает годы жизни, удваивает имущество, а вот детей дарует столько, сколько и было: семь сыновей и трех дочерей. Ведь и погибшие дети живы у Бога, ибо Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). Многих людей существование несправедливости и страданий заставляет сомневаться во всемогуществе и благости БогаТворца. Мы часто слышим о том, что, столкнувшись с болезнью и смертью ближних, люди заявляют о потере веры. Но подлинная вера, наоборот, должна помочь пережить и преодолеть любое горе. Именно такая вера была у Иова!
Книга Иова открывает нам, что надо верить и служить Богу, не ища выгоды, а потому что мы – Его дети, и наше призвание – научиться любить Бога. А любить можно лишь свободно и бескорыстно. Книга Иова не разрешает вопроса страданий, но свидетельствует, что Бог любит человека и заботится о нем. И, конечно, весь Ветхий Завет указывает на Завет Новый – на Христа, Который, будучи Святым и Безгрешным, претерпевает страдания и берет на Себя грехи всего мира, чтобы омыть их на Кресте Своею Кровью. И о самоуничижении Бога пророк Исаия в Ветхом Завете предвозвещал как о чем-то уже свершившемся: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53: 3) – и это так похоже на то, что происходило с Иовом[4]