Я не верю в религии Откровения[5]. Я не желаю иметь ничего общего с твоим бессмертием: в этой жизни мы достаточно несчастны и без абсурдных спекуляций о жизни другой.
Это случилось в Бразилии, в номере отеля. Австрийский писатель Стефан Цвейг (1881–1942) окончил свое знаменитую книгу о коллапсе Старого Света – последний, отчаянный выкрик. Когда работа была завершена, Цвейг и его жена совершили двойное самоубийство. Впервые эта книга была напечатана в Швеции в 1942 году под названием “Вчерашний мир” (на самом деле на немецком ее название звучит как “Die Welt von Gestern”, что значит “Мир вчерашнего дня”). Долгое время Цвейг был одним из самых популярных писателей Европы, но с приходом нацистов ему пришлось покинуть свою страну, а его книги в Германии были сожжены.
“Вчерашний мир” появился как результат ощущения Цвейга, что мир вокруг него обезумел. До Первой мировой войны казалось, что развитие Европы определяется этическими нормами и верой в будущее. Но внезапно эти принципы были забыты и вырваны с корнем, а на смену им пришли фанатизм и иррациональность. Цвейг сформулировал это так:
Все бледные кони Апокалипсиса пронеслись сквозь мою жизнь – революция и голод, инфляция и террор, эпидемии и эмиграция; на моих глазах росли и распространяли свое влияние такие массовые идеологии, как фашизм в Италии, национал-социализм в Германии, большевизм в России и прежде всего эта смертельная чума – национализм, который загубил расцвет нашей европейской культуры. Я оказался беззащитным, бессильным свидетелем невероятного падения человечества в, казалось бы, уже давно забытые времена варварства с его преднамеренной и запрограммированной доктриной антигуманизма. Нам было предоставлено право – впервые за несколько столетий – вновь увидеть войны без объявления войны, концентрационные лагеря, истязания, массовые грабежи и бомбардировки беззащитных городов – все эти зверства, которых уже не знали последние пятьдесят поколений, а будущие, хотелось бы верить, больше не потерпят.
Цвейг отмечает противоречащие здравому смыслу черты времени, в котором он жил:
Как ни парадоксально, несмотря на это, я видел, что в то же самое время, когда наш мир в нравственном отношении был отброшен на тысячелетие назад, человечество добилось невероятных успехов в технике и науке, одним махом превзойдя все достигнутое за миллионы лет: покорение неба, мгновенная передача человеческого слова на другой конец Земли и тем самым преодоление пространства, расщепление атома, победа над коварнейшими болезнями, о чем вчера еще можно было только мечтать. Никогда ранее человечество не проявляло так сильно свою дьявольскую и свою богоподобную суть[6].
В описании Цвейга, если оставить в стороне европоцентричность его взгляда на мир, трудно не заметить явные параллели с днем сегодняшним. Интернет с помощью веб-сайтов, электронной почты и социальных сетей, таких как Фейсбук и Твиттер, связал воедино большинство живущих на Земле людей.
Цвейг описывает Европу, быстро дрейфующую от замечательного времени удивительного научного прогресса, глубокой веры в будущее и духа просвещения к темному, кошмарному периоду иррациональности и фанатизма. И именно это происходит еще раз сегодня, но на глобальном уровне. Никогда еще достижения науки не были столь впечатляющими. Никогда еще информация и знания не были так доступны, как сегодня. Никогда еще диктаторским и тоталитарным режимам не было так трудно удерживать население во мраке невежества. Никогда еще не было настолько просто добиться того, чтобы во всем мире тебя заметили, услышали или прочли.
Однако одновременно мир оказался поражен массовым психозом. Ежедневно происходят убийства и аресты гомосексуалов из-за того, что кто-то именно так интерпретирует Божью волю. Женщины, которым отказывают в праве на аборт, умирают. Людей побивают камнями или отрубают руки, поскольку этого требуют богоданные законы. Религиозные фундаменталисты выкладывают в интернет видео с обезглавливанием и призывают зрителей присоединиться к ним в их священной войне. Людей обманывают, заставляя думать, что чудо господне может вылечить смертельное заболевание. Басни об изгнании ведьм и демонов становятся причиной смерти или жестокого обращения, жертвами которого часто бывают даже дети.
