Ресентимент (фр. ressentiment) – термин, введенный в философский обиход Ф. Ницше и означающий чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильную зависть. – Прим. ред.
Robert Cooper, ‘The Meaning of 1989’, The Prospect (20 December 1999).
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: АСТ, 2015, с. 90–91.
Larry Diamond and Marc F. Plattner (eds.), The Global Resurgence of Democracy (John Hopkins University Press, 1996); Timothy Garton Ash, Free World: America, Europe, and the Surprising Future of the West (Random House, 2004).
Larry Diamond and Marc F. Plattner (eds.), Democracy in Decline? (John Hopkins University Press, 2015); Larry Diamond, Marc F. Plattner and Christopher Walker (eds.), Authoritarianism Goes Global: The Challenge to Democracy (John Hopkins University Press, 2016).
David Runciman, How Democracy Ends (Basic Books, 2018); Steven Levitsky and Daniel Ziblatt, How Democracies Die (Crown, 2018).
Michael Ignatieff (ed.), Rethinking Open Society: New Adversaries and New Opportunities (Central European University Press, 2018).
Elisabeth Vallet, Borders, Fences and Walls (Routledge, 2018).
David Leonhardt, ‘The American Dream, Quantified at Last’, The New York Times (8 December 2016).
Yascha Mounk, The People vs. Democracy: Why Our Freedom Is in Danger and How to Save It (Harvard University Press, 2018).
Stephen Smith, The Scramble for Europe: Young Africa on its Way to the Old Continent (Polity, 2019); Крастев И. После Европы. – М.: Дело, 2018. Ссылка оригинала – Ivan Krastev, After Europe (University of Pennsylvania Press, 2017).
Michiko Kakutani, The Death of Truth: Notes on Falsehood in the Age of Trump (Tim Duggan Books, 2018), p. 26.
Перевод Г. Кружкова. – Прим. пер.
Ben Rhodes, The World as It Is: A Memoir of the Obama White House (Random House, 2018).
Название книги Хиллари Клинтон (What Happened?), вышедшей в 2017 г. – Прим. пер.
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134–135, 144, 138–139, 136, 145; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: АСТ, 2007. С. 89.
Francis Fukuyama, ‘The End of History?’, National Interest (Summer 1989), p. 12 (абзац отсутствует в русском переводе статьи. – Прим. пер.).
Положение о том, что либерализм американского типа является завершающим этапом истории, не было откровением для большинства американцев, но таковым его восприняли не только диссиденты, но и обычные люди, выросшие за «железным занавесом». Это было связано с тем, что Фукуяма объяснял поражение ленинизма и коммунистических режимов языком гегелевско-марксистской диалектики. Многие бывшие коммунисты, выросшие и воспитанные на идее о том, что история имеет предопределенное направление и счастливый конец, при виде надписей на руинах Берлинской стены концептуально и эмоционально были готовы принять фукуямовское истолкование происходящего.
Иного не дано / Ред. Ю. Афанасьев. – М.: Прогресс, 1988.
«Объяснять» текущие региональные политические тенденции тем, что они, дескать, напоминают политические модели прошлого, как делают многие исследователи посткоммунистического антилиберализма, означает подменять причинную обусловленность аналогией.
«В 2008 г. специалист по поведенческой экономике из Массачусетского технологического института Дэн Ариели провел эксперимент: участники играли в компьютерную игру, в которой на экране появлялись три двери и каждая из них при клике на нее выдавала некоторую сумму денег. Разумной стратегией было бы определить дверь, за которой “хранилась” самая большая сумма, и кликать только на нее до самого конца игры, но как только двери, которыми участники игры пренебрегали, начинали уменьшаться в размерах, – а в конечном счете исчезать, – те принимались лихорадочно кликать по ним, впустую тратя свои попытки на то, чтобы сохранить доступ и к менее выгодным вариантам. Это глупо, но мы ничего не можем с этим поделать. Людям нужен выбор – или хотя бы его иллюзия. Джордж Элиот (псевдоним английской писательницы XIX века Мэри Энн Эванс. – Прим. пер.) как-то сказала, что выбор – это “сильнейший принцип роста”. Как же нам расти, если мы не можем выбирать?» – Yo Zushi, ‘Exploring Memory in the Graphic Novel’, New Statesman (6 February 2019).
Ryszard Legutko, The Demon in Democracy: Totalitarian Temptations in Free Societies (Encounter Books, 2018), pp. 63, 20, 80.
Цит. по: Philip Oltermann, ‘Can Europe’s New Xenophobes Reshape the Continent?’, The Guardian (3 February 2018).
Legutko, The Demon in Democracy, p. 41.
Gabriel Tarde, The Laws of Imitation (English translation: Henry Holt and Company, 1903), p. 74.
Тяга к имитации может не только сосуществовать с изобретательностью, как признает Тард, но даже при обычных обстоятельствах серьезно стимулировать творчество и оригинальность. См., например, Kal Raustiala and Christopher Sprigman, The Knockoff Economy: How Imitation Sparks Innovation (Oxford University Press, 2012).
Wade Jacoby, Imitation and Politics: Redesigning Modern Germany (Cornell University Press, 2000).
