Господь покровительствует Санкт-Петербургу молитвами святого первоверховного апостола Петра.
Санкт-Петербург задуман был городом необычным для России, выходящим за пределы русских градостроительных и социальных традиций и обычаев. Казалось, это грозит полной сменой, а то и разрушением, жизненных устоев… Тем более, что и церковная жизнь тогда претерпевала перемену колоссальную. Было упразднено патриаршество. Немногим позднее основания города учреждён Священный Синод, который стал в принципе мирским учреждением. Об этом будет еще сказано ниже. Многие роптали, толковали о приходе антихриста, о последних днях… Не соответствовал новый город отечественным понятиям о красоте, вернее, не соответствовал тому, что было на Руси привычным. И ругали, и даже проклинали. К тому же его строительство дорого обошлось России и стоило многих человеческих жизней…
Вместе с тем, город получил имя великого апостола в полной связи с установлениями церковными. Младший царевич – сын царя Алексея и царицы Наталии – вскоре после рождения, принял святое крещение 29 июня/12 июля 1672 года. Как раз в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. При крещении царевичу было наречено имя Петр.
Город святого Петра I
Можно сказать, что в тот далёкий от нас по времени день в Московском храме у святой крещальной купели произошла встреча апостола Петра и русского младенца-царевича. Много позже, возникший по воле царя Петра Санкт-Петербург стал не только новой столицей России, но и морскими воротами страны, символом и оплотом Русской морской славы. А ведь древнейшим покровителем христианских мореплавателей является святой апостол Петр, равно, как и его брат святой апостол Андрей – вспомним о флаге русских моряков – Андреевском, символе морской славы России.
Домик Петра I
Стоит отметить, что флагманский корабль самой первой Петровской флотилии, построенной на реке Воронеж, был наименован «Апостол Петр».
Во всю историю Великого города, враг никогда не вступал в него, ни во времена царей, ни позднее, в Великую Отечественную. Испытав великие бедствия, измученный, но непобеждённый, город выстоял.
В Давидовом псалме поётся: «Аще не Господь созиждет дом всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126.1). Воистину этот город храним Господом, и защищает его первоверховный Христов апостол Петр. Как не поверить!
Венчание на царство Петра и Ивана Алексеевичей в 1682 году
Пётр Алексеевич Романов 1672–1725. На царство был венчан в десятилетнем возрасте. В 1721 году первым из русских властителей принял императорский титул. Его можно назвать и первым радикальным реформатором России.
Мнения историков и биографов о характере и результатах его деятельности разделяются до противоположности. Однако факт остаётся фактом – Россия стала огромной могущественной империей. Построен флот, страна стала и морской державой. Укреплена и чётко организована регулярная армия. По-новому повелась внутренняя и внешняя политика…
Стать императором Петру во многом позволила победа в Северной войне. Результатом было присоединение к России прибалтийских земель.
В России произошли коренные изменения. Самодержец сделал всё возможное, чтобы поставить Россию на европейский путь развития. Обо всём этом написано и сказано много. Конечно, все эти новации сильно изменили жизнь, в основном, представителей правящих сословий. Простой народ еще долго жил, большей частью, прежним укладом… Однако верующего человека – православного христианина – в первую очередь интересует духовное устроение, церковная жизнь, взаимоотношения со святой Церковью.
И тут человек православный сталкивается с явлением, принять которое очень трудно. Волею Петра было упразднено патриаршество в Русской Церкви – символ и гарант единства и стройности церковной иерархии, всего уклада церковной жизни.
Надо сказать, что Пётр был не первым «западником» на Руси. Взгляды некоторых влиятельных людей ещё в семнадцатом веке, а то и раньше, обращались на Запад, на европейские страны. Вспомним хотя бы князя Василия Голицына, фаворита царевны-правительницы Софьи. Но, так или иначе, церковь оставалась высоким, даже высшим духовным авторитетом в обществе.