Кажется, что после захвата власти в Иране аятоллой Хомейни в 1979 году, падения Берлинской стены, окончания холодной войны в 1989 году и, главное, атаки на Всемирный торговый центр в сентябре 2001 года мы видим вокруг себя все больше абсурда, суеверий и фанатизма. Примеров множество. Лишь малая их толика перечислена ниже, но они очень показательны.
В День взятия Бастилии, 14 июля 2016 года, шофер 19-тонного грузовика преднамеренно направил машину в толпу на Английской набережной в Ницце. Погибло 86 человек, еще 459 получили ранения. Ответственность за теракт взяло на себя “Исламское государство”[7].
Похожий теракт с грузовиком произошел 7 апреля 2017 года в Стокгольме. Убито 5 человек, ранено гораздо больше. Водитель присягнул на верность “Исламскому государству”.
В сентябре 2017 года возле своего дома в Бангалоре застрелена индийская журналистка Гаури Ланкеш, известная как непримиримый критик индуистских националистических организаций в своей стране. В 2016 году Гаури Ланкеш признали виновной в клевете из-за статьи, в которой она обвиняла в воровстве членов партии “Бхаратия джаната парти”.
В 2016 году в Канзасе членам военизированной группировки, называющей себя “Крестоносцы”, были предъявлены обвинения в подготовке теракта, направленного против иммигрантов – мусульман из Сомали. Ее участники планировали взорвать бомбу в квартире, где они поселились большой группой и устроили мечеть.
В 2018 году мясника из штата Уттар-Прадеш на севере Индии, подозреваемого в забое коров, избили полицейские. (В индуизме коровы считаются неприкосновенными.) Позднее он умер в больнице в Дели. Начиная с 2010 года 28 жителей Индии, в том числе 24 мусульманина, были убиты, и еще 124 изувечены в ходе беспорядков, вспыхнувших в результате споров из-за почитаемых священными коров.
В 2018 году в Шри-Ланке толпа буддистов напала на мечети и предприятия, принадлежавшие мусульманам. Основная часть населения Шри-Ланки исповедует буддизм. Начиная с 2012 года напряженность и насилие в этом государстве подогревались непримиримыми буддистами и их организацией “Боду Бала Сена” (что означает “Буддийская сила”).
В 2012 году у Савиты Халаппанавар диагностировали затянувшийся выкидыш на семнадцатой неделе беременности. В это время она находилась в Ирландии, и доктора в госпитале отказались сделать аборт. Они объяснили ей: “Это католическая страна”. Через неделю женщина умерла от заражения крови.
В феврале 2014 года президент Уганды Йовери Кагута Мусевени издал закон, согласно которому гомосексуализм карается смертной казнью, и обязал сообщать обо всех, кого заподозрили в гомосексуальных связях. Англиканская церковь приветствовала закон, в основу которого были положены библейские заветы. На следующий день после его вступления в силу угандийские газеты опубликовали имена и фотографии 200 предполагаемых гомосексуалов. С этого момента жизнь каждого из них оказалась под угрозой. (В августе 2014 года по чисто формальным причинам этот закон был отменен конституционным судом Уганды, который решил, что при его принятии на заседании парламента присутствовало недостаточное количество депутатов. Однако некоторые христианские церкви в Уганде продолжают предпринимать попытки провести этот закон повторно. Гомосексуализм в Уганде все еще считается преступлением.)
В марте 2013 года католическая церковь Бурунди обратилась к правительству с просьбой не допустить ежемесячного паломничества к месту, где, как считалось, происходят явления девы Марии. Церковь не признала, что явления имели место, и ее представители хотели не допустить паломничества. Это вылилось в длившееся месяц противостояние с полицией. Во время одного из столкновений полицейские открыли огонь, убив 10 человек и ранив еще 35.
В 2014 году в Судане 27-летняя Мариам Яхья Ибрагим была приговорена к смерти через повешение, из-за того что, будучи мусульманкой по отцу, объявила себя христианкой. (С 1983 года в Судане действуют законы шариата, о которых мы поговорим в главе 10.) Молодую женщину на восьмом месяце беременности приговорили дополнительно к ста ударам кнутом до исполнения приговора. Только благодаря огромному международному давлению ее удалось освободить и переправить в Соединенные Штаты.
