«Все, чему учили силой,
в душе не остается».
ПЛАТОН
А сейчас хочу рассказать вам о моей философии дрессировки. Думаю, я всегда смотрел на жизнь с точки зрения собаки. Если бы я был вашим щенком, то какая дрессировка увлекла бы меня? Мне хотелось бы чувствовать себя в безопасности, знать, что меня ценят и любят. Я хотел бы испытывать при виде вас абсолютное счастье.
Как я уже говорил во вступлении, дрессировка собак никогда не была для меня просто увлечением – я был настоящим маньяком этого дела и был готов заниматься им круглосуточно. По-моему, каждый хозяин просто обязан показать щенку, как жить рядом с людьми спокойно и счастливо. А для этого нужна позитивная дрессировка. Вам нужно не просто научить щенка забавным трюкам для развлечения друзей. Вы должны обогатить жизнь друг друга. Иметь собаку – огромная честь, а позитивная дрессировка – это достойное занятие. Ваш щенок – член семьи и колоссальная инвестиция, я говорю не о денежной, а об эмоциональной инвестиции: щенок будет определять, какую одежду вы станете носить, какую машину водить, в каком доме жить, как проводить отпуск и какую мебель купить. Он окажет огромное, огромное влияние на вашу жизнь.
Я покажу вам лучшие способы научить щенка желаемому поведению, чтобы он страстно хотел учиться и все делал правильно. От чего-то нам нужно будет его отучать – например, кусаться и грызть. Я научу вас способам вернуть щенка на путь истинный, не вызывая у него чувства страха. И вам не придется прислушиваться к местному псевдоэксперту, который заявит вам в парке, что щенок пытается над вами «доминировать». Да, основное внимание я буду уделять этичной и научно обоснованной дрессировке, но на глубинном уровне важно понять, что мы будем дрессировать не крыс в коробке и не мышей в лаборатории. Дрессировка должна идти рука об руку с эмпатией и гармоничным отношением с собакой. А для этого вы должны понимать, что собака чувствует.
Есть всего две причины, по которым щенок не хочет делать того, о чем вы его просите.
Первая – он не понимает, о чем вы просите.
Вторая – он не мотивирован сделать это.
Все очень просто и никак не связано с волками, законами стаи или насилием. Не верьте глупым характеристикам породы – нет «упрямых» пород. Собаки вовсе не упрямы, это всего лишь дурацкая человеческая концепция, продиктованная нашим эго и гордыней. Представьте, что собака скажет вам: «Я знаю, чего ты от меня хочешь. И у меня достаточно мотивации, чтобы сделать это. Но знаешь что?.. Я НЕ БУДУ!»
Такого ни разу не случалось за миллион лет.
Если знание – это бомба, то мотивация – взрыватель.
Хочу вас обрадовать: в моей философии дрессировки все наши действия основываются на науке поведения. Нам не придется учитывать какие-то мистические «энергии» или опираться на сомнительные иерархические теории. Мы можем отлично проводить время со своим щенком и использовать приемы доказательной теории обучения. Вы можете кататься по полу, играя со своим щенком, и одновременно обучать его!
И помните: это ваша ответственность. Ваш щенок – ваша ответственность.
И последнее: вопрос времени. Меня часто спрашивают, как долго и как часто нужно заниматься со щенком. На этот вопрос есть два ответа: конкретные упражнения, когда вы со щенком занимаетесь чем-то только вдвоем, следует выполнять недолго, но часто. Несколько минут там, несколько минут сям – это куда лучше, чем борьба на уничтожение! Однако вы должны замечать и те сотни минут в течение дня, когда щенок продолжает чему-то учиться. Несколько минут там и сям вполне конструктивны, но каждый новый день жизни щенка открывает ему массу возможностей для обучения.
ПАРА СЛОВ О НАКАЗАНИЯХ
Никто не удивляется и не разочаровывается, когда золотая рыбка плывет, а хомяк бегает в своем колесе. Никто не спешит к компьютеру, чтобы узнать в Интернете, как отучить кролика от жевания, а пони – от помета в стойле. Ни один родитель в здравом уме не станет бить ребенка, чтобы отучить его пробовать игрушки на вкус или пачкать подгузники!
Мы знаем, кто такие щенки и что они делают. Это не секрет. Мы живем с собаками уже десятки тысяч лет. Если вам не нужно существо, которое ходит как утка, выглядит как утка, крякает как утка и плавает как утка, не заводите утку!
То же самое относится и к щенкам.