Дополнительные трудности в жизни государства в Петровское время доставляли последствия церковного раскола. Раскольники жестоко преследовались. В стране не было столь необходимого в годы напряжения всех ее сил народного единства, дисгармония, противоречия вносилась и в гражданскую, и в церковную жизнь, которые были теснейшим образом связаны.
Традиционное православное общество и церковь были противниками решительных реформ, которые затрагивали практически все сферы жизни. Миряне-традиционалисты опасались изменений в устройстве домашнего семейного быта, в излишних (по их мнению) вольностях для юношества и женщин… Церковь, охраняя целость Православного исповедания, желала исключить или свести на нет возможность влияния латинства (католичества) и лютеранства (протестантизма).
Наступил 1697 год. Отправилось в Европу Великое русское посольство (около 250 персон) во главе с государем Петром. Государь отправился скрытно, под видом урядника. Это был первый выезд русского царя за границу. Объехали Ригу, Голландию, Австрию, Англию… Многому научились, многое узнали, пригласили на работу в Россию множество иностранных мастеров и учёных…
Пётр вернулся в Москву через год с небольшим, обуреваемый жаждой больших дел, обновления всего строя российской жизни. Встретила его всё та же (на его взгляд малоподвижная, от мира отгороженная) Москва, да и вся Русь. Пётр был недоволен. Это недовольство временами проявлялось явно.
Он мог нагрубить патриарху в ответ на замечание о ношении европейской одежды. Он даже прогнал патриарха, пришедшего с иконой на стрелецкую казнь с просьбой о милости. Не снизошёл тогда царь до мольбы патриарха о милости к стрельцам. Русские цари почти всегда советовались с Церковью о важных государственных делах и предприятиях. Пётр решил отменить этот обычай и отстранить Церковь от государственных дел. Его замыслы, указы и действия были решительны, строги и нередко жестоки, вплоть до личного участия в пытках и казнях. Всё это во имя одной цели: возвеличить Россию, вывести ее из вредной и позорной отсталости.
Император Петр I
И всё-таки царь навещал патриарха Адриана, когда тот заболел, и вёл с ним длительные беседы.
В 1700 году патриарх Адриан почил о Господе. По установившейся в России традиции церковный Собор для избрания нового патриарха созывался по указу царя. Однако на сей раз царского указа на созыв Собора не последовало.
Для претворения в жизнь поставленных целей Петру нужна была концентрация всей власти в государстве и светской, и духовной. Царь трудился на благо всей России, и поддержка авторитетом Церкви его дел была бы далеко не лишней. Царь не торопился с созывом Собора для избрания нового Патриарха, но выжидал, потому что не видел среди духовенства личности, которая могла бы разделить его мысли и поддерживать его устремления и дела. Судя по дальнейшим событиям, склонился государев ум, к ограничению влияния и авторитета церкви в жизни страны.
Появились государевы указы, которые определяли зависимость духовенства от государственных властей. Пристальное внимание и контроль (особенно за собственностью и доходами) государь обратил на монастыри. В тоже время отменялись жёсткие меры против раскольников. Правда, сильно возрастал, по сравнению с обычным, взимаемый со староверов налог в пользу государства. Было также разрешено свободное служение, в своём исповедании, католиков и протестантов. Пётр провозгласил: «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос». Однако, не разрешалось распространение, массовая проповедь неправославия. Появился известный закон об обязательном для мирян православных участии в Таинствах Исповеди и Причащения, хотя бы один раз в год.
В глазах царя, необходимость сохранения Православной веры ни малейшему сомнению не подлежала. Он был противником соединения Православной Церкви с Римом. В Православии он искал государственную пользу, нечто вроде государственной идеологии. Монарху была нужна подчиненная интересам государства и Престола церковь. Так появилась идея нового учреждения – некоей конторы (контролирующего и правящего органа) Духовных дел.
Для претворения в жизнь этой идеи требовался помощник – авторитетный представитель Церкви, и такой помощник нашёлся. Это был митрополит Феофан Прокопович.
