Я чувствую себя очень удачливым, так как у меня есть возможность представить здесь эти драгоценности из сокровищницы преданного служения Всевышнему, что изошли из божественных лотосоподобных уст Ом Вишнупада Парамахамсы Шри Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа в период с 1981 по 1985 года. Известный среди любящих учеников просто как Шрила Гуру Махарадж, Его Божественная Милость воплощал в себе вечную жизнь, надмирное знание и божественное счастье. Он посадил нектарные семена кр̣ш̣ н̣а-премы – высочайшей цели жизни – в сердца удачливых душ. Он погасил огонь разлуки, пылавший в наших сердцах после ухода из этого мира величайшего посланника сознания Кришны на Западе, Его Божественной Милости Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, и в то же время стал воплощением нашего заветного желания духовной поддержки и пробудил в нас неутолимую жажду духовного совершенства.
Затрагиваемые здесь темы были подобраны таким образом, чтобы показать действительный практический метод развития искреннего садхаки, следующего по пути чистого преданного служения Верховному Господу Шри Кришне, и в особенности такому Его образу как Шри Чайтанья Махапрабху. Шрила Гуру Махарадж неоднократно подчеркивал, что по этому пути следует продвигаться с осторожностью, шаг за шагом, не упуская при этом ничего, дабы не угодить в западню сахаджии (подражательства) или ма̄йава̄ды (имперсонализма). Он учил нас тому, что, всегда держась са̄дху-сан̇ги (благоприятного общества преданных) – будь-то напрямую или через их ш́ икш̣ у (наставления), – воспевая святые имена Господа искренне и с верой и совершая с любовью служение Шри Гуру и вайшнавам, можно неуклонно продвигаться по пути обратно к Богу.
Это движение продолжается и ускоряется, когда мы принимаем все более и более высокие концепции и отвергаем более низкие. И это развитие бесконечно, оно выходит далеко за пределы тат̣ астха-области вираджа (нирва̄н̣а), являющейся целью буддистов, а также за пределы брахмаджйоти – цели йогов, и устремляется через Шива-локу к духовным обителям Вайкунтхи, Айодхьи, Двараки, Матхуры и в конечном итоге – к Голоке Вриндаване. Здесь Всевышнему поклоняются как Шри Шри Радха-Говинде во Враджа Дхаме или же как Их объединенной форме, Шри Чайтанье Махапрабху в Навадвип Дхаме. И если кто-либо достигает непостижимо возвышенного положения служения слугам слуг Самой Шримати Радхарани, высочайшей цели для гаудия-вайшнавов, то это происходит только по Их милости.
Предварительные наставления, касающиеся метода контроля ума и чувств, а также принципов поведения преданных, были даны в таких книгах, как «Шри Упадешамрита» Шрилы Рупы Госвами. Внимательное следование этим указаниям должным образом несомненно обеспечит подлинное продвижение по пути бхакти. Шрила Шридхар Махарадж раскрывал все эти вопросы более подробно, при этом он непрестанно подчеркивал, что искреннее внутреннее стремление к служению Господу и неподдельное переживание собственного бессилия – это настоящие ключи к воплощению ш́ аран̣а̄гати, или самопреданию чистой души.
В конечном итоге пробудившаяся в душе подлинная божественная любовь уже сама будет направлять душу к ее наилучшему положению в определенной группе служения (сварӯпен̣а-вйавастхитих̣), в которой преобладает один из главных вкусов, будь то умонастроение слуги (да̄сйа), друга (сакхйа), опекуна (ва̄тсалйа) или же всеохватывающий вкус отношений возлюбленных (мадхурйа-раса). Шрила Гуру Махарадж объяснил нам, что в пределах каждой из этих рас существуют различного рода «деления и подразделения», главы групп и их последователи, правое крыло и левое крыло – множество ступеней градации. В сущности, все они гармонизируются энергией Всевышнего, Йога-майей, чтобы обеспечить динамичное взаимодействие «разнообразия в единстве», которое поддерживает, питает и совершенствует игры (лӣла̄) Господа.
Безграничное – это не что-то статичное (нирвиш́ еш̣ а), оно динамично; и эта активность порождает сладость в служении как через единение, так и через разлуку. Данные Шрилой Шридхаром Махараджем объяснения всех этих тончайших положений, его откровения относительно глубочайшего смысла ш́ лок Шримад Бхагавад-гиты, «Шримад-Бхагаватам», Гаятри и иных мантр, вскрывают новые глубинные пласты в нашем сознании и питают наши ростки преданности (бхакти-лата̄), чем действительно удачливые души не могут пренебречь.
Преданные, которые познакомились с теистическим учением, основанном на чистой преданности, благодаря несравненному наставнику ш́ актйавеш́ а-авата̄ре Шриле А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, найдут в этой книге очень сладостное и в высшей степени прекрасное толкование его учения. Этот «бесценный дар» сознания Кришны, который Шрила Прабхупада принес в западный мир, следует бережно принять в свое сердце и там оберегать и питать его. Это возможно лишь благодаря силе поддержки великих маяков, что из духовного мира освещают путь преданности, каковым является Шрила Шридхар Махарадж, которого Шрила Прабхупада любил и в духовных вопросах почитал как своего ш́ ӣкш̣ а̄ -гуру. Удачливая пробудившаяся душа должна увидеть, что ценность этого взаимообмена в том, что он станет причиной ее роста, если она действительно движется по направлению к приводящей все в гармонию Истине, находящейся за пределами всех материалистических сектантских отношений.
Также я искренне чувствую, что Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж, преемник Шрилы Гуру Махараджа, заботливо охраняет, претворяет в жизнь и распространяет наследство, оставленное Шрилой Прабхупадой и Шрилой Шридхаром Махараджем, и что наши сердца пылавшие в невыносимом огне разлуки с этими двумя великими душами, снова смогли обрести надежду.
Господь милостиво нисходит как ачарйа, чтобы даровать Самого Себя душам этого мира. Вся слава Бхагавану Шри Кришне и Шри Чайтанье Махапрабху! Я предлагаю свои искренние дан̣д̣ават-пран̣а̄мы всем святым вайшнавам, через которых мы можем обрести благословенные откровения божественной веры.