1

«Досознательное» не следует отождествлять с «бессознательным». Забегая вперед, скажем, что «бессознательное» – это либо перенесенные в область несознаваемого сознательные феномены («бессознательная воля», «бессознательное мышление» в немецком идеализме), либо проявления инстинктивной жизни человека (например, «вытесненное» из сознания в концепции З. Фрейда). Так или иначе, бессознательное, по сути, относится к сознаваемому миру, имеет сознательное происхождение. Досознательное первично по отношению к сознательным представлениям, является условием их возможности и оказывает влияние на формирование их смыслового содержания.

2

Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. М., 2014.

3

Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 310.

4

Там же. С. 241.

5

Там же. С. 151.

6

Там же. С. 305.

7

Там же. С. 255.

8

Там же. С. 280.

9

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 297.

10

Там же. С. 298.

11

Passmore J. Hume’s Intentions. L., 1980; Penelhum T. Hume’s Theory of the Self Revisited // Dialogue. 1975. Vol. 14. No. 3.

12

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 72.

13

Там же. С. 298.

14

Там же. С. 325.

15

Там же. С. 68.

16

Там же. С. 280–281.

17

Ainslie D.C. Hume’s Reflections on the Identity and Simplicity of Mind // Philosophy and Phenomenological Research. 2001. Vol. 62. No. 3. P. 566–570.

18

Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2006. P. 26.

19

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 94.

20

Там же. С. 123.

21

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 298.

22

Там же. С. 63.

23

Там же.

24

Там же. С. 269–270.

25

Там же. С. 254.

26

Там же. С. 266.

27

Там же. С. 298–299.

28

Stone J. Hume on Identity: A Defense // Philosophical Studies: An International Journal for Philosophy in the Analytic Tradition. 1981. Vol. 40. No. 2. P. 280.

29

Ibid. P. 280–281.

30

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 325–326.

31

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 221.

32

Там же. С. 62.

33

Там же. С. 59.

34

Кант И. Критика практического разума. С. 125.

35

Там же. С. 63.

36

Там же. С. 42.

37

Там же. С. 125.

38

Кант И. Критика практического разума. С. 141–142.

39

Там же. С. 136.

40

Там же. С. 108.

41

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004. С. 137.

42

Sellars W. Empiricism and the Philosophy of Mind. Cambridge: Harvard University Press, 1997.

43

Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2010. С. 110.

44

Там же. С. 111.

45

Там же. С. 109.

46

Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983. C. 61.

47

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 111.

48

Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 109–110.

49

Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля. C. 61.

50

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 138.

51

Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 83.

52

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 154.

53

Там же. С. 171.

54

Там же. С. 189–191.

55

Там же. С. 232.

56

Там же. С. 175.

57

Carr D. Husserl’s Problematic Concept of the Life-World // American Philosophical Quarterly. 1970. Vol. 7. No. 4. P. 332–337.

58

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 176.

59

Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 81.

60

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 300.

61

Там же. С. 300–301.

62

Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 105.

63

Schuetz A. Type and Eidos in Husserl’s Late Philosophy // Philosophy and Phenomenological Research. 1959. Vol. 20. No. 2. P. 164.

64

Молчанов В.И. Трансцендентальный опыт и трансцендентальная наивность в «Картезианских медитациях» Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 223.

65

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 210.

66

Husserl E. Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. Dordrecht, 2001. P. 5.

67

Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 67–68.

68

Landgrebe L. The Problem of Passive Constitution // Landgrebe L. The Phenomenlogy of Edmund Husserl. Ithaca, 1981.

69

Husserl E. Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. P. 162.

70

Ibid. P. 482–483.

71

Ibid. P. 483.

72

Ibid. P. 423.

73

Biceaga V. The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. L.; N.Y., 2010. P. 17.

74

Husserl E. Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. P. 230.

75

Ibid. P. 51.

76

Husserl E. Analyses Concerning Passive and Active Synthesis: Lectures on Transcendental Logic. P. 152.

77

Ibid. P. 494.

78

Ibid. P. 268.

79

Ibid. P. 517.

80

Biceaga V. The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. P. 16.

81

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2004. С. 33.

82

Watkins E. Kant and the Myth of the Given // Inquiry. 2008. Vol. 51. No. 5. P. 521–523.

83

Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структура опыта // Логоc. 1992. № 3. С. 12.

84

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 204.

85

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 88.

86

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С. 282.

87

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 35.

88

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С. 542.

89

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 304.

90

Там же. С. 68.

91

Там же. С. 140–141.

