Примечания

1

Своим названием книга обязана письму священника Павла Флоренского И. П. Щербову от 13 мая 1913 года, где Флоренский называет имяславие «древней священной тайной Церкви». См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М, 1999. С. 297.

2

Мы, например, не сочли возможным рассматривать все сочинения, написанные иеросхимонахом Антонием (Булатовичем) и С. В. Троицким, ограничившись обзором лишь основных трудов обоих авторов. Из сочинений А. Лосева и священника Павла Флоренского нами рассмотрены только те, которые непосредственно касаются вопроса об имени Божием.

3

Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 570.

4

Кравецкий А. Г. К истории почитания Имени Божия. – Богословские труды № 33. М, 1997. С. 155. Ср.: Слесинский Роберт, священник. Начало своеобразной философии языка: имеславие и имеборчество. – · Путь православия. М., 1994. С. 73 («Окончательной редакции афонской смуты пока нет, и этой работе только предстоит состояться. Имяславие, как доктрина, никогда не получало надлежащего освещения в православных кругах»).

5

Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви. Мысли благоговейного христианина о Церкви или обществе верующих, о храме, о Литургии и о православном богослужении вообще. Из дневника кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергеева. Часть 3. СПб., 1894. С. 18.

6

Светские специалисты по антропонимике рекомендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени. См., например: Суслова А. В., Суперанская В. А. О русских именах. Л., 1985. С. 189–190 («Сопоставлять значение имен при выборе имени ребенку – занятие пустое и бесперспективное <…> Знание перевода того или иного имени с языка-источника представляет интерес только в том смысле, что позволяет уяснить исторический путь имени от одного народа к другому <…> Для практического же именования в наши дни оно не имеет никакого значения»).

7

Верховской С. Об имени Божием. – Православная мысль. Вып. VI. Париж, 1948. С. 39.

8

Неофит (Осипов), архимандрит. Мысли об Имени. – Начала № 1–4,1998. С. 6.

9

Cullman О. Prayer in the New Testament. With Answers from the New Testament to Today''s Questions. London, 1994. P. 44.

10

Словарь библейского богословия под ред. К. Леон-Дюфура. Брюссель, 1990. С. 448.

11

Pedersen J. Israel. Vol. I. London-Copenhagen, 1926. P. 256.

12

Ла Сор У. С. С., Хаббард Д. Α., Буги Ф. У. Обзор Ветхого Завета. Откровение, литературная форма и исторический контекст Ветхого Завета. Пер. с английского. Одесса, 1998. С. 126.

13

Eichrodt W. Theology in the Old Testament. Vol. I. Philadelphia, 1961. P. 60 ff., 206 if.; Eichrodt W. Theology in the Old Testament. Vol. II. London, 1967. P. 40.

14

Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Сила Имени. Молитва Иисусова в православной духовности. – Церковь и время № 1 (8), 1999. С. 195.

15

1Цар. 25:25. Ср.: Κωνσταντίνου Μ. Δ, Ρήμα Θεοΰ κραταΐον. Aφιγματικά κείμενα από την Παλαιά Διαθήκη. Θεσσαλονίκη, 1998. Σελ. 181; Mettinger Τ. Ν. D. In Search of God. The Meaning and Message of the Everlasting Names. Translated by F. H. Cryer. Philadelphia, 1988. P. 6–9.

16

При рассмотрении Ветхого Завета мы оставляем в стороне данные современной библейской критики относительно возможного авторства и времени написания тех или иных фрагментов Библии как не имеющие решающего значения для нашего исследования. Ветхий Завет рассматривается нами как единое целое.

17

Быт. 1:3–6,8,9–10.

18

Быт. 5:2.

19

Быт. 2:19–20.

20

Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1998. С. 23.

21

Балътазар X. У. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. М., 2001. С. 248.

22

Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия 14, 5 (Цит. по: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4. СПб., 1898. С. 115).

23

Василий Селевкийский. Слово 2, Об Адаме (PG 85, 4 °C-41 А).

24

Ср.: Быт. 3:20; 5:29; 25:25–26 и др.

25

Быт. 5:29.

26

Быт. 25:25–26.

27

См.: Неофит (Осипов), архимандрит. Мысли об Имени. С. 51–58.

28

Словарь библейского богословия. С. 449.

29

Буйе Л. О Библии и Евангелии. С. 23; Thomson Η. О. Yahweh. -Anchor Bible Dictionary. Т. VI. New York, 1992. P. 1012.

30

Ср.:4Цар. 23:34; 24:17.

31

Числ. 13:17.

32

Быт. 17:1–5.

33

Быт. 17:15.

34

Быт. 32:27–28.

35

Быт. 11:4.

36

Ср.: Быт. 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 36и др.

37

Исх. 28:12.

38

Быт. 16:13.

39

Верховской С. Об имени Божием. С. 43. Научная литература об именах Божиих в Ветхом Завете огромна. См., например: Brichto H. С. The Names of God: Poetic Readings in Biblical Beginnings. Oxford, 1998; Clements R. E. Old Testament Theology. A Fresh Approach. London, 1978. P. 62–66; Grether O. Name und Wort Gottes im Alien Testament. Giessen, 1934; Jacob E. Theology of the Old Testament. Translated by A. W. Heathcote and Ph. J. Allcock. London, 1958; Jukes A. J. The Names of God in Holy Scripture. A Revelation of His Nature and Relationships, Notes of Lectures. London, 1888; Kittel G. Der Name liber alle Namen IÏ Biblische Theologie, AT. Gottingen, 1989; Koehler L. Old Testament Theology. Translated by A. S. Todd. London, 1957. P. 36–58; Lilburn T. Names of God. Lantzville, 1986; Mehlmann J. Der 'Namé Gottes im Alten Testament. Dissertation. Roma, 1956; Metlinger T. In Search of God. The Meaning and Message of the Everlasting Names. Translated by F. H. Cryer.Philadelphia, 1988; Preuss H. D. Old Testament Theology. Translated by Leo G Perdue. Vol. I. Edinburgh, 1995. P. 139–152; Testa E. Nomi personali semiticï Biblici, Angelici, Profanï Studio filologico e comparativo. Porziuncola, 1994.

40

Букв, «боги» (pluralis majestatis).

