Есть в России места, которые озаряют весь мир тихим, невечерним светом. Места, куда устремляются верующие души в надежде обрести мир Христов и радость о Господе. Одним из таких чудных уголков является живописный поселок Вырица в окрестностях Петербурга. Здесь, под Покровом Царицы Небесной, в нескольких шагах от храма в честь чудотворной иконы Ее Казанской, на маленьком церковном погосте обрел свое земное упокоение великий праведник – старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, прославленный в лике святых для общецерковного почитания Деянием Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 14 августа 2000 года.
Жизнь новопрославленного угодника Божия – это урок для всех, кто искренне ищет спасения своей безсмертной души среди невзгод и искушений временной земной жизни. Как подняться над миром и оторваться от страстей, в нем бушующих? Как укротить плоть с ее греховными устремлениями? Как уберечься от сетей диавольских и устоять на пути к вожделенному Небесному Отечеству? Как распорядиться земными богатствами, чтобы стать обладателем нетленных небесных сокровищ?
Именно жизнью и реальными делами ответил на эти и многие другие духовные и практические вопросы преподобный и богоносный отец наш Серафим Вырицкий чудотворец.
Благочестивый православный мирянин, по послушанию готовивший себя к монашеской жизни в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы кровавых гонений на веру и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находились многие известные иерархи Русской Православной Церкви; великий старец, который на деле исполнил завет преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя…», – вот основные этапы земного пути вырицкого подвижника.
Нелегким был этот путь, ибо он всегда шел тесными вратами (Мф. 7,13), всецело возлагая упование свое на Единого Господа. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его… (Мф. 6, 33) Для отца Серафима это наставление Спасителя было путеводной нитью и краеугольным камнем во всяком добром начинании. Он воистину был человеком не от мира сего, одним из тех удивительных людей, которые, шествуя по земле, ум и сердце устремляют к небесам.
Более всего заботился преподобный о спасении души, что для него неразрывно было связано со спасением душ его ближних. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13) – этот завет Христа был буквально начертан на скрижалях сердца смиренного и кроткого старца.
Время старческого служения иеросхимонаха Серафима Вырицкого пришлось на период открытого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. И все эти годы отец Серафим открыто и безбоязненно исповедал перед людьми верующими, неверующими и даже перед воинствующими безбожниками Святую Веру Православную. Воистину солью земли и светом миру стал вырицкий старец. Самой своей жизнью он свидетельствовал о Христе и внес неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа.
Находившийся почти двадцать лет на одре тяжелой болезни, пастырь порою принимал за день сотни посетителей, приводя ко спасению неисчислимое количество душ. Покаяние, смирение и глубокую веру обретали все, искавшие помощи у духоносного старца.
Многие из деяний преподобного Серафима Вырицкого ознаменованы явными чудотворениями. Редких подвижников наделяет Господь дарами Духа Святаго еще при их земной жизни. Преподобного Серафима Вырицкого можно справедливо отнести к таким избранникам Божиим. Основание тому – многочисленные свидетельства очевидцев его непостижимых подвигов. Не оставляет он всех скорбящих и после своего перехода к блаженной Вечности. И этому также есть убедительные примеры.
В настоящей книге описано около 200 конкретных фактов проявления чудесных дарований вырицкого старца. Сюда относятся удивительные случаи видения происходившего вдали; прозрения в область прошлого, настоящего и будущего его посетителей; дивных исцелений больных неизлечимыми телесными недугами; власти над лукавыми духами; духовного рассуждения; предсказаний и пророчеств. Сподобился угодник Божий и самых высших благодатных даров – духовного утешения, молитвенных созерцаний и дара святой любви о Христе к каждому творению Создателя. Той совершенной любви, которая долготерпит, милосердствует… не мыслит зла… все покрывает и никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). В годы своей земной жизни преподобный согревал ею страждущие души и сердца человеческие. В наши дни влечет эта любовь к месту его упокоения верующих людей из России и других стран мира. Многие православные называют Вырицу северным Иерусалимом…
Удивительна история создания этой книги. Ее написание благословили приснопамятные старец протоиерей Николай Гурьянов и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). При этом и батюшка Николай, и владыка Иоанн напутствовали меня практически одинаковыми словами: «Давно пора сделать это важнейшее для Церкви дело. Буду за Вас молиться».
