Джованни Санти (1433–1494), отец художника. Без него жизнь Рафаэля была бы совершенно иной. Именно в его мастерской в юном гении проснулась страсть к искусству. Джованни – небесталанный художник – следовал манере Пьеро делла Франческа[1], смягчив ее цветовой палитрой Джованни Беллини[2]. Но он пробовал свои силы и в поэзии – сочинил знаменитую «Рифмованную хронику», в которой дал оценки главным художникам своего времени. В некоторых его произведениях, кажется, заметна и кисть молодого Рафаэля, но на этот счет у искусствоведов до сих пор нет единого мнения.
Эванджелиста да Пиан ди Мелето (1460–1549). Ученик Джованни Санти, работал под его началом до самой смерти маэстро. Возможно, именно он руководил мастерской в Урбино, пока Рафаэль не достиг совершеннолетия. Его имя фигурирует в контракте на написание «Коронования св. Николы из Толентино», но по тем немногим фрагментам картины, что до нас дошли, невозможно определить долю его участия. Он оставил несколько образцов алтарной живописи в предместьях Урбино в манере, напоминающей Мелоццо да Форли[3].
Пьеро Ваннуччи, известный под именем Перуджино (1448–1523). Пока еще никому не удалось установить, как складывалось сотрудничество между Перуджино и посещавшим его мастерскую Рафаэлем. Мы не знаем, работал ли юный художник на старшего коллегу, но в его первых работах заметно сильное влияние картин Ваннуччи. Это и неудивительно, учитывая, что Перуджино был наиболее плодовитым художником Центральной Италии в конце XV века, под его началом работали одновременно мастерские в Перудже и Флоренции, а также группа мастеров, приглашенных папой Сикстом IV для росписи стен Сикстинской капеллы.
Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, известный под именем Пинтуриккьо (1452–1513). Изначально работал в жанре книжной миниатюры и приобрел вкус к декоративным деталям. После обучения в мастерской Перуджино начал блистательную самостоятельную карьеру, которая увенчалась работой с четырьмя папами. В Риме до сих пор можно увидеть несколько его шедевров: от капеллы делла Ровере в Санта-Мария-дель-Пополо до апартаментов Борджиа в Ватикане. Рафаэль предоставил ему несколько рисунков для Библиотеки Пикколомини[4] в Сиене, но Пинтуриккьо использовал их крайне своеобразным образом.
Донато «Доннино» ди Анджело ди Паскуччо, известный под именем Браманте (1444–1514). Его обычно называют зачинателем возрождения античной архитектуры в Риме, куда он приехал в 1500 году для работы над двориком и маленьким внутренним храмом при церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио. Очень скоро Браманте приняли при папском дворе, где Юлий II назначил его своим доверенным советником и личным архитектором. Именно он создал основной план переустройства базилики Св. Петра, и, возможно, ему же принадлежит решение пригласить в Вечный город Рафаэля, чтобы, с одной стороны, поддержать своего земляка, а с другой – испортить обедню своему конкуренту Микеланджело.
Джованни Антонио Бацци, известный под именем Содома (1477–1549). Вырос в Пьемонте, обучался в мастерских Верчелли и Милана, но известным стал во время работы в Сиене. Главные свои шедевры создал в Риме, где судьба неоднократно сталкивала его с Рафаэлем. Папа Юлий II доверил ему роспись своих апартаментов, но затем передал это в руки недавно прибывшему в город Рафаэлю. В дальнейшем Содома получил задание расписать спальню на вилле Агостино Киджи, и в это же время Рафаэлю удалось привлечь внимание богатого банкира, который поручил ему фрески в основных покоях. Хотя Содома и проиграл оба раза своему конкуренту, судя по всему, они тем не менее остались друзьями, и Рафаэль не раз искреннее восхищался талантом своего коллеги.
