Введение

В этой книге я попытался донести до читателя мое собственное понимание психоанализа и мой способ работы с пациентами. К сожалению, описания психоаналитической техники не так хороши, как метод, которым мы пользуемся, и данные, которые мы получаем из нашего клинического опыта. Хотя в психоаналитических публикациях можно найти и множество тонко нюансированных клинических описаний, и убедительные примеры здравого смысла, все же для тех, кто пытается овладеть психоаналитическим методом для того, чтобы практиковать психоанализ или производные от него типы психотерапии, задача синтеза методов, клинических данных и теорий, созданных другими аналитиками, все-таки была и остается пугающей и труднодостижимой.

Поэтому я предлагаю вниманию читателя свое видение подходов решения этой задачи, и главную роль здесь играет метод свободных ассоциаций. Моя цель состоит в определении базовых концепций психоаналитического процесса в целом и отдельных его элементов с точки зрения метода свободных ассоциаций. Это могло бы стать отправной точкой исследования влияния, которое оказывают теоретические концепции и представления на практику психоанализа и психоаналитической психотерапии. Однако я не намеревался затрагивать здесь все аспекты психоаналитической техники или метода свободных ассоциаций. Самому методу и иллюстрациям его применения посвящено очень много работ. Одно время я хотел поместить в начале этой книги обширный обзор литературы по этому вопросу. По-моему, с этой задачей блестяще справился Патрик Махони (Mahony, 1979). Его обзор, посвященный этой проблеме, является гораздо более академичным и полным по сравнению с тем, который планировал написать я. Обзор Махони содержит цитаты и обсуждение широкого круга работ авторов, обогативших наши представления о свободных ассоциациях. Здесь же я кратко остановлюсь на роли метода свободных ассоциаций в истории техники психоанализа, развитие которой началось с гипнотической техники «прочистки дымоходов» (chimney sweeping) (Freud, 1895d). Решившись на отказ от использования гипноза в своей практике, Фрейд, охарактеризовавший свое решение как «самый важный шаг», (Freud, 1924f [1923], S. 195), на первых порах стал применять метод управляемых ассоциаций. Данный способ подразумевал сообщение пациенту темы, на которую он должен развивать свои ассоциации, а также некоторое искусственное воздействие на пациента через физический контакт[2]. Этот метод, прежде всего, должен был помочь припоминанию пациентом прочно забытых воспоминаний и созданию условий для отреагирования «удушенного» аффекта. На этом этапе развития метода психоанализа сопротивление и перенос расценивались только как помехи восстановлению воспоминаний, что само по себе должно было, как считал тогда Фрейд, оказать терапевтический эффект. Спустя некоторое время, в «Толковании сновидений» (Freud, 1900a) получили законченное выражение представления о символической репрезентации, бессознательных психических механизмах, путях психологического развития от младенчества до зрелости. В этой работе метод свободных ассоциаций был назван основным методом психоаналитического исследования. Влияние прежней техники прослеживается в направленных свободных ассоциациях при анализе отдельных элементов явного содержания сновидения, однако отличия от первоначальной техники Фрейда состоят в том, что направления ассоциаций задавало само сновидение пациента. В «Толковании сновидений» Фрейд привел характеристики первичных и вторичных процессов, а также систематическое описание психологии конфликта, основываясь на представлениях о генезе, динамике и топографии психического аппарата, которые тесно связаны с функциями свободных ассоциаций. В течение многих лет эта модель служила катализатором новых исследований.

Постепенно интерес Фрейда сосредоточился на вопросах, связанных с характером и патологией характера, с корнями этой патологии в ранних детских отношениях и их повторением в переносе. Обращение к новой области исследования сопровождались разработкой новых и плодотворных теоретических концепций. Однако, наряду с этим, теория все дальше отходила от вопросов, связанных со свободными ассоциациями, хотя техника свободных ассоциаций и следование фундаментальному правилу, согласно которому пациент сообщает о событиях своей внутренней жизни без пропусков и искажений, оставались основным средством коммуникации в анализе. В целом психоаналитический процесс стал рассматриваться с точки зрения сложной структурной теории психического аппарата, его строения и развития (Freud, 1923b). Анализ сопротивления и переноса, который опирался на представления о структурах психического аппарата и их функций, стал главным средством достижения терапевтического эффекта, тогда как свободные ассоциации были низведены до положения прислуги при этих сводных сестрах от теории.

В этой книге я предлагаю альтернативный подход к осмыслению клинического опыта. Центральное место здесь отведено свободным ассоциациям, которые я рассматриваю не только как источник психоаналитических данных, но и как отправную точку теоретических размышлений. Это соответствует важному замечанию Фрейда о том, что «многие считают технику свободных ассоциаций наиболее значительным достижением психоанализа, методологическим ключом к его результатам» (Freud, 1931, S. 403).

Подход, который я здесь представляю, ни в коем случае не отрицает значение теории. Напротив, я не могу обойтись в моей работе без психоаналитической теории. Вопрос заключается не в том, нужна или не нужна теория, а в том, как и на каком этапе следует ее привлекать для объяснения фактов клинической ситуации. Я полагаю (по крайней мере, я убедился в этом на собственном опыте), что осмысление клинических фактов с точки зрения метода, при помощи которого они получены, метода свободных ассоциаций, дает определенные преимущества. Данный метод предполагает не только стремление пациента сообщать обо всем, что приходит ему в голову, но и аналитические интервенции, которые обусловлены личностными особенностями аналитика, его клиническим опытом и теоретическими предпочтениями. Для аналитика, который рассматривает клинические данные, прежде всего, с позиций метода, и только потом привлекает для этого теоретические концепции, открывается возможность понимания того, как он вообще использует теорию в своей работе, и, кроме того, он обретает критерии для оценки своих теоретических предпочтений, так как в каждой интервенции явно или неявно отражены его теоретические взгляды.

Существенным подспорьем для меня были работы авторов, раскрывающих методологический аспект психоаналитической работы. Особенно хотелось бы отметить работы Германна, Рапапорта, Кляйна и Шафера (Hermann, 1934; Rapaport, 1944; Klein, 1976; Schafer, 1976, 1978). Мои взгляды во многом совпадают с точкой зрения этих авторов.

В этой книге я не часто ссылаюсь на публикации других авторов. Читателю следует помнить, что все обсуждаемые здесь положения содержатся в опубликованных прежде работах. Так, Фрейд очень много говорил о свободных ассоциациях и психоаналитическом методе. Другие авторы, особенно Лёвенштейн (Loewenstein, 1982), развили его мысли, внесли в них дополнения и привели в соответствие с современными требованиями (Greenson, 1967; Gray, 1973; Blum, 1979). От себя я добавил очень немного.

Собственно то, что я предлагаю на этой «ярмарке» идей – мой подход к свободным ассоциациям, сформировавшийся под влиянием оперантных методов, с которыми я ознакомился во время моего обучения психологии. То, как я отношусь к методу свободных ассоциаций, к данным наблюдений, теоретическим представлениям и психоаналитической технике, несколько отличается от того, чему меня учили в психоаналитическом институте. Как и все аналитики, я должен был найти свой собственный путь синтеза знаний и опыта. Поэтому трудно сказать, насколько мои взгляды сочетаются с выводами других профессионалов.

Загрузка...