Примечания

1

Истомин К. К. Из славяно-русских рукописей об ап. Андрее. СПб., 1904. С.1.

2

Малышевский И. И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем // Владимирский сборник в память девятисотлетия крещения России. Киев, 1888. С. 17. (Та же самая статья была опубликована в – Малышевский И. Сказание о посещении Русской страны св. Апостолом Андреем // Труды Киевской Духовной Академии. 1888. Том вторый. Киев, 1888.)

3

Пчелов Е. В. Из Корсуня в Рим по Днепру: почему в «Повести временных лет» Путь из Варяг в Греки описан в обратном направлении // Восточная Европа в древности и средневековье. Трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен. XХ Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Москва, 16–18 апреля 2008 г. Материалы конференции. М., 2008. С. 186.

4

Цит. по – Повесть временных лет // Повести Древней Руси. XI–XII века. Л., 1983. С. 26–27. См. – Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Том первый. М., 1997. С. 7–9. В Радзивиловской и Ипатьевской летописях говорится, что Днепр впадает в Черное море тремя устьями: «И Днепръ втечет в Поньтьское море треми жерелы…»; цитируется по Радзивиловской летописи (Пол-ное собрание русских летописей. Том тридцать восьмой. Л., 1989. С. 12), см. также Ипатьевскую летопись (Полное собрание русских летописей. Том второй. М., 1962. С. 6). Иные случаи существенных различий летописных текстов будут рассмотрены ниже.

5

Здесь и далее святым Андреем именуется святой апостол Андрей Первозванный, за исключением тех случаев, когда упоминание другого святого с таким же именем оговорено особо.

6

Pogodin A. Повесть о хождении апостола Андрея в Руси // Byzantinoslavica. Sborník pro studium byzantsko-slovanskу́ch vztahú. Vydává byzantologická komise Slovanského Ústavu. Ročník VII. Vydán dne 30. XII. 1938. Praha, 1937–1938. Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской литературной традиции // The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Proceedings of the International Congress on the Millennium of the Conversion of Rus’ to Christianity. Thessaloniki 26–28 November. 1988. Thessaloniki, 1992. P. 195.

7

Подробный обзор соответствующих сведений XVI–XIX вв. можно найти в труде протоиерея Сергия Петровского; см. – Петровский С. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. Одесса, 1919. – СПб., 2003. С. 361–375. См. также – Малышевский И. И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем… С. 41–46.

8

Поссевино А. Беседы о религии. Первая публичная беседа о католической религии с великим князем московским Иваном Васильевичем, произошедшая 21 февраля 1582 года в царском дворце в присутствии его бояр и 100 знатнейших людей // Иван Грозный и иезуиты. Миссия Антонио Поссевино в Москве. М., 2005. С. 172 (перевод с латинского Л. Н. Годовиковой). Русские протоколы не сохранили упоминания Иваном Грозным апостола Андрея, хотя отраженный ими общий смысл слов Государя, конечно же, тот же: «…Нам с вами не сойдетца в вере, наша вера хрестьянская из давних лет была себе, а римская церковь была себе…»; см. – Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Том Х (Памятники дипломатических сношений с Папским Двором и с италианскими государствами (с 1580 по 1699 год)). СПб., 1871. С. 301–302.

9

Советование о благочестии // Памятники, изданные Киевскою Комиссиею для разбора древних актов. Издание второе, с дополнениями. Том первый. Киев, 1898. С. 132.

10

Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статутов. Составлено по поручению Его Сиятельства Канцлера Российских Императорских и Царских Орденов Генерал-Адъютанта Графа И. И. Воронцова-Дашкова. Второе издание. СПб., 1892. С. 4, 100–101, 122. Данный проект 1720 г. не был утвержден Петром I; официальное принятие устава ордена состоялось лишь в 1797 г.

11

О включении данного предания в летопись именно св. Нестором см. например – Шахматов А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни // Научный исторический журнал, издаваемый под редакцией проф. Н. И. Кареева. Т. II, вып. 2, № 4. СПб., 1914. С. 46.

12

См. например – Бестужев-Рюмин К. О составе русских летописей до конца XIV века. СПб., 1868. С. 33–34. Малышевский И. И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем // Владимирский сборник в память девятисотлетия крещения России. Киев, 1888. С. 17–18. Приселков М. Д. Андрей св. ап. // Русская энциклопедия. Том первый. А до Аркасъ. СПб., 1911. С. 359–360. Петровский С. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. Одесса, 1919 – СПб., 2003. С. 183. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947. С. 170–171. Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в Начальной летописи // Летописи и хроники. Сборник статей. 1973 г. Посвящен памяти Арсения Николаевича Насонова. М., 1974. С. 45. Творогов О. В. Повесть временных лет. Примечания // Повести Древней Руси. XI–XII века. Л., 1983. С. 526–527. Корiнний М. М. Виникнення легенды про апостола Андрiя // Украïнський iсторичний журнал. № 3 (312). Березень, 1987. Киïв, 1987. С. 110. Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Диалог. Л., 1990. С. 26–30 [Панченко А. М.]. Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древне-русской литературной традиции // The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Proceedings of the International Congress on the Millennium of the Conversion of Rus’ to Christianity. Thessaloniki 26–28 November. 1988. Thessaloniki, 1992. С. 208–209. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода. СПб., 1996. С. 19. Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. С. 22.

