И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
В Послании к Ефесянам Павел показывает удивительную сторону спасения. Мы – те, кто были мертвы в грехах наших, – получили не только новую жизнь по благодати, но и воскресли с Иисусом и посажены вместе с Ним на Небесах. Правда, пока не в том совершенстве, которое будет явлено на Небе, но уже сейчас нам обещан этот «духовный сан». Через кровь, крест, примирение и – да! – благодаря божественности Иисуса Христа, спасение совершено однажды, навсегда и для всех.
Мы приняли благодать и живем в ней. Я называю это «нашим статусом во Христе». Это основание нашего христианского хождения. Не мои чувства или обстоятельства служат основанием тому, но то, что совершил Иисус, и кем Он является. Примирение с Отцом дает нам этот определенный статус во Христе, возможность «получить» то, в чем мы нуждаемся и приступать «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Это одна сторона спасения, совершённого однажды и для всех через смерть и воскресение Иисуса.
Другая сторона – деятельность на Небе именно сегодня, благодаря примирению с Богом через Христа. На Небе бурлит жизнь! Божий Дух действует в соответствии с тем, что происходит на земле, и с тем, что Небо хочет произвести на ней. Получается, что Небо действует на земле.
Необходимо обновить эти основополагающие евангельские истины, чтобы они твердо запечатлелись в наших сердцах. Когда мы небрежно принимаем такие истины как само собой разумеющееся, мы не живем ими, не применяем их как следует. А когда же истиной пренебрегают, ее могут украсть или она может потеряться. Поэтому Дух Святой вновь обращает наше внимание на основы нашей веры, к первому камню фундамента Храма, к благодатным небесным планам Бога. Быть гражданином Царства Небесного – вот наше настоящее «я».
Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.
Ответственность за пробуждение лежит вовсе не на пророках, как подумали бы некоторые. Многие пророки прожили свою жизнь на грани отчаяния, потому что считали, что на них возложено исполнение того, о чем они пророчествуют. Пророк лишь пророчествует, передает волю Божью, и следит за исполнением сказанного. Если было к тебе пророческое слово от Бога, тебе не нужно пытаться «помочь» его исполнению. Человеческие методы в таком случае не работают. Каким бы странным слово ни было, даже если оно задело кого-то из людей, ты можешь верить в то, что оно исполнится, если оно на самом деле было от Него.
Все мы люди. Мы склонны сомневаться во всем, но пророчество от Господа всегда исполняется независимо от нашего мнения. Пророки могут впасть в отчаяние от того, что сказанное Им медлит исполниться, или от того, что сами они не могут повлиять на исполнение этого пророчества. Настоящее пророчество – это не человеческое слово, не чей-то красивый план, идея или лозунг. Нет, это слово от Бога, которое исполнится. Соедини свою веру с Его обетованиями в единое целое, даже если тебе непонятно, как они могут стать реальностью – это уже не твоя забота.
Когда Иисус учил о молитве, Он показал пример, как это делать. «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:9, 10). Очень ясно Иисус направляет наш дух и взгляд к Небу. Небесный поток желает достичь земли. Потому что Небом все начинается и Небом все заканчивается. Нам нужно больше думать о Небе, а не о земных заботах, сложностях и личных нуждах.
Часто мы думаем о Небе как о том, что «когда-нибудь будет потом». Небо – это гораздо больше такого представления. Уже сегодня многое происходит перед престолом Божьим. Деятельность там не ограничена никакими рамками. Библия говорит об Агнце, стоящем перед престолом, о четырех животных и о двадцати четырех старцах (Откр. 5:6–8, 4:1-11). Перед престолом и от престола исходит действие Духа Божьего. Туда возносятся твои и мои молитвы, и оттуда Бог шлет ангелов, Свою благодать, ответы на молитвы и Свой Дух.
И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…
Из Библии мы знаем, что часто люди принимали проявления Господа за потусторонние силы. Но в молнии, громе, облаке или огне говорил Сам Бог. В этом месте Писания Божий Дух описывается как семь светильников, семь духов. Семь – число совершенства. Библия дает символическое описание действиям Духа Святого перед престолом. Число семь указывает на вечность, на совершенство всего, что сотворено Богом, и на то, кто Он есть.
