Предисловие

Главная цель данного сборника не попытка поэтического преодоления Теоремы о неполноте1, а желание разрушить барьер, отделяющий её от культурного пространства, чтобы нашелся хотя бы один персоналий, который откроет для себя загадочную фигуру Курта Гёделя2 и проникнется глубоким и неоднозначным философским смыслом его великой Теоремы.

Мотивы навязать читателю такие знания требуют разъяснения. Год назад я записал небольшой текст, который заканчивался так: «Уйти за грань предназначения, Игра ума, души сомнения…». Будучи неравнодушен к теореме Гёделя, посчитал уместным и по смыслу, заложенному в тексте, и в качестве шутливой пропаганды самой теоремы назвать стихотворение «Перспективы преодоления теоремы Гёделя о неполноте», рассчитывая на понимание со стороны тех, кто знаком с теоремой, и на любопытство к ней и личности Гёделя от остальных граждан. И получил неожиданное открытие.


Первое – не удалось встретить ни одного человека, который хотя бы слышал что-то о Гёделе и Теореме.

Второе – те, кому вместе со стихотворением прочел краткую лекцию, через год не могли вспомнить о чем идет речь.

Третье – математики убеждены, что о Гёделе знают не все, но многие, и категорически не верят в результаты моих опросов.


С целью подробнее исследовать реакцию публики на имя и название теоремы был издан сборник стихов «Перспективы преодоления теоремы Гёделя о неполноте».

Вот что писал в предисловии к этому сборнику его издатель Александр Шум:

Теорема Гёделя о неполноте отчётливо указала на то, что справедливость той или иной гипотезы может лежать за гранью любой рациональной попытки доказать её, и интуицию нельзя исключать из пределов царства математики. При всём этом философское значение теоремы о неполноте и второй теоремы Гёделя, устанавливающей невозможность доказать непротиворечивость теории средствами самой этой теории, выходит далеко за рамки чистой математики. Согласно позитивистской философии науки любая физическая теория является математической моделью, а это значит, что она с необходимостью должна быть представлена на языке математики. Мы и наши модели являемся частью вселенной, которую описываем, и в своих описаниях мы также не сможем выбраться за те границы, которые устанавливают теоремы Геделя.


И всё-таки, как преодолеть ту границу, преодолеть которую невозможно? Читатель может попробовать увидеть перспективы поиска ответа на этот вопрос в новом сборнике стихов…

Книга «СУПЕРПОЗИЦИЯ»3 продолжает эту традицию и пытается сделать зримой связь математики с философией, поэзией и другими видами творчества.

Цель творчества – поиск истины.

Философ ищет истину в понимании мироустройства.

Поэт в области наших эмоций и поступков.

Парадокс в том, что истина одна, но правды о ней может быть две и больше.

В математике истина абсолютна, она либо признается всеми, либо подвергается сомнению и тогда это не истина, а только предположение, истинность которого надо доказывать.


Пренебрежение к аргументированным доказательствам провозглашаемых истин не раз приводило человечество к трагическим последствиям.

Декарт писал: «Уточняйте значения слов. Тогда человечество избавится от большей части своих заблуждений».


Увы, следовать этому совету человечество отказывается независимо от форм правления и господствующих идеологий.

Доказуемость в математике – её визитная карточка.


Теорема Гёделя средствами математики доказывает, что в математике есть недоказуемое и при этом верное. Сколько в этом одновременно и поэзии, и философии.


Уйти за грань очерченного, разве не это является одной из мощнейших мотиваций, присущей как индивиду, так и человечеству в целом.

Возможно ли это и существует ли граница, за которую выйти невозможно? Нужно ли это делать и до каких пределов?

Вот вопросы, которые сегодня ставятся не столько философами, сколько самим ходом развития цивилизации.


Первое издание «СУПЕРПОЗИЦИИ» было приурочено к Международной книжной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction №20 Москва/2018. Во втором издании добавлено 7 иллюстраций, их стало 17, и таким образом достигнуто равновесие между живописью и стихами.

Автор выражает благодарность «Википедии» и её основателю Джимми Уэйлсу4 за возможность свободного доступа к статьям, содержащим полезную информацию, которая впрямую или косвенно была использована в данной работе.

декабрь 2019, Петербург, А. Батожок


Перспективы преодоления теоремы Гёделя о неполноте

В несовершенстве наших линий,

В асимметричности идей

Мы проникаем в тайны жизни

И тайной остаемся в ней.

И бьемся над лучом незримым,

И ищем ключ с живой водой,

В пустынях истин пилигримы,

С собой ведем последний бой.

В нем победителей осудят,

А проигравшим воздадут,

За нами кто-то новый будет,

Его не боги создадут.