41

Букв, «господа мои» (pluralis majestatis).

42

Быт. 32:24–30.

43

Обзор традиционных толкований см. в: Козырев Φ. Η. Поединок Иакова. СПб., 1999. См. также: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. С. 65–69; Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Ï Книга Бытия. М., 1994. С. 242–259.

44

См., например: Иустин Философ. Диалог с Трифоном-иудеем 125 (Сочинения святаго Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М., 1892. С. 334–335).

45

Наречение имен местам, с которыми связана память о тех или иных знаменательных событиях, – весьма распространенный в Библии сюжет. Ср.: Быт. 28:19; Исх. 17и др.

46

Суд. 13:17–22.

47

Yahweh – наиболее характерное для Библии наименование Бога: оно встречается в Ветхом Завете около 6700 раз. Для сравнения: имя Elohim встречается около 2500 раз, а имя Adonay– около 450 раз. См.: Barackman F. Η. Practical Christian Theology. Examining the Great Doctrines of the Faith. 3 [rd] edition. Grand Rapids, 1998. P. 65.

48

Исх. 3:4–15.

49

Schild Е. On Exodus 3.14 – I am that I am. – Vetus Testamentum 4. 1954.P. 296–302.

50

Буквальный перевод этого термина на греческий – ό ών, на славянский – Иегова. В греческой Библии часто переводится (наряду с именем Adonay) как Κύριος, в славянской и русской – как «Господь».

51

Ср.: Quell G. Κύριος. – Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. III. Michigan, 1968. P. 1039–1081.

52

Ср.: Феофан (Быстрое), архимандрит. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя. СПб., 1905. С. 68.

53

См.: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 419. Ср.: Шмаина-Великанова А. И. Адонай. – Православная энциклопедия. Том I (А-Алексий Студит). М., 2000. С. 307–308.

54

Священник Павел Флоренский считает такую огласовку сознательной попыткой иудеев скрыть правильное произношение имени Божия. См.: Флоренский Павел, священник. Словесное служение. Молитва. – Богословские труды № 17. М., 1977. С. 188 (<«…> Явилось опасение, как бы несмысленный и неосторожный читатель, при чтении, с разбега не вокализовал бы четырех букв Имени <…> Чтобы к согласным нечаянно не были присоединены гласные правильные, к ним сознательно приставили гласные заведомо неправильные, слово Божие иудейские мудрецы пронизали системою ложных ходов <…> Никто теперь, даже случайно, не призвал бы своего Бога по Имени Его <…> Только одному роду, в лице старшего его представителя, было ведомо произношение Имени, но и этот представитель только единожды в год, в день Очищения, мог воспользоваться своим знанием»).

55

Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. С. 420.

56

Литература по вопросу о происхождении и значении имени YHWH необозрима. См., например: Cross F. Μ. Canaanite Myth and Hebrew Epic. Cambridge, Massachusetts, 1973; Day J. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan. Journal for the Study of the Old Testament. Supplement series 265. Sheffield, 2000; Hyatt J. P., The Origins of Mosaic Yahwism. – The Teacher''s Yoke. Festschrift H. Trantham. Waco, 1949; Kinyongo J. Origine et signification du nom divin Yahve a la luimiere de recents travaux et de traditions semitico-bibliques. – Bonner Biblische Beitráge 35. Koln, 1970; Mettinger T. In Search of God. P. 14–49; Miller P. D. The Divine Warrior in Early Israel. Cambridge, Massachusetts, 1973; Moor J. C. de. The Rise of Yahwism. The Roots of Israelite Monotheism. Louvain, 1990. P. 223–260; Parke-Taylor G H. Yahweh: The Divine Name in the Bible. Waterloo, Ontario, 1975; Preuss H. D. Old Testament Theology. Vol. I. P. 139–146, 151–249; Reisel M. The Mysterious Name of Yahweh. Assen, 1967; Thompson Η. Ο. Yahweh. – Anchor Bible Dictionary. T. VI. New York, 1992. P. 1011–1012; Vaux R. de. The Early History of Israel. Philadelphia, 1978; Vaux R. de. The Revelation of the Divine Name YHWH. – Proclamation and Presence. Festschrift G H. Davies. London, 1970. P. 48–75.

57

Исх. 6:2–3.

58

Быт. 4:26.

59

Быт. 8:20.

60

Быт. 15:7.

61

Быт. 15:6.

62

Быт. 12:8; 13:18.

63

Быт. 15:2; 15:8.

64

Быт. 13:4; 21:33.

65

Быт. 32:9.

66

Ср.: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. С. 428–429.

67

Исх. 20:2–6.

68

Ср.: Исх. 34(«Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – «ревнитель»; Он – Бог ревнитель»).

69

Исх. 33:18–23; 34:4–8.

70

Об этом понятии см.: Stein В. Der Begriff Kebod Jahweh und seine Bedeutung fur die alttestamentliche Gotteserkenntnis. Emsdetten, 1939.

71

Hex. 16:7–10.

72

Hex. 24:15–17.

73

Hex. 40:34–35.

74

Лев. 16:13.

75

1Цар. 4:21–22.

76

2Цар. 6:2. Имя צבאות встречается в Ветхом Завете 279 раз, из них 206 раз в сочетании с именем Яхве (יהוה צבאות). См.: Jacob E. Theology of the Old Testament. Translated by A. W. Heathcote and Ph. J. Allcock. London, 1958. P. 54; KoehlerL. Old Testament Theology. P. 49. Подробнее об этом имени Божием см. в: Mettinger Т. N. D. In Search of God. P. 123–157.

77

Исх. 25:22.

78

О Шехине см., в частности: Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. С. 90–103; Kadushin Μ. The Rabbinic Mind. New York, 1972. P. 222–261.

79

См.: Лев. 18:21; 19:12; 21:6; 22:2, 32.

80

Лев. 24:11–16.

81

Втор. 6:4.

82

Втор. 26:19.

83

См., например: Anchor Bible Dictionary. Vol. IV. New York, 1992. P. 1002.

84

Втор. 5:11.

85

Втор. 28:58–59.

86

Ср.: 1Цар. 11:7.

87

См.: Bietenhard H. Όνομα. -Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. V. Michigan, 1968. P. 246–247.