После кончины митрополита Иоанна труды по написанию книги продолжались по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) и благочинного Гатчинского округа Санкт-Петербургской епархии протоиерея Владимира Феера. Он был в теплых отношениях с рядом петербургских пастырей, посещавших преподобного в дни его земной жизни – протоиереями Виктором Голубевым, Борисом Глебовым, Иоанном Мироновым, Василием Ермаковым и другими. Отец Владимир с необычайным благоговением относился к великому вырицкому старцу, при малейшей возможности посещал Вырицу и постоянно служил панихиды у места земного упокоения батюшки Серафима…
Работа шла под духовным окормлением и при непосредственном участии настоятеля вырицкого храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы протоиерея Алексия Коровина (†2005)[1]. Отец Алексий служил в Вырице с 1967 года. С великим вырицким старцем его соединяла глубочайшая молитвенная связь. Более 30 лет (до официального церковного прославления подвижника) он каждый день служил панихиды и литии у святых мощей преподобного, поминал его на всех Богослужениях и буквально жил с ним одним духом. В самом облике настоятеля, в его характере, в личных нравственных качествах явственно ощущалось то, что роднило его с отцом Серафимом. Прежде всего, здесь необходимо отметить точное следование святоотеческому учению, верность церковным традициям, высочайшую эрудицию и необыкновенную духовную трезвость. Отец Алексий был воистину добрым пастырем, но органически не мог терпеть лицемерия и малейшей лжи.
Писатель В. П. Филимонов у батюшки Николая Гурьянова.
Где ложь, там и отец лжи – лукавый человекоубийца, стремящийся обольстить, обмануть и направить всех на путь вечной погибели. Поэтому не удивительно, что, получив в руки первое книжное издание о старце Серафиме (составитель А. Трофимов, Москва, Братство святителя Алексия), наполненное многими грубейшими фактическими ошибками и кощунственными небылицами, протоиерей Алексий, выйдя из алтаря, по окончании всенощного бдения под воскресный день, произнес: «Братия и сестры! Если человек разумный, расположенный к Православию, прочтет подобное писание, то может решить, что у нас не Церковь Православная, а театр кабуки».
К величайшему сожалению, в последнее время появились и другие недобросовестные «авторы-составители», которые, не задумываясь о духовных последствиях своей деятельности для доверчивых читателей, буквально «пекут» свои «сочинения» о святом преподобном Серафиме Вырицком, наполняя их собственными нелепыми домыслами и немыслимыми фольклорными «сказаниями», противоречащими действительности. Очень печально, что при этом они искажают истинный духовный образ человека святой жизни, превращая великого подвижника благочестия в своего рода факира, «ясновидца» или «народного целителя». Подобные издания отец Алексий рекомендовал сжигать, предварительно вырезав из них все иконы и фотографии… При этом он частенько вспоминал слова святителя Димитрия Ростовского: «Да не будет мне лгати на святаго!»
Батюшка очень ревностно относился ко всему, что было связано с именем отца Серафима. Он был хорошо знаком со множеством людей, посещавших преподобного. Очень теплые отношения связывали его и с родственниками вырицкого подвижника. Внучка старца, Маргарита Николаевна Набоко, неразлучно провела с отцом Серафимом более 30-ти лет и знала такие подробности его жизни, которых никто другой знать не мог. Она была живой свидетельницей ряда важных событий, многое видела собственными глазами, немало ей было известно из рассказов самого старца и рассказов матушки Серафимы (Муравьевой), которая в миру была его супругой. В настоящей книге любимой внучке батюшки Серафима и нашему с ней общению, во славу Божию, посвящена отдельная глава.
Протоиерей Алексий Коровин, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией матери в поселке Вырица († 26.09.2005).
Родственники преподобного благоговейно хранили святую память о его жизни и подвигах. Берегли в семейном архиве святыни, документы, фотографии и воспоминания – все, что удалось уберечь в годы воинствующего безбожия. Тем не менее, многое было безвозвратно утрачено…
В целом же были известны лишь основные вехи жизненного пути преподобного Серафима Вырицкого: благочестивый коммерсант и благотворитель – священноинок Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры – глубоко почитаемый в народе старец, обладавший многими духоносными дарами. Точные данные, касающиеся многих жизненных событий, фактов и дат, практически отсутствовали. Не были даже известны дата рождения и место рождения преподобного, поскольку перед принятием монашества он уничтожил все документы, относящиеся к предыдущей жизни. О купеческой деятельности подвижника и его пребывании в Лавре также имелись только самые общие сведения.
