Вудущий величайший пророк – Иоанн Предтеча – происходил из колена Левиина. Его отец Захария, согласно евангельскому повествованию, принадлежал к Авиевой череде – 8 из 24, хотя более поздняя версия называет Захарию первосвященником. Супруга Захарии и мать Иоанна – Елисавета – принадлежала к роду первосвященника Аарона и была родственницей с материнской стороны Девы Марии. Супруги жили в нагорной Иудее (согласно предположениям исследователей, в городке Айн-Карем, расположенном в нескольких километрах от Иерусалима).
Они вели праведную жизнь, но у них не было детей; когда же они достигли преклонного возраста, так что надежды обзавестись наследником практически не осталось, случилось знаменательное событие, в богословии именуемое благовестием Захарии. Вот как об этом говорится в Евангелии: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А́когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. (Лк. 1, 5-25)
Однако благовестие Захарии было предвестием другого великого события – Благовещения Пресвятой Богородицы, подобно тому как сын Захарии – Иоанн – был Предтечей Христа. Эти события связаны неразрывно – сразу же по Благовещении Дева Мария отправилась к Своей родственнице Елисавете. Встреча Пресвятой Девы с праведной Елисаветой стала одновременно и первой встречей Предтечи со Христом. Вот как об этом говорится в Евангелии: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк. 1, 41–45) Можно сказать, что эта встреча стала своего рода личной Пятидесятницей и для Елисаветы, и для ее сына, исполнившегося, как и было предсказано, Духом Святым еще от чрева матери.
О рождении Иоанна Предтечи и первых днях его жизни известно достаточно много. Эти сведения сохранились в Евангелии от Луки. Так о рождении его сказано: Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею (Лк. 1, 57–58). Однако дата рождения святого вызывает многочисленные споры библеистов. С одной стороны, есть официально установленная Церковью дата Рождества св. Иоанна Предтечи – 24 июня (7 июля нов. ст.). С другой стороны, существуют различные версии расчета времени служения Авиевой череды, в которую входил Захария. И именно на времени служения Захарии в Иерусалимском храме делаются расчеты различных дат, которые бы могли соответствовать времени рождения Предтечи.
Когда же младенцу исполнилось восемь дней, родственники и соседи собрались в доме Захарии, дабы совершить обрезание и наречь младенцу имя. И тут произошло еще одно знаменательное событие, о котором говорится в Евангелии: В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога (Лк. 1, 59–64). Случившееся ошеломило всех присутствующих. Во-первых, необычным был сам факт рождения сына у престарелых уже Захарии и Елисаветы, но не менее всех изумил внезапно онемевший и после рождения сына избавившийся от немоты Захария. Вскоре слух об этих чудесах вышел за пределы Айн-Карема и распространился по всей нагорной Иудее. Все недоумевали, кто же будет новорожденный сын Захарии и Елисаветы Иоанн.
Сам же священник Захария, пребывающий, согласно евангельскому свидетельству, в Духе Святом, произнес благодарственную и одновременно пророческую молитву: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. (Лк. 1, 68–79). Действительно, в этой молитве он предсказал дальнейший жизненный путь своего сына, впоследствии ставшего Предтечей Христа.
Однако на этой молитве сведения о семье священника Захарии и обрываются.
Последующие тридцать лет жизни Иоанна сына Захарии окутаны полной неизвестностью. Ни Евангелия, ни апокрифическая литература не говорят о детстве и юности Иоанна. К примеру, о том же периоде жизни Господа Иисуса Христа известно гораздо больше. Это и Евангельские свидетельства о бегстве в Египет, о паломничестве в Иерусалим, приведенные в Евангелии разговоры земляков Спасителя о том, что он был плотником, это и многочисленные апокрифы, описывающие детство и юность Господа Иисуса.
Но об Иоанне Предтече ничего подобного не известно. Есть лишь невнятные свидетельства немногочисленных поздних апокрифов и не имеющие серьезных доказательств предположения исследователей.