92

Там же. С. 219.

93

Там же. С. 196.

94

Там же. С. 223.

95

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 3. М., 1994. С. 193–197.

96

Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. 2003. № 9. С. 145.

97

Кант И. Критика чистого разума. С. 486–487.

98

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Избранные работы. М., 2005. С. 211.

99

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. М., 2009. С. 255.

100

Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 99–100.

101

Там же. С. 106.

102

Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 392.

103

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 171.

104

Там же. С. 72.

105

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С. 537.

106

Там же. С. 538.

107

Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. М., 2010. С. 39–40.

108

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. § 34.

109

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 297–298.

110

Там же. С. 305.

111

Кант И. Критика чистого разума. С. 85.

112

Там же. С. 38.

113

Там же. С. 85.

114

Там же. С. 305.

115

Там же. С. 312.

116

Там же. С. 316–317.

117

Кант И. Критика чистого разума. С. 321.

118

Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1998. С. 33.

119

Кант И. Критика чистого разума. С. 676.

120

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. С. 237.

121

Гуссерль Э. Соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994. С. 30.

122

Там же. С. 79.

123

Там же. С. 88.

124

Там же. С. 140.

125

Там же. С. 131.

126

Гуссерль Э. Парижские доклады // Гуссерль Э. Избранные работы. М., 2005. C. 350.

127

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. С. 177–178.

128

Grünbaum T., Zahavi D. Varieties of Self-Awareness // The Oxford Handbook of Philosophy and Psychiatry. Online Publication Date: Sep. 2013. P. 7.

129

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. С. 244.

130

Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго // Логоc. 2003. № 2 (37). С. 91.

131

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 27.

132

Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго. С. 90.

133

Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. P. 130.

134

Ibid. P. 132.

135

Кант И. Критика чистого разума. C. 127–128.

136

Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. P. 124.

137

Ibid. P. 132.

138

Ibid. P. 72.

139

Ibid. P. 123.

140

Ibid. P. 122.

141

Zahavi D. Unity of Consciousness and the Problem of Self // Gallagher Sh. (ed.). The Oxford Handbook of the Self / Oxford Handbooks Online. Online Publication Date: May 2011. P. 10.

142

Ibid.

143

Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. P. 131.

144

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 209.

145

Там же. С. 231.

146

Гуссерль Э. Картезианские медитации. С. 44.

147

Biceaga V. The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. P. 9.

148

Zahavi D. Self-awareness and Affection // Alterity and Facticity / N. Depras, D. Zahavi (eds). Dordrecht, 1998. P. 217.

149

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. § 34.

150

Там же.

151

Там же.

152

Хайдеггер М. Бытие и время. С. 331.

153

Хайдеггер М. Бытие и время. С. 331.

154

Там же.

155

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 171.

156

Там же. С. 160.

157

Кант И. Критика чистого разума. С. 85.

158

Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения // Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996. С. 90–91.

159

Там же. С. 66.

160

Там же.

161

Там же. С. 67.

162

Там же. С. 70.

163

Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. С. 77.

164

Там же. С. 82.

165

Там же. С. 91.

166

Там же. С. 82–83.

167

Там же. С. 91.

168

Там же. С. 90–91.

169

Гуссерль Э. Логические исследования. Т. II. Ч. 1. М., 2011. С. 355.

170

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 25.

171

Там же.

172

Там же. С. 26.

173

Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго. С. 90–91.

174

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто… С. 26–27.

175

Smith D.W. The Structure of (Self-) Consciousness // Topoi. 1986. No. 5. P. 151.

176

Nagel T. What is it like to be a bat? // The Philosophical Review. 1974. Vol. 83. No. 4. P. 436.

177

Levine J. Purple Haze: The Puzzle of Consciousness. N.Y., 2001. P. 6–7.

178

Rosenthal D.M. Higher-Order Thoughts and the Appendage Theory of Consciousness // Philosophical Psychology. 1993. Vol. 6. No. 2. P. 157.

179

Rosenthal D.M. A Theory of Consciousness // The Nature of Consciousness: Philosophical Debates / N. Block. O. Flanagan, G. Güzeldere (eds). Cambridge, Mass., 1997. P. 739.

180

Ibid.

181

Kriegel U. Consciousness as Intransitive Self-Consciousness: Two Views and an Argument // Canadian Journal of Philosophy. 2003. Vol. 33. No. 1. P. 122.

182

Ibid. P. 124–125.

183

Zahavi D. Subjectivity and Selfhood: Investigating the First-Person Perspective. P. 23–24.