Уйти за грань предназначения

Игра ума, души сомнения…

Осени, осени…

Осени, осени,

Долгие, долгие проседи

Потянулись от ив нитками шелка

По канавам, опушкам и дальним проселкам,

Где тропинок теряются рваные строчки,

Сохнет древо судьбы, новых дней гибнут почки.

Дождевая вода залила колею,

Я по ней навсегда доплыву, добреду,

До сторожки, до лодки, хоть на том берегу…

Пусть неверной дорожкой,

Но иду ведь?

Иду…


Лента Мёбиуса

На стороне одной,

Но с двух сторон, иду

И антиподом сам себе являюсь.

С границею одной на замкнутом кругу

Бегу вперед, но просто повторяюсь.

И кажется все ново в каждый раз,

И мы находим в прелести движения

И истины былой обворожение,

И в прошлом назидательный наказ.

На стороне одной,

Но сам себе не верю,

Ищу тупик на плоскости кривой и замкнутой,

Ищу калитку, двери,

Но открываю только пустоту.

Здесь нет замков и пут

В свободном мы плену.5

Офорты памяти

Печали расставания любви

В офортах памяти застыли в хороводе.

В них оживают прожитые дни

И мудрость угасания в природе.

За шагом шаг листаются листы.

За ними шепот встреч и расставания,

Печали обретения любви,

В них боль и радость горького свидания.


Интеграл

дань уважения поэзии

начала ХХ века

По старым строчкам, по брусчатке

Бреду на прошлое с оглядкой.

Аптека, улица, канал —

Стоит и дышит интеграл6,

Двойной, среди оград и нот,

Считает дней теченье вод

По переменным от нуля

До стужи с ветром февраля.

И жаль, и грустно, но душе

С собой не взять его уже.

И остается все как встарь:

Аптека, улица, фонарь…

Бродский в Венеции

Венеции хромые витражи,

Каналов отражая всплески,

Незримые будили типажи

Трагедии меняя на бурлески.

И кофе стыл, и время

Несло прохладу и столетий бремя,

И белый лист просил немного слов

У мрамора, уставшего от снов.


По темным аллеям души

По тёмным аллеям души

Не стоит гулять по ночам,

Там мысли нехороши,

С Отчаяньем встретитесь там.

Придётся тогда Вам шагать

С ним вместе по узкой тропе.

Захочет – и сможет обнять,

Навеки оставит себе.

Ночь

Мы живем под сурдинку

Неубранных спален,

На столе крошки встреч

Да забытых обид.

И в словах, и поступках

Всё то, что искали,

На порогах осталось,

А компас разбит.

Чёлн стоит у причала,

Бурям жизни не страшен,

В нем огонь потускнел,

Не стоят паруса

И смотрела Луна —

В белой с трещиной чаше

Капитана рука чёрный ром приняла.


Судьбы случайный завиток

Так уже было, пролетело,

Да, пролетело и прошло,

Всё то, что мучило, болело,

Смахнуло время, унесло.

Так есть ли смысл? Зачем же снова,

Тебя, увидев со спины,

Трясет, как прежде, от озноба?

Мы в коридоре, здесь, одни.

Шум слышен сзади в нижнем баре,

В банкетном зале наверху,

Уж ночи час и все в угаре,

Я замер словно на посту.

И сторожу, мне дорог каждый

Волос случайный завиток,

Что обманул платок винтажный,

Не скрывший ушко и висок.

Ты стала выглядеть чуть строже,

Но также звонок легкий шаг,

Жить без любви себе дороже,

Жить без тебя тоска и мрак.

Открылась дверь, ты обернулась,

Меня увидев, улыбнулась,

Махнула, мол, привет, пока

И убежала… навсегда.


Смотрю на картину

Я смотрю на картину и вижу

То, что скрыто с другой стороны.

Я смотрю на картину и слышу

Все, что дышит в ней, метра на три.

А с тобою сижу просто рядом

И понять не могу ничего.

Смотришь странно невидимым взглядом,

Говоришь и молчишь – все одно.

Как объять мне твой образ точнее,

Может фото найти во весь рост,

Чтобы плоскостью чувства измерить

И решиться на что-то всерьез?

Закажу я портрет и искусство

Твою тайну поможет открыть,

Ты глупа или очень искусно

Глубину удается сокрыть.

Но беда моя в том, что не знаю,

Чего больше в тебе я желаю.

Каштаны отцвели, созрели и опали

Каштаны отцвели, созрели и опали,

И сердце увели в каштановые дали.

В каштановой стране, в кафе-шантане

Сижу в кашне в каштановой печали.

И счастья нет у старого фонтана,

И рядом нет любимого каштана,

И с горечью от поздних встреч в губах

Загрузка...