Святой Архангел Михаил

Небесный Архистратиг

Архангел Михаил – высший в ангельской иерархии. Имя Михаил на еврейском означает «кто, как Бог», в значении «никто не равен Богу». Православное Предание почитает Архангела Михаила, как Архистратига – верховного военачальника Небесных Сил.

В Священном Писании он именуется вождем воинства Господня (см. Нав. 5: 14–15), так как под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр. 12: 7–9).

Кроме того, Архангел Михаил почитается и как борец против всякого беззакония среди людей и помощник верным. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли (см. Нав. 5: 13–15). Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии (см. Исх. 33: 9, 14, 26–28; 4 Цар. 19: 35).

Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Согласно Преданию, именно Архангел Михаил спас трех отроков, брошенных в огненную печь (см. Дан. 3: 8–28). Он же оказал помощь пророку Даниилу, когда тот был вторично брошен в львиный ров (см. Дан. 14: 28–41). Также пророку Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе (см. Дан. 10: 12).

О деяниях Архангела Михаила повествует не только Священное Писание, – он упомянут также в ряде апокрифических книг. В частности, о нем говорится в знаменитом ветхозаветном апокрифе – «Книге Еноха». Там Архангел Михаил, по повелению Божию, совлекает с Еноха ризы земные и облачает его в ризы славы Божией. В новозаветных апокрифах IV века «Евангелии от Никодима» и «Откровении Павла» также есть упоминание об Архангеле Михаиле. Согласно «Евангелию от Никодима», Господь Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нем праведников Архангелу Михаилу, дабы он отвел их в рай. «Откровение Павла» приписывает Архангелу Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших, перед тем как они входят в Небесный Иерусалим. Согласно еще одному апокрифу (уже X века) – «Хождению Богородицы по мукам», – Архангел Михаил предстает как проводник Пресвятой Девы Марии по аду, который показывает и объясняет Ей причины мучений грешников.

Как один из высших ангелов, Архангел Михаил принимает самое близкое участие в судьбах Церкви. Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Кроме того, к нему часто обращаются с молитвами об исцелении.

Свидетельств помощи Архангела великое множество, и они весьма разнообразны. Он поддерживал кающихся грешников на пути покаяния: самый известный пример – явление преподобномученице Евдокии. Молитвами Архангела получали исцеление больные и страждущие: как свидетельство этих чудес было воздвигнуто множество храмов и обителей, с одним из которых связанно знаменитое чудо Архистратига в Хонех.

Но главное служение Архистратига Михаила – это защита верных. Еще с ветхозаветных времен известны примеры такого служения Архангела Михаила. Уже упоминалась помощь Иисусу Навину при завоевании Земли Обетованной. Также, согласно Преданию, Архангел Михаил во время правления Иудейского царя Езекии поразил войско Ассирийского царя Сеннахирима, осадившее Иерусалим.

И, по наступлении Нового Завета, Архистратиг Михаил по-прежнему защищает верных. Наиболее известный пример такой помощи, в честь которого даже установлено отдельное празднование – чудо Архистратига Михаила в Хонех. Архангел защитил местный храм и пономаря Архиппа от нападения язычников, прокопавших ров от соединения горных рек и желавших направить поток на храм. Благодаря вмешательству Архангела Михаила, водяной поток не затронул храм. Другой известный пример – спасение Дохиарского послушника, которого хотели погубить корыстные монахи, бросившие юношу в воду, но Архангел Михаил вместе с Архангелом Гавриилом спасли послушника.

Известны также примеры помощи Архангела Михаила не только отдельным людям, но и целым городам и селениям. В русских летописях есть примеры защиты Архангела Михаила во время половецких набегов. А в одном из вариантов «Жития преподобного Пафнутия Боровского» говорится о спасшем Новгород от ордынского набега явлении Архистратига Михаила хану Батыю. Видения Архангела и его помощи были удостоины и защитники ТроицеСергиевой Лавры во время польско-литовской интервенции.

Примеры заступничества Архангела Михаила известны не только в Русской Церкви. В Греции Архангела Михаила почитают как отмстителя пиратам, разоривших Мандамадосский монастырь, и защитника деревни Стенака, предупредившего жителей о нападении пиратов. Другой подобный случай – защита острова Скопелос, на который собирались напасть пираты-мусульмане. Архангел Михаил поразил пиратов и спас жителей острова.

Примеры помощи Архистратига Михаила можно проследить на протяжении всей церковной истории. И поныне верующие призывают Архангела Михаила в немощах, скорбях и различных испытаниях и получают его помощь и защиту.