С 2014 года в Брунее начался постепенный переход к введению законов шариата. Первым шагом стало признание уголовными преступлениями внебрачной беременности, пропуска пятничных молитв, прозелитизма в пользу любой религии, кроме ислама. Наказания за эти преступления были разными – от штрафов до тюремного заключения. Вторым шагом стало введение наказания кнутом и возможности отрезания конечностей или других частей тела за такие преступления, как воровство и употребление алкоголя мусульманами. Эти законы вступили в силу в 2015 году. А в 2016-м был сделан третий шаг: теперь адюльтер, гомосексуальные связи и поношение пророка Магомета наказываются побиванием камнями.
В июне 2018 года светский блогер Шахзахан Бачу был убит неизвестными в Бангладеш. Это, к сожалению, лишь один из эпизодов череды убийств светских активистов в этой стране. Ранее, в 2015 году, светский издатель Файзал Арефин Дипан был зарублен насмерть. До этого был убит светский блогер Авиджит Рой. В 2015 году блогер Нилой Нил, которые отстаивал атеистические взгляды, был зарублен насмерть в своем доме в Дакке, столице Бангладеш. Нескольким светским блогерам удалось бежать из страны в Швецию, где в 2017 и 2018 годах им было предоставлено временное убежище.
В 2017 и 2018 годах в Мьянме мусульмане рохинджа подверглись преследованиям со стороны буддийских экстремистов. Нападения на рохинджа сопровождались убийствами. К счастью, многим из них удалось бежать в Бангладеш, где они сейчас живут в лагерях для беженцев.
В 2015 году ультраортодоксальный экстремист-гомофоб напал на участников гей-парада в Иерусалиме. Ударом ножа он убил одного из демонстрантов и ранил еще нескольких. За три недели до этого нападавший вышел из тюрьмы, где отбывал десятилетний срок за аналогичное преступление в 2005-м.
В январе 2015 года боевики-исламисты, ворвавшись на заседание редколлегии французского сатирического журнала Charlie Hebdo, убили двенадцать человек и еще одиннадцать ранили. “Преступление”, совершенное жертвами, состояло в публикации карикатур на различные религии, включая ислам. После нападения преступникам удалось скрыться. Спустя три дня интенсивных поисков они были найдены и убиты полицией. С этим же терактом связано и нападение на еврейскую булочную в Париже, где несколько человек были взяты в заложники. Часть заложников погибла при попытке полиции освободить их.
В эти же дни на северо-востоке Нигерии на рынке было убито несколько человек при взрыве, устроенном террористками-смертницами. Нападавшими были две девочки, подростки, на каждой из которых был пояс смертника. Они погибли вместе со своими жертвами.
Что заставляет людей совершать все эти фанатичные действия, следствием каких неестественных верований они являются?
Возникает также вопрос: что заставляет многих утверждать, что они любят и почитают бога, который, кажется, согласен мириться с такими варварскими действиями людей? Этот бог, в любви которому они клянутся, допускает невыразимые страдания огромного числа невинных жертв в результате всевозможных природных катастроф. Что это за бог, который позволяет детям, отдыхающим в Таиланде, потерять родителей в гигантской приливной волне? И каковы моральные критерии человека, воздающего хвалу богу за то, что он спас его во время автобусной катастрофы, тогда как все, сидевшие рядом с ним, погибли? При этом многие верующие полагают, что бог допускает (или сам является причиной) несчастья, происходящие каждый день по всему миру, потому что справедливо гневается на людей за совершение ими греховных, как они полагают, действий, таких как исследования стволовых клеток или любовный акт гомосексуалов.
А еще кажется, что этот бог не может допустить, что есть не верящие в него люди. Во многих странах отрицание существования бога – “преступление”, заслуживающее в соответствии с законом самого сурового наказания. У бога, безусловно, есть свои приоритеты. В связи с этим меня волнует вопрос: с какой стати миллиарды людей должны уважать такого бога или поклоняться ему?
Во всем мире иррациональное мышление выражается не только в форме религиозного экстремизма. Широко распространены архаическое мышление и всевозможные предрассудки, которые вдобавок ко всему могут представлять угрозу для жизни.
В октябре 2014 года в индийском штате Чхаттисгарх 55-летняя женщина, заподозренная в том, что с помощью колдовства она наслала болезнь на одного из членов своей семьи, была замучена и убита. В глаза и уши ей засыпали молотый перец чили, а затем забили палками.
Двенадцатилетняя девочка умерла от рака в Бразилии, поскольку ее отец больше верил в целительную силу знахаря, а не в современное лечение с использованием химиотерапии и облучения.