Так, согласно версиям апокрифической литературы, Ирод заподозрил в Иоанне того Мессию, о котором говорили пришедшие в Иерусалим волхвы, и, как следствие, приказал убить Захарию, а Елисавета с Иоанном бежала в пустыню, где и умерла, а Иоанн остался в пустыне, где был воспитан ангелами. Версия поздних апокрифов нашла свое отображение даже в иконописи, но она представляется малодостоверной. Царь Иудейский, которому приходили поклониться волхвы, происходил из рода Давидова и из колена Иудина, а Иоанн, как было известно всем, принадлежал к совсем другому колену – Левиину. Поэтому никаких подозрений на этот счет у Ирода быть не могло, даже если священник Захария и был в числе его жертв.
Исследователи же, особенно протестантские, связывают Иоанна с общиной одного из течений тогдашнего иудаизма – ессеями. В отличие от других течений иудаизма – саддукеев и фарисеев, – ессеи выходили из традиционных иудейских общин и удалялись из городов и селений в пустынные оазисы. Это было связано с тем, что ессеи в какой-то мере были предшественниками гностиков – раннехристианских еретиков, наряду с традиционным вероучением исповедующими различные философские доктрины язычества и практикующими сопровождавшие эти доктрины крайности. Тем не менее, ессеи были не чужды благотворительности и охотно брали на воспитание в свою общину сирот. Основываясь на том, что Иоанн в достаточно юном возрасте остался сиротой и перед выходом на проповедь подвизался в пустыне, некоторые исследователи предполагают, что, осиротев, Иоанн попал в общину ессеев. Однако, это предположение не имеет никакой доказательной базы.
В любом случае, точно можно сказать только одно – перед выходом на проповедь Иоанн Предтеча несколько лет жил в пустыне и был строгим подвижником.
Известно, что Иоанн Предтеча был строгий подвижник – исполнитель назарейского обета, как свидетельствует о нем Евангелие: Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед (Мк. 1, 6). Он подвизался в пустыне, и ему было около тридцати лет, когда он получил повеление Божие выйти на проповедь: был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии (Лк. 3, 2).
Проповедь Иоанна также началась в пустыне, согласно предположениям библеистов, это место находилось вблизи границ Иудеи с Переей и Набатейским царством. Проповедуя, Иоанн Предтеча не оставался на одном месте, из пустыни он шел с проповедью к Иордану в Вифавару, в Енон, расположенный близ Салима, в Десятиградие и в Самарию, иногда же Предтеча доходил и до Галилеи. Вскоре о пустынном проповеднике узнали во всех окрестных землях. Влияние Иоанна было чрезвычайно велико. Поднятое им движение захватило широкие народные массы. Согласно евангельскому свидетельству: Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Мф. 3, 5).
Тема и смысл проповеди Иоанна заключались в словах: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Осознавая себя, как Предтечу грядущего Мессии, готовил народ к пришествию Спасителя. Подготовкой было покаяние, сопровождавшееся исповеданием грехов и ритуальным омовением – крещением. Крещению Иоаннову не было присуще сакраментальное значение. Оно имело своею целью прощение грехов, но сам Иоанн прощения не давал, ссылаясь на то, что: Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Проповедь Иоанна сопровождалась призывом принести плоды покаяния. Плоды покаяния Иоанн понимал, как изменение жизни. Евангелист Лука сохранил те наставления, с которыми Предтеча обращался к народу, к мытарям и к воинам: Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе; отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ; что же нам делать? Он сказал им в ответ; у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему; учитель! что нам делать? Он отвечал им; ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины; а нам что делать? И сказал им; никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. (Лк. 3, 8-14).
Постепенно вокруг Иоанна стали собираться ученики, они повсюду следовали за Предтечей, оставив прежнюю жизнь. Подражая своему наставнику, ученики вели строго аскетический образ жизни, соблюдая строгий пост, и много времени уделяя молитвам: ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят (Лк. 5, 33). Как известно среди учеников Иоанна Предтечи были будущие апостолы – Иоанн и Андрей.
