1.2. Гносеологическая феноменология Э.Маха

«Позитивизм – это теория познания, согласно которой единственное достоверное знание, доступное человечеству, – это наука, основанная на наблюдениях»

Огюст Конт

В 1903 году Рихард Хёнигсвальд сказал, что Эрнст Мах принадлежит «безусловно, к самым читаемым авторам нашего времени»54. Новый этап возрастания интереса к трудам Э. Маха начался в конце XX века в связи с развитием таких направлений исследования как экологический подход в психологии восприятия, искусственный интеллект.

В возросшем за последние годы интересе к работам Маха прослеживается востребованность идей, заложенных в трудах Э.Маха Возможно Б.Л. Альтшулер прав, утверждая, что «идеи Маха, принцип Маха это не только история науки, но и сама наука, актуальная сегодня»55. И возможно, именно из-за их «мегамасштабности», использование принципов, заложенные Махом, не так очевидно в наше время.

Стройное здание физической теории, созданное в XIX веке на основе классической механики, не выдерживало шквала новых открытий. На первый план вышли мировоззренческие вопросы: что мы изучаем, каково соотношение наших знаний о мире с самим этим миром? Первые попытки ответить на эти вопросы привели к релятивизму и агностицизму. «В сущности, – писал М.Планк, – это своего рода реакция против тех смелых ожиданий, которые связывались несколько десятилетий назад со специальным механическим воззрением на природу… Философским осадком неизбежного отрезвления и был позитивизм Маха»56.

Знаменитый австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896) предложили вариант выхода из затруднений в физике, который состоит в том, чтобы «очистить» опыт от всего того, что может быть истолковано как признание факта объективности, независимо от наших ощущений какой бы то ни было реальности.

Исходной точкой зрения Э.Маха была так называемая «монистическая концепция опыта», разработанная на основе «теории идей», нашедшей наиболее полное выражение в английском классическом эмпиризме, и проведенная с наибольшей последовательностью Юмом. Согласно этой концепции наше знание заключается в установлении отношений между «идеями» – «копиями», «бледными образами» впечатлений, внешних чувств («внутреннего опыта»). Э.Мах предложил следующее «понимание знания, согласно которому оно является не постижением реальности, существующей независимо от него, а простым описанием отношений между ощущениями, и на основании этой эпистемологической концепции сделал ряд методологических рекомендаций»57.

При таком подходе за пределами знания оказываются не только убеждение в реальном существовании мира, но и убеждение в закономерном ходе процессов природы, убеждение, которое лежит в основе индуктивного вывода. Познание по Маху – это акт приспособления, имеющей своей задачей описание, систематизацию с помощью понятий, символическое изображение картины явлений.

Корни познания, по Маху, амбивалентны. С одной стороны познание является биологическим явлением, обусловленным всем ходом эволюции человека как биологического вида. В своей работе «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» Мах подробно рассматривает тот путь биологического развития, который в конечном итоге детерминировал возникновение познавательного отношения человека к миру. Причиной возникновения познания являются инстинкты и, так называемые, экономические побуждения человека. «Познание – биологическое явление, зачатки и корни которого можно проследить до простейших экономических побуждений и инстинктов людей и даже животных»58. Для своего выживания и развития человек нуждался в гармоническом сосуществовании с окружающей его средой. Это привело к развитию человеческой психики. «Мах смотрит на познание как на явление биологическое: психическое развитие есть явление приспособления»59.

С другой стороны, человек – существо социальное. Он живет в обществе и процесс взаимодействия с природой носит более социальный, нежели индивидуальный характер, таким образом, процесс познания должен иметь и социальные черты. «Познание также является и социальным процессом, как процесс сотрудничества людей в деле покорения природы»60.

Основой теоретической доказательности истинности знания выступает гносеология. Она занята конструированием факта знания, т.е. тем как наше мышление познает действительный мир, как в наших представлениях и понятиях отражается действительность, насколько познавательные конструкции и реконструкции объективно значимы.

Центральная проблема концепции Маха: содержание знания – отношение между физическим и психическим решается с точки зрения цели познания и интересов субъекта. Мах игнорирует фундаментальное гносеологическое противопоставление материи и сознания. Материя – символ для констатации постоянных отношений внутри многообразного содержания нашего опыта. При этом он считает психические явления первичными, ибо их мы познаем непосредственно, а внешний мир вторичным, так как познаем мы его опосредовано, благодаря логическому выводу из нашего опыта.

Теория чувственных данных была изложена Э.Махом в работе «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1886). Суть своей философии Э.Мах формулирует следующим образом: «Вещь, тело, материя есть не что иное, как связь элементов, цветов, звуков и т.д., не что иное, как так называемые признаки… Вследствие большого развития механистической физики возникает манера приписывать пространственному и временному высшую реальность в противоположность цветам, звукам, запахам… Но физиология органов чувств делает очевидным, что пространство и время с тем же успехом могут быть названы ощущениями, как и цвета, и звуки»61.