Английская семья, члены которой принадлежали к христианской секте Свидетелей Иеговы, отказалась сделать ребенку переливание крови, поскольку это противоречило их религиозным убеждениям. Они были уверены, что, согласно и Ветхому (Бытие 9:4; Левит 17:10; Второзаконие 12:23), и Новому (Деяния 15:28–29) Завету, им следует воздерживаться от использования крови других людей. Однако в марте 2014 года английский суд вынес решение, согласно которому родители не имели права не допускать переливания крови.
Это было правильно, но во многих странах суеверия родителей оказываются важнее жизней их детей. В тридцати семи американских штатах действуют законы, однозначно указывающие, что если родители в соответствии со своими религиозными убеждениями отказываются от лечения ребенка, то они не несут юридической ответственности независимо от того, какой вред это может причинить ребенку.
Многие современные медицинские исследования и методы лечения основаны на теории эволюции. Однако около половины граждан Америки убеждены, что теория Дарвина ложна и что человек был создан богом ровно таким, каков он сейчас. Они исключают саму возможность какой-либо связи между человеком и приматами и не верят, что человеческие существа могут меняться с течением времени.
Многие американцы – почти треть – верят в привидения и телепатию. Каждый четвертый верит в астрологию и во второе пришествие Иисуса Христа в течение ближайших пятидесяти лет. Некоторые американские политики убеждены, что не следует забивать себе голову угрозой глобального потепления, поскольку Иисус, вернувшись на землю, всех спасет.
В мае 2014 года индуистский националист, лидер партии “Бхаратия джаната парти” (BJP) Нарендра Дамодардас Моди стал премьер-министром Индии. В то же самое время парламентарий от этой партии Рамеш Похриял, известный под псевдонимом Нишанк, во время политических дебатов заявил, что астрология далеко обогнала науку и наука в сравнении с астрологией просто пигмей.
Конечно, и моя собственная страна, Швеция, не обладает иммунитетом к религиозному экстремизму и суевериям. Летом 2012 года сотни шведов отправились в Сирию, чтобы рука об руку сражаться с религиозными фанатиками – джихадистами.
В городе Бурос родители двенадцатилетней девочки решили, что их дочь одержима дьяволом. Они обратились к пастору местной Свободной Церкви (христианской церкви, которую государство не поддерживает), чтобы он помог изгнать дьявола. С девочкой обращались так жестоко, что оба родителя и пастор были приговорены к тюремному заключению. И это был 2013 год, а не 1613-й. Вскоре еще один такой случай взбудоражил тот же город. И опять было подозрение, что истязания связаны с экзорцизмом.
В то самое время, когда дети в Швеции страдают от изгоняющих дьявола заклинателей, на шведском телевидении с успехом идут увеселительные программы о духах и домах с привидениями, устраивают спиритические сеансы с медиумами, которые утверждают, что могут установить связь с душами умерших людей. Руководители канала TV4 считают такие программы безвредными развлекательными передачами.
На севере Швеции девочка-подросток жила с человеком, регулярно избивавшим ее. За советом она обратилась к предсказателю, гадавшему на картах Таро. Тот утверждал, что это лишь временный трудный период в их отношениях и карты Таро говорят, что партнер будет относиться к ней существенно лучше, если у них будут общие дети. После разговора с предсказателем девушка уже больше ни к кому за помощью не обращалась. Вера в карты Таро привела к тому, что еще много лет она продолжала подвергаться насилию.
Член шведского парламента от партии зеленых потребовал, чтобы парламентская комиссия провела расследование относительно подозрительных конденсационных следов самолетов в небе, которые он называл “химотрейлерами”. (Некоторые конспирологи утверждают, что белые линии, которые оставляют в небе летящие самолеты, – часть заговора, устроители которого пытаются управлять погодой, поведением человека и еще бесчисленным количеством разных явлений. На самом же деле конденсационный след возникает тогда, когда горячий газ, вырывающийся из сопла самолета, вступает в контакт с холодным воздухом в верхних слоях атмосферы. Эти линии образованы просто кристалликами льда.) Бывший лидер партии зеленых утверждал, что за появлением этих мистических узоров на небе стоят ЦРУ и Россия, а член парламента, принадлежащий к Партии центра, уверял, что самолеты распыляют химикаты, чтобы управлять погодой.
