Молитва Иисусова – обращение к Иисусу Христу. «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного (ую)» или кратко «Господи помилуй». Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Именем Иисусовым всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле» [1, 2]. Особенно актуальна и необходима Иисусова молитва в наше время, когда у многих людей замутнен разум, рассеяны чувства, и они не способны сосредоточиться. Это величайший дар, данный Богом для нашей пользы. Лукавый трепещет, слыша имя Всемогущего Бога.
Иисусова молитва помогает человеку, выводит его из тумана помыслов, помогает одерживать победу над лукавым. Мы должны быть настойчивы в своем стремлении сконцентрироваться на молитве. Тогда постепенно, по мере ее повторения, наш ум начнет освобождаться из сетей помыслов, в которых нас запутывает лукавый. Сознание будет постепенно проясняться, а человек приободрится, почувствует утешение, радость, мир, веру и надежду. Призывая имя Господа, мы начинаем чувствовать в своем сердце Божественное утешение.
Чем больше человек молится – тем больше обретает внутреннюю свободу и начинает понимать своих ближних. Иисусова молитва – это действенное и спасительное лекарство. По мере его «приема» человек духовно исцеляется. Молитва Иисусова также актуальна и тогда, когда ум молящегося еще не сконцентрирован на молитве. Эта краткая молитва придает человеку сил. Это очень необходимо людям в современном мире.
Согласно святым отцам, Богу в человеке должны быть подчинены ум и сердце. При их подчинении Богу вся душа и тело (как вместилище души) превращаются в обитель Святого Духа. Подчинение Богу ума, через непрерывное памятование о Нем посредством моления Иисусовой молитвой, а через ум – и сердечных устремлений к Богу – залог соединения с Богом, условие непрестанного пребывания в человеке Божественной благодати, обновляющей человеческое естество. Такое подчинение требует непрестанного упражнения, чтобы ум и сердце были всецело устремлены к Богу, приняли и усвоили себе Евангелие, служили выражением Евангелия всеми поступками.
Если же не дать уму и сердцу такого богоугодного упражнения, то душа человека «будет непрестанно упражняться в тех мыслях и чувствованиях, которые родятся в ней самой; иначе говоря, она будет развивать свое падение, развивать в себе ложь и зло, которыми она заражена» (св. Игнатий Брянчанинов). Таким богоугодным упражнением и является непрестанная молитва Иисусова. Она – «легчайшее средство восхождения к непрерывности в молитве», «простое и вместе вседейственное средство к утверждению духа во всех духовных деланиях, равно как и во всей духовной подвижнической жизни», она «просвещает, укрепляет, оживляет, всех врагов, видимых и невидимых, побеждает, и к Богу возводит».
Важным элементом практики Иисусовой молитвы является ее повторение. Однако это не может быть бездумным, механическим повторением. Оно должно быть вдумчивым и очень медленным. В процессе длительной практики Иисусова молитва переходит в созерцание.
В этой книге освещается учение о молитве Иисусовой многих святых отцов – Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Серафима Саровского, Паисия Величковского и др.
Наталья Золотухина