В течение нескольких лет, по крупицам, мы восстанавливали с Маргаритой Николаевной и ее дочерью, Ольгой Даниловной, многие страницы из жизни преподобного. Одновременно я вел исследования в архивных и библиотечных фондах, собирал живые свидетельства о жизни, подвигах и чудотворениях вырицкого подвижника.
Каждую главу рождавшейся, с Божией помощью, книги вычитывал с карандашом в руке отец Алексий Коровин. Мы перепроверяли каждый новый факт, каждое свидетельство. Не раз обсуждали мы с батюшкой, как лучше описать те или иные моменты из жития богоносного старца, как донести до читателя дух того времени, о котором говорится в повествовании. Постоянно советовались с его родными и согласовывали с ними подлинность тех или иных эпизодов из жизни отца Серафима. Наше общение быстро выросло в настоящую духовную дружбу, явно согреваемую любовью преподобного. Это были незабываемые дни, когда куда-то уходили все земные заботы и скорби, полностью теряло цену все вещественное, а небесное было совсем-совсем рядом…
Несомненно, что первейшим делом в моих трудах было регулярное участие в Богослужениях в вырицком Казанском храме и, конечно же, молитва у места земного упокоения великого вырицкого старца. Молитвенное общение с преподобным дарило не только свои безценные духовные плоды, но и помогало решать сугубо практические вопросы. Не раз явно ощущалось его незримое присутствие, а небесное предстательство давало возможность шаг за шагом продвигаться к намеченной цели.
Первый вариант рукописи был готов к лету 1996 года. В день Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, 13 июля 1996 года, в Иоанновском женском монастыре Санкт-Петербурга на Карповке, служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. После совершения Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви благословил издание книги со словами: «Это очень нужное и полезное для всех нас дело». Казалось, труд вот-вот выйдет из печати…
Однако, по неизреченной милости Божией, неожиданно, одни за другими, стали открываться все новые и новые сведения и важные подробности из жизни отца Серафима Вырицкого. Это были совершенно неизвестные ранее ее страницы. Дивные открытия следовали одно за другим. Буквально чудом находились подлинные документы и материалы, необходимые для составления подробного жизнеописания вырицкого старца. Господь посылал все новые и новые встречи с очевидцами его подвигов. Как сказал тогда отец Алексий: «Вижу, что это будет именно тот труд, который благословляет сам отец Серафим». Работа над книгой была продолжена…
При тщательном изучении жизни и подвигов преподобного Серафима Вырицкого стало совершенно очевидным, что невозможно осмыслить и понять все их величие в отрыве от главных событий, которые происходили в России и Русской Православной Церкви в исследуемый период времени. Поэтому работа вышла за рамки простого жизнеописания и охватывает ряд важнейших страниц истории русского народа и Матери Церкви конца 19 – середины 20 веков. В книге описан путь отца Серафима к вершинам христианского совершенства и его подвиг как великого молитвенника и печальника земли Русской.
В. П. Филимонов знакомит протоиерея Алексия Коровина с новыми архивными материалами.
Источниковой базой книги явились архивные документы. Значительная часть необходимых сведений была собрана мною в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Это материалы, относящиеся к пребыванию отца Серафима в Александро-Невской Лавре. Здесь, в частности, были обнаружены документы, подтверждающие внесение подвижником крупных денежных сумм на нужды обители еще до принятия им монашества. По журналам заседаний Духовного Собора Лавры удалось установить точные даты его зачисления в число братии монастыря, его монашеского пострига, рукоположений и поднять множество документов, касающихся его деятельности в качестве заведующего кладбищенской конторой, главного свечника и казначея обители. Среди других документов несомненную ценность составляют найденные мною материалы, описывающие жизнь обители в период 1920–1927 годов.
Важные сведения удалось почерпнуть в документах архивного фонда Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и области (УФСБ РФ) при изучении следственных дел священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), священномученика епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева), епископа (впоследствии – митрополита Крутицкого и Коломенского) Николая (Ярушевича), архимандрита (впоследствии – митрополита Ленинградского и Ладожского) Гурия (Егорова) и его брата священномученика архимандрита Льва (Егорова), исповедника протоиерея Алексия Кибардина, монахини Иоанны (Шихобаловой) и других сподвижников и духовных чад отца Серафима, пострадавших за веру в годы гонений.
