Первоначальные качества

Античные философы предполагали, что в основе многообразия вещей лежит какой-либо один первоэлемент, первоматерия. Согласно их воззрениям, жизнь возможна тогда, если присутствуют два первичных и необходимых для нее качества, а именно: во-первых, для любой жизни необходимо тепло или жар. Жизнь невозможна в холодном первозданном Океане – Хаосе. Во-вторых, для жизни необходима жизненная влага, дающая ей необходимые жизненные соки – первичные воды жизни. Следовательно, первоматерия должна была обладать этими первоначальными качествами – теплом и влажностью. Это два противоположных начала – тепло испаряет и высушивает влагу, а влага гасит и охлаждает жар. Жар приписывался древними Солнцу и был мужского рода, а влага другому, уже ночному светилу – Луне, и была она женского пола.

Но прямое столкновение этих двух начал Бытия является разрушительным, древние это прекрасно понимали. Для жизни жар необходимо было несколько остудить, а влагу несколько подсушить. Так эти два первоначала начинают обретать некую протяженность. Тепло, постепенно остывая переходит в холод, а влага, постепенно теряя свои качества, переходит в сухость. Так образуются четыре основных категории Бытия. Две из них мужские и находятся как бы на мужской оси, это тепло и его отсутствие – холод. Две другие категории – женские, и расположены они на женской оси: это влага и ее отсутствие – сухость. Из них происходит дальнейший этап образования Космоса.

Женская ось, по учениям древних, символизировалась горизонтальной линией, это был символ Матери Земли и ее плодородия. Это статика в жизни природы. Мужское же начало символически изображалось вертикальной линией с вектором, направленным вверх. Наложение этих двух символов Бытия друг на друга, символизировало собой священный брак – иерогамию, объединение мужского и женского элементов Бытия. Символом этого брака было наложение вертикальной и горизонтальной осей друг на друга. Это всем известный символ креста, как творения, воплощения в материю. А также это еще и символ Мандалы – Космоса проявленного. Результатом этого брака или иерогамии было возникновение всего воплощенного Космоса, который по учениям древних состоял из первоэлементов или стихий. На этом подробно останавливается Аристотель в своей «Метафизике», а также Платон в «Тимее».



Рис.2 Первоначальные качества и стихии

Соединение жара и влаги породило Воздух, жара и сухости – Огонь, холода и влаги – Воду, а холода и сухости – Землю. Все это – уже дальнейшее развитие Космоса и возникновение жизни и вещей уже их этих первоэлементов. Не вдаваясь в метафизику древних, мы только остановимся на тех астрологических особенностях, которые вытекают из свойств четырех категорий. Современные астрологи мало останавливаются на этих предметах, однако их желательно знать, так как из них вытекают многочисленные следствия и делаются важные выводы для характеристик планет и знаков Зодиака в астрологии.

Жар

Пол: мужской.

Основная сила: сила экспансии, распространения и завоевания.

Сущность: расширение, активность, действие.

Воздействие в астрологии: согревающее, оживляющее, жизнеутверждающее, воодушевляющее, витальное, предприимчивое, импульсивное, страстное, целеустремленное, агрессивное и решительное, наполненное самосознанием.

Жар – создатель пылкой воли и активных чувств. Накопление жара приводит к толчку, удару, взрыву и в результате – к движению. При преобладании жара человек становиться активным, инициативным, даже агрессивным, действует инстинктивно, а не руководствуясь разумом. Жар дает стремление к действию, к активному воздействию на других через собственное «Я», дает порыв, вдохновение, мужество, напористость, решительность и предприимчивость. Он несет любовь к ближнему, благородство и великодушие, здесь чувства властвуют над разумом.

В физиологии: полные формы, цветущие, сияющие черты лица.

Холод

Пол: мужской.

Сила: сила концентрации, сжатия, стягивания.

Сущность: охлаждение, стягивание, сгущение, кристаллизация.

Воздействие в астрологии: охлаждающее, сужающее, сгущающее, замедляющее и тормозящее, затрудняющее, углубляющее, ведущее к обдуманности, сдерживающее, создающее препятствия и ведущее к их преодолению.