Лоренцо Лотто (1480–1557). Известный своими загадочными аллегориями и великолепными портретами Лотто прошел весьма сложный творческий путь в Венеции, Риме, Ломбардии и регионе Марке. Перед тем как окончательно переехать в городок Лорето и принять постриг, Лотто создал такие шедевры, как «Аллегория порока и добродетели» и «Благовещение», написанное для одной из церквей городка Реканати. Он один из тех художников, которых Юлий II отстранит от росписи своих апартаментов с приездом Рафаэля, который, тем не менее, позаимствовал из картин Лотто яркость и выразительность отдельных оттенков.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564). В хрониках эпохи Кватроченто[5] о нем пишут как о человеке мрачном и раздражительном. Беспокойный гений, блистательно владевший кистью, неподражаемый скульптор, для всех художников своего поколения он стал образцом. Рафаэль тоже не смог устоять перед силой его неистового таланта и не раз заимствовал для своих рисунков созданные им на стенах Сикстинской капеллы образы.
Себастьяно Лучани, известный под именем Себастьяне дель Пьомбо (1485–1547). Венецианский художник, чья творческая карьера сложилась весьма необычным образом. Его школой были произведения Беллини и Джорджоне, но успехом он обязан тонкому чутью банкира Агостино Киджи, который взял его с собой в Рим и доверил ему отделку своей виллы в Трастевере. В Вечном городе он сблизился с Микеланджело и вступил в яростную творческую дуэль с Рафаэлем. Несмотря на довольно разгульный образ жизни, Себастьяно дель Пьомбо стал доверенным лицом Климента VII, который назначил его «хранителем печатей» – ответственным за создание и хранение булл и апостольских посланий (от слова «piombo», то есть «свинец, пломба, печать», и происходит его прозвище). Эта должность заставила его облачиться в монашеские ризы, но не помешала заниматься живописью.
Балдассаре Перуцци (1481–1536). Архитектор, художник, декоратор и военный инженер, Перуцци был человеком разносторонне одаренным. Из родной Сиены он переехал в Рим при папе Юлии II. Земляк Агостино Киджи поручил ему проектирование и отчасти роспись своей виллы на берегу Тибра, где он познакомился с Рафаэлем. Однако самым значительным его произведением остается Палаццо Массимо алле Колонне, одна из самых эксцентричных жилых построек римского Возрождения.
Франческо Франча (1450–1517). Художник, ювелир, специалист по выплавке медалей, работавший в Болонье, тесно сотрудничал с мастерами феррарской школы, благодаря чему впоследствии стал придворным художником при семье Гонзага. Согласно переданной Вазари[6] легенде, он полностью отказался от живописи, когда увидел в Болонье «Экстаз св. Цецилии» своего друга Рафаэля.
Маркантонио Раймонди (1480–1534). Гравер, работавший с Рафаэлем в Риме. Оттиски с рисунков молодого художника принесли ему большую прибыль. Впоследствии сотрудничал с последователями Рафаэля – наиболее успешным оказалось издание весьма фривольных рисунков Джулио Романе.
Джованни Монсиньори, известный как Фра Джоконде (1433–1515). Доминиканец, гуманист и архитектор, оказавший большое влияние на зрелого Рафаэля. О его жизни до нас дошло мало сведений, но известно, что он работал в Неаполе, во Франции и в Венеции. В Рим приехал в зрелом возрасте и помогал Рафаэлю в работе над строительством собора Св. Петра, начатым Браманте. Хотя они работали вместе всего год, юный художник навсегда сохранит о Фра Джокондо благодарное воспоминание.
Таддео Таддеи (1470–1529). Флорентийский гуманист, одним из первых поверил в гений Рафаэля. Благодаря ему молодой художник стал вхож в гостиные меценатов, которые предлагали ему работы над все более значительными проектами. Возможно, был обладателем барельефа Микеланджело, изображавшего Мадонну с младенцем («Мадонны Таддеи»).
Аньоло Дони. Богатый флорентийский купец, продемонстрировавший необыкновенное чутье в выборе художников. Он заказал Микеланджело знаменитое тондо – одно из первых живописных произведений мастера, и поручил Рафаэлю собственный портрет, а также портрет жены.
Джулиано делла Ровере (1443–1513). Избранный на роль папы в 1503 году под именем Юлия II, Джулиано делла Ровере уделял много внимания территориальному расширению Папской области. Возглавлял папское войско в сражениях с Болоньей и Феррарой – как победоносных, так и неудачных для него. Стремился внести личный вклад в renovatio urbis – масштабную программу изменения облика Рима, начиная с собора Св. Петра. Сыграл роль наиболее важного мецената Рафаэля.