Ряд необходимых для работы над книгой материалов удалось мне обнаружить в архивах Санкт-Петербургской епархии и Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Ценные данные поступили из Рыбинского отделения Государственного архива Ярославской области. Они позволили уточнить родословную подвижника, определить точную дату и место его рождения; точную дату и место рождения Ольги Ивановны Муравьевой – его супруги в период жизни в миру, а также установить дату и место их венчания.
Многие интересные подборки документов по истории России и Русской Православной Церкви были изучены мною в фондах Российской национальной библиотеки и библиотеки Российской Академии наук. Здесь впервые удалось собрать неизвестные ранее материалы о жизни отца Серафима в миру. Это точные сведения, касающиеся мест его проживания в Санкт-Петербурге и его коммерческой деятельности в период 1892–1917 годов, а также документы о его деятельности в качестве действительного члена Общества для распространения коммерческих знаний в России и Ярославского благотворительного общества, широко известных тогда своей патриотической направленностью.
В тех же фондах были собраны многие сведения о духовном наставнике вырицкого подвижника, преподобном и богоносном отце нашем Варнаве Гефсиманском чудотворце: его биографические данные, послужной список, материалы по строительству Иверского монастыря в Нижегородской губернии, письма батюшки Варнавы, его слова и наставления, которые воистину служат руководством к стяжанию Духа Святаго Божия и обретению Царствия Небесного.
Документы, касающиеся церковной тематики, изучались также по изданию «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти», книге профессора-протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Церкви. 1917–1997», книге М. В. Шкаровского «Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917–1945 годы.» и по «Справочнику по истории православных монастырей и соборов Санкт-Петербурга, 1917–1945 гг.» под редакцией М. В. Шкаровского и Н. Ю. Черепениной.
При работе над книгой были использованы православные периодические издания конца XIX – начала XX веков: «Церковные ведомости при Святейшем Правительствующем Синоде», «Церковный голос», «Колокол», «Ярославские епархиальные ведомости», «Петроградский церковно-епархиальный вестник», а также «Журнал Московской Патриархии», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и другие.
В процессе работы мне удалось собрать уникальные архивные документы и фотоматериалы, которые впервые были опубликованы именно в этой книге.
Повествовательную основу книги составили рассказы родственников подвижника и его близких духовных чад, с которыми старец делился воспоминаниями о своей жизни в миру, включая годы его детства и юности. Общение с этими удивительными людьми оставило совершенно незабываемые впечатления. Все они очень ответственно и бережно относились к каждому своему слову, их рассказы лишены всякого вымысла и приукрашивания. «Я ведь отвечу за свои слова перед Господом!» – так почти все они предваряли свои рассказы. Многие из них не могли без слез рассказывать о своих встречах с преподобным, который в те трогательные моменты духом был с нами.
Все имена, фамилии и данные благочестивых пастырей, монашествующих и чад Церкви Христовой, которые любезно согласились предоставить свои свидетельства о деяниях вырицкого старца – подлинные. Их адреса и телефоны имеются у автора настоящей книги. В нее вошло около 100 живых свидетельств, многие из которых нам удалось зафиксировать с помощью видеоаппаратуры.
Неизвестные ранее факты удалось установить в ходе бесед с родственниками духовника Царской Семьи святителя Феофана Полтавского, митрополита Гурия (Егорова) и брата его священномученика архимандрита Льва (Егорова), исповедника протоиерея Алексия Кибардина, исповедника протоиерея Константина Титова и других церковных деятелей. Свидетельства также предоставили многие близкие духовные чада Патриарха Алексия (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича) – Елена Николаевна Сергиевская, Клавдия Георгиевна Петруненкова, Ольга Яковлевна Виноградова и другие. Важные сведения предоставили видные петербургские ученые – Михаил Сергеевич Фаворский, Татьяна Николаевна Алихова, Александр Сергеевич Иванов, Юрий Константинович Герасимов, дочь профессора Михаила Ивановича Граменицкого, Елена Михайловна Кузьмина, и другие.
Неоценимую помощь в работе оказали петербургские пастыри: протоиерей Алексий Коровин (†2005), протоиерей Василий Ермаков (†2007), протоиерей Иоанн Миронов, протоиерей Виктор Голубев, протоиерей Борис Глебов, протоиерей Игорь Мазур, протоиерей Николай Преображенский, протоиерей Вячеслав Клюжев (†2006), профессор-протоиерей Георгий Митрофанов, а также насельники Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Валаамского подворья и других петербургских обителей.