Thorstein Veblen, ‘The Opportunity of Japan’, Journal of Race Development 6:1 (July 1915), pp. 23–38.
Брюсселю, пребывающему в плену «экономикоцентричного» понимания политики, легче высмеивать мессианский провинциализм Будапешта и Варшавы, чем попытаться его понять. Для Брюсселя он почти непостижим. В глазах европейских бюрократов «бунт» Польши и Венгрии, получавших едва ли не самые щедрые финансовые влияния из ЕС, абсолютно иррационален. Так, в 2016 г. Венгрия получила 4,5 млрд евро из европейских фондов, что эквивалентно 4 % экономического производства страны. Польша получила более 11 млрд евро. Одно из ключевых положений европейской «Остполитик» заключается в том, что те, кто получает такие исключительные привилегии, не имеют права жаловаться.
Аллюзия на строки из стихотворения Киплинга «Заповедь» (пер. М. Лозинского): «Останься тих, когда твое же слово // Калечит плут, чтоб уловлять глупцов…» – Прим. пер.
Ken Jowitt, ‘Communism, Democracy, and Golf’, Hoover Digest (30 January 2001).
«Федералист» (или «Записки Федералиста») – The Federalist Papers – сборник из 85 статей в поддержку Конституции США. Считается обязательным источником для изучения американской демократии. – Прим. пер.
Ken Jowitt, ‘Communism, Democracy, and Golf’, Hoover Digest (30 January 2001).
То есть утраты культурной самобытности. – Прим. пер.
Разве что на уровне достаточно маргинальных «почвенническо-монархических» идейно-философских исканий (популярных, однако, и в некоторых высших кругах общества). – Прим. пер.
Жирар Р. Ложь романтизма и правда романа. – М.: Новое литературное обозрение, 2019; Жирар Р. Завершить Клаузевица. Беседы с Бенуа Шартром. – М.: ББИ, 2019.
Благодарим Марси Шор (Marci Shore) за этот пример.
Жирар Р. Насилие и священное. – М.: Новое литературное обозрение, 2000.
Заявляя, что сочинения Достоевского «в высшей степени релевантны для интерпретации посткоммунистического мира», Жирар утверждал: «Достоевский глубоко презирал рабское и унизительное подражательство всему западному – “западничеству”, охватившему Россию его времени. Его реакционность усиливало самодовольство Запада, уже бахвалившегося перед всем миром своим “прогрессом” – так Запад называл свое огромное “превосходство” над остальным человечеством. Запад был почти так же вульгарен, как и сегодня, путая уже тогда свое вполне реальное материальное благополучие с моральным и духовным превосходством, которым он не обладал». – René Girard, Resurrection from the Underground. Feodor Dostoevsky (Michigan State University Press, 2012), pp. 88–89. (В российское издание книги – Жирар Р. Достоевский: от двойственности к единству. – М.: ББИ, 2013 – этот фрагмент не вошел. – Прим. пер.)
«Согласно прогнозам ООН, совокупное население стран так называемой Вышеградской четверки (V4) – Польши, Венгрии, Чехии и Словакии – сократится с 64 млн человек в 2017 г. до 55,6 млн человек к 2050 г., или примерно на 13 %. За этот период ни в одном регионе мира не ожидается более быстрого спада». James Shotter, ‘Central Europe: Running out of Steam’, Financial Times (27 August 2018).
Страх перед тем, что навязываемый западный либерализм вытесняет или разрушает местные традиции, явствует, к примеру, из такого высказывания: «Волна сопротивления так называемой “гендерной идеологии” в Центральной Европе заставила Болгарию 15 февраля, а затем Словакию вчера (22 февраля) выступить против ратификации Стамбульской конвенции о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье». Georgi Gotev, ‘After Bulgaria, Slovakia too Fails to Ratify the Istanbul Convention’, Agence France-Presse (23 February 2018).
Benjamin E. Goldsmith, Imitation in International Relations. Observational Learning, Analogies, and Foreign Policy in Russia and Ukraine (New York; Palgrave, 2005).
‘Jim Mattis’s Letter to Trump: Full Text’, The New York Times (20 December 2018).
Так в современной философии принято называть комплекс основополагающих идей, сложившихся в эпоху Просвещения (XVII–XVIII века) и оказавших влияние на развитие западной цивилизации Нового времени. – Прим. ред.
Gáspár Miklós Tamás, ‘A Clarity Interfered With’, in Timothy Burns (ed.), After History? (Littlefield Adams, 1994), pp. 82–83.
Стендаль. Красное и черное / Пер. с фр. А. Чеботаревской. – СПб.: Азбука-классика, 2010.
Перевод С. Апта. – Прим. пер.
John Feffer, Shock Waves: Eastern Europe after the Revolutions (South End Press, 1992).
Цит. по: Nick Thorpe, ’89: The Unfinished Revolution (Reportage Press, 2009), pp. 191–192.
Аллюзия на изданную в 1949 г. книгу «Бог, обманувший надежды» (The God That Failed), о которой подробнее речь пойдет ниже. – Прим. пер.
John Feffer, Aftershock: A Journey into Eastern Europe’s Broken Dreams (Zed Books, 2017), p. 34.