Я не могу похвастаться ни выдающимися способностями, ни хорошей памятью. Знакомясь с гостями на вечеринке, я забываю, как зовут первого из них, еще до того, как меня представят третьему. В младших классах я учился далеко не блестяще, да и в старших перебивался с троек на четверки. Я рос живым, подвижным ребенком. Легче всего мне давались активные занятия, так или иначе связанные с движением, – например, игра на музыкальных инструментах. Как я учился играть на фортепиано? После восьми лет учебы я не мог сыграть по нотам даже самой простой мелодии, в отличие от других детей. Но достаточно было короткой репетиции, и я легко исполнял пьесу наизусть. Пальцы сами находили нужные клавиши. Незабываемое ощущение! Вот только качества, помогавшие учиться музыке, совсем не помогали корпеть над учебниками.
Через несколько лет моя жизнь резко изменилась. Я перешел в другой класс, где все старались учиться как можно лучше. Именно тогда я впервые узнал о техниках обучения. Мог ли я надеяться догнать своих одноклассников? Вряд ли, думал я, мне никогда не удастся получать хорошие и тем более отличные оценки. Однако я начал упорно заниматься и изучать методы усвоения знаний, помогающие добиваться высокой успеваемости. С тех пор мой интерес к техникам не ослабевал.
В начальной школе для меня было счастьем получить четверку. В старших классах дело пошло хуже. Материал стал сложнее, да и знания оценивались по другим критериям. Поначалу было тяжело, но я смог окончить школу с самым высоким средним баллом в классе. Получив степень бакалавра в Норвежской школе экономики в Бергене, я решил попытать счастья и подал заявки сразу в несколько лучших учебных заведений мира, а также сдал тест по менеджменту (General Management Admission Test, GMAT) – стандартный вступительный экзамен в университет для получения высшего образования в области финансов и управления. Этот тест позволяет сравнить качество подготовки абитуриентов с уровнем знаний всех испытуемых за последние пять лет (а это около миллиона человек). По результатам теста я попал в топ лучших абитуриентов (куда вошли всего 6 % всех участников) и получил приглашения в такие престижные университеты, как Оксфорд, Пенсильванский университет и Уортонская школа бизнеса. Кроме того, мне предложили дотацию на обучение в размере 50 тысяч долларов в рамках знаменитой Программы Фулбрайта. Стоит ли говорить, что я был вне себя от счастья!
Мой опыт показывает: хорошо учиться и получать высокие оценки может практически каждый. Секрет успеха – упорный труд, знание техник обучения и достижения высоких результатов. Но мне потребовалось немало времени, чтобы это понять. Где бы я ни учился, я искал и находил полезные техники. Так было в старших классах школы (я учился в Норвегии, США и Германии). Так было в Оксфорде, в Норвежской школе экономики, в Калифорнийском университете в Беркли. Кроме того, я прочитал более сорока книг по техникам обучения, успеваемости и развитию умственных способностей и наконец решил обобщить свой опыт – и написал книгу. Удобную, которая легко читается и рассказывает о том, как учиться быстро, эффективно и с удовольствием. И, конечно же, получать высокие оценки. Да, это та самая книга, вы держите ее в руках. Она познакомит вас с современными техниками обучения и научит применять их на практике. Разумеется, никакая техника не заменит упорного труда, но она сделает его максимально продуктивным и поможет не растратить попусту время, отведенное на учебу. Ваша цель – максимальная эффективность, обширные глубокие знания и отличные оценки.
Вперед!
Улаф Шеве[1]