Агостино Кижди (1466–1520). Тосканский банкир и предприниматель, завоевавший успех в Риме, где ему довелось работать на службе у трех различных пап. Страсть к деньгам сочеталась в нем с любовью к искусству, которую он удовлетворял сооружением капелл в церквях Санта-Мария-дель-Пополо и Санта-Мария-делла-Паче, а также блистательной виллы на виа делла-Лунгара. Рафаэль сыграл главную роль в реализации всех этих проектов.
Джованни де Медичи (1475–1521). Под именем Льва X стал понтификом в 1513 году, после смерти Юлия II. Его правление отличалось пышностью и праздничной атмосферой: он спустил значительную часть ватиканских финансов на церемонии и народные гулянья, а также на продолжение строительных и декоративных работ, начатых предшественником. Стиль Рафаэля покорил его настолько, что он доверил мастеру полный контроль над всеми ватиканскими строительными проектами.
Бальдассаре Кастильоне (1478–1529). Гуманист, писатель и дипломат, состоявший в разное время на службе у папского двора и герцогов Мантуи и Урбино. Его самое знаменитое произведение – трактат «Придворный», руководство для придворных по достижению личного совершенства, бестселлер своего времени, оказавший влияние и на Рафаэля. Кисти художника принадлежит знаменитый портрет Кастильоне, написанный в период их тесного общения в Риме.
Бернардо Довици Биббиена (1470–1520). Кардинал, но прежде всего – драматург, одна из ключевых фигур при ватиканском дворе при Льве X. Прототип одного из персонажей «Придворного» Бальдассаре Кастильоне, который помогает ему в постановке комедии «Каландрия», вышедшей в Риме с декорациями Перуцци. Рафаэль расписал его апартаменты в Апостольском дворце, представляющем на сегодня наиболее выразительный и великолепный пример классического вкуса в архитектуре и живописи.
Джулио Пиппи де Яннуцци, известный под именем Джулио Романо (1499–1546). Немедленно по приезде в Рим начал работать под началом Рафаэля над росписью ватиканских станц. С тех пор сотрудничество между ними не прекращалось, Джулио помогал своему учителю во всех его проектах. Искусствоведы часто высказывают гипотезы о его участии в некоторых работах Рафаэля, например в «Форнарине». Напротив, несомненно его авторство в отношении наиболее известных работ – от Зала Константина в Ватикане до Палаццо дель Те в Мантуе. Рафаэль в завещании назначил его своим наследником.
Джованни да Удине (1487–1561). Очень одаренный и столь же невезучий художник, попавший в мастерскую Рафаэля как эксперт по гротеску. Любитель аллюзий на античное искусство, внимательно изучавший природу, он, возможно, был самым талантливым из учеников Рафаэля. Рассеяние римского творческого сообщества после разграбления города в 1527 году коснулось и его. Он вернулся в Удине, где не нашел применения своим умениям. Закончил свою жизнь в Риме в крайней бедности. Похоронен в Пантеоне, рядом со своим учителем.
Джанфранческо (Джованни Франческо) Пенни (1488–1528). Очень молодым попал в мастерскую Рафаэля и работал прежде всего над росписью апартаментов Юлия II на вилле Киджи. После смерти учителя сотрудничал с Джулио Романо в Риме и в Мантуе. Затем начал работать самостоятельно в Неаполе, где остался до конца жизни.
Маргерита Лути. Возможно, она на самом деле никогда не существовала. Считается, что она послужила моделью для «Форнарины» Рафаэля и была дочерью Франческо Сенезе, пекаря из Трастевере. В одном документе 1520 года содержится предположительно свидетельство о ее поступлении в монастырь Св. Аполлонии в Риме вскоре после смерти художника. Существует гипотеза, что они были тайно женаты и что она дала обет под впечатлением от кончины супруга.
Империя Коньяти (1486–1512). Самая известная и желанная куртизанка Рима. Среди ее клиентов были Юлий II, Агостино Киджи и многие кардиналы. Рафаэль, потрясенный ее красотой, пишет с нее свою проникнутую чувственностью фреску «Триумф Галатеи», а кроме того, по некоторым предположениям, украшает внешнюю стену ее дома изумительным изображением Венеры. На ее похоронах в базилике Св. Августина присутствовала половина папской курии, и сам Юлий II в траурных одеждах предводительствовал похоронным кортежем.