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Ученики Иисуса были обычными людьми. Если мы что-то где-то слышим, это не значит, что услышанное сразу становится частью нашей жизни. Иисус говорил с учениками о Своей смерти и воскресении, но они не поняли Его и не надеялись, что Он воскреснет. Однако Иисус воскрес и находился на земле 40 дней. Несколько раз за этот период Он говорил ученикам о Духе Святом. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49).
После вознесения Иисуса на небо ученики пошли обратно в Иерусалим и, «придя, взошли в горницу… и пребывали» (Деян. 1:13). Они собрались в ожидании, единстве и смирении, и к такому собранию благоволил Бог.
В тот день в горнице собралось сто двадцать человек. Они молились единодушно, как говорит стих 14, и такое единство радовало Бога. Их ожидание и единодушие были необходимы для того, чтобы огонь сошел на всех собравшихся.
Ситуация в нашей стране, да и во всей Европе, не позволяет точно предполагать, что произойдет в ближайшем будущем. Или даже видеть то, что происходит сейчас. Но мы полны надежды, мы пребываем в состоянии готовности, и Дух Святой вдохновляет нас. Так, через Иисуса Навина Бог подготавливал Свой народ перед заселением в Ханаан. «И сказал Иисус народу: освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса» (Нав. 3:5). Дух Святой вдохновляет и нас к подготовке. Что-то происходит в духовном мире страны, что наполняет нас ожиданием. Дух Святой создает атмосферу единства и ожидания.
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
Здесь написано: все были вместе. Конечно, там собрались не все, кто слышал Иисуса, не все, кто видел Его, но те, кто ощутил желание прийти. Можно задуматься, где же были остальные из огромной толпы, наблюдавшей за восхищением Иисуса. Почему в горницу пришли не все?
Что-то вызывающее восхищение было в этих ста двадцати. Они были «собраны» вместе (см. Деян. 2:1). Мы иногда упускаем значение этих слов. Там не просто собрались сто двадцать прихожан церкви для очередной молитвы на верхнем этаже здания. Это было особенное собрание, созванное Святым Духом. Что-то привлекло этих людей туда, хотя они и не подозревали, что произойдет дальше.
Видно единодушие этого молитвенного собрания. Видно нечто большее, чем группа людей, собравшихся вместе. Собравшиеся были в единстве. Английский перевод (Библия Короля Джеймса) говорит: «как один аккорд». Они были созвучны. Фальшивая нота портит все звучание. Поэтому каждая нота аккорда тщательно подобрана, и в результате получается гармония.
Наши служения – не просто собрания в здании какой-либо церкви. Бог объединяет наши сердца, и когда они вместе, создается особая атмосфера готовности принятия Духа Святого. Подобное согласие в сердцах учеников было одним из условий, позволивших Духу Святому сойти. Вера в слышанное, подчинение словам Иисуса, ожидание и физическое присутствие учеников в одном месте послужили оставшимися условиями. Божий ответ на послушание этих людей оказался чрезвычайно могущественным.
Дух Святой и сегодня наполняет нас «влечением», активно направляющим Божий народ туда, где ситуацию контролируем уже не мы. Туда, где мы сами точно не знаем, чего ожидать от будущего, и не можем самостоятельно на все дать ответы. Я верю – Бог передает Телу Христа «соборность» Святого Духа, чтобы подготовить людей к будущему.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
Интересно еще то, что у ста двадцати учеников заметен баланс между их сходствами и различиями. Дух наполнил каждого из них, и знамением этого были языки пламени над головами. Никогда в мировой истории не происходило подобного. Даже ветхозаветные пророки не испытывали ничего похожего.
Первый раз Дух Святой наполнил Собой людей, начал действовать в них и через них – это уникальное историческое событие. Исключением была Мария, когда она зачала Сына Божьего (Лк. 1:35). Тут же, в день Пятидесятницы, небо разразили гром и молнии, Дух Святой был послан на землю и подобно факелам (см. Откр. 4:5) сошел на каждого, кто присутствовал в горнице. Божий огонь сошел на землю, на каждого в отдельности. Они увидели «разделяющиеся языки, как бы огненные», которые «почили по одному на каждом» (Деян. 2:3).