Небольшая, но громко заявившая о себе Партия христианских ценностей (www.kristnavardepartiet.se) пытается добиться полного запрета абортов. А еще члены этой партии выступают за отмену закона о недопустимости телесных наказаний детей и всячески противодействуют применению экстракорпорального оплодотворения. (В 2010 году британский ученый Роберт Джефри Эдвардс получил Нобелевскую премию по медицине “за разработку технологии искусственного оплодотворения”, что вызвало яростные протесты, в том числе католической церкви.) Эта же партия стремится запретить однополые браки и усыновление детей однополыми парами. Ее члены считают, что изучение теории эволюции в школе вредно.
На юге Швеции есть школа, поддерживаемая христианской сектой Судного дня, известной как “Плимутские братья”. (Название происходит от английского города Плимут, где в 1832 году состоялось первое собрание членов этого движения. В Швеции появление подобного культа, приверженцами которого сейчас считают себя около 400 человек, относится к 70-м годам XIX века.) “Плимутские братья” не позволяют своим детям посещать публичные школы, они даже отказываются есть за одним столом с теми, кто не принадлежит к секте. В ожидании второго пришествия Мессии их дети должны как можно меньше соприкасаться с обществом, в котором они живут. Женщинам после свадьбы запрещается стричь волосы и работать вне дома. Членам секты запрещено смотреть телевизор и слушать радио. Они не должны учиться в университетах и голосовать на выборах. И несмотря на это, шведский парламент принял решение, что во имя свободы вероисповедания школа “Плимутских братьев” должна получать поддержку федерального правительства. А то, что детям там усиленно промывают мозги, никого не волнует.
Религия, нью-эйдж, шарлатанская медицина и суеверия небезопасны. Очень важно, во что мы, люди, верим. И все же политики, журналисты и общество в целом часто непоследовательны в своем отношении к разного рода верованиям.
Положим, у вас есть близкий друг, который в какой-то момент начинает все более и более скептически относиться к приему выписанных ему лекарств от диабета. Вас это очень тревожит, и вы изо всех сил стараетесь уговорить его принимать таблетки. Но он объясняет, что не принимает лекарства, поскольку, по его мнению, они отравлены ЦРУ. Они хотят до него добраться, говорит он, и убить его.
Вы звоните врачу и рассказываете ему, что только что произошло. Врач обследует вашего друга и сообщает диагноз: параноидный бред, психическое расстройство, душевная болезнь. Вашему другу назначают лечение.
Другая ваша добрая приятельница просто разрывает отношения с человеком, с которым долгое время жила вместе. Вы думаете, что это какая-то ошибка, и спрашиваете у нее, что случилось. Она отвечает, что после посещения собрания религиозной общины “Слово жизни” она поняла, что не может жить со своим партнером, поскольку они не женаты. Она напугана и настаивает на том, что будет вечно гореть в аду за то, что занималась сексом до свадьбы. Более того, теперь ее губы уже никогда не осквернит бранное слово, иначе ее ждет та же участь.
Вы снова звоните доктору и просите осмотреть вашу приятельницу. Оказывается, что диагноз тот же самый: параноидный бред, психическое расстройство, душевная болезнь. Но нет, общество говорит, что это не так, что она всего лишь “переродилась”, стала религиозной, вот и все.
Общество судит этих двух ваших друзей абсолютно по-разному, хотя то, что вашу подругу № 2 после смерти ждет ад, еще менее правдоподобно, чем то, что ЦРУ подсыпало яд в таблетки от диабета вашему другу № 1. В конце концов, ЦРУ по крайней мере существует, и даже известно, что эта организация ответственна за отравление некоторого количества людей, представлявших, по ее мнению, угрозу.
Очевидно, оценка общества повсеместно основывается не на том, что разумно, а что нет. Когда речь заходит о том, осмысленны ли те или иные поступки, значение имеют совсем другие факторы.
Почему люди стремятся обрести почву под ногами, ударившись в религию, на собраниях секты нью-эйдж или в суевериях? Почему люди верят в такие странные представления и догматы? На этот сложный вопрос ответов много, и искать их следует не только в социологии, но и в политике, психологии и даже в эволюционной биологии.