88

ЗЦар. 8:10–43.

89

Ср.: Пс. 28(«и во храме Его все возвещает о Его славе»).

90

Ср.: 1Езд. 6:12.

91

В имени.

92

Ис. 48:9.

93

Иер. 44:26.

94

Ис. 63:11–12.

95

Ис. 63:14.

96

Иез. 20:9.

97

Иез. 36:23.

98

Иоиль 2:32. Ср.: Деян. 2:21; Рим. 10:13.

99

Ис. 30:27–28.

100

Эрн В. Разбор Послания Св. Синода об Имени Божием. М., 1917 С. 30–31.

101

Мих. 4:5.

102

Феофан (Быстрое), архимандрит. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя. С. 166–167.

103

Мф. 1:1. Ср. то же выражение в Быт. 5:1.

104

Лк. 3:23–38.

105

Лк. 1:13.

106

Лк. 1:30–31.

107

Мф. 1:20–21.

108

Исх. 20:5.

109

Мф. 1:21.

110

Мр. 3:16–17.

111

Ин. 1:42.

112

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 19, 2 (Цит. по: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8. СПб., 1914. С. 128).

113

Мр. 5:37.

114

Мф. 17:1; Мр. 9:2.

115

Мр. 14:33.

116

Ин. 10:3–4.

117

Лк. 10:17–20.

118

Ср.: Пс. 102:13; Ис. 9:6; 63:16; Иер. 31:9; Мал. 1:6; 2:10; и др.

119

Ин. 5:43.

120

Ин. 10:25.

121

Ин. 12:27–28.

122

Ин. 17:6,11,22,25–26.

123

Мф. 6:9, 13.

124

Мф. 18:5; Мр. 9:37; Лк. 9:48.

125

Лк. 21:12, 17. Ср.: Мф. 10:18, 22; 24:9; Мр. 13:13.

126

Лк. 24:47.

127

Мр. 9:38–39.

128

Лк. 10:17–20.

129

Мф. 7:21–23.

130

Ин. 1:11–12.

131

Ин. 2:23.

132

Ин. 3:16–18.

133

Ин. 14:13–14.

134

Ин. 15:16.

135

Ин. 16:23–24,26–27.

136

Ин. 14:26.

137

Ин. 15:26.

138

Ин. 18:3–8,12.

139

Мф. 28:18–19.

140

Мр. 16:15–18.

141

Лк. 24:46–47.

142

Ин. 20:31.

143

Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997. С. 7–8.

144

Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. Т. 2: Аскетические опыты. Изд. 2-е. СПб., 1886. С. 252.

145

Деян. 4:5–12.

146

Деян. 4:17.

147

Деян. 4:18.

148

Деян. 4:29–30.

149

Деян. 5:28–29.

150

Деян. 5:40–41.

151

Деян. 9:13–15.

152

Деян. 9:27–28.

153

Деян. 2:38.

154

Деян. 10:43,48.

155

Деян. 19:5.

156

1Пет. 4:14.

157

1Ин. 2:12.

158

1Ин. 3:22–23.

159

1Ин. 5:13.

160

1Кор. 1:10–15.

161

1Кор. 6:11.

162

Кол. 3:17.

163

Рим. 1:4–5.

164

Букв.: имя Яхве.

165

ИоильЗ:5.

166

Рим. 10:9–13.

167

См.: Behr J. Formation of Christian Theology. Vol. Ï The Way to Nicaea. Crestwood, New York, 2001. P. 64. Вообще в христианской традиции эти слова пророка Иоиля воспринимаются как относящиеся к имени Иисуса Христа. См.: Davis С. 1. The Name and Way of the Lord: Old Testament Themes, New Testament Christology. Journal for the Study of the New Testament. Supplement series 129. Sheffield, 1996. P. 122–140; BesnardA.-M. Le mystere du nom. Quiconque invoquera le nom du Seigneur sera sauve. Paris, 1962.

168

Фил. 2:6–11.

169

Откр. 2:3.

170

Откр. 2:13.

171

Откр. 3:8.

172

Откр. 3:1.

173

Откр. 2:17.

174

Откр. 3:5.

175

Откр. 3:12.

176

Откр. 13:1.

177

Откр. 13:6–8, 16–18; 14:9–11.

178

Откр. 17:3–5.

179

Откр. 14:1.

180

Ср.: Булгаков Сергий, протоиерей. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). М., 1991. С. 248.

181

Откр. 15:2–4.

182

Откр. 19:11–13, 16.

183

Откр. 21:1–4, 10–14, 22–23, 27; 22:3–5.

184

Откр. 2:17.

185

Огкр. 20:13–15.

186

Откр. 3:12.

187

Откр. 19:12.

188

Ср.: Eichrodt W. Theology of the Old Testament. V. II. P. 41–42.

189

Подробнее о богословии имени у Игнатия и Иринея см. в: Hausherr I. The Name of Jesus. The Names of Jesus Used by Early Christians. The Development of the 'Jesus Prayer'. Cistercian Studies 44. Kalamazoo, Michigan, 1978. P. 12–20.

190

Фил. 2:9–11.

191

Ерм. Пастырь. Книга 3: Подобия 9, 14 (Цит. по: Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 239–240).

192

Там же. Подобия 9, 28 (С. 246–247).

193

См.: Andia Y. de. Jesus, Seigneur et Christ. Trinite et Christologie chez Irenee de Lyon et Basile de Cesaree. – Paper at the International Encounter of Patrologists of East and West on the Theme 'Christ according to Greek and Latin Fathers of the First Millenium in Europé (Vienna, 7–10.06.2001).

194

Иустин. 2-я Апология 6 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М, 1892. С. ПО-111).

195

Ис. 44:6.

196

Иустин. Увещание к эллинам 20–21 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 425–426).

197

См.:Числ. 13:17.

198

Об имени …. в составе собственных имен см.: Лебедев Виталий, протоиерей. Библейские собственные имена в их религиозно-историческом значении. Пг, 1916. С. 113–115.