На ставшего известным проповедника обратила свое внимание и религиозная элита Израиля, представленная в Синедрионе. В результате было решено послать к Иоанну делегацию, состоявшую из священников и левитов, относящихся к фарисейскому течению иудаизма. В Евангелии от Иоанна, первоначально бывшего учеником Предтечи, сохранилось описание беседы Крестителя с посланниками Синедриона: И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А́посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то, Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. (Ин. 1, 19–28). Ответ Иоанна Предтечи представителям Синедриона толкуют по-разному. Кто-то отмечает великое смирение Предтечи не только перед грядущим Спасителем, но и вообще – он не называет себя даже пророком. Согласно иным толкованиям, Иоанн, сознавая себя Предтечей воплотившегося Бога, не был тем пророком, которого ожидали посланцы Синедриона, поскольку они видели в Мессии только земного царя.
В любом случае, служение Иоанна, всколыхнувшее весь Израиль, шло к своему зениту – к тому, ради чего Иоанн и вышел на проповедь – к встрече со Спасителем.
Величайшим событием жизни и служения Иоанна Предтечи стало Крещение Господне. Как пророчествовал ранее сам Иоанн, в толпе народа, собравшегося к проповеднику покаяния, из Галилеи пришел паломник Иисус, житель города Назарета, плотник и сын плотника. Вместе с кающимися грешниками Он просил крещения у Иоанна. Просьба Господа Иисуса ошеломила Предтечу – он недоумевал, зачем нужно крещение Тому, Кто безгрешен – Спасителю. Но Господь настоял на том, чтобы Иоанн крестил Его.
Вот как рассказывает об этом Евангелие: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 13–17). Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново, была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая крещение покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя. Но Крещение Господне имело и другое, более существенное, значение. В крещении Господнем совершилось явление Триединого Бога: Крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа. Покаянным смыслом крещения значение Богоявления оттеняется с особой силою.
Это значение – объективное. Духа в образе голубя видел и Иоанн Креститель. Значение имел не тот факт, кому открылось присутствие Духа в телесном виде голубя, а Богоявление, как таковое. Богоявлением в Крещении отмечается начало общественного служения Христова. Служение Христово есть Богоявление. Этим определяется место Крещения Господня и Иоанна, как Крестителя, в евангельской истории.
Сразу же после крещения Господь Иисус удалился в пустыню, где провел, согласно Евангельскому повествованию, сорок дней. Затем Он вновь вернулся туда, где проповедовал Иоанн. Господь Иисус провел там некоторое время, ничем не выделяясь из толпы, пришедшей послушать проповедника покаяния. В данном случае промедление Спасителя толкуется разнообразно, но Иоанн не преминул указать своим ученикам на Того, Кто возьмет на Себя грех мира. Евангелие рассказывает об этом так: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 29–34). При следующей встрече с Господом Иисусом, Иоанн вновь засвидетельствовал перед учениками Его мессианское достоинство. Причем вновь перед теми же учениками – Иоанном и Андреем. Вероятно, Иоанн Креститель Духом разглядел в них будущих апостолов и направил ко Христу. И действительно, побеседовав со Спасителем, будущие апостолы оставили общину учеников Предтечи. Вслед за Господом Иисусом они удалились в Галилею, а Иоанн Предтеча оставался пока на берегах Иордана.
В то время, как в Галилее Господь Иисус вышел на проповедь, Предтеча продолжил свое служение пророка, проповедника и крестителя. Иоанн, призывавший к Грядущему, оставался еще некоторое время свидетелем о Пришедшем. Он по-прежнему проповедовал покаяние и путешествовал от границ с Переей и Набатеей в пустыне к Иордану, от Самарии и Десятиградия к границам Галилеи. К нему так же, как и ранее, стекались толпы народу, привлеченные верой и аскетизмом проповедника. Даже то, что Иоанн не был целителем и чудотворцем, никак не умаляло его в глазах слушателей.
Однако постепенно над Иоанном начали сгущаться тучи. Резкость и искренность проповеди Предтечи настраивала против него элиту религиозную и светскую. Тем паче, что, в отличие от многих других ревнителей, Иоанн Предтеча, казалось, был равнодушен к тому, что царство Израилево находится под владычеством языческого Рима, призывая бороться не с завоевателями, а с собственными грехами.
Во время очередного миссионерского путешествия дороги Иоанна Предтечи и Господа Иисуса вновь пересеклись. Это было в Еноне, там Иоанн вновь засвидетельствовал о Господе Иисусе. Поводом к свидетельству Предтечи стало недовольство его учеников, возмутившихся тем, что некогда безвестный паломник из Галилеи, принявший крещение от Иоанна, сравнялся с их учителем. Сам же Иоанн Предтеча был только рад этому обстоятельству. Евангелие так повествует об этом событии: После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А́Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 22–30).