Наш все более глобализированный мир порождает чувство незащищенности, утраты исторических корней, кризиса идентичности. Некоторые люди пытаются укрыться за успокаивающими, не вполне логично сформулированными ощущениями, предлагаемыми движением нью-эйдж. Оно превратилось в религию поколения X[8], вобрав в себя шарлатанскую медицину, базирующуюся на астрологии и гомеопатии, фэншуй[9], карты Таро, рейки (по-японски – универсальная энергия жизни), целительство, методы диагностики по радужной оболочке глаз, китайскую альтернативную медицину, магнитотерапию, психосинтез, балансировку чакр, ауру человека, биополя и другие псевдонаучные идеи. Все это с сумасшедшей скоростью непрекращающимся потоком растекается вокруг, причем медиа играют здесь далеко не последнюю роль.
Эксплуатируя идеи движения нью-эйдж, циники заполняют интернет сулящими быстрое обогащение курсами “лидерства и личностного роста”, которые напоминают финансовые пирамиды. Рекламируются всевозможные шарлатанские методы лечения серьезных болезней, обещающие фантастический и быстрый эффект. Все больше и больше людей попадают под влияние псевдонаучных идей нью-эйдж, и многие не только исповедуют эти идеи, но и следуют им, что иногда приводит к трагическим последствиям.
Когда последователи нью-эйдж сталкиваются с тем, что нет ничего, что могло бы поддержать их теории, указывало бы на их истинность, они зачастую прибегают к приему, идеально соответствующему этой “религии”: они критикуют само понятие истины. В соответствии с этим критерием утверждения сами по себе не являются ни истинными, ни ложными – просто они истинны для определенных людей или определенных культур. “То-то и то-то может и не быть истинным для вас, но оно истинно для меня!”
В определенных интеллектуальных кругах с энтузиазмом говорят о том, что всякая истина относительна (то есть меняется от человека к человеку) и что нет системы культурных ценностей, которая превосходила бы какую-либо другую. В Швеции той же точки зрения придерживаются и во время культурологических дискуссий. К сожалению, подобные расплывчатые идеи не позволяют бороться с глобальным потеплением или повышать всеобщую моральную сознательность[10]. Совсем наоборот: участники подобных обсуждений морочат голову именно тем, кто в первую очередь должен включиться в программу нового просвещения. Такая релятивистская позиция – на самом деле просто результат интеллектуальной лености некоторой части людей, предпочитающих поверхностно скользить, перескакивать с одной идеи на другую, вместо того чтобы формировать свое мнение на основе детального изучения вопроса. И кажется, релятивисты не понимают, что если объективной истины нет, то нет и возможности ошибаться! Таким образом, релятивизм – удобное мировоззрение, обосновывающее самое себя.
Тем не менее среди релятивистов процветает предвзятое отношение к тем, кто предпочитает ясность и научный подход при формировании своих взглядов. Вот типичные обвинения, которые часто слышат такие люди от релятивистов или ньюэйджеров: “Вы верите только в то, что может объяснить наука! Как вы можете быть таким предвзятым!” Или еще: “А что вы скажете о любви? Вы не верите в любовь? Разумеется, объяснить любовь вы не можете, но это значит, что и верить в нее вы не можете!”
Чтобы защитить столь расплывчатое мировоззрение, некоторые релятивисты и ньюэйджеры стараются отгородиться от критики, уклоняясь от пересмотра своих взглядов в свете вновь открывшихся фактов. За такими странными оскорблениями, как “Вы просто фундаменталисты от науки!”, часто кроется бездна невежества, презрения и нетерпимости к науке и к тем, кто ею занимается.
Швеция – спокойная светская страна. В отличие от многих других стран, у нас религия больше не играет существенной роли в жизни общества. Большинство шведских граждан не считают себя религиозными людьми. Сегодня наставления, которые может дать людям Шведская лютеранская церковь (в прежние времена представлявшая официальную государственную религию), столь неясны и размыты, что только немногие относятся к ним серьезно.
Но Швеция – еще и часть Европы, а в Европе в целом ситуация гораздо более серьезная. Многие современные европейские политики настаивают на том, что Европа должна опираться на христианскую систему ценностей, а в некоторых странах, таких как Польша, христианские фундаменталисты фактически возглавляют правительство.
Хотя в Соединенных Штатах церковь давно отделена от государства, консервативные христианские движения имеют огромное влияние на политику. То же самое можно сказать о многих католических странах и, конечно, о быстро развивающейся политической форме ислама, стремящейся везде установить шариат как государственную законодательную систему, а Коран сделать непререкаемым руководством в жизни всего человечества.