184

Ibid. P. 64.

185

Ibid. P. 25.

186

Ibid. P. 26.

187

Ibid P. 71–72.

188

Ibid. P. 122.

189

Ibid. P. 132.

190

Grünbaum T., Zahavi D. Varieties of Self-Awareness // The Oxford Handbook of Philosophy and Psychiatry. Online Publication Date: Sep. 2013. P. 7–8.

191

Gennaro R.J. Jean-Paul Sartre and the HOT Theory of Consciousness // Canadian Journal of Philosophy. 2002. Vol. 32. No. 3. P. 302.

192

Ibid. P. 306.

193

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. С. 184.

194

Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. С. 112.

195

Там же. С. 113.

196

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 3. М., 1994. С. 85.

197

Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М., 1999. С. 60–61.

198

Под «сознательным творчеством» («сознательным познанием») понимается не только целенаправленно осуществляемое познание, ведущее к изменению сознаваемого мира, но и всякое, в том числе стихийное, лишенное самоотчета, творчество, осуществляемое тогда, когда познание в целом уже вышло на уровень сознания, когда познающий уже имеет дело с сознаваемым миром.

199

Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 320.

200

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 249–250.

201

Юм Д. Трактат о человеческой природе. С. 300.

202

Кант И. Критика чистого разума. С. 207.

203

Там же. С. 136.

204

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004. С. 189.

205

Biceaga V. The Concept of Passivity in Husserl’s Phenomenology. L.; N.Y., 2010. P. 29.

206

Ibid. P. 25.

207

Вейль Г. Симметрия. М., 1968. С. 33.

208

Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. М., 2014. С. 321–326.

209

Пуанкаре А. Ценность науки // Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 177.

210

Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. М., 2010. С. 375.

211

Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 2003. С. 126.

212

«Объективный мир» образуют все те составляющие сознаваемого мира, которые принимаются в качестве реальности, существующей независимо от познающего, но при этом подлежащей познанию. Об основаниях разделения сознаваемого мира на «объективный» и «субъективный» миры пойдет речь в главе 7.

213

Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. С. 250–251.

214

Там же. С. 252.

215

Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. С. 25.

216

Там же. С. 144.

217

Там же. С. 145.

218

Там же. С. 138.

219

Соловьев В.С. София // Логос. 1991. № 2. Ч. 1. Гл. 1. О метафизической потребности у человека.

220

Цит. по: Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 72.

221

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. С. 25.

222

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 8 т.: Т. 5. М., 1994. С. 218.

223

Там же. С. 212.

224

Кант И. Критика способности суждения. С. 216.

225

Там же. С. 215.

226

Там же. С. 217.

227

Там же.

228

Там же. С. 216.

229

Там же. С. 218.

230

Там же. С. 220.

231

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 67.

232

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 128.

233

Там же. С. 138.

234

Там же.

235

Там же. С. 271–272.

236

Там же. С. 282.

237

Там же. С. 288–289.

238

Там же.

239

Там же. С. 289.

240

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. С. 291.

241

Там же.

242

Там же. С. 290.

243

Там же. С. 289–290.

244

Там же. С. 290–291.

245

Там же. С. 300–301.

246

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 29.

247

Там же.

248

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. С. 53–54.

249

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб., 2007. С. 54–55.

250

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. С. 32.

251

Там же. С. 33.

252

Там же. С. 55.

253

Там же. С. 40.

254

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. С. 49.

255

Юнг К.Г. Психология архетипа младенца // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996. С. 88–89.

256

Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. С. 189.

257

Петрухин В.Я. Загробный мир // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 455.

258

Там же. С. 456.

259

Токарев С.А. Двуполые существа // Мифы народов мира. Т. 1. С. 359.

260

Кереньи К. Кора // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. С. 126.

261

Гесиод. Теогония // Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001. C. 24.

262

Токарев С.А. Двуполые существа. С. 358–359.

263

Кереньи К. Предвечный Младенец в предвечные времена // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. С. 70.

264

Кереньи К. Предвечный Младенец в предвечные времена. С. 84.

265

Иванов В.В. Близнечные мифы // Мифы народов мира. Т. 1. С. 174–175.

266

Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. С. 162.

267

Гесиод. Теогония // Гесиод. Полное собрание текстов. C. 24.

268

Токарев С.А. Двуполые существа. С. 359.

269

Иванов В.В. Близнечные мифы. С. 176.

270

Там же. С. 175.

271

Об основаниях этого изменения речь пойдет ниже.

Загрузка...