В начале 1721 года государем был подписан манифест о создании Духовной коллегии, впоследствии – Святейший правительствующий Синод. Феофаном Прокоповичем по соизволению государя был составлен Духовный Регламент, в котором было логически и исторически обосновано синодальное правление на примерах древней церкви, и всячески доказывалось его преимущество перед патриаршеством.
Духовенство превращалось в одно из государственных сословий со своими государственными обязанностями, правами и задачами. Строго ограничивались правила вступления в духовный сан. Было сокращено число монастырей. Не одобрялись пустынножительство, странничество.
Справедливость требует сказать, что Синод всё-таки требовал и организовывал достаточно высокий уровень подготовки и образования священнослужителей. Просвещенность и грамотность стали шире распространяться в церковной среде. В допетровской Руси эта сторона церковной жизни оставляла желать лучшего.
Историками и богословами очень по-разному оцениваются значение и результаты церковной реформы Петра. Однако нельзя не признать, что большинство оценок – отрицательны. Реформа привела почти к полному подчинению Церкви государством. Это противоестественно для самой природы истинной Церкви Христовой – которая есть общество духовной свободы во Христе.
Безусловно, возникает серьёзнейший вопрос о личных духовных качествах и устремлениях первого Российского императора.
Можно утверждать: Пётр Великий был в раннем детстве и остался до кончины своей русским православным человеком. Государь обязательно и с любовью желал и повелевал церковно отмечать важнейшие события жизни государства, жизни России. Почитал Богослужения и богословие. К примеру, известие о великой Полтавской победе зачитывалось по всем городам, служились молебны, устраивался пятидневный колокольный звон. Современники отмечают его начитанность в Священном Писании и обоснованность религиозных суждений.
Да, были: «всешутейший собор», многие развлечения царя, его дерзновенные взгляды на традиционные устои жизненного обихода. Но, тем не менее, исповедание и почитание Православия – безусловно.
Государь заботился, по своему усмотрению, о созидании обителей и храмов. Относительно Санкт-Петербурга, можно привести, по крайней мере, два ярких примера.
Пример первый: Град Петров получил своё полное настоящее имя «Санкт-Питербурх» в тот день, когда на Заячьем острове в строящейся фортеции (крепости), заложили церковь святых Петра и Павла. Это произошло в день памяти святых первоверховных апостолов в 1703 году. Так апостол Пётр стал покровителем Балтийского флота России, утвердителем морской славы Российского государства.
Пример второй: В 1710 году по личному указу Петра Первого, был основан (Пётр лично закладывал его) великий монастырь-лавра Свято-Троицкая Александро Невская, причём обитель сразу же была обеспечена угодьями и вотчинами. Это событие в высшей степени знаменательное – именно на данном месте, по преданию того времени, Александр Ярославич в 1240 году одержал победу над шведами (на самом деле – в устье р. Ижоры). Обитель была заложена в разгар шведской войны. И это ещё раз утверждало русское присутствие и главенство в этих краях. И – главное – провозглашение прямого небесного покровительства святого благоверного великого князя Александра Невского новому городу, северо-западным русским землям, всей России.
Надо сказать, что и кончина Петра, наступившая вследствие мучительной болезни, несла на себе честь христианской жертвенности. Смертельное обострение недуга началось у императора, после того как он по пояс в ледяной воде спасал близ Санкт-Петербурга (у Лахты) севший на мель бот, на котором плыли солдаты.
Перед кончиною своей император исповедался и причастился. Господь силен определить вечную участь Российского монарха.
Благословенный град Петров породил плеяду удивительных подвижников Христовых. Город смешал в себе различные культуры, верования, обычаи. Однако православное сердце оказалось необоримо. Святые Санкт-Петербурга поддерживают нас своей любовью, оделяют Небесной помощью… О них, наших святых защитниках и покровителях, эта книга.
Господи благослови!