Нефтегазовая отрасль, включая нефтепереработку, нефтегазохимию, логистику, широкую сеть хранилищ нефти, сжиженного природного газа, баз хранения нефтепродуктов и АЗС, в процессе своей производственной деятельности подвержена широкому спектру негативных воздействий, которые в конечном итоге приводят к авариям и катастрофам, экологическому ущербу, банкротствам среди участников рынка. Кроме того, в нефтегазовой отрасли происходят события, которые негативно влияют на общество, государства, а в политической сфере события в нефтяной и газовой промышленности могут приводить к международным кризисам и даже военным действиям. Для любого жителя нашей планеты несложно привести примеры подобных негативных событий, так или иначе связанных с нефтью и газом.
Предметом оценки, анализа и управления рисками в нефтегазовой отрасли как раз и являются все негативные события с нежелательными последствиями, но не те, которые уже произошли, – они представляют интерес для историков, страховых компаний, специалистов по расследованию происшествий и извлечению уроков, – а те события, которые пока не произошли, но могут произойти в будущем.
В таблице 3.1 приведена первая десятка наиболее значимых рисков в Российской Федерации в 2019 г., полученная путем опроса 2415 экспертов из 86 стран и опубликованный Allianz Risk Barometer в 8-м ежегодном исследовании[5] ключевых бизнес-рисков. Топ-10 рисков для бизнеса, очевидно, применимы и более чем актуальны для нефтегазовой отрасли. В самом деле, всем как минимум может быть интересно и полезно знать в рамках своей специальности и работы: что такого может неприятного произойти, а главное, как с этим бороться или снизить негативные последствия.
Таблица 3.1
Приоритетные 10 рисков на 2019 г. в Российской Федерации
НО. Все сложности, проблемы и потенциальные события и угрозы, воздействующие на нефтегазовую отрасль, очень многообразны, начиная от биржевых паник, выборов глав государств и завершая нерадивостью отдельных сотрудников при выполнении простейших операций на оборудовании, – описать в одной книге с разумной достаточностью невозможно. Поэтому мы будем далее концентрироваться на тех рисках, которые включают в себя возможные опасные события в будущем с негативными последствиями и связаны непосредственно с производственной деятельностью по добыче, переработке, транспортировке и отпуску конечным потребителям нефти, газа и продуктов их переработки. Указанную группу рисков мы будем называть «производственные риски».
Производственные риски охватывают более широкую область, чем риски охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды[6] (ОТ, ПБ и ООС). Дополнительно к ОТ, ПБ и ООС производственные риски включают в себя возможные негативные события, связанные с нарушениями технологии, неаварийными остановками, выпуском некачественной продукции, воздействиями заинтересованных сторон на производственный процесс и т. п. Четкую границу области производственных рисков, равно как и рисков в области ОТ, ПБ и ООС, провести невозможно, но это и не требуется на практике.
К перечисленным в таблице 3.1 топ-10 рисков для Российской Федерации не относятся к производственным следующие:
– изменения в законодательстве и государственном регулировании (торговые войны, экономические санкции, протекционизм, Brexit, распад Еврозоны);
– потеря репутации, ценности бренда;
– макроэкономическая ситуация (программы жесткой экономии, рост цен на сырье, дефляция, инфляция);