Почитание

Почитание Архангела Михаила началось еще с ветхозаветных времен. Его почитали как вождя воинства Господнего, помогающего избранному народу.

В Новозаветной Церкви традиция почитания Архангела Михаила была продолжена. О нем писал в своем Послании святой апостол Иуда: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1: 9).

В связи с эсхатологическими ожиданиями Церкви в ранний период Архангела Михаила почитали, как вестника грядущего Суда и воскресения мертвых. В Первом Послании к Фессалоникийцам апостол Павел так писал об этом ожидании: При возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фес. 4: 16).

Однако во времена апостольские почитание ангелов вообще, в том числе и наивысших Архангелов, привело к соблазну гностицизма и возникновению первых ересей. Апостол Павел предупреждал об этом в Послании к Колоссянам: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2: 18).

После Миланского эдикта 313 года, изданного равноапостольным императором Константином и даровавшего свободу Христианской Церкви, почитание Архангела Михаила только возрастало – и на Западе, и на Востоке.

В Малой Азии центром почитания Архангела стали Колоссы, близ которых произошло знаменитое «Чудо в Хонех». В память этого события Церковью даже было установлено отдельное празднование 19 (6) сентября. На Западе центром почитания Архангела Михаила стал Сипонт, близ которого произошло явление Архангела на горе Гарган, спасшее город от нашествия лангобардов.

Столицы Востока и Запада – Константинополь и Рим – также не отставали в почитании Архистратига Михаила. В Риме Архангела почитали за избавление от чумы во времена папы Григория Великого. Поэтому в его честь была освящена главная городская твердыня – Замок святого Ангела. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня – Михалион – находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он, по преданию, явился императору Константину). Происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в честь Архангела Михаила.

Кроме того, в Византийской столице Архангела Михаила почитали как покровителя воинов и императорской власти. Девять византийских императоров носили имя Михаил. Чеканились даже монеты с изображением Архангела.

В начале IV века Церковь установила праздник Собора (то есть совокупности) святых ангелов во главе с Архангелом Михаилом – 8 ноября. В католичестве праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние века он считался обязательным, но с XVIII века утратил статус торжества. У католиков есть и еще один праздник, связанный с явлением Архангела Михаила на Монте-Гаргано.

Коптские христиане посвятили Архангелу Михаилу главную реку Египта – Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь Архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание Архангела Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь Архангела Михаила и в благодарность за разлив реки. В иудейской традиции Архангел Михаил именуется Михаэль. Он один из четырех ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. В исламской традиции Архангел именуется Микаилом и имеет изумрудно-зеленые крылья. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов. Он упоминается как ангел, который раздает творениям Божиим пропитание. Также известен как ангел милосердия.

В Древней Руси почитание Архангела Михаила было также распространено. Один из первых киевских храмов – Михайловский Златоверхий собор – был освящен в честь Архистратига Михаила. Свидетельства помощи Архангела упоминаются во многих русских летописях. Считалось, что именно он был тем ангелом, который помог Владимиру Мономаху одолеть половцев и который явился у гробницы преподобного Феодосия. Впоследствии Архангел Михаил был изображен на гербе Киева.

Так же как и в Византии, имя Михаил было очень популярно среди русских князей: очень часто оно становилось вторым, крещеным княжеским именем. С именем Михаил были крещены: Святополк Изяславич, князь Киевский († 1113); Олег Святославич, князь Новгород-Северский († 1115); святой князь Михаил Муромский (XII в.); Ростислав Мстиславич, князь Смоленский († 1167); Ростислав Рюрикович, князь Киевский († 1205); Михаил Юрьевич, князь Владимирский († 1176).

В Московском государстве Архангел Михаил пользовался огромным почитанием. Один из главных Кремлевских соборов – Архангельский – был освящен в его честь. Считалось, что Небесный Архистратиг особым образом покровительствует великокняжеской семье – именно он явился великой княгине Евдокии (преподобной Ефросинье Московской), предупреждая о грядущей кончине.

В 1584 году в дельте Северной Двины по приказу Ивана Грозного был основан город, названный Архангельском в честь Архангела Михаила.

Кроме этого, во все времена в России было великое множество храмов, освященных в честь Архистратига Божия Михаила.

Иконография Архангела Михаила

Из всех Небесных Сил бесплотных Архангел Михаил чаще всего встречается в христианском изобразительном искусстве.

