Я обучаю тренеров и в преподавании ценю последовательность, поэтому свои лекции начинаю с определений, которые важны для понимания предмета.
Как строгая учительница в очках, я пишу на доске слово «гибкость» и говорю: «Исследуемый объект – гибкость. Определяем его как возможный диапазон движения суставов человека. Говоря об одном суставе, следует употреблять термин “подвижность”». Согласна, звучит скучно, но это необходимо услышать и запомнить. Больше ничего скучного на моих лекциях не бывает.
Кстати, заметьте: когда я рассказываю, для чего на самом деле человеку нужна гибкость, я ни слова не говорю про шпагаты. Гибкость решает гораздо более серьезные задачи, чем освоение шпагата: она обуславливает здоровое функционирование организма. Гибкость нам жизненно необходима – она позволяет дышать полной грудью и двигаться так, как задумано природой. Уже немало, верно? Тело человека создано, чтобы двигаться, а не для того, чтобы находиться в статике. Диапазон возможных движений огромен, и, на мой взгляд, обидно сознательно его снижать.
В этой книге я говорю про природную гибкость, изначально данную человеку. Гибкость, которую сковывают бытовая моторика, двигательные паттерны, стресс, переживания, страхи, груз ответственности и все то, что находится в голове и сердце. Переживания изначально не осязаемы, но становятся таковыми, когда находят отражение в теле. Видели, как гнутся маленькие дети? Гибкость дана каждому при рождении. А потом на нас оказывает влияние окружающий мир, что естественно, и в итоге гибкость оказывается заточенной в теле современного человека, как прекрасная принцесса в башне.
Всего выделяют три вида гибкости: пассивную, активную (баллистическую) и функциональную.
Развитая гибкость позволяет нам сохранять правильную осанку, а ровная и здоровая спина обеспечивает здоровье всего организма. Если нет мышечных зажимов и тело находится в балансе и гармонии, в нем спокойно протекают все процессы жизнедеятельности, происходит полноценный ток энергии. Когда тело исправно функционирует, человек живет полной жизнью. И все это невозможно без развития и поддержания функциональной гибкости.
Пассивная гибкость предполагает внешнее воздействие, которое могут оказывать гравитация, тренер, инвентарь и т. д. На курсе для тренеров я говорю о том, что, развивая только пассивную гибкость ученика, мы снижаем его возможную функциональную гибкость, поскольку не вырабатываем навык удержания положения при помощи силы мышц.
Чтобы определить уровень своей пассивной гибкости, встаньте спиной к стене и попросите помощника поднять вам ногу так высоко, чтобы почувствовалось только легкое натяжение (не до болевых ощущений!). Это и будет вашим уровнем пассивной гибкости.
Активная, или баллистическая, гибкость – это точка экстремума во время маха, резкого движения. Замеры уровня такой гибкости производят только на разогретое тело.
Функциональная гибкость, которую я тренирую вместе со своими учениками, схожа с активной гибкостью, и не все учебные пособия выделяют ее в отдельный вид. Функциональная гибкость необходима, чтобы свободно двигаться, производя движения с широкой амплитудой, а также чтобы удерживать тело в определенном положении без внешней поддержки. Такой вид гибкости предполагает развитие силы мышц кора и мышц – антагонистов растянутых мышц. Тандем силы и гибкости, свобода движений и грация – вот более четкое описание функциональной гибкости.