199

Греч, σωτηρία Κυρίου. См.: Филон Апександрийский. О перемене имен 121 (Les oeuvres de Philon d'Alexandrie 18: De mutatione nominum. Introduction, traduction et notes par R. Arnaldez. Paris, 1964. P. 86). Трактат Филона «О перемене имен», представляющий собой развернутое мистико-аллегорическое толкование на Быт. 17:1–6 и 17:15–22, является первой попыткой перенесения библейского богослопия имени на греческую почву. Интерпретация Филона оказала влияние на последующих христианских толкователей Библии, в частности, на Иустина и Оригена.

200

Исх. 23:20–21.

201

Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 75 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 255–256).

202

Там же 113 (С. 313–314).

203

Исх. 17:9–13.

204

Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 90 (С. 282–283). Смысл этих слов Иустина, как кажется, следующий: амаликитяне были побеждаемы не молитвой Моисея или кого-либо из стоявших рядом с ним, а силой креста Христова, изображаемого простертыми руками Моисея, и имени Иисуса, бывшего «во главе битвы».

205

Аллюзия на Фил. 2:10.

206

Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 111 (С. 310). Ср.: Там же 91 (С. 284).

207

Там же 131 (С. 343–344).

208

См.: 1Цар. 6:7–14.

209

См.: Ис. Нав. 10:12–13.

210

В Синодальном переводе: «на поле Иисуса Весфамитянина»; в Септуагинте: «на поле Осии, которое было в Весфамифе».

211

Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 132 (С. 344–345).

212

См.:Агг. 1:1.

213

Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 115 (С. 316–317).

214

Там же 85 (С. 272).

215

Ср.: Пс. 71:17.

216

Ср.: Втор. 4:19.

217

Пс. 71:17.

218

Зах. 6:12. В Синодальном переводе: «имя Ему Отрасль».

219

Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 121 (С. 327).

220

Там же 39 (С. 194). Ср.: 1Кор. 12:7–9.

221

Мал. 1:10–12.

222

Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 116–117 (С. 319–320).

223

Иустин. 1-я Апология 61 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 92).

224

Там же 61 (С. 93).

225

Ориген. Беседы на Книгу Иисуса Навина 1, 1 (PG 12, 825 А-827 А).

226

Тамже1,3(РG12,828А).

227

Песн. 1:2.

228

Ориген. Беседы на Песнь Песней 1, 4 (PG 13, 41 D-42 А).

229

Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 117 (С. 320–321).

230

Ориген. Увещание к мученичеству 46 (Цит. по: Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. II. М, 1996. С. 63).

231

Ориген. Против Цельса 1,24 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книги 1–4. М., 1996. Пер. Л. Писарева. С. 48–49); 5, 12 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книга 5. Пер. А. Фокина. – Богословский сборник Свято-Тихоновского православного богословского института. Вып. VII. М., 2001).

232

Ориген. Увещание к мученичеству 46 (С. 63). Возможно, здесь аллюзия на Деян. 18:15.

233

Рассмотрение и систематизация взглядов античных философов на природу имен выходят за рамки нашей работы. Некоторые ученые труды на данную тему упомянуты нами в Библиографии.

234

Мы пользуемся классификацией Лосева в его примечаниях к диалогам Платона. См.: Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М., 1990. С. 827.

235

Платон. Кратил 384d.

236

Платон. Кратил 435d.

237

Платон. Кратил 438с.

238

Платон. Кратил 390d-e.

239

Платон. Кратил 389а-е; 390е-391е.

240

Платон. Кратил 397b-с.

241

Ориген ссылается также на мнение стоиков о зависимости имен от природы вещей и мнение Эпикура о соответствии имен природе вещей: Против Цельса 1, 24 (Пер. Л. Писарева. С. 49).

242

Платон. Кратил 437a-d.

243

Платон. Кратил 439Ь. Подробнее о платоновской теории имен см. в: BietenhardH. Όνομα – Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. III. Michigan, 1968. P. 246–247; Ueberweg F. Grundriss der Geschicht der Philosophic. Berlin, 1926. S. 256ff.; Wilamowitz-MoellendorffU. von. Platon. Berlin, 1920. S. 287–295. Суммарное изложение платоновской теории имен содержится в «Учебнике платоновской философии» Альбина: «Платон исследует, от природы имена или по установлению. По его мнению, правильные имена устанавливаются, но не как попало, а в соответствии с природою вещи, поскольку правильно наименовать – значит дать имя, согласное с природою вещи. Одного какого попало наложения имен для правильности недостаточно, равно как одной природы и простого возгласа; необходимо сочетание того и другого, при котором любое имя налагается в силу его соответствия природе вещи. При случайном наложении у имени, конечно, не будет правильного значения, например, если назвать человека лошадью <…> Дать правильное или неправильное имя нельзя путем случайного наложения, но только благодаря природному соответствию между именем и вещью. Поэтому тот именедатель лучше других, кто в имени выражает природу вещи: имя не случайный придаток вещи, оно – инструмент, согласованный с ее природой. С его помощью мы объясняем друг другу предметы и различаем их. Поэтому имя есть инструмент обучения и различения сущности каждой вещи» (Цит. по: Платон. Диалоги. М, 1986. С. 444–445).

244

Аристотель. Об истолковании 16а 20–30. Отметим, что Аммоний в толковании на данное место аристотелевского трактата (Ammonius. In Aristotelis De Interpretatione commentarius 34, 10–36,21. Ed. A. Bousse. Berlin, 1897 Ammonius. On Aristotle On Interpretation 1–8. Translated by D. Blank. Towbridge, 1996. P. 43–45) сближает учение Аристотеля с учением Сократа в платоновском «Кратиле» путем установления двойного смысла терминов φύσει и θέσει. Согласно Аммонию, термин φύσει употребляется Кратилом в том смысле, что имена являются продуктами природы, тогда как по другому толкованию этот же термин означает, что имена соответствуют природе именуемых предметов. Точно так же термин θέσει интерпретировался Гермогеном в том смысле, что любой человек может назвать любую вещь любым именем, тогда как другие понимают этот термин в том смысле, что значение имени известно только тому, кто дает имя предмету. Ср. также: Прокл. Толкование на «Кратил» Платона 7, 18 (четыре значения термина φύσει).

245

Ориген. Против Целься 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 119–120).

246

Ориген. Против Цельса 1, 25 (Пер. Л. Писарева. С. 51); 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 120). Ср.: Увещание к мученичеству 46 (С. 63).