Мах уравнивает в правах психическое и физическое: «…рассматривает обе области (и естествознание и психологию) как однородные, равно важные источники нашего познания…»62. И далее, «считаю психологические факты, по меньшей мере, столь же важными источниками познания, как и факты физические»63.

Фактически, Мах определяет две различные области, каждая имеет свои «простейшие элементы», в каждой действуют свои закономерности, каждой присущи свои методы и результаты познания. «Все данные, изучаемые методом и в рамках физической зависимости – элементы; те же элементы, изучаемые в пределах психической зависимости – ощущения»64.

В процессе взаимодействия с природой человечеством приобретается опыт. «Опыт есть тесное взаимодействие, текучая связь субъекта и объекта»65. У Маха и Авенариуса опыт очищен от только ассоциативно связанных с ним и происходящих из прежнего опыта моментов и редуцирован или сведен к чистым данным ощущения (элементам), которые, в свою очередь, порождены определенными стимулами. «И вот, вся эта эмпирически-психологическая теория чувственного восприятия вместе с соответствующим каузально-генетическим объяснением полностью отвергается феноменологами как конструкция и заменяется другим пониманием восприятия, т.е. «внешнего» опыта»66.

И этот опыт двойственен, что обусловлено двумя выделенными им областями, т.е. «…с физической точки зрения опыт есть воздействие объекта на субъект, то с психологической точки зрения опыт, в смысле его содержания, распадается на ощущения, так что все находимое в нем можно представить в виде тех или иных связей ощущений…»67. Или, другими словами: «Совокупность того, что в пространстве дано непосредственно для всех, – обычно называется физическим; наоборот, то, что дано непосредственно лишь одному и что доступно всем другим лишь в силу аналогии, – психическим»68.

Важнейшей проблемой теории познания является определение источника познания. Для Маха «чувственные возбуждения являются единственной, ничем не замещаемой основою нашего познания мира»69. «Все содержание нашего сознания слагается исключительно из возбуждений, исходящих из различных частей нашего тела…»70. А в своей работе «Популярные научные очерки» он пишет: «Мы знаем один только источник непосредственного откровения естественно научных фактов – наши чувства»71.

Если исходить из существования двух различных областей: психической и естественнонаучной в процессе научного познания, то закономерно возникает вопрос об их взаимосвязи и взаимозависимости этих областей. Поэтому для Маха целью всех философских размышлений стало познание и установление этих отношений. Так как «…нет существенной разницы между физическим и психическим, то и в отношении между ними приходится признать существование той же точной зависимости, которую мы стараемся отыскать во всех явлениях физического мира. Мы тогда принимаем, что всем отдельным явлениям, установленным физиологическим анализом ощущений, соответствует столько же отдельных явлений физического нервного процесса, которые должны быть установлены. Вот это отношение я и попытался по мере сил установить»72.

Для познания необходимо по Маху выделить общие обеим областям простейшие элементы. «Эти элементы известны в психической области как ощущения, а в области естественнонаучной – как физические свойства, но сами по себе они идентичны, а только различны в зависимости от точки зрения, с которой они рассматриваются. Это приводит к дальнейшему упрощению и обобщению метода»73.

Мах рассматривал ощущения в гносеологии как исходную данность: с ощущениями можно так или иначе манипулировать и только. Он стремился свести познание к восприятию как таковому, превратив ощущения в объекты. «Факт чувственного мира – вот исходный пункт, как и цель всех приспособлений мыслей физика… На этом основаны все гипотезы и приспособления естественных наук»74. Мах считал, что доказал прямую возможность полного познания «нейтральных элементов» мира, т.е. безличных ощущений, поскольку познание последних сводится к тому, что они воспринимаются.

Проблема достоверности знания, проблема равенства или неравенства объективного мира миросозерцанию и миропониманию – одна из важнейших проблем гносеологии. «Все, что нам может быть желательно знать, дается нам решением задачи математической формы, определение функциональной зависимости чувственных элементов друг от друга. Раз нам известна эта зависимость, знание «действительности» исчерпано»75.

Важнейшим аспектом гносеологии является и вопрос о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Между теорией и практикой Мах, также как психическим и физическим, не видит существенной разницы. «Отделить теоретическую деятельность от практической практически невозможно» 76. Теория и практика – две половики одного целого: «Деятельность теоретическая и деятельность практическая суть, ведь, две взаимно связанные между собой части одной и той же биологической реакции; вторая получат толчок от первой, проникнута ей и составляет ее естественное продолжение»77.

Разница состоит лишь в выполняемых ими функциях. Рассмотрим отношение Маха к мышлению и определим ту роль, которую оно играет в процессе познания. Прежде всего необходимо отметить, что мышление возможно лишь на определенном этапе развития человечества, на определенном этапе развития психической жизни: «регулирующая и упрощающая функция логики может начать свою работу лишь там, где развитие психической жизни значительно продвинулось вперед, накопив богатую сокровищницу инстинктивных привычек. Вот с этим то дологическим запасом инстинктивных привычек путем логики справится мудрено»78. «Наши мысли не составляют всей жизни. Они только кратковременный свет, освещающий путь воли. Но зато они самый чувствительный реактив на наше органическое развитие… Превращение мыслей … есть часть общего развития жизни, приспособления к более широкому кругу действия»79.