Щенки писают. Они лают от радости и воют от одиночества. Они грызут, чтобы избавиться от боли и когда им больше нечем заняться. Они любят знакомиться с новыми людьми, и порой ваш «Привет!» для них важнее всего на свете! Какая замечательная жизнь!
Щенки вырастают и становятся собаками. А у собак навсегда сохраняется любовь к общению, обнюхиванию, облизыванию и желание грызть что-нибудь. И это совершенно естественно. Именно это и делает собак такими особенными. И мы должны позволить им плыть с приливом, не заставляя бороться с течением.
Мы обязаны никогда не говорить щенку «нет». Нам нужно просто обучить его, чтобы он знал:
• Что можно грызть.
• Как можно здороваться.
• Где можно писать.
• Когда можно давать волю своим чувствам.
Мы должны научить щенка тому, чего хотим от него, не сосредоточиваясь на наказаниях за то, чего мы не хотим.
Наказания работают определенным образом, определенное время, в определенных обстоятельствах. А это означает, что со временем их эффективность ослабевает – параллельно с ухудшением ваших отношений со щенком. Приведу вам пример. Несколько лет назад полицейский зафиксировал у меня превышение скорости: в восемь утра я ехал со скоростью 48 миль в час там, где разрешенная скорость составляла 40 миль в час. Ну да, признаюсь, лавры Льюиса Хэмилтона[1] не давали мне покоя! Через несколько дней я получил извещение, в котором мне предлагались два варианта: 90 фунтов штрафа и штрафные баллы или трехчасовое занятие по контролю скорости. И я сознательно выбрал занятия.
Три часа в комнате с двадцатью другими людьми, которым совершенно не хотелось там находиться, поэтому они превратились в непослушных школьников, раскачивающихся на своих стульях! Все так и было. Это было наказание – и эффект был соответствующий.
Американский психолог и бихевиорист Б. Ф. Скиннер говорил, что особенность наказания состоит в том, что когда вследствие определенного поведения оно доходит до кульминации, то такое поведение в будущем повторяется гораздо реже.
Бинго!
И действительно, всю следующую неделю или около того я внимательно следил за спидометром и скорости не превышал.
А потом, дорогой читатель, я сорвался.
Наказание забылось.
Я особенно внимательно следил за скоростью в конкретное время на конкретном участке – там, где меня поймали на нарушении. У меня выработалась привычка высматривать полицейских. Если я их видел, то сбавлял скорость, если нет – ехал как едется.
Я связал наказание с конкретным контекстом, конкретным местом и конкретным человеком. А вне этого контекста, места и человека я чувствовал себя в «безопасности». Со временем наказание перестало оказывать влияние на мое поведение – остался лишь инстинктивный страх при виде полиции.
А теперь представьте себе щенка, которого вы наказали за то, что он по утрам прыгал на молочника. Чему научит его это событие?
Первый потенциальный урок: когда к дверям кто-то подходит, может произойти нечто плохое.
Потенциальные негативные последствия: на тех, кто подходит к двери, нужно только лаять.
Второй потенциальный урок: плохое случается, когда приближаются мужчины.
Потенциальные негативные последствия: нужно остерегаться мужчин.
Третий потенциальный урок: плохое случается, когда я на кого-то прыгаю в присутствии мамы/папы.
Потенциальные негативные последствия: прыгать на людей можно – но только когда мамы/папы рядом нет.
Кроме того, когда вы сосредотачиваетесь на наказаниях, видя в них единственно полезное средство обучения, то начинаете замечать только промахи и ошибки щенка. Представьте, какой мир открылся бы вам, если бы вы сосредоточились на вознаграждении всех правильных поступков щенка? Щенки учатся точно так же, как мы с вами. Если мы что-то делаем и этот поступок влечет за собой приятные и желательные последствия, мы обязательно повторим эти действия в будущем.
Эта книга посвящена позитивному подкреплению (то есть тому, что щенку нравится) в обмен на желательное поведение.
Работая над этой книгой, я перечитал множество статей и пересмотрел массу видео под названием «Как наказывать вашего щенка». Я не видел ни одного материала под заголовком «Как наказывать старую собаку» или «Престарелые собаки, которые подвергают сомнению ваше лидерство и установленные границы».
Если вы считаете неправильным кричать, бить, пинать или как-то наказывать старую собаку, то, смею вас заверить, поступать так по отношению к собачьему ребенку еще более неправильно.
И сегодня есть немало инструкторов и клубов, которые работают под лозунгом: «Мы делали так всегда – и будем поступать так дальше». В таком подходе нет развития, но ведь наука и понимание этих фантастических животных постоянно развивается. Так и мой подход к дрессировке постоянно совершенствуется, потому что только это делает его интересным. И поэтому я говорю: «Нет, приемлемого способа наказания собаки не существует».