247

Ориген. Против Цельса 1, 25 (С. 51).

248

См.: Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 110.

249

Ориген. Против Цельса 1, 25 (Пер. Л. Писарева. С. 51).

250

Ориген. Против Цельса 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 121–122).

251

Ориген. Увещание к мученичеству 46 (С. 63).

252

Ориген. Против Цельса 1, 24 (Пер. Л. Писарева. С. 49–50).

253

Там же (С. 50).

254

Быт. 17:5.

255

Мр. 3:16;Ин. 1:42.

256

Деян. 13:9.

257

Исх. 3:14.

258

Ориген. О молитве 24 (Цит. по: Отцы и учители Церкви III века. Т. II. С. 89).

259

Там же (С. 89).

260

Там же (С. 90).

261

Там же (С. 90).

262

Ср.: Платон. Кратил 390 dl-e4.

263

Евсевий Кесарийскгш. Евангельское приготовление 11,6, 1–5 (Цит. по: Евсений Памфил. Евангельское приготовление. Книга XI. Пер. А. Ястребова. – Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. Вып. VII. М., 2001. С. 152–154).

264

Там же 11, 6, 9 (С. 154–155).

265

Там же 11, 6, 27 (С. 158).

266

Евномий. Апология 18 (Цит. по: Basile de Cesaree. Centre Eunome. SC 305, 270).

267

См. его труд «Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники», впервые напечатанный в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» за 1913 год и затем вошедший в книгу «Об именах Божиих и имябожниках» (СПб., 1914). Далее мы ссылаемся на этот труд по изданию 1914 года.

268

Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 1.

269

Там же. С. 1–2.

270

Цит. по: Сократ. Церковная история 4, 7.

271

Цит. по: Григорий Нисский. Против Евномия 11 (PG 45, 877 D-880 А Творения св. Григория Нисского. М, 1864. Ч. 6. С. 231).

272

Василий Великий. Против Евномия 2, 4 (Цит. по: Basile de Cesaree. Contre Eunome. SC 305, 18–20).

273

Там же 2, 26 (SC 305, 110).

274

Hausherr I. The Name of Jesus. P. 29–30 (при составлении тезисов Озэрром учитывалась также 4-я книга «Против Евномия», принадлежащая предположительно не Василию Великому, а Дидиму Александрийскому).

275

Григорий Богослов. Слово 30, 17,1–10 (SC 250,260–262 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб.,б.г. Т. 1.С. 440).

276

Словопроизводство θεός от θέειν весьма распространено. См.: Платон. Кратил 397d; Феофил Александрийский. К Автолику 1, 4; Климент Александрийский. Строматы 4, 23 и др.

277

Григорий Богослов. Слово 30, 18, 1–18 (SC 250, 262–264 Творения. Т. 1. С. 440).

278

Григорий Богослов. Слово 6, 12, 18–20 (SC 405, 152 Творения. Т. 1. С. 153).

279

Григорий Богослов. Слово 28, 13, 1–34 (SC 250, 126–128 Творения. Т. 1. С. 399–400).

280

Более подробно учение св. Григория Богослова об именах Божиих рассмотрено нами в книге: Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998 (второе издание: СПб., 2001). С. 247–255.

281

Здесь и далее этот трактат цитируется по греческому тексту, изданному в PG 45, и по русскому переводу в: Творения св. Григория Нисского. Ч. 5 (Против Нвномия. Книги 1–4). М., 1863; Ч. 6 (Против Евномия. Книги 5–12). М., 1864.

282

Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 964 В Ч. 6. С. 328).

283

Там же (PG 45, 1001 CD Ч. 6. С. 373).

284

Там же (PG 45, 1108 D Ч. 6. С. 495).

285

Там же (PG 45, 1041 CD Ч. 6. С. 419).

286

Там же (PG 45, 1005 С Ч. 6. С. 377).

287

Там же (PG 45, 1045 С Ч. 6. С. 423).

288

Там же (PG 45, 992 С Ч. 6. С. 361–362).

289

Там же (PG 45, 1008 D-1009 В Ч. 6. С. 380–381).

290

Там же (PG 45, 1005 ВС Ч. 6. С. 377).

291

Пс. 146:4.

292

Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 1053 D Ч. 6. С. 432).

293

Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. С. 2.

294

Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 969 С Ч. 6. С. 337).

295

Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. С. 2.

296

Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 969 D Ч. 6. С. 336–337).

297

Там же (PG 45, 965 С Ч. 6. С. 332).

298

Цит. по: Там же (PG 45, 964 С Ч. 6. С. 329).

299

Евномий.

300

Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 964 CD Ч. 6. С. 329–330).

301

Там же 1 (PG 45, 461 В Ч. 5. С. 256–257).

302

Там же 3 (PG 45, 601 ВС Ч. 5. С. 415–416).

303

Суд. 13:18.

304

Григорий Нисский. Против Евномия 8 (PG 45, 769 В Ч. 6. С. 103).

305

Евр. 11:6.

306

Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 1108 ВС Ч. 6. С. 494).

307

Василий Великий. Толкование на Псалом 32, 21 (PG 29, 249).

308

Григорий Нисский. Против Евномия 2 (PG 45, 473 А Ч. 5. С. 271).

309

Там же 12 (PG 45, 1049 С-1052 В Ч. 6. С. 427^29).

310

Пс. 60(по LXX).

311

Григорий Нисский. Против Евномия 10 (PG 45, 832 А Ч. 6. С. 175).

312

Там же 12 (PG 45, 960 ВС Ч. 6. С. 324).

313

Там же 12 (PG 45, 1108 А Ч. 6. С. 494; ср. также: 888 D Ч. 6. С. 241; 96 °CЧ. 6. С. 324).

314

Там же 8 (PG 45, 772 А Ч. 6. С. 104).

315

Там же 7 (PG 45, 764 А Ч. 6. С. 94). Ср.: Исх. 3:14.

316

Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 1 (PG 44, 781 С-784 А Творения. Ч. 3. М., 1862. С. 32–33). О толковании Песн. 1в патриотической традиции см. в: Фаст Геннадий, протоиерей. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Красноярск, 2000. С. 217–222.

317

Григорий Нисский. Против Евномия 7 (PG 45, 760 D-761 А Ч. 6. С. 91–92).