Библия дает нам много образов, символов и метафор, описывающих Святой Дух – третью личность Бога. Образ огня встречается в Писании не один раз. Нужно понять глубже, какое значение на самом деле несет в Библии образ огня – Святого Духа. Часто мы избирательны при формировании своего христианского мировоззрения. То, что не помещается в созданные рамки, представляется угрозой. Такое мышление нужно менять. Тело Христа велико и разнолико. Бог делает многое через огромное количество людей из разных мест. Непозволительно зацикливаться только на «своих» взглядах. У нас должно хватать смелости спрашивать самих себя: «Когда я люблю или ненавижу что-то исходя из своего понимания вещей, разобрался ли я во всем до конца, и прав ли я?». Очень важно на протяжении всей своей жизни задавать себе этот вопрос.
Что же тогда огонь Духа Святого? Ответ на этот вопрос охватывает намного больше, чем мы понимаем или знаем. Мы, харизматы, чаще всего думаем, что речь идет о говорении на иных языках. На самом же деле подразумевается нечто гораздо большее. В день Пятидесятницы образовалось Тело Христа – Церковь. Через это чрезвычайно важное событие основывается «жилище Божие Духом» (Еф. 2:22).
Божий огонь в Библии всегда был связан с храмом, священнодействием. Это означает, что огонь всегда был частью богослужения, жертвоприношения. Божий огонь всегда был связан с отношениями с Богом. Поэтому важно отметить, что сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы было не только коротким моментом духовного подъема или особого духовного наполнения.
Случилось то, что в вечности было запланировано от начала начал, что имело тесную связь с Ветхим Заветом. Именно поэтому Новый Завет невозможно понять без Ветхого. Нельзя взять для себя только части Нового Завета и заявить, что этого достаточно, чтобы иметь свою «позицию во Христе», чтобы быть свободным в Нем, а остальное не имеет большого значения. Можно выбрать чудесные истины, но их будет недостаточно. Необходимо видеть всю картину целиком.
Имея в виду все вышесказанное об огне, хочу упомянуть еще о нескольких вещах. Мы говорим о Божьем огне, сходящем с Неба, и одновременно о роли огня на земле. Ветхозаветные жертвоприношения, которые Бог установил в своем народе, не делались с религиозными излишествами. В них не было ничего, кроме жертвы и концентрации на Боге. Присутствие жертвы было условием для того, чтобы огонь мог сойти.
Не получится вырезать эту часть из современной теологии и сказать, что все это теперь не важно, но важно знать, Кто такой Бог, и что мы получили в Нем, как заявляют некоторые. Такая позиция – позиция полуправды. Переданная неадекватно, она может превратиться в большую ложь. Настоящая преданность и настоящий вызов состоят в том, чтобы отдать себя в жертву, на которую сойдет огонь. Это и есть то условие, которое необходимо, чтобы огонь Духа Святого горел в нашей жизни. «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего…» (Рим. 12:1).
Обе части связаны между собой. Небо и воля Божья очень важны, но происходящее на земле тоже имеет значение. Ничего не будет происходить на земле без людей: ни исполнение Божьей воли, ни чудеса, ни осуществление Божьих планов, ни прорывы, ни победы, ни пробуждение. Никакого плода не будет.
Небо и земля связаны друг с другом. Бог и человек действуют сообща. Наше положение во Христе, наш путь с Ним, наше следование за Ним – все только вместе с Ним. Необходимо исполнение и того, и другого условия, чтобы огонь, сходящий с Неба, везде достигал людей.
Произошедшее в первый день Пятидесятницы, когда Дух был дан людям, – уникальное событие, но последствия и опыт общения с Богом будут с нами изо дня в день до самого возвращения Иисуса. В современном мире только через силу Духа истина Евангелия может восторжествовать. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:25). Жизнь Духа и водительство Духа необходимы для того, чтобы огонь, сходящий с Неба, распространялся дальше по всей земле.