13

Цит. по – Повесть временных лет // Повести Древней Руси. XI–XII века. Л., 1983. С. 56–57. В оригинале Лаврентьевской летописи (Полное собрание русских летописей. Том первый. М., 1997. С. 83): «аще и телом апостоли не суть не были». В Радзивиловской летописи (Полное собрание русских летописей. Том тридцать восьмой. Л., 1989. С. 40): «Аще ли и телом ап(о)с(то)ли не сут(ь) были». Очевидно, правильный вариант сохранила Ипатьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Том второй. М., 1962. С. 70) – «аще бо и теломъ апостоли суть зде не были».

14

Цит. по – Повесть временных лет… С. 62–63. См. – Лаврентьевская летопись… С. 118.

15

Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба // Памятники древне-русской литературы. Вып. 2 (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им). Пг., 1916. С. 3. Б. А. Рыбаков ошибочно называет другое произведение св. прп. Нестора: «Нестор еще в “Житии Феодосия Печерского” признавал, что русские – новый народ, не слышавший апостольской проповеди, что “телом” апостолы здесь, на Руси, не были» (Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 282).

16

Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI–XII века. СПб., 1997. С. 42, 46.

17

Лихачев Д. С. Русские летописи… С. 170–171.

18

Лихачев Д. С. Комментарии // Повесть временных лет. Часть вторая. Приложения. Статьи и комментарии Д. С. Лихачева. М.-Л., 1950. С. 219, 342. Ср. – Леопардов Н. О благословении Св. Апостолом Андреем Первозванным надднепровских Киевских высот и о предречении им основания на них великого города (Киева). (По сказанию Начальной Киевской летописи). Киев, 1891. С. 12–13.

19

Словене, проживающие на месте будущего Новгорода в I столетии по Р. Х., несомненно являются результатом исторической интерпретации предания летописцем. О возможности проповеди апостола Андрея среди именно славянского населения Восточной Европы и об этнокультурной ситуации в Приильменье в то время – см. главу «Археология летописного рассказа».

20

Шахматов А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни… С. 46.

21

Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и русской церковно-идеологической традиции // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сборник статей. М., 1990. С. 22. См. также – Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской литературной традиции… С. 202.

22

Протоиерей С. Ляшевский. История христианства в Земле Русской с I-го века по XI-й век и Очерки по Преистории России. Балтимора, 1968. С. 210.

23

Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I (Период первый, киевский или домонгольский). Первая половина тома. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1901. С. 28. Карташев А. В. Был ли апостол Андрей на Руси? // Христианское чтение. Ежемесячный журнал издаваемый при С.-Петербургской Духовной Академии. Том CCXXIV. Часть первая. Июль. СПб., 1907. С. 94. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. М., 2000. С. 59–60.

24

Просветитель, или обличение ереси Жидовствующих. Творение Преподобного Отца нашего Иосифа, Игумена Волоцкого // Православный собеседник, издаваемый при Казанской Духовной Академии. Книжка третия. Приложение. Казань, 1855. С. 40–42. Русский перевод см. в – Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993. С. 22.

25

Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. С. 374–383.

26

Карташев А. В. Был ли апостол Андрей на Руси… С. 94.

27

Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей… С. 63 (приложение Х).

28

Послание же старца Филофея относится к началу княжения Ивана Грозного – 1530-м – 1540-м гг. (Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей… С. 43).

29

Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Отдел вторый. Писания святых отцев. 3. Разные богословские сочинения. (Прибавление.) М., 1862. С. 680–681 (№ 326, л. 25 об).

30

См. например – Голубинский Е. История Русской Церкви… С. 24–25. Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и русской церковно-идеологической традиции… С. 11. См. также – Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской литературной традиции… С. 202. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси… С. 19. См. также – Рыбаков Б. А. Древняя Русь… С. 226, 234, 282, 284.

31

Цит. по – Повесть временных лет… С. 34–35. См. – Лаврентьевская летопись… С. 28. Стоит отметить, что в самой Лаврентьевской летописи после слов «ту бо есть Илюрикъ» начинается большой пропуск и последующий текст публикуется обычно по Радзивиловской летописи.

32

Татищев В. Н. Собрание сочинений. Том I (История Российская. Часть первая). М., 1994. С. 103.

33

Bayer T. S. Origines russicae // Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae. Tomus VIII. Ad annum MDCCXXXVI. Petropoli, 1741. P. 390–391.

34

Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Том шестой. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747–1765 гг. М.-Л., 1952. С. 56–59.

35

Schlözer A. L. Нестор. Russische Annalen in ihrer Slavonischen GrundSprache verlichen, übersetzt, und erklärt von August Ludwig Schlözer. Zweiter Teil. Göttingen, 1802. P. XIII.