318

Там же 11 (PG 45, 877 D-880 А Ч. 6. С. 231).

319

Там же (PG 45, 880 В-881 В Ч. 6. С. 232–234).

320

Там же 12 (PG 45, 1045 D Ч. 6. С. 424).

321

Сочинения Златоуста цитируются нами по переводу, выполненному Санкт-Петербургской духовной академией в конце XIX века.

322

Joannes Chrysostomus. De mutatione nominum (PG 51, 113–156) Творения святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. СПб., 1897. С. 101–148.

323

Подробнее об этом сочинении Златоуста см. в: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 34–40.

324

Пс. 110:9.

325

Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 110, гл. 7 (Цит. по: Творения. Т. 5. СПб., 1899. С. 309).

326

Ин. 1:12.

327

Деян. 3:6.

328

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 1, 3 (Творения. Т. 9. СПб., 1903. С. 492–493).

329

Пс. 112:1.

330

Пс. 112:2.

331

Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 112, гл. 1 (Творения. Т. 5. С. 322–323).

332

Пс. 113:9.

333

Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 113, гл. 3 (Творения. Т. 5. С. 331–332).

334

Пс. 51(в Синодальном переводе: «Буду <…> уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими»).

335

Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 51, гл. 4 (Творения. Т. 5. С. 672).

336

Пс. 98(в Синодальном переводе: «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!»).

337

Исх. 3:13–14.

338

Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 98, гл. 1 (Цит. по: Творения. Т. 5. С. 939).

339

Пс. 8(в Синодальном переводе: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!»).

340

Ис. 52(в Синодальном переводе: «всякий день имя Мое бесславится»).

341

Мал. 1:11.

342

Мал. 1:11–12.

343

Ис. 11:9.

344

Иоанн Златоуст.

345

Иоанн Златоуст. 1901.С. 43).

346

Иоанн Златоуст. 1914. С. 425).

347

Иоанн Златоуст. 1900. С. 246).

348

Иоанн Златоуст.

349

Ин. 16:23.

350

Ин. 16:23.

351

Деян. 4:29–31.

352

Ин. 16:24. Беседа на Псалом 8, гл. 1–2 (Творения. Т. 5. С. 92–93). Беседы на Матфея-Евангелиста 4, 7 (Творения. Т. 7. СПб., Беседы на Евангелие от Иоанна 63, 3 (Творения. Т. 8. СПб., Толкование на пророка Исайю 62, 4 (Творения. Т. 6. СПб., Беседы на Евангелие от Иоанна 64, 2 (Творения. Т. 8. С. 431).

353

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 79, 1 (Творения. Т. 8. С, 529).

354

Кол. 3:17.

355

Песн. 1:2.

356

1Кор. 12:3.

357

Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 9, 2 (Творения. Т. 11. СПб., 1905. С. 435-^36).

358

Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 95, гл. 1 (Творения. Т. 5. С. 926)

359

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 81,2 (Творения. Т. 8. С. 544).

360

Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 88, гл. 4 (Творения. Т. 5. С. 893).

361

Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 78, гл. 3 (Творения. Т. 5. С. 851). Ср.: Евр. 1:3.

362

Иоанн Златоуст. Письмо 225, к монаху Кесарию (Творения. Т. 3. С. 814).

363

Иоанн Златоуст. Слово о страдании Господа нашего Иисуса Христа (Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 876).

364

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 8, 6 (Творения. Т. 9. С. 578–579).

365

1Кор. 1:25.

366

Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е Послание к Коринфянам 4, 3 (Творения. Т. 10. СПб., 1904. С. 34–35).

367

Об этом тексте см., в частности: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 214–220.

368

О времени распространения молитвы Иисусовой речь пойдет в Главе III.

369

Иоанн Златоуст. Послание к монахам (PG 60, 753).

370

Подробнее об этом см. в: Louth A. Denys the Areopagite. London, 1989 P. 79–81.

371

Более подробное изложение темы имен Божиих у Ефрема см. в: Brock S. The Luminous Eye. Kalamazoo, Michigan, 1985. P. 60–66; Hausherr I. The Name of Jesus. P. 42–52.

372

Сир. ܝܬܘܬ ’ буквально означает «бытие». В богословском языке употребляется в качестве эквивалента греч. οὐσία (сущность), а также – иногда – для перевода греч. ὑπόστασις (ипостась, напр. в Евр. 1, 3).

373

Гимн против ересей 53, 12 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen Contra Haereses. Herausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 169. Scriptores syri 76. Louvain, 1957. S. 204).

374

Гимн о вере 44, 2–4 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. I lerausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 154. Scriptores syri 73. Louvain, 1955. S. 141).

375

Brock S. The Luminous Eye. P. 63.

376

Противопоставление «имени» (ܫܡ , šmā) и «ипостаси» (ܩܢܘܡ – бытия, реальности, букв. «самости») – один из лейтмотивов богословия прп. Ефрема.

377

Мемра о вере 4, 129–140 (Des heiligen Ephraem des Syrers Sermones De Fide. Herausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianomm Orientalium 212. Scriptores syri 88. Louvain, 1961. S. 35).

378

Гимн о вере 44, 2–3 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. S. 141).

379

Там же.

380

См.: Brock S. Introduction. – St Ephrem the Syrian. Hymns on Paradise. New York, 1990. P. 45.

381

Гимн о вере 31,1–2 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. S. 105–106).

382

Гимн о вере 31, 6–7 (S. 106–107).

383

Brock S. The Luminous Eye. P. 66.

384

Гимн о вере 5, 17 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. S. 22).

385

Там же 5, 7(8. 18–19).

386

Главы о знании III, 1 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7).

387

Исх. 6:3.

388

Сирийское… является транскрипцией еврейского… («Господь всемогущий»), а сирийское… является транскрипцией еврейского («Я есмь Тот, Кто Я есмь»). Оба выражения в Пешитте (сирийском переводе Библии) оставлены без перевода.

389

Главы о знании IV, 3 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7).

390

Исаак Сирин. Том 2. Беседа 11,2 (Цит. по: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М., 1998. С. 92).

391

Там же. Беседа 11, 4 (С. 92–94).

392

Там же. Беседа И, И (С. 94–95).

