Верующему православному человеку трудно представить свою жизнь вне Церкви. Вся его судьба связана с ней. Когда он родится – в Церкви его крестят, при бракосочетании – венчают, а после смерти отпевают и поминают. А в минуты житейских невзгод где как не в церкви можно получить душевное успокоение!
«Как отрадно здесь! Ни шума,
Ни забот, ни суеты…
Брат, оставь земные думы,
Приходи, молись и ты!
Здесь умолкнут все сомненья,
Здесь душою отдохнешь,
Жизни лучшие мгновенья,
Только здесь переживешь,» —
так писал о Церкви более двух столетий назад Н. П. Пестряков.
Но Церковь – это, конечно же, не только место, где мы молимся. Церковь – это и мы сами, с нашей верой во Иисуса Христа, которая объединяет нас как братьев и сестер. Не случайно Церковь называют матерью. Здесь, молясь со множеством других верующих, человек ощущает, что он не одинок в этом мире, что с ним рядом его братья и сестры во Христе, которые всегда придут на помощь в трудную минуту. Здесь, в храме, человек получает помощь, посылаемую Господом через Своих ангелов и святых угодников, через чудотворные иконы. Что можно сказать о неземной радости, получаемой верующими в таинстве Причащения? Нет на земле слов, чтобы выразить благодатное чувство соединения с Самим Господом Иисусом Христом!
И как страшно подумать, что в мгновение ока мы можем быть лишены всего этого: совместной молитвы, исповеди, причащения в Божием храме… Потому каждодневно мы должны благодарить Господа за то, что имеем возможность ходить в святой храм на богослужения.
Но были и другие времена. Еще и века не прошло с тех пор, как в России на Православие воздвигли невиданные гонения. Люди, в своей гордыне решившие построить рай здесь, на земле, сделать человека счастливым без Бога, начали разрушать храмы, сжигать иконы и священные книги, а священников и церковнослужителей сажать в тюрьмы и отправлять в ссылки. Тысячи из них были расстреляны.
Трудно представить, какая боль, какая горечь появились тогда в сердцах верующих людей при виде такого надругательства над Церковью. Как будто родную мать истязали на глазах, пытаясь совсем лишить ее жизни. Казалось, все силы ада восстали на Православную Церковь, но не одолели ее. Так сбылись слова Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф., 16; 18). Храмы разрушили, но Церковь осталась жива, потому что жива была православная вера в душах русских людей. И в утешение им, в знак того, что Господь их не оставил, явились на русской земле Божии угодники – подвижники веры и благочестия. Внешне они были обыкновенными людьми, плоть от плоти простого народа, жили его нуждами и заботами, радостями и горестями. И в то же время были им даны Богом духовное зрение, пламенная вера и дерзновенная молитва.
Среди таких подвижников явилась на земле рязанской и блаженная девица Пелагея Захаровская. Ее судьба – пример того, как сила Божия в немощи человеческой совершается. Вслед за апостолом Павлом блаженная Пелагея могла бы сказать: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2-е Кор., 12; 10).