2. Важный религиозный сюжет

Рождение Иисуса Христа, появление новой мировой религии, названной в честь ее главного проповедника, изменение летоисчисления – все эти события произошли после появления архангела Гавриила с вестью от Бога перед Марией, которое впоследствии стали называть Благовещением. Для людей внутри религии этот сюжет связал в одно целое ветхо– и новозаветные библейские истории. Событие Благовещения оказалось настолько важным, что первые богословы даже предлагали начать новое времяисчисление не с рождества Христа, а именно с момента Благовещения.

Можно упомянуть римского аббата Дионисия Малого, который в начале VI в. н.э. на основании сложных расчетов предлагал ввести новое летоисчисление с предполагаемой даты Благовещения.

Сам сюжет Благовещения изложен только в одном каноническом[1] христианском тексте – Евангелии от Луки:

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.[2]»

Впервые же в канонических текстах Мария косвенно упоминается в послании апостола Павла к Галатам (54 г. Н.э.) "…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону"[3]

Что касается более подробных сведений о рождении и жизни Марии, то информация об этих событиях содержится в нескольких апокрифических[4] источниках, среди которых основными являются: «Протоевангелие Иакова»[5] «Евангелие Псевдо-Матфея[6] а после 1952 – «Bodmer Papiri[7]



Апостол Иаков Младший

Фрагмент из листа с изображением апостолов.

Монограммист IF

1524

Гравюра на дереве

35×15 мм (изображение)

Частное собрание



8 сцен из жизни Марии

Фрагмент из хромолитографии XIX века

По миниатюре из часослова XV века. Франция.

(Полное изображение и описание см.12 в каталоге выставки)


Согласно этим источникам, события развивались следующим образом:

У бездетных жителей Назарета Иохима и Анны долго не было детей. Их обращение к Богу было услышано и у них родилась дочь, которую назвали Марией. С раннего детства она выделялась среди сверстников живостью ума и нравственным поведением. В 3 года родители отвели ее в Храм, где она провела свое детство вплоть до 12 лет. Сцена "Введение во храм" является одной из самых распространенных в религиозной живописи Возрождения и Барокко.



Введение во Храм

Неизвестный западноевропейский художник XVII–XVIII вв

Холст, масло

33×45 см

Италия (?)

Частное собрание


Затем священнослужители Храма обратились к Господу с вопросом, как им поступить с Марией, потому что срок пребывания ее в Храме закончился, и она достигла совершеннолетия. И Ангел Господень сообщил первосвященнику Захарии, чтобы он собрал вдовцов Израиля и выбрал из них мужа Марии. Всем вдовцам первосвященник раздал посохи, и только из посоха Иосифа вылетела голубка, определив таким образом, кому стать мужем Марии.



Обручение Марии.

Фрагмент гравюры

Филипп Пигуше ок. 1490–1514

1496

Резцовая гравюра на меди

1496

37×22 мм (фрагмент)

Иллюстрация из Часослова Симона Востра

(№ 17 в каталоге выставке)

* * *


Обручение Марии

Лист из серии «Жизнь Марии»

1502–1506

Альбрехт Дюрер 1470–1524

Гравюра на дереве

293×209 мм (изображение)

Рейксмузеум, Амстердам


Так Иосиф, который был намного старше Марии и имел детей от предыдущего брака, стал мужем Марии. Когда он уехал заниматься плотницким ремеслом, Мария, наряду с другими чистыми девами Израиля, была вызвана в Храм, и ей поручили вышивать пурпуром.

Когда Мария в одиночестве занималась рукоделием, к ней явился Архангел Гавриил и сообщил весть о ее непорочном зачатии. Поэтому сцена Благовещения так часто изображается с Марией, занимающейся рукоделием. В это время Марии было 16 лет.



Мария, занимающаяся рукоделием, перед Благовещением.

Фрагмент гравюры.

Филипп Пигуше ок. 1490–1514

Резцовая гравюра на меди

1496

37×22 мм (фрагмент)

Иллюстрация из Часослова Симона Востра

(№ 17 в каталоге выставки)


Всю свою жизнь Мария и Иосиф прожили в Назарете в провинции Галилея. Там же произошло и само событие Благовещения.[8]

Рождение же Иисуса Христа случилось недалеко от Вифлеема, куда направлялся Иосиф с беременной Марией на перепись населения, которую в то время проводил римский император Октавиан Август.



Портрет императора Октавиана Август.

Фрагмент гравюры

Неизвестный гравер нач. XVIII века

Резцовая гравюра

1710

85×75 мм (фрагмент)

(№ 3 в каталоге выставке)


В Назарете до 30 лет также провел свою жизнь сын Марии – Иисус Христос. Отсюда идет часто упоминаемое в религиозной литературе его второе имя Назарейский или из Назареи. Назарейцами также называли его апостолов, а уже значительно позднее, в начале 19-го века, так стали называть художников-романтиков, часто отображающих в своих произведениях период жизни Христа в классических ренессансных традициях.[9]



Вид Назарета

Фрагмент гравюры.

По рисунку Дж. Х. Софтона 1860–1923

Неизвестный гравер

Гравюра на дереве

1892

120×130 мм (фрагмент)

(см. № 2 в каталоге выставки)


Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Ветхом и Новом завете. Впервые он предстает перед пророком Даниилом с вразумлениями и с предсказаниями о грядущем в далекие времена конце света[10]

Загрузка...