393

Там же. Беседа 5, 5 (С. 53).

394

Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 2 (Пер. под ред. Г. М. Прохорова Святые Отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000, С. 257).

395

Моисею.

396

Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 3 (С. 257).

397

Там же 5 (С. 260).

398

См.: Louth A. Denys the Areopagite. P. 81–84. He случайно сочинение Иерофея, на которое ссылается Дионисий Ареопагит, называется «Первоосновами богословия».

399

Louth A. Denys the Areopagite. P. 84–85.

400

Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 1 (Пер. под ред. Г. Прохорова Отцы и учители Церкви V века. Антология. С. 261).

401

Там же 1, 1–2 (С. 261–262).

402

Там же 1,4 (С. 264).

403

Там же 1, 5 (С. 264–265).

404

Там же 1,6 (С. 265).

405

Суд. 13:18.

406

Фил. 2:9.

407

Еф. 1:21.

408

Исх. 3:14.

409

Ин. 14:6.

410

Ин. 8:12.

411

Быт. 28:13.

412

Ин. 14:6.

413

Мф. 19:17.

414

Пс. 26:4.

415

Ис. 5:1.

416

Пс. 49:1.

417

Пс. 135:3.

418

Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 7–8 (С. 265–266).

419

Там же 1,8 (С. 266).

420

Там же 2, 1–3 (С. 267–268).

421

Там же 2, 8–9 (С. 271–272).

422

Там же 2, 10 (С. 273).

423

Разница между неоплатонической идеей божественных эманации и ареопагитской концепцией «исхождения» Бога вовне заключается, в частности, в том, что у неоплатоников (например, у Плотина) Единое представлено как чаша, переливающаяся через край, так что человеку достаются лишь некие капли божественного бытия, тогда как в понимании Ареопагита Бог, общаясь с человеком, отдает ему всего Себя во всей полноте.

424

Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2, 11 (С. 273–274).

425

Там же 3, 1 (С. 274).

426

Там же 4, 11 (С. 283).

427

1Тим. 1:17.

428

Дионисий Ареопагит. О божественных именах 5, 1–5.

429

Там же 5, 5 (С. 298).

430

Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 34.

431

Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы V–VIII веков. Париж, 1937. С. 103.

432

Дионисий Ареопагит. О божественных именах 7, 3 (С. 304–305).

433

Там же 12,3 (С. 321)

434

Там же 12, 3–4 (С. 320–321).

435

Платон. Парменид 142а.

436

См. книгу 1, главы 9–12.

437

Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1,16 (Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. С. 11–12).

438

учение иконопочитателей изложено нами на основании творений преподобных Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, а также деяний VII Вселенского Собора. При подготовке настоящего раздела мы использовали, наряду с прочими источниками, материал, содержащийся в: Павленко Е. Имяславие и византийская теория образа. – Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. Вып. VIII. М., 2001. С. 56–70. Богословский анализ учения иконопочитателей см. в: Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. Милан-М., 1999. С. 162–222.

439

Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 9 (С. 7).

440

Там же 3, 16 (С. 100).

441

Там же 1, свидетельство 6 (С. 26).

442

Там же 1, 16 (С. 12).

443

Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 17 (Цит. по: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. С. 139–140).

444

Там же 1,11 (С. 127).

445

Там же 1,8 (С. 125).

446

Там же 1,9 (С. 125).

447

Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Том четвертый (Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. Изд. 5-е. СПб., 1996. С. 540–541).

448

Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 1, 14 (С. 129).

449

Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 3, свидетельство 27 (С. 132).

450

Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетии (Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 558–559).

451

Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 13 (С. 9–10).

452

цит по. Успенский Синодик в Неделю православия. Одесса, 1893. С. 6–7.

453

Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 98.

454

Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 18 (С. 141).

455

Фил. 2:9–10.

456

Феодор Студит. В Навечерие светов (Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Т. 2. СПб., 1908. С. 99–100).

457

См.: Ориген. О началах 2, 6.

458

Григорий Богослов. Слово 30, 21, 13–14 (SC 250, 272 Творения. Т. 1. С. 443).

459

Кирилл Александрийский. О правой вере, к Феодосию 28 (PG 76, 1173 ВС).

460

Кирилл Александрийский. О правой вере, к царицам 13 (PG 76, 122 °CD).

461

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 6 (С. 203–205). Ср.: Афанасий Александрийский. Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом 1–2 (PG 26, 1133 В Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903. С. 341).

462

О различных смыслах понятия «исихазм» см. в: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. В кн.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 562–565.

463

Подробнее об этом учении мы говорили в другом месте. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. 2-е. СПб, 2001. С. 351–355.

464

Исх. 33:20.

465

Быт. 32:30; Исх. 33:11; Втор. 34:10.

466

1Ин. 3:2.

467

См., напр.: Григорий Богослов. Слово 38, 7 (SC 358, 114–116). Подробнее об 1том см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. С. 239–247.

468

Василий Великий. Письмо 234.

469

Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 960 ВС).

470

Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2,11

471

Григорий Палама. Триады III, 2,24–25 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α᾿. Σελ. 675–677 Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М, 1995. С. 325–327).

472

Максим Исповедник. Главы умозрительные 1, 48 (PG 90, 1100 D).

473

Здесь Григорий Палама воспроизводит традиционное для восточно-христианской патристики различие между веком и временем: термин «век» (αιών) на патристическом языке всегда указывает на некий род (вид, уровень) тварного бытия, но вовсе не обязательно на некий временной промежуток.

474

Максим Исповедник. Главы умозрительные 1, 50 (PG 90, 1101 В).

475

Григорий Παιάνα. Триады III, 2, 7 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α. Σελ. 662–663 Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. С. 312–313; Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1998. С. 269).

476

Там же.

477

Григорий Палама. О боготворящем причастии (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β᾿. Σελ. 142 Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269).

478

Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β᾿. Σελ. 340 Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269).

479

Ср.: Григорий Палама. Против Акиндина VI, 3 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Γ᾿. Σελ. 385).

480

Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 295.

481

Там же.

482

Греч. текст напечатан в: Троицкий С. В. Афонская смута. – Прибавления к Церковным ведомостям № 20, 1913. С. 893 (там же и несколько вариантов перевода).