Холод – это умение накапливать, концентрировать и отражать. Он повышает сопротивляемость, упорство, дает инертность, замедляет все процессы. Холод иногда проявляется через чувство страха, приводящее к одиночеству, пессимизму, в крайних случаях – к неприятию мира. Холод придает сдержанность, расположение к созерцательности, склонность к уединенному образу жизни. Дает сдержанность чувств, пассивность в действии, выносливость, упорство и упрямство, преобладание разума над чувствами. Холод придает также трезвость мысли, расчетливость.

В физиологии: истощенные формы, холодные бледные черты лица, низкая витальность и нехватка сил.

Влага

Пол: женский.

Сила: расслабление.

Сущность: неопределенность, неустойчивость, размягчение, растворение, пассивность.

Воздействие в астрологии: переменчивое, неопределенное, нерешительное, подвижное, расслабляющее, смягчающее, усмиряющее, мягкое, впечатлительное, привязчивое, податливое, чувствительное.

Влага порождает чувствительность и чувственность. Сама по себе она бесформенна, не имеет четких границ. Благодаря таким свойствам, как восприимчивость, впечатлительность и пластичность, влага способствует созданию разнообразных форм. Ее собственное «Я» легко может слиться с другим «Я», но не теряя при этом своей внутренней индивидуальности. В совокупности влияние влаги носит смягчающий характер, т.е. ослабляет напряжение, унимает боль, успокаивает душу. Влага – это связи, контакты, общение. Она дает человеку умеренный и сдержанный характер, немного пассивный, мягкий, покорный, нежный, чуткий, мечтательный, слабый, неуравновешенный. Рождает богатую фантазию, дает живое воображение и умение приспосабливаться ко всему, благожелательность и благосклонность.

В физиологии: округлые формы, нечеткие, расплывчатые линии тела. Расслабленное тело. Лицо бледное, несколько одутловатое.

Сухость

Пол: женский.

Сила: напряжение, тяготение.

Сущность: затвердение, материализация.

Воздействие в астрологии: практичное, создающее склонность к практицизму, материалистичное, трезвое, придающее выдержку, наделяющее решительностью, толкающее к агрессии, наделяющее упрямством, стремлением к власти и своеволием.

Сухость – это воля, выдержка, выносливость, настойчивость, общительность. Сухость дает резкий, строгий, всегда напряженный характер, склонный к преувеличению, что может привести к перенапряжению и ослаблению организма, к черствости души. Дает также решительность, суровость, пунктуальность и аккуратность, стремление властвовать над другими, командовать.

В физиологии: резкие, четко очерченные формы. Человек держится прямо и непреклонно.


Все, что является частью проявленного, физического мира аристотелевской физики, составлено различными комбинациями первичных качеств: жара, холода, влаги и сухости. Первая пара этих качеств, жар-холод, называется активной; вторая пара, влага-сухость, называется пассивной. Действие тепла – соединять вещи одной природы, тогда как холод соединяет вещи как одинаковой, так и противоположной природы. Влага – это то, что ограничено извне, и что поэтому плохо ограничивает само себя, а сухость, наоборот, не ограничивается снаружи и легко ограничивает саму себя.

Каждое из этих качеств проявлено в материи в виде комбинации с другим качеством. Возможные комбинации первичных качеств, которых всего четыре (поскольку пар тепло-холод и сухость-влага существовать не может) порождают так называемые первоэлементы.



Все материальные тела состоят из этих четырех первоэлементов в различном количестве и пропорции. Первоэлементы обладают свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.

В результате соединения элементов в различных сочетаниях возможно образование сложных тел с различными свойствами. Образование нового тела (с иным сочетанием элементов) возможно, по Аристотелю, в результате миксиса – истинного смешивания (в отличие от механического). Важным моментом в учении Аристотеля является способность элементов к взаимопревращению. Это возможно, поскольку каждый элемент представляет собой лишь одно из состояний единой первоматерии (определённое сочетание её качеств). Положение о возможности превращения одного элемента в другой стало позднее основой алхимической идеи о возможности взаимных превращений металлов (трансмутации).

Загрузка...