Шумен – экономический, транспортный, туристический и культурный центр Северо-Восточной Болгарии, административный центр Шуменской области и общины Шумен. Находится на р. Поройна, в 90 км западней Варны. Население города – 90 тыс. жителей. Поселение на территории города существует с XII в. до н. э. Наряду с Плиской и Преславом был одним из центров Первого Болгарского царства.
Болгарское национальное возрождение – период болгарской истории (конец XVIII–XIX вв.) связанный с возрождением болгарской нации и борьбой за освобождение от османского ига.
Перевезенцев С. В. «В начале было Слово…» // http://fontz.ru/ Articles/other/livestatfonts
Его последними словами перед смертью были: «Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!» (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»).
Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие Духа.
Перевезенцев С. В. «В начале было Слово…»
Анастас Корсуняни, настоятель Десятинной церкви.
Кузьмин А.Г. Пути проникновения христианства на Русь// Великие духовные пастыри России. М., 1999, с. 19–43.
См. об умеренных арианах: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890–1907.
См.: Жданович Р. Древности руссов. М., 2013, с. 73, 74–75, 95.
Елисеев А.В. Скифия против Запада. Взлет и падение скифской державы. М., 2013, с. 257.
Там же, с. 258.
Карташов А.В. История Русской церкви. Осмысление «Повести» // http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh02.htm
Бор М., Томажич И. Венеты и этруски у истоков европейской цивилизации. / Пер. со словенск. СПб.: Алетейя, 2008, с. 82, 84.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890–1907.
Большой Энциклопедический словарь. М., 2000.
Елисеев А.В. Скифия против Запада. Взлет и падение скифской державы. М., 2013. – с. 54.
Ибн-Фадлан о руссах (921–922 гг.) http://www.adfontes.veles.lv/ arab_slav/fadlan/fadlan.htm
Бонев Ч. Праславянските племена. В 4 ч. София, 2007–2010.
Младшая Эдда, Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или просто Эдда – произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанное в 1222–1225 годах и задуманное как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.
Кузьмин А. Проблема происхождения славян // http://www. slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/problema-proishozhdenija-slavjan. html
Елисеев А.В. Скифия против Запада. Взлет и падение скифской державы. М., 2013, с. 176.
Там же.
Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков. М.: Вече, 2009 г
См.: Малышевский И. Святые Кирилл и Мефодий. Киев, 1886.
Цит. по: Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Переводческая техника Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий как носители славянского языка // http:// ksana-k.narod.ru/Book/vereshjagin/01/161.htm
В 1966 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблематике билингвизма и славяно-германских и славяногреческих языковых контактов (научный руководитель проф. Л.И. Базилевич). Автор двухтомной монографии «Из истории возникновения первого литературного языка славян», посвященную лингвистическому анализу перевода Псалтыри и Евангелия с греческого языка на церковнославянский (1971–1972), которую защитил в качестве докторской диссертации (1973).
Верещагин Е.М. Указ. соч.
Свт. Дмитрий Ростовский. Творения иже во святых отца нашего Св. Димитрия Ростовского, СПб.: Изд. Сойкина, б/г, с. 991.
Фома Славянин (ок. 760–823) – вождь одного из самых крупных народных движений Византии (821–825 гг.).
Магнавра (Magnaura) – «велико-златая»; палата приемов, одно из зданий комплекса Большого императорского дворца в Константинополе. Впрочем, так же называлась и загородная императорская резиденция в предместье Константинополя, к северо-западу от Влахерн.