Анализируя мышление, Мах выделяет два его типа: обыденное и научное. Научное мышление развивается из обыденного и является «последним звеном в непрерывной цепи биологического развития, начавшегося с первых элементарных проявлений жизни»80. «Умственное дополнение факта» является общей чертой для научного и обыденного мышления. Но есть и значительные отличия в выделенных типах мышления. Обыденное мышление служит практическим целям, прежде всего, удовлетворению физических потребностей. Ставшее же более сильным, научное мышление создает себе собственные цели, стремясь удовлетворить само себя, «устранить умственное стеснение». Научное мышление в своем развитии состоит в непрерывном исправлении мышления обыденного. А с ростом культуры, по Маху, обыденное мышление все более и более ограничивается и вытесняется научно дисциплинированным техническим мышлением.

Кроме того, научное мышление бывает двух видов: мышление философа и мышление специалиста-исследователя. «Первый стремится к возможно полной всеобъемлющей ориентации во всей совокупности фактов, а второй первоначально занят ориентировкой и обобщением в одной какой-нибудь небольшой области фактов»81.

Мах полагал, что мышление лишь сокращает, экономизирует, упрощает обозрение опыта субъекта: «…экономия мышления есть также весьма ясный логический идеал, сохраняющий свое значение даже после завершенного логического анализа»82. Смысл всего процесса исключительно экономический.

Научное познание не что иное, как экономное описание опыта, то чем экономнее это описание, тем лучше. Поэтому в физике нужно предпочитать такие теории, которые не предполагают существования объектов за пределами опыта. «Это т.н. феноменологические теории, к числу которых относится классическая термодинамика. А вот предположения о реальности молекул, как это имеет место в молекулярно-кинетической теории тепла или тем более атомов, – это по Э.Маху не что иное, как выражение донаучного способа мышления»83.

При воспроизведении фактов мы начинаем с более устойчивых, привычных и знакомых нам комплексов и сюда впоследствии прибавляем, внося поправки, и непривычное. Все суждения – суть дополнения и поправки существующих уже представлений. «Именно те идеи, которые прежний опыт сделал наиболее привычными нам, вторгаются, борясь за свое самосохранение, в понимание каждого нового опыта и именно их постигает необходимое превращение. Метод объяснять новые непонятные явления при помощи гипотез, основан всецело на этом процессе»84.

Мах подробно анализирует мыслительную деятельность человека, выделяя особо два направления: приспособление мыслей к фактам и приспособление мыслей друг к другу. Первое приспособление есть наблюдение, а второе – теория. Между наблюдениями и теорией трудно провести четкую границу, ибо почти каждое наблюдение совершается уже под влиянием теории, а при достаточной важности наблюдение со своей стороны оказывает влияние на теорию. Что касается приспособления мыслей к фактам действительности, то он так описывает влияние факта на мыслительный процесс: «…итак, когда мы применяем абстрактные понятия к факту действительности, то этот последний действует на нас как простой импульс к чувственной деятельности, которая создает новые чувственные элементы, а эти последние могут определять дальнейший ход нашей мысли в соответствии с этим фактом. Нашей деятельностью мы обогащаем и расширяем слишком бедный для нас факт. Мы делаем при этом тоже самое, что делает химик с бесцветным раствором какой-нибудь соли, осаждая из него при помощи определенной операции желтый или бурый осадок, который может дифференцировать ход его мыслей. Понятие физика есть определенная реакция, обогащающая какой-нибудь факт новыми чувственными элементами»85.

Касательно второго направления мыслительной деятельности, т.е. приспособление мыслей друг к другу, Мах пишет: «Все новое, необычное и удивительное действует как раздражение, привлекающее к себе внимание. Те или иные практические основания либо просто одна лишь интеллектуальная неудовлетворенность могут побудить волю к устранению противоречия, к новому приспособлению мыслей. Таким образом возникает намеренное приспособление мыслей – исследование»86. Приспособление мыслей друг к другу обуславливает логическое очищение мышления и является характерным и преимущественным признаком науки, в отличие от обыденного мышления, которое довольствуется службой практическим интересам.

Представления постепенно так приспосабливаются к фактам, что дают достаточно точную, соответствующую биологическим потребностям, их копию. Точность приспособления, соответствия представлений фактам определяется требованиями той конкретной ситуации, того момента времени, когда оно образовывалось. Но так как интересы и обстоятельства меняются от одного случая к другому, то и результаты приспособления в различных случаях не всегда точно совпадают друг с другом. Биологический же интерес вновь побуждает к поправке одних представлений другими. Между обоими процессами – приспособление мыслей к фактам и приспособление мыслей друг к другу – в действительности трудно провести резкую грань. Уже первые чувственные впечатления зависят от прирожденного и временного состояния организма, а позднейшие чувственные впечатления зависят от прежних впечатлений. Так, почти всегда первый процесс усложняется вторым.

Загрузка...