Религиозные верования имеют очень важные последствия для общества и политики. Во всем мире они в значительной степени влияют на мнение людей о таких вещах, как права женщин, законы об абортах, исследования стволовых клеток, контрацептивы, права детей, права животных, эвтаназия, сексуальная ориентация, брак, наука и так далее.
Сегодня в международной политике отчетливо виден конфликт между взглядами тех, кто стоит за новое светское просвещение, и тех, кто придерживается консервативной точки зрения на мир. Этот конфликт не только очень существенно влияет на мировую политику, но и затрагивает жизнь обычных людей. Война против терроризма и религиозного фундаментализма ведется как в Европе, так и во всем мире. Столь многообещающая “арабская весна” закончилась и превратилась в холодную войну; мир стал свидетелем возникновения и упадка “Исламского государства”, продемонстрировавшего насилие столь варварское, какого мир уже давно не видел.
Последствия худших форм религиозного фундаментализма мы видим на примере таких стран, как Уганда, Судан, Сирия и Ирак. В нашей части мира подобные режимы большой поддержки не находят. Однако мировоззрение, лежащее в основе фундаментализма, куда входит представление о том, что моральные принципы указаны нам непосредственно богом, распространено очень широко даже в прогрессивных (и преимущественно нерелигиозных) странах вроде Швеции.
На самом деле нам нужно преодолеть это, расстаться с идеями, относящимися к уходящей эпохе. Вместо них необходимо сформулировать положения ориентированного на просвещение светского гуманизма, где во главе угла будет человек. Нам необходимо возродить основополагающие ценности и идеалы, определившие первую эпоху Просвещения. Мы должны согласиться с тем, что мир, который мы населяем, – часть природы, что в нем нет проявлений сверхъестественных или магических сил. Только если такое мировоззрение будет преобладать, центральное место займет не отношение людей к одному или нескольким богам, а уважение к людям и их взаимосвязь друг с другом. Вопросы этики надо отделить от вопросов религии. Это не значит, что подобные вопросы станут хоть сколько-нибудь легче: просто этические нормы будут апробироваться и оцениваться, не будучи существенно искажены и скованны религиозными догмами.
Основой подобного светского гуманизма является сила свободомыслия, отстаивающего свободу исследования и познания окружающего мира. Хотя не во всем можно разобраться и не все можно истолковать, искреннее стремление к знанию и пониманию способствует гибкому, недогматическому восприятию мира. Любознательность и непредубежденность – основы такого подхода; научный метод тщательной и непредвзятой проверки, равно как научная креативность и рефлексивное мышление[11] – ключевой инструментарий. Способность думать ясно и научно обоснованно позволяет нам среди прочего понять, что человек может быть хорошим и что у него может быть мотивация совершать моральные поступки, не связанная с поклонением каким-либо считающимся божественными силам или с предписанными ими ограничениями.
Для такого мировоззрения характерно еще и желание двигаться в направлении светской структуры общества и светской политики, когда ко всем людям относятся с равным уважением и вниманием, независимо от того, во что они верят и какова их культурная принадлежность. В таком обществе законы, нормы и общественные учреждения не являются отражением каких-либо религиозных предпочтений, а скорее представляют собой свод общечеловеческих этических норм, не связанных с какой-либо религией. Религия и политика разделены. Каждый человек волен верить во что он хочет, если только это не наносит вред другим людям и при условии, что граждан не вынуждают исповедовать государственную религию.
Подобный светский взгляд на человечество предполагает твердую веру в людей, их возможности и их способность развиваться и меняться. Он выдвигает на первый план идею, что добро в жизни человека исходит изнутри, а не навязано сверху.
Сегодня быстро формируется глобальное общество, возникшее благодаря интернету. Процесс глобализации распространяется не только на компании, но и на государства и, конечно, на отдельных людей. По всему миру люди могут высказываться и быть услышанными, и, как никогда прежде, они могут конкурировать, используя свои знания и профессиональные навыки. Благодаря социальным сетям отдельные люди могут играть существенно большую роль в политических процессах. Сегодня количество людей, имеющих доступ к знаниям и информации, настолько велико, что раньше об этом нельзя было и мечтать. Больше людей озабочены происходящим в мире. У большего числа людей появился шанс своими действиями изменить обычный ход событий.
Значим каждый отдельный человек. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы каждый из нас сознательно и обдуманно выработал свое собственное отношение к реальности, к миру и к людям. Но отсюда следует, что всем нам исключительно важно обучиться искусству мыслить здраво.