Земной поклон родным батюшки Серафима, всем благодетелям и благотворителям, имена которых известны Господу. Слава Богу за все!
Обширное собрание духовных, исторических и документальных источников позволило приоткрыть завесу времени над житием святого преподобного Серафима Вырицкого. Невозможно перечислить всех почитателей святого имени преподобного Серафима, с помощью которых появилась моя первая книга о нем – «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Она получила одобрение Издательского Совета Московского Патриархата и вышла в свет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году. Ее сокращенный вариант получил название «Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого».
Редактирование книг было осуществлено одним из старейших сотрудников Издательского отдела и редакции «Журнала Московской Патриархии», кандидатом богословия Вячеславом Петровичем Овсянниковым, который, обладая колоссальным опытом в своей области, стал для меня не только строгим духовным цензором, но и замечательным учителем. Приношу ему слова своей самой искренней благодарности.
Изданию книги предшествовали мои многочисленные публикации о вырицком подвижнике в период 1996–1999 годов в газетах: «Православная жизнь», «Православный Санкт-Петербург», «Софийский собор», «Благовест», «Литературный Петербург», «Русское слово»; в журналах: «Духовный собеседник» и «Церковный вестник», а также выступления на радио и телевидении, в которых я регулярно знакомил читателей, слушателей и зрителей с новыми фактами из жизни преподобного старца, рассказывал о ходе работы по подготовке к его канонизации, зачитывал главы из создававшейся книги. С лекциями о жизненном пути и духовном наследии подвижника я выступал в ряде храмов и библиотек.
В мае 1999 года состоялось представление книги в кинотеатре «Свет» с участием представителей петербургского духовенства и очевидцев жизни и подвигов старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого. Во встрече приняли участие благочестивые чада Матери Церкви, получившие небесную помощь по молитвам отца Серафима уже после его блаженной кончины, а также сотрудники православного петербургского издательства «Сатисъ», которые буквально с благоговением и особым подъемом выполняли работы по подготовке книги к печати. Преподобный собрал на этот духовный праздник очень многих верующих людей. Зал не смог вместить всех желающих.
В том же 1999 году собранные мною материалы о жизни и подвигах вырицкого старца, свидетельства о чудотворениях и глубоком народном его почитании были переданы в Синодальную комиссию по канонизации святых. В очередном заседании Комиссии было принято решение о представлении этих материалов в качестве основания для канонизации старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) Вырицкого в лике преподобных для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. К Архиерейскому Собору мною было подготовлено издание книги «Житие преподобного Серафима Вырицкого», которая была вручена каждому участнику Собора.
После прославления подвижника во святых книги получили новые названия: «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» и «Житие, подвиги и чудотворения преподобного Серафима Вырицкого».
В дальнейшем был собран еще целый ряд важных свидетельств и материалов, которые вошли в новую книгу – «К преподобному Серафиму в Вырицу», созданную в соавторстве с Ларисой Кудряшовой. Эта книга явилась продолжением первого труда и вышла в свет также стараниями коллектива издательства «Сатисъ» в 2007 году.
В настоящее издание вошли не публиковавшиеся ранее сведения из Санкт-Петербургских и других архивов и библиотечных фондов. Также впервые приводятся копии уникальных документов и публикуются редкие фотографии. В книгу включены новые главы и свидетельства, а в первоначальный текст внесены необходимые исправления и существенные дополнения, содержащие новые сведения о жизни и подвигах преподобного отца нашего Серафима Вырицкого чудотворца, а также повествования о прославленных во святых его духовных наставниках и соратниках.
Надеюсь, что этот труд принесет читателям духовную радость, поможет в обретении свойств граждан горнего мира и укрепит на пути к стяжанию нетленных небесных сокровищ.
С искренней любовью о Христе, пожеланиями милости Божией и спасения в блаженной Вечности всем читателям сей книги, испрашивая их святых молитв,
Новый Завет всюду именует Христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Духа. Бог, по неизреченным – Любви Своей и Смирению не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженного Им для Себя. Он даровал словесному храму свободу, власть принадлежать или не принадлежать своему Зиждителю, чтобы пребывание Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу…
Хотите ли быть храмом Божиим? Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати? – Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни. Веруйте в него Вашими делами, Вашей жизнью, – не только мыслию, сердцем и устами…
Иисус говорит: «Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». – Это явление – в сердце. Это то явление, о котором сказал Апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос!»