Архистратиг Небесного воинства изображается в воинских одеждах – в хитоне и плаще с тавлионом. С VII века известны изображения в лоратных одениях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке. В целом тип изображения, где ангелы, облаченные в одежды придворных византийского императорского двора, предстают как стражи Царя Небесного, получает широкое распространение в послеиконоборческую эпоху. Одежды Архангела имеют символическое значение. Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого Архангелом в Небесной иерархии. Свободно развевающиеся концы головной повязки-тороки (слухов) свидетельствуют о его предназначении – слышать волю Божию.

В западной традиции Михаил Архангел изображается в воинских доспехах, тип которых зависит от культурных особенностей времени и места.

В качестве оружия, как на восточных, так и на западных изображениях, Архангел Михаил имеет меч – либо обычный, либо огненный, иногда – копье или даже меч и копье одновременно. Шлем при этом может отсутствовать. Иногда его заменяет корона – знак власти, которая у других ангелов не встречается. На левой руке у Архангела Михаила изображают иногда щит, на котором могут присутствовать христианские символы – греческая монограмма имени Христа, звезда Давида, к роду которого принадлежит Господь Иисус, крест.

Еще один атрибут католических изображений Архангела Михаила – весы: это знак того, что на Страшном Суде он будет взвешивать дурные и благие поступки каждого человека. Поэтому в чашах весов изображают иногда в одной – уродливого демона (грех), в другой – молящуюся фигурку. С XVIII века эти изображения получили также распространение и в Православной Церкви. Также на Западе распространены изображения Архангела Михаила с книгой – отсылка к строкам Писания о книге за семью печатями, которые будут вскрыты при конце света.

В православной традиции в руках у Архангела Михаила, как и у других ангелов, часто изображают так называемое зерцало – прозрачную сферу, содержащую в себе буквы имени Иисуса Христа или Его изображение; зерцало символизирует то, что ангел – это дух, а не антропоморфное существо, и служит Христу. Иногда зерцало выглядит, как царский атрибут – держава (золотой шар, увенчанный крестом).

Часто вокруг основного изображения Архангела на иконах присутствует ряд клейм, в которых изображаются деяния Архангела Михаила. Наиболее чтимая икона Архангела Михаила с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля; она относится к началу XV века.

Иконы Архангелов Михаила и Гавриила традиционно присутствуют в Деисусном чине иконостаса православных храмов. Они располагаются от главного образа Спаса Вседержителя следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей. Михаил – справа от Христа, Гавриил – слева.

Известен ряд сюжетных изображений Архангела Михаила. Одно из таких изображений – «Собор Архангелов Михаила и Гавриила». Здесь они, стоящие прямо в полный рост, держат круглую «славу» (сферу) с поясным изображением Спаса Еммануила. Сюжет установился в IX веке, когда после периода иконоборчества снова утвердилось Православие. На отдельных иконах «Собор Архангела Михаила» Архангел изображается с медальоном Спаса Еммануила на груди.

В позднесредневековый период также была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством Архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные.

Еще одно сюжетное изображение – икона «Чудо в Хонех». Согласно Преданию, в селении Хони в Малой Азии был целебный источник с церковью, посвященной Архангелу Михаилу. Язычники в своей борьбе с христианством решили затопить церковь и уничтожить источник. Они выкопали ров, где соединились течения двух рек, и направили воду на церковь. Пономарь Архипп в горячей мольбе обратился к Архангелу Михаилу, и тот ударом жезла о камень остановил поток, а вода ушла в скалы. Название местечка Хони происходит от греческого слова, означающего «воронка». На этих иконах Архангел Михаил жезлом ударяет о камень, и в отверстие устремляется поток воды. Здесь же Архипп – в монашеской одежде. На заднем плане – храм, около него язычники, иногда с заступами и лопатами. Вдали поток сливается из двух рек.

Другое сюжетное изображение – «Чудо о Флоре и Лавре» – целиком относится к Преданию Русской Поместной Церкви. Согласно этому преданию, Архангел Михаил обучил святых Флора и Лавра, почитающихся в Русской Церкви покровителями лошадей, управлять лошадьми и помогать этим животным. Обычно Архангел помещается в центре верхней половины композиции, в анфас, он держит за длинные уздечки двух коней, черного и белого, и вручает их стоящим рядом с ним святым Флору и Лавру. Другое название сюжета – «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру».

К сюжетным изображениям также относится апокалиптический образ Архангела Михаила. Архангел скачет по горящей земле верхом на алом крылатом коне, с пламенной трубой у губ. В одной руке у него книга, в другой – крест или трезубец, под копытами коня – низверженный диавол в виде дракона или уродливого человека. Такой образ называется Архангел Михаил Воевода. Он появился в русском искусстве с XVI веке и приобрел популярность в XVII столетии.

Загрузка...