Авраам Линкольн, который никогда не одерживал победы на выставке Crufts, говорил: «Насилие начинается там, где кончается знание». Нет более верных слов о дрессировке собак. Некоторые скажут, что наказание не работает. Наказание работает всегда. Наказание работает, но имеет огромную цену – вы теряете мотивацию, доверие и отношение с собакой. Даже если наказание в течение какого-то времени эффективно, стоит ли это того? Ведь в результате собака перестанет вам доверять и не захочет находиться рядом с вами. Неужели вы этого хотите?
Вернемся к примеру с превышением скорости. Знаете, как поступают умные голландцы? Они устанавливают камеры контроля скорости, которые пополняют городскую казну, когда машины едут с более низкой скоростью, чем разрешенная! Представляете? Водители получают позитивное подкрепление за желательное поведение, в результате нежелательное поведение становится более редким, водителям нравится наличие камер на дорогах, и конфликт исчезает. Какое прекрасное и разумное решение проблемы, решить которую с помощью наказаний никогда не удавалось. (Кстати, тот пример с превышением скорости я привел лишь для иллюстрации. Вы же понимаете, что я – образцовый водитель, я всегда включаю сигнал поворота, уступаю дорогу и держу в багажнике красный треугольник.)
Я уже слышу, как вы говорите: «Да, я все понимаю… Но если щенок все же ведет себя недопустимо, ведь тогда его можно наказать, верно?»
Читайте дальше…
КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ – ВОТ ВАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!
В: Как отучить щенка гоняться за велосипедистами?
О: Не позволяйте щенку кататься на велосипеде.
Здравый смысл порой оказывается не настолько здравым, как нам хотелось бы. Но чем более здравым он будет в воспитании щенка, тем счастливее и спокойнее будете вы оба. Вы часто можете видеть, как я потираю подбородок и задумчиво цыкаю, выискивая самый элегантный способ не дать щенку таскать еду, оставленную без присмотра на журнальном столике. Поначалу я выбираю сложную систему рычагов, тросов и зеркал, но потом понимаю, что самое простое – и самое лучшее! – решение: не оставлять на журнальном столике еду без присмотра.
«Простота – вот высшая изощренность», – сказал гениальный Леонардо. И могу вас заверить, что это истинная правда – потому что мой пес до сих пор ни разу не стащил ни одного сэндвича!
В этой книге мы будем не раз обсуждать, как не дать щенку вести себя непозволительным образом – например, грызть и кусаться – и как мотивировать его к поведению желательному – спокойным прогулкам на поводке и мгновенному возвращению к хозяину. Вы узнаете такие полезные приемы, как «взаимоисключающее поведение» и «позитивное подкрепление», но один из самых эффективных практических методов – это «контроль и управление».
Старый добрый прием «контроль и управление» заключается в следующем: если щенок вбегает к вам в спальню и писает на вашу постель, установите детский манеж у входа в комнату. Если щенок любит рыться в мусорном ведре на кухне, установите на шкафчике замок от детей. А если щенок грызет ваши шнурки, просто ставьте обувь туда, где он ее не достанет. (Внимание! НЕ НОСИТЕ «КРОКСЫ», пока не добьетесь от щенка полного послушания.)
«Ага! – уже кричат скептики. – Но ведь это простое уклонение от проблемы, разве нет?»
Именно. Именно уклонение.
А зачем искать себе проблемы?
Зачем давать щенку возможность вести себя непозволительно?
Зачем ставить его в ситуацию, где он сможет совершить ошибку, а вы – наказать его?
Контролируйте среду соответствующим образом, чтобы нежелательное поведение просто не проявлялось, и обязательно предлагайте щенку массу возможностей для поведения желательного.
Я часто даю двухчасовые консультации хозяевам щенков. И в конце визита, после того как я тщательно выявлю все нити проблемного поведения собаки, я составляю простой и понятный план дрессировки с массой предложений по контролю и управлению, которые должны сохранить красивые дома в целости и сохранности. Мои рекомендации не дадут щенкам качаться на шторах, совершать набеги на кухню и писать на ковры.
Хозяин дома (да, да, это чаще всего бывает муж!) просматривает план дрессировки, а потом с удивлением поднимает глаза и спрашивает:
– Но ведь это же обычный здравый смысл, разве нет?
– Именно! – отвечаю я. – Обычный здравый смысл. С вас 350 фунтов.
А потом я подмигиваю щенку, жму руку жене и со спокойной душой еду домой!