Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла Православная Церковь отмечает 12 июля. Первоверховными их называют за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
Апостол Павел – наставник язычников в христианской вере. При рождении он получил имя Саул. В греческом произношении имя Саул звучало как Савлос, Савл.
Об апостоле Павле сказано и написано очень много. Мы знаем о нём от него самого и от его спутника апостола Луки, а также из многочисленных трудов историков, философов, богословов и писателей. Французский писатель и историк Ален Деко говорил об апостоле Павле: «Этот человек огромен. Он предан Христу. Его огнедышащая вера потрясает. Его противоречия ставят в тупик любого… Человек с трудным характером, раздираемый бесконечными терзаниями, когда подвергает сомнению то, во что верит, но ни на йоту не отступающий от своей веры. Только Павел понял, что будущее христианства – в обращении к язычникам. Его эпистолярное наследие бесценно. Он гениально обращал людей в веру Христову».
Будущий апостол Павел родился в 10 году в древнем городе Тарсе и мученически окончил свою жизнь в 67 году в Риме. Он говорил о себе: «Я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города…» (Деян. 21, 39).
Древний город Таре (ныне Тарсус) лежит у подножия Тавра – гигантской горной цепи на юге современной Турции, которая тянется на сотни километров вдоль Средиземного моря. В те годы Таре являлся главным городом Киликии, римской провинции в Малой
Петр и Павел. Икона с житием. Новгород
Азии, одним из крупнейших центров эллинистической культуры, уступая в этом отношении только Афинам и Александрии. Однако пытаясь представить себе его быт, нужно понимать, насколько иными по сравнению с нынешними временами были города тех лет: лишёнными современных удобств, современной техники, не связанными с другими населёнными пунктами, точнее, связанными, но долгой и опасной дорогой, вступив на которую, путник имел не так много шансов добраться до точки назначения.
Сохранился старинный документ – письмо от 2 сентября 51 года до Рождества Христова римского государственного чиновника, который занимался организацией зрелищ для народа, к управляющему Киликией: «Патиск прислал Квириону десять пантер, будет стыдно, если ты не пришлёшь мне много больше». Да, всего лишь за полсотни лет до рождения Павла, в этих местах свободно бегали пантеры, а также леопарды, гиены, львы и прочие дикие животные. А тем путешественникам по Киликии, кто счастливым образом избегал встречи с дикими зверями, угрожали нападения не менее злобных разбойников. Это нужно хорошо понимать, представляя себе будущие апостольские труды Павла.
Павел от рождения являлся римским гражданином, и это было очень высоким званием, поскольку в те времена лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали подобным статусом. Любая власть на любом уровне должна была уважать римского гражданина, и неоднократно эта привилегия спасала жизнь апостола.
Отец Павла был фарисеем, и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. Фарисеи – это представители одного из древнееврейских религиозных учений. Они почитали старших, вели строгую жизнь и отказывались от всяких удовольствий, следуя лишь тому, что разум признает за благо. Фарисеи являлись знатоками вероучения и должны были соблюдать более шестисот заповедей. Они считали, что закон Моисеев – это фундамент жизни каждого человека и всего общества и что вероучение не должно быть уделом только священников, так как любому следует стремиться к святости.
Пытаясь освободиться от взглядов самодовольных священников-саддукеев, отрицавших бессмертие души, фарисеи верили в это бессмертие, а также в посмертное воздаяние и в воскресение из мёртвых перед наступлением царства Божия. Фарисеи также стремились в народ, открывали школы, поддерживали больных и бедных. Они пользовались значительным влиянием в синагогах, поэтому Павел до того, как уверовал во Христа, говорил о себе с гордостью как о фарисее и сыне фарисея.
Но человеку невозможно без помощи Божией удержаться в добром, и фарисеи, не поддерживаемые силой Божьей благодати, часто учили одному, а сами поступали совсем по-другому – по своим желаниям и страстям. Господь наш Иисус Христос обличал такое показное благочестие и призывал их к внутреннему очищению. Он говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23, 25-26).
Василий Поленов. Христос и грешница. 1 888 г.
В наши дни понятие «фарисейство» часто употребляется как синоним лицемерия.
Как воспитывался будущий апостол? В семьях фарисеев отцы принимались учить сыновей десяти заповедям, как только малыши начинали говорить. Каждый день мальчики должны были повторять за отцами: «Благословен будь Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Господь великий, творец неба и земли, щит наш и щит отцов наших, наше упование из поколения в поколение».
Свиток Торы
В пять лет будущий апостол пошел в школу. Ален Деко писал о маленьком Савле: «Он предстает перед моим умственным взором семенящим в тунике ниже колен с пляшущими у висков косичками, ибо к тому обязывает один из текстов Пятикнижия: «Не стригите головы вашей кругом» (Лев. 19,27). В школе – никаких парт и пюпитров, писали прямо на колене, но обязательно присутствовал текст Торы – свернутый пергаментный свиток. Раскачиваясь взад-вперед, дети хором твердили страницы Торы, и это помогало им потом до конца жизни помнить правила, забвение которых считалось серьезным грехом».
Ален Деко писал еще о детстве Савла: «Мы ничего не знаем о том, каким было его жилище – наверное, это был квадратный дом, каких на Востоке много, окружённый садом. Но мы вполне свободно можем представить те ароматы еврейской кухни, которые встречали вернувшегося из школы мальчика: запах горячего хлеба, только что вынутого из печи, являвшегося основой питания евреев Палестины и диаспоры (недаром по-древнееврейски «есть хлеб» означало просто «поесть»), запах жаренной на решетке рыбы. Горели дрова в очаге, запекался на вертеле ягненок. Раб ощипывал голубя на ужин. Поджаривались на оливковом масле овощи: огурцы, бобы, чечевица. Наверняка Савл угощался и изысканным лакомством – кузнечиками, среди которых, согласно кулинарному трактату той эпохи, насчитывалось восемьсот съедобных разновидностей: их ели отварными, подсоленными, как мы едим сегодня креветок. Все блюда были щедро приправлены каперсами, тмином, шафраном, кориандром, мятой, укропом. Савл наверняка знал, что свинину, зайчатину и мясо других животных можно вкушать лишь после того, как выпущена кровь. Родители, конечно же, объяснили Савлу причину: «Душа любой плоти – это кровь, а съесть душу животного – значит подвергнуть себя большой опасности».
Несомненно, Савл учился отлично, иначе он не стал бы позднее тем эрудированным Павлом, которого мы знаем. Когда юноша окончил школу, отец отправил его в Иерусалим – град Господень, чтобы сын и дальше возрастал в основах вероучения. Так будущий апостол оказался в Иерусалиме «от юности своей» (Деян. 26,4).
Про град Давида раввины неустанно твердили: «Кто не видел Иерусалим, не знает, что такое прекрасный город». Здесь были построены водопровод, крепость, царский дворец. Многие здания возводились из желто-белого камня, добываемого на окрестных холмах. Неприступный город был окружён стеной длиной в четыре с половиной километра.
Когда Савл оказался в Иерусалиме, он сразу понял, как легко заблудиться в этом городе: столь запутанная сеть улиц и проулков встретила молодого человека. Временами проулки становились такими узкими, что в них нельзя было разминуться даже двум осликам с поклажей. Юноша с любопытством оглядывался вокруг: богатые дома, покрытые черепицей, соседствовали с бедными, крытыми камышом.