36

Шлёцер А. Л. Нестор. Русские летописи на Древле-Славенском языке сличенные, переведенные и объясненные Августом Лудовиком Шлёцером. Часть I. СПб., 1809. С. XXV.

37

Я хотел бы вразить здесь искреннюю признательность старшему преподавателю кафедры межкультурных коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Т. В. Литвин за консультации по переводу немецкого текста.

38

Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород // Летописи и хроники. Сборник статей. 1973 г. Посвящен памяти Арсения Николаевича Насонова. М., 1974. С. 48. (Та же самая статья была опубликована в – Мюллер Л. Древнерусская легенда о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород // Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. М., 2000. С. 183–201.)

39

Шлёцер А. Л. Нестор… С. 170–173. См. также – Strahl Ph. Geschichte der russischen Kirche. Erster Theil. Halle, 1830. S. 37–39.

40

Митрополит Платон. Краткая церковная история. Издание третье. Том первый. М., 1829. С. 10–11. (Первое издание этого труда вышло еще при жизни митрополита в 1805 г.)

41

Булгарин Ф. Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях. Ручная книга для русских всех сословий. Истории. Часть вторая. СПб., 1837. С. 408.

42

Малышевский И. И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем… См. также – Малышевский И. Спутники и ученики св. ап. Андрея // Труды Киевской Духовной Академии. 1889. Том третий. Киев, 1889. С. 567.

43

Малышевский И. Рец. на кн. «История Русской Церкви. Е. Голубинского, профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия Е. Голубинского. Т. I, период первый, Киевский или до-монгольский. Первая половина тома. Москва 1880 г. …» // Записки Императорской Академии наук. Том сорок первый. Приложение № 4 (Отчет о двадцать-четвертом присуждении наград графа Уварова). СПб., 1882. С. 39.

44

Голубинский Е. История Русской Церкви… С. 24, 29.

45

Показательно, что спустя столетие эти высказывания Е. Е. Голубинского оказались востребованы в пропагандистской атеистической литературе; см. – Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Полемические заметки. Л., 1984. С. 57–58.

46

Карташев А. В. Был ли апостол Андрей на Руси… С. 83–95. См. таже – Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви… С. 55–62.

47

Пархоменко В. Начало христианства Руси. Очерк из истории Руси IX–X вв. Полтава, 1913. С. 2.

48

Подскальски Г. Христианство и богословская литература… С. 18.

49

Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея… С. 48. См. также – Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее… С. 37–38. Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси // Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. С. 206–209. Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989. С. 12.

50

Митрополит Иоанн. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2007. С. 47–48. Здесь также стоит напомнить, что упомянутые выше И. И. Малышевский, Е. Е. Голубинский и А. В. Карташев преподавали историю Русской Церкви в российских духовных академиях (соответственно – в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге). Кроме того, следует отметить и точку зрения протоиерея Сергия Петровского, полагавшего, что летописное сказание представляет собой «продукт чисто русского летописного творчества»; см. – Петровский С. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного… С. 182–184, 190–191. Этот труд был завершен о. Сергием в 1919 г., однако, публикация его состоялась лишь по прошествии более восьмидесяти лет.

51

Статья А. В. Карташева «Над долг перед св. апостолом Андреем Первозванным», опубликованной в 1950 г. в «Церковном Вестнике ЗападноЕвропейского Православного Русского Эзкархата» (№ 2), цитируется здесь по ее публикации в – Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. 674.

52

Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла… С. 41–42 [Панченко А. М.].

53

«…Новгород построен после Киева, – писал Г. Ф. Миллер в своей работе 1749 г. “Происхождение народа и имени российского…” А Киев по польским писателям (здесь Миллер ссылается на историка второй половины XVI в. Мацея Стрыйковского, Н. П.) создан от князя Кия в лето четыреста тритцатое после Рождества Христова…»; Миллер Г. Ф. О происхождении имени и народа российского // Фомин В. В. Ломоносов. Гений русской истории. М., 2006. С. 373.

54

Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Том шестой… С. 31–32, см. также с. 79–80.

55

Там же. С. 190, 270–271.

56

Татищев В. Н. Собрание сочинений. Том I… С. 81, 104–105. Иллирия – регион на северо-западе Балканского полуострова; Ахайя – область на севере Пелопонесса, центром которой являлись Патры (город, где принял мученическую кончину апостол Андрей).

57

Карамзин Н. М. История государства Российского. Том I. М., 1989. С. 47. Впрочем, в другом месте (с. 192–193) историк отметил, что «люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия…»

58

Малышевский И. И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем… С. 45–46.

59

Т-ский Ф. К. А. Лохвицкий и его жизнь в Киеве. II // Киевлянин. Литературная и политическая газета югозападного края. № 145, 9 декабря. Киев, 1865. С. 1.

60

Об открытии Ярославовых златых врат в Киеве // Журнал Министерства внутренних дел. Часть VII. № VII. СПб., 1832. С. 76–78. О ходе открытия древностей в Киеве до начала 1836 года // Журнал Министерства народного просвещения. № XI. Ноябрь. СПб., 1836. С. 272.

Загрузка...