483

Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2, 3 (PG 3, 646 В); О таинственном богословии 1, 1 (PG 3, 997 А) и др.

484

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 12 (PG 94, 848 В).

485

Григорий Палама. Триады II, 3, 37 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α᾿. Σελ. 570 Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. С. 224).

486

Григорий Палама. Против Акиндина 5, 17, 13–21 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Γ. Σελ. 337); 5,26, 3–27 (Ibid. Σελ. 370).

487

См.: Василий (Кривошеи»), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980. С. 197–218; Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. С. 378–391.

488

Ин. 1:18.

489

Ср.: Климент Александрийский. Строматы 5, 1; Григорий Нисский. Похвальное слово Стефану 1 (PG 46, 717 В); Василий Великий. Беседа на Псалом 48, 8 (PG 29, 449 С).

490

Ис. 40:31.

491

Григорий Палама. Триады II, 3, 31 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α᾿. Σελ. 565–566 Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. С. 218–219).

492

Суд. 13:13–18.

493

Григорий Палама. Триады II, 3, 4 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α᾿. Σελ. 413 Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. С. 62–63).

494

2Кор. 12:2.

495

Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 1, 54 (PG 90, 1104 А); Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1200В).

496

Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1241 АС).

497

Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 1 (PG 3, 997 А) и др.

498

'ГригорийПалама. Триады II, 3, 36–37 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α᾿. Σελ. 570–571 ГригорийПалама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. С. 62–63).

499

Иак. 1:17.

500

Григорий Богослов. Слово 40, 6, 18–19 (SC 358, 208).

501

Иоанн Златоуст. Письмо 1-е к Феодору (PG 47, 292).

502

Источник цитаты неизвестен.

503

Аналогически – в смысле сравнения, по аналогии, в переносном смысле (от греч. αναλογία – аналогия, сравнение); анагогически – в возводящем смысле (от αναγωγή – возведение, поднятие).

504

Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1165 С).

505

Духовно возводящем.

506

Григорий Палаома. Триады II, 3, 20–23 [1]

507

Дионисий Ареопагит. О божественных именах 11, 6 (PG 3, 956 А).

508

Там же 2, 11 (PG 3, 649 С).

509

Григорий Палама. Триады I, 3, 22–24 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α᾿. Σελ. 433–435 Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. С. 83–85).

510

Ср.: Мф. 26:30; Мр. 14(слово «воспев» указывает на пение псалма).

511

Ср.: 1Кор. 14(«у каждого из вас есть псалом»); Еф. 5(«назидая самих себя псалмами»); Кол. 3(«вразумляйте друг друга псалмами»).

512

См.: Тафт Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. С. 20–21.

513

Автору этих строк довелось в 1992 году принять участие во всенощном бдении в афонской Лавре святого Афанасия в день памяти этого святого: богослужение продолжалось около 15 часов без перерыва и включало в себя вечерню с литией (длившуюся около четырех часов), утреню (около шести часов), часы, таинство Крещения (два часа) и Божественную Литургию (три часа).

514

Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения в 5 томах. Т. 2. СПб., 1886. С. 1X1–182.

515

Ср.: Верховской С. Об имени Божием. С. 45.

516

Молитва, читаемая на всех богослужениях суточного круга.

517

Вечерня. Молитва светильничная 1-я.

518

Вечерня. Молитва светильничная 3-я.

519

Вечерня. Молитва светильничная 4-я.

520

Вечерня. Молитва светильничная 7-я.

521

Утреня. Молитва светильничная 1-я.

522

Утреня. Молитва светильничная 2-я.

523

Утреня. Молитва светильничная 4-я.

524

Утреня. Молитва светильничная 6-я.

525

Утреня. Молитва светильничная 8-я.

526

6-й час. Тропарь.

527

Этот стих псалма исполняется также в конце праздничных вечерни и утрени.

528

Чинопоследование оглашения.

529

Там же.

530

Там же.

531

Таинство Крещения.

532

Воды.

533

Таинство Крещения. Молитва на освящение воды.

534

Там же.

535

Молитва на измовение в 8-й день.

536

Таинство елеосвящения.

537

Чинопоследование пострижения в рясофор.

538

Более подробный список см. в: Православная Церковь о почитании Имени Божиего и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 56–67.

539

Литургия св. Василия Великого. Молитва анафоры.

540

Исх. 28:12.

541

Ин. 10:3.

542

Деян. 7:59.

543

Рим. 1:8.

544

Как показал И. Озэрр в своем исследовании, посвященном именам Христа в раннехристианской литературе, имя «Иисус» использовалось применительно к Иисусу Христу без добавления других имен только в Евангелиях и в писаниях Дионисия Ареопагита; в прочих памятниках христианской литературы I–VII веков чаще использовались имена «Христос», «Иисус Христос», «Господь Иисус», «Господь наш», «Господь наш Иисус Христос» и т. д. Так например, в сирийской версии 1 – го тома творений преподобного Исаака Сирина (Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa. Ed P. Bedjan. Leipzig, 1909) 150 раз упоминается «Господь Иисус», 75 раз «Христос», 44 раза «Господь наш» и лишь 18 раз «Иисус». Григорий Богослов чаще всего употребляет имя «Христос» и лишь изредка – имя «Иисус». В византийских литургических памятниках молитвенные обращения к Иисусу Христу чаще всего имеют следующие формы: «Господи Иисусе Христе», «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш», «Христе Боже» и т. д.; обращение «Иисусе» без добавления других имен Христа употребляется лишь в Акафисте Иисусу Сладчайшему (о котором будет сказано ниже). Таким образом, молитва Иисусова в ее классических формах – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» – отражает наиболее распространенные в раннехристианской Церкви формы призывания Иисуса Христа в молитве. См.: Haiisherr I. The Name of Jesus. P. 3–82.

545

Диадох, епископ Фотики. Слово подвижническое 85 (Цит. в переводе епископа Феофана Затворника по изд.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Т. III. Изд. 2-е. М., 1900. С. 59).

546

Диадох, епископ Фотики. Слово подвижническое 61 (С. 39).

547

1Кор. 12:3.

548

Ср.:Евр. 12:29.

549

Диадох, епископ Фотики. Слово подвижническое 59 (С. 38).

550

Евагрий. О различных лукавых помыслах 42.

Загрузка...