Более во время земного бытия Господь Иисус и Иоанн Предтеча не встречались, поскольку: Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею (Ин. 4, 1–3). Следующая их встреча произошла уже в вечности.
Вскоре после возвращения Господа Иисуса в Галилею жизнь Иоанна Предтечи резко переменилась. Он также оказался в Галилее, хоть и не по своей воле. Дело в том, что наибольшее раздражение проповедь Иоанна вызвала у правителя Галилеи Ирода Антипы, поскольку Предтеча, хоть и не обращался к политическим вопросам, но не мог равнодушно пройти против беззакония, творимого власть имущими. В частности, речь шла о том, что правитель Галилеи, оставив собственную жену, – дочь Набатейского царя, стал сожительствовать с женой своего брата Филиппа Иродиадой. В ответ на слова пророка, что не следует сожительствовать с женой брата, Ирод приказал арестовать Иоанна. Евангелие так рассказывает об этом событии: Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его, но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6, 17–20).
Как известно, в том числе и из выше приведенного отрывка, посадив Иоанна в темницу, Ирод не стал применять к нему крайних мер. Иоанн Предтеча неоднократно беседовал с правителем, увещевая и обличая его. Также Предтечу свободно посещали ученики и почитатели. Во многом столь мягкое отношение к Предтече объясняется святостью личности самого Иоанна, действовавшей даже на не слишком религиозного Ирода Антипу.
Однако, даже не строгое заключение стало испытанием для Иоанна Предтечи. Он скорбел о своем служении, которое вынужден был оставить; об учениках, большая часть которых так и не смогла принять Господа Иисуса, Чьи апостолы были далеки от аскетизма. Кроме того, в темнице Предтечу стали одолевать искушения – он усомнился в своем свидетельстве. В таком состоянии оставленности: Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Мф. 11, 2–3).
Господь не оставил без ответа вопрос Своего Предтечи, но при этом Он и делами засвидетельствовал о Себе перед Иоанновыми учениками, и одновременно дал Своему Предтече возможность преодолеть искушение. Вот как об этом говорится в Евангелии: И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11, 4–6). Надо заметить, что свидетельство Господа перед Иоанновыми учениками не пропало втуне, впоследствии некоторые из них уверовали во Христа и вошли в Церковь. К сожалению, ни в Евангелии, ни в каких-либо апокрифах нет никаких свидетельств о том, как Иоанн Предтеча принял ответ Спасителя на свое вопрошание. Однако, последующие свидетельства Господа Иисуса не позволяют усомниться в том, что Его ответ был понят и принят Иоанном, как должно.
Более того, после ухода учеников Предтечи, Господь Иисус, обращаясь к народу и ученикам, произнес целую речь, характеризующую Иоанна и его служение Предтечи и Крестителя. Вот как это прозвучало: Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит! Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, не ест, не пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее (Мф. 11, 7-19). Можно сказать, что слова Господа подводят итог жизни Его верного свидетеля, которому в ближайшем будущем предстояло завершить свое свидетельство о правде Божией своей жизнью.
Иоанн Предтеча по-прежнему находился в темнице у Ирода Антипы, который, казалось, не желал применять к строптивому проповеднику никаких мер. Такое положение вещей совершенно не устраивало сожительницу правителя Галилеи. Она всеми силами желала отомстить оскорбившему ее проповеднику, но из-за нерешительности своего любовника вынуждена была выжидать. Наконец удобный случай представился – Ирод Антипа устроил пышный праздник по случаю своего дня рождения. Поздравить правителя Галилеи собралась вся местная элита.
Именно этим торжеством и решила воспользоваться Иродиада, дабы заманить своего ветреного сожителя в ловушку и добиться, наконец, казни ненавистного проповедника. Вот как об этом повествует Евангелие: Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей (Мк. 6, 21–28). Так буднично и беззаконно был казнен Иоанн Предтеча.
О казни тут же узнали его ученики, регулярно посещавшие наставника в темнице. Как говорится в Евангелии: Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу