Рождение Иисуса Христа, появление новой мировой религии, названной в честь ее главного проповедника, изменение летоисчисления – все эти события произошли после появления архангела Гавриила с вестью от Бога перед Марией, которое впоследствии стали называть Благовещением. Для людей внутри религии этот сюжет связал в одно целое ветхо– и новозаветные библейские истории. Событие Благовещения оказалось настолько важным, что первые богословы даже предлагали начать новое времяисчисление не с рождества Христа, а именно с момента Благовещения.
Можно упомянуть римского аббата Дионисия Малого, который в начале VI в. н.э. на основании сложных расчетов предлагал ввести новое летоисчисление с предполагаемой даты Благовещения.
Сам сюжет Благовещения изложен только в одном каноническом[1] христианском тексте – Евангелии от Луки:
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.[2]»
Впервые же в канонических текстах Мария косвенно упоминается в послании апостола Павла к Галатам (54 г. Н.э.) "…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону"[3]
Что касается более подробных сведений о рождении и жизни Марии, то информация об этих событиях содержится в нескольких апокрифических[4] источниках, среди которых основными являются: «Протоевангелие Иакова»[5] «Евангелие Псевдо-Матфея[6] а после 1952 – «Bodmer Papiri[7]
Апостол Иаков Младший
Фрагмент из листа с изображением апостолов.
Монограммист IF
1524
Гравюра на дереве
35×15 мм (изображение)
Частное собрание
8 сцен из жизни Марии
Фрагмент из хромолитографии XIX века
По миниатюре из часослова XV века. Франция.
(Полное изображение и описание см.12 в каталоге выставки)
Согласно этим источникам, события развивались следующим образом:
У бездетных жителей Назарета Иохима и Анны долго не было детей. Их обращение к Богу было услышано и у них родилась дочь, которую назвали Марией. С раннего детства она выделялась среди сверстников живостью ума и нравственным поведением. В 3 года родители отвели ее в Храм, где она провела свое детство вплоть до 12 лет. Сцена "Введение во храм" является одной из самых распространенных в религиозной живописи Возрождения и Барокко.
Введение во Храм
Неизвестный западноевропейский художник XVII–XVIII вв
Холст, масло
33×45 см
Италия (?)
Частное собрание
Затем священнослужители Храма обратились к Господу с вопросом, как им поступить с Марией, потому что срок пребывания ее в Храме закончился, и она достигла совершеннолетия. И Ангел Господень сообщил первосвященнику Захарии, чтобы он собрал вдовцов Израиля и выбрал из них мужа Марии. Всем вдовцам первосвященник раздал посохи, и только из посоха Иосифа вылетела голубка, определив таким образом, кому стать мужем Марии.
Обручение Марии.
Фрагмент гравюры
Филипп Пигуше ок. 1490–1514
1496
Резцовая гравюра на меди
1496
37×22 мм (фрагмент)
Иллюстрация из Часослова Симона Востра
(№ 17 в каталоге выставке)
Обручение Марии
Лист из серии «Жизнь Марии»
1502–1506
Альбрехт Дюрер 1470–1524
Гравюра на дереве
293×209 мм (изображение)
Рейксмузеум, Амстердам
Так Иосиф, который был намного старше Марии и имел детей от предыдущего брака, стал мужем Марии. Когда он уехал заниматься плотницким ремеслом, Мария, наряду с другими чистыми девами Израиля, была вызвана в Храм, и ей поручили вышивать пурпуром.
Когда Мария в одиночестве занималась рукоделием, к ней явился Архангел Гавриил и сообщил весть о ее непорочном зачатии. Поэтому сцена Благовещения так часто изображается с Марией, занимающейся рукоделием. В это время Марии было 16 лет.
Мария, занимающаяся рукоделием, перед Благовещением.
Фрагмент гравюры.
Филипп Пигуше ок. 1490–1514
Резцовая гравюра на меди
1496
37×22 мм (фрагмент)
Иллюстрация из Часослова Симона Востра
(№ 17 в каталоге выставки)
Всю свою жизнь Мария и Иосиф прожили в Назарете в провинции Галилея. Там же произошло и само событие Благовещения.[8]
Рождение же Иисуса Христа случилось недалеко от Вифлеема, куда направлялся Иосиф с беременной Марией на перепись населения, которую в то время проводил римский император Октавиан Август.
Портрет императора Октавиана Август.
Фрагмент гравюры
Неизвестный гравер нач. XVIII века
Резцовая гравюра
1710
85×75 мм (фрагмент)
(№ 3 в каталоге выставке)
В Назарете до 30 лет также провел свою жизнь сын Марии – Иисус Христос. Отсюда идет часто упоминаемое в религиозной литературе его второе имя Назарейский или из Назареи. Назарейцами также называли его апостолов, а уже значительно позднее, в начале 19-го века, так стали называть художников-романтиков, часто отображающих в своих произведениях период жизни Христа в классических ренессансных традициях.[9]
Вид Назарета
Фрагмент гравюры.
По рисунку Дж. Х. Софтона 1860–1923
Неизвестный гравер
Гравюра на дереве
1892
120×130 мм (фрагмент)
(см. № 2 в каталоге выставки)
Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Ветхом и Новом завете. Впервые он предстает перед пророком Даниилом с вразумлениями и с предсказаниями о